Условия развития положительных эмоций

Формирование положительных эмоций

В статье «Действие положительных эмоций» мы показали, какое важное значение имеет наличие положительных эмоций в эмоциональной жизни человека. Показано также, какое большое значение имеет наличие в жизни «жизнеобразующих» эмоций. Количество жизнеобразующих эмоций, участвующих в создании мира, зависит от уровня гармонии сознания человека.

Одной из важнейших созидательных функций жизнеобразующих эмоций является управление энергетикой 26-ти энергетических меридианов, отвечающих за физическое здоровье человека. Управление заключается в том, что эффективность работы (насыщенность энергией) прямо зависит от соответствующей эмоциональной поддержки. Это означает, что перечисленные в таблице положительные эмоции нужны человеку для полноценного здоровья.

Любые сообщения, воспринимаемые человеком, можно оценить с точки зрения содержащихся в них эмоций, положительных и отрицательных. Человек, передающий сообщение, может усиливать или ослаблять действие тех или иных содержащихся в нём эмоций, но их состав для данной языковой конструкции является постоянным. Это – предмет изучения науки психолингвистики. Каждая буква, слово, предложение имеют свойственную им эмоциональную природу (содержание). Когда люди говорят о торсионных полях, они говорят именно об этом содержании. Созидательность или разрушительность сообщения, в смысле его воздействия на психику человека, определяется именно составом эмоций (положительных и отрицательных).

Например, вступление А.С.Пушкина к «Руслану и Людмиле» формирует 21 положительную и одну отрицательную эмоцию, «Доктор Айболит» К.И. Чуковского – 21 положительную и три отрицательных, Марсельеза – 19 положительных и 5 отрицательных, Интернационал – 21 положительную и 12 отрицательных, Гимн Советского Союза – 24 положительных и 18 отрицательных, телевизионная заставка «Спокойной ночи, малыши» (старый вариант) – 21 положительную и одну отрицательную, молитва «Отче наш» из Нового Завета – 16 положительных и 6 отрицательных, сура ал-Фаатихах из Корана (текст) – 18 положительных и ни одной отрицательной, когда её поют — 22 положительных и одну отрицательную. Само собой разумеется, что при одинаковом количестве сами эмоции – разные.

А из этого следует, что, если в жизни не хватает положительных эмоций, этот недостаток нужно восполнять разными способами. Это может быть общение с природой, другими людьми, слушание музыки, поэтических произведений, песен и пр. Но это может быть пассивным восприятием эмоций — потреблением. А человека делает только то, что прошло через его собственное созидание. Для человека, активно создающего свой мир, огромное значение имеют эмоции жизнеобразующие.

Одним из действенных актов созидания является молитва. Вообще говоря, молитва является способом формирования своего сознания (эмоции представляют главную часть сознания современного человека). Религии всегда использовали молитву для формирования сознания верующего. И сегодня многие думают, что молитва – это принадлежность религии. Действительно, сущность молитвы – акт общения с Богом. Однако общение с Богом – это личное дело каждого человека. Так же личное дело – выбор религии или отказ от неё. Сейчас психология нашла много способов формирования сознания (НЛП, аутотренинг, настрои, аффирмации и др.). Рассмотреть все методы в короткой статье невозможно.

Дадим самые лучшие способы ментального формирования эмоций. В каждой религии есть молитвы, служащие для поддержания здоровья и его восстановления, когда это необходимо.

В православии универсальной молитвой для этого является молитва «Отче наш». Она формирует следующие шестнадцать эмоций: Жизнелюбие,Заинтересованность, Уверенность, Оправдание, Подчёркнутая дружественность, Открытость, Надежда, Восхваление, Упоение, Уважение, Радость, Дружественность, Кроткость, Окрылённость, Сострадание. Из тринадцати жизнеобразующих эмоций эта молитва поддерживает только семь: Оправдание, Подчёркнутая дружественность, Восхваление, Радость, Дружественность, Самоутверждение, Окрылённость. Приводим их номера по классификации эмоций (см. статью): 6, 7, 9, 10, 13, 14, 16,17, 18, 19, 22,29, 30, 32, 33, 35 (красным цветом отмечены жизнеобразующие эмоции).

Ислам имеет в Коране суру ал-Фаатихах, используемую как молитва. Она обладает способностью формироватьвосемнадцать положительных эмоций (7, 9, 13, 14,15, 16, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26,28, 32, 33): Заинтересованность, Уверенность, Подчёркнутая дружественность, Открытость, Приятие, Надежда, Восхваление, Упоение, Уважение, Эйфория, Радость, Счастье, Восторг, Ликование, Любовь, Восхищение, Кроткость, Окрылённость, Из тринадцати жизнеобразующих эмоций эта молитва поддерживает девять: Подчёркнутая дружественность, Приятие, Эйфория, Радость, Счастье, Восторг, Любовь, Окрылённость.

Один из хадисов передаёт такие (с точки зрения нашего исследования, совершенно справедливые) слова Пророка: «Тот, кто владеет моей жизнью, никогда ещё не давал подобной суры ни в Торе, ни в Библии, ни даже во всём остальном Коране».

Веками накопленный опыт суфиев подтверждает, что исполненное истинной веры и искреннего убеждения чтение суры излечивает все заболевания, духовные и мирские, внешние и внутренние. Хазрат Хвайа Муинуддин Чишти сказал: «Непрерывное повторение суры ал-Фаатихах – надёжное средство от любых проблем человека.

Однако обе религии предназначены для людей с сознанием не выше 7-го уровня гармонии и не обеспечивают формирование эмоций, необходимых для дальнейшего развития сознания. Поэтому главные молитвы обеих религий требуют замены такими молитвами, которые могли бы быть полезными для более духовных людей (выше 7-го уровня гармонии). На постсоветском пространстве таких людей сегодня больше половины. Ислам им ничего не предлагает. Развитие в России Святоотеческого православия в русле норм жизни по Христу, фактически, создало все условия для дальнейшего духовного роста Православных христиан. Лучшее, что имеет для этой цели Православная религия – это Акафист Иисусу Сладчайшему – длинное молитвословное пение, стоя перед иконой Спасителю, написанное русским святым Иоанном Златоустом (XVI век).

Этот Акафист формирует тридцать пять положительных эмоций (приводятся номера по классификации эмоций): 6, 8, 9, 10, 11,12,16,17, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 26, 27, 28, 32, 33, 34, 35,37, 38, 39, 46, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 60, 64, 66, 69.

Читайте также:  Смайлик снимает маску радости

Из 26-ти жизнеобразующих эмоций эта молитва поддерживает двадцать (выделены красным цветом), т. е. позволяет развивать сознание выше 7-го уровня гармонии.

Единое Знание (Учение Христа) имеет для формирования сознания любого человека (атеиста или верующего любой конфессии) созидательную молитву «Отче наш». Молитва формирует тридцать восемь положительных эмоций, из них – двадцать три жизнеобразующих (выделены красным цветом): 7, 8, 9, 10, 13, 15, 18, 20, 22, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 33, 35, 37, 39, 46, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 58, 61, 63,64, 65, 66, 68,69, 70, 72,

Источник

Консультация «Роль положительных эмоций в жизни ребёнка»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. И от того какие эмоции чаще испытывает и проявляет ребёнок зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.docx 277.75 КБ

Предварительный просмотр:

(для педагогов и родителей).

«Роль положительных эмоций в жизни ребёнка»

Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. И от того какие эмоции чаще испытывает и проявляет ребёнок зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми.

Чтобы ребёнок вырос здоровым и счастливым, чтобы умел радоваться солнцу и успешно прожитому дню, чтобы он был уверен в своих силах и умел бороться с трудностями, окружающая его обстановка должна быть такой, где основной фон составляют положительные эмоции. А так как самыми главными людьми для него являются родители, именно они должны создать эту обстановку в доме и семье.

Создание уюта и обстановки спокойствия и благополучия, которая порождает у детей ощущение тепла, покоя и безопасности – является первым условием их эмоционального благополучия.

Фундаментом эмоционального благополучия ребёнка является – любовь. Безоговорочная, безусловная любовь по отношению к ребёнку, прежде всего со стороны родителей.

Любить ребёнка, безусловно – значит любить его, независимо ни от чего. Независимо от его внешности, достоинств и недостатков, плюсов и минусов. Независимо от того, чего мы ждём от ребёнка в будущем и независимо от того, как он ведёт себя сейчас. Безусловная любовь означает, что мы любим ребёнка даже тогда, если его поведение вызывает у нас раздражение, а порой – отвращение. Ясно, что идеала мы не достигнем, но надо стремиться приблизиться к цели безусловной любви.

Мы все считаем себя любящими родителями и то вполне естественно, мы действительно обожаем наших детей и лучшее подтверждение этому то, что в своей душе мы чувствуем настоящую любовь. Но детям важно лишь одно – как мы проявляем своё чувство.

Хочется остановиться на особо значимых способах выражения любви к детям . Это: контакт глаз, физический контакт, эмоциональное общение и пристальное внимание.

Что же такое контакт глаз ? Это просто значит, что мы прямо смотрим в глаза другому человеку. Вам, наверное, приходилось встречать детей, которые избегают смотреть в глаза при общении. Даже взрослый, чувствует себя неуютно, общаясь с такими детьми. Сверстники также неохотно общаются с ними. А теперь вообразите все неприятные последствия, которые ожидают их в будущем. Чтобы избежать этих последствий, родители должны помнить простую истину. Прежде всего, дети учатся всему у них. Они копируют поведение родителей. Если родители чаще смотрят на ребёнка с раздражением или вообще избегают прямого контакта глаз с ним, он приучается к такой же реакции.

Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребёнку важен не только для хорошего коммуникативного взаимодействия с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Ребёнок использует контакт глаз с родителями для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на него, стараясь выразить свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный резервуар. А чем полнее его эмоциональный резервуар, тем положительнее эмоции и лучше поведение.

Замечательный способ укрепления эмоционального равновесия ребёнка физический контакт с ним . Ребёнку жизненно необходимы активные проявления нежности объятия и поцелуи. Психологи и медики единогласно утверждают, что для нормального развития ребёнка ежедневно необходимы 20 объятий и до 200 лёгких прикосновений. Физический контакт то не только объятия и поцелуи, то и такие контакты как: прикоснуться к руке, погладить по голове, потрепать по волосам. Хочется заметить, что мальчикам также необходимы нежные проявления любви. По мере взросления их больше привлекает мужская линия поведения, а именно, потасовки, шутливые драки, борьба. Для девочек физический контакт с годами становится важнее и достигает пика в возрасте 12-13 лет.

Каждый ребёнок чувствует себя любимым, проявляет массу положительных эмоций, когда родители, оставив все дела, общаются с ним. Общаясь с ребёнком, как можно чаще улыбайтесь ему, говорите добрые и ласковые слова, хвалите его, свободное время проводите вместе с ребёнком. Вместе играйте, беседуйте с ним, развлекайтесь, трудитесь вместе. Время, которое вы проведёте вместе с ребёнком, для него дороже любой игрушки. В некоторых случаях, больше всего на свете, ребёнку требуется пристальное внимание родителей. Когда мы уделяем пристальное внимание ребёнку — это значит, что мы сосредотачиваемся на нём полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы он ни на мгновение не сомневался в нашей любви к нему. Он должен почувствовать себя важной, значимой личностью и то, что он единственный в своём роде. Такое знание очень необходимо в развитии самооценки, что глубоко влияет на способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми. Как обеспечить ребёнку пристальное внимание? Если вы заметили, что ребенок ведет себя не так как обычно, например, он очень раздражителен или наоборот молчит, старается уединиться. Найдите время, чтобы побыть с ним наедине и выслушайте все, что он вам будет говорить. Если ребенок молчит, разговорите его. Говорите с ним на отвлеченную тему, которая будет ему интересна. В минуты пристального внимания у вас появляется возможность дополнительного физического контакта и контакта глаз с ним. Ласково смотрите ребенку в глаза и обнимите его, поцелуйте. В такие минуты душа ребенка «оттаивает» и он способен поделиться с вами своими сокровенными мыслями, особенно если его что-то тревожит или угнетает. Пристальное внимание требует от родителей время, а времени, как всегда, не хватает. Что же делать? Определитесь, что в вашей жизни является наиболее важным и первостепенным. Где на этой шкале ценностей находится ваш ребенок. Занимает ли он первое место, второе, третье? И дай бог, чтобы вы не ошиблись. Конечно, это не значит, что вы должны пренебрегать другими аспектами жизни. Просто научитесь разумно контролировать время, которое вы тратите на менее важные ценности жизни. Если ребенок не получит достаточно внимания от родителей, он испытывает беспокойство, потому что чувствует, что все на свете дороже его. В результате он не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его психическое и эмоциональное здоровье.

Эмоциональное общение, пристальное внимание, соответствующий возрасту физический контакт, постоянный контакт глаз наиболее драгоценные дары, которые мы можем передать нашим детям.

Ребёнок, растущий в доме, где его щедро одаривают этими драгоценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и с самим собой и с людьми.

Источник

Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
статья на тему

В данной работе я рассмотрела условия, позволяющие сформировать положительное отношение детей к учебе.

Скачать:

Вложение Размер
sozdanie_usloviy_dlya_formirovaniya_u_uchashchihsya_polozhitelnyh_emotsiy_po_otnosheniyu_k_uchebnoy_deyatelnosti.docx 20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

В наше время, когда для ребенка открыт широкий мир развлечений, стало очень сложно заинтересовать его учебой. Ведь умению трудиться, относиться ответственно к учебе противопоставляется широкий набор игр, мультфильмов. Родители и учителя обеспокоены таким явлением и часто пытаются ограничить детей от современных развлечений, но пробудить интерес и ответственность к учению получается не всегда.

Одна из причин потери интереса к учению заключается в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. Интерес — это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу?

На эти вопросы искали ответы не только наши современники, но и лучшие педагоги прошлых лет. Эти вопросы не однажды возникли в моей практике работы, я и сегодня ищу на них ответ….

Большой вклад в непростом деле воспитания и обучения детей внесли В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амоношвили. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Нельзя обойти стороной и Российских педагогов. На их опыте строится успех современного обучения.

О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д. Ушинский. Он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение — стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения. Великий педагог утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.

А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.

Используя опыт современных педагогов, творчески подхожу к выстраиванию своей системы обучения и воспитания детей.

Так сложилось, что в школе в начальных классах я веду окружающий мир и технологию. Кажется, что сложного – заинтересовать ребенка, держать устойчивый интерес к данным предметам. Но нет, даже здесь приходится постоянно поддерживать интерес, удивлять, находить что-то новое для себя и для учеников.

Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.

Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения:

1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка

2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.

3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.

4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.

5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.

Чтобы эти положительные эмоции сформировались, свой учебный день я начинаю с приветствия, говорю ребятам, что я снова рада видеть их, что мне приносит радость общение с ними. Радуюсь вместе с ними их успехам и огорчаюсь, если вдруг что-то не получилось.

При создании ситуации успеха учитываю следующее:

– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.

– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.

– Нельзя требовать от ученика невозможного.

– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.

— Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.

Я часто хвалю детей, говорю, что он сегодня «молодец», «умничка». Ведь ребенку очень важно почувствовать, что он в моём лице найдёт поддержку и опору. А получая веру в успех, дети не боятся сделать следующий шаг в раскрытии нового. Это воспитывает уверенность в своих силах, пробуждает интерес к учению.

Бывает так, что я делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и требовательной. Но если он чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность.

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью каждым ребенком заводится индивидуальное портфолио, которое позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам.

Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование современных технологий в обучении. Одна из этих технологий – это использование ИКТ в учебном процессе, которое способствует:

-повышению мотивации к учению;

-повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;

-развитию наглядно—образного, информационного мышления;

— совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.

При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную, образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.

Метод проектов – еще одна педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний, это самостоятельная творческая работа обучающихся, выполняемая под руководством учителя.

Метод проектов очень часто используется на уроках окружающего мира и технологии. Есть даже специально отведенные для этого темы. При выполнении проектов стараюсь не перегружать детей, ориентирую на выделение самого главного при выполнении проектов. Стараюсь нацелить детей так, чтобы эта работа доставляла им удовольствие, чтобы выполнить проект они смогли самостоятельно, по минимуму привлекая родителей. Это способствует развитию самостоятельности, формирует активное отношение к окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности к нему.

Еще одна из технологий – это технология проблемного обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения :

— решение научных проблем (научное творчество) — теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;

— решение практических проблем (практическое творчество) — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;

— создание художественных решений (художественное творчество) — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра. Поддерживаю интерес ребёнка к учёбе через учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.

Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: групповые; индивидуальные; работу в парах.

Мне очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к которой я стараюсь подвести учащихся в итоге урока.

Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный «сон».

И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении, поддерживать его интерес к обучению.

Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а значит, будут изменения и в образовании. Мы — учителя, а это значит нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь нововведений.

Источник

Читайте также:  Как бороться с эмоцией страха
Оцените статью