Условия развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников

Актуальность эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Ольга Погорелова
Актуальность эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Все чаще приходится наблюдать, как многие не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, участились случаи, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что — взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Не секрет, что многие взрослые, прежде всего родители, не всегда правильно и адекватно в той или иной форме выражают свое отношение к своим поступкам и поступкам своих детей.

Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью психологического воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Дошкольный возраст — это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрастенеобходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.

Основные потребности дошкольника:

В любви, признании;

Общении (в частности со сверстниками);

Взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении;

Положительных эмоциях;

Общественно значимой деятельности;

Осознании соответствия положительному эталону.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны,во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Обедненная эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. Дети мало интересуются чем — то новым, их игры лишены творчества, а некоторые малыши вообще не умеют играть.

И поэтому, эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка.

Условия развития эмоций и чувств у дошкольников:

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.

2. В специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, занятия с педагогом-психологом, чтения сказок, где дети учатся испытывать определенные чувства.

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виду деятельности — в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, так же возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

Эмоциональная отзывчивость дошкольника это:

— умение откликаться на события, явления окружающей действительности;

— способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом

эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.

В формировании эмоциональной отзывчивости дошкольном возрастеважную роль играют несколько факторов:

— наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения)

Постепенно в процессе развития ребенок усваивает создаваемые обществом материальные и духовные ценности, которые при правильном воспитании становятся содержанием внутренних побуждений ребенка. Ребенок учится сопереживать другому, когда он сам благополучен.

Читайте также:  Как заменить чувство долга

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми, т. к. в дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость между ними. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.

В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций, ребенку трудно скрыть радость, огорчение, удивление, подавить страх и тревогу. Пока эмоции детей еще непосредственны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в подготовительной группе Презентация на тему: «Роль синтеза искусств и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку». Подготовительная группа. Подготовила воспитатель.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Читайте также:  Грустное настроение про осень

Источник

Организация педагогического процесса для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Светлана Валентиновна Варкентин
Организация педагогического процесса для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Cеминар — практикум для педагогов «Организация педагогического процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста». Занятие № 1.

Автор: Варкентин Светлана Валентиновна

педагог – психолог МАДОУ ЦРР – д/с № 131

1. Пре – тест (саморефлексия).

• Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей:

эмоциональная сфера;

эмоциональная отзывчивость;

эмоциональная отзывчивость дошкольника;

эмоциональные компоненты образования (собственно – эмоциональное развитие; опосредованно – эмоциональное развитие).

• Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости у ребенка:

— методика 1. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику»;

— методика 2. Беседа (модифицированный вариант методики Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной);

— методика 3. Педагогические ситуации (см. Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников).

3. Практический инструментарий.

• Основные формы и приемы организации коррекционно – развивающих занятий;

• Структура занятий — игр; этапы организации;

• Игры на развитие эмоциональной отзывчивости у детей.

4. После – тест (саморефлексия).Ценность приобретенного опыта.

Ключевые слова и выражения.

К раскрытию проблемы эмоциональной отзывчивостимы подходим через рассмотрение понятий : эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, эмоциональное развитие.

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.

Эмоциональная отзывчивость дошкольникапонимается нами в первую очередь как:

— умение откликаться на события, явления окружающей действительности;

— способность сопереживать окружающим людям, животным; соотносить факты с жизненным опытом;

эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.

Содержание эмоциональногокомпонента образования включает две стороны:

— собственно – эмоциональное развитие;

— опосредованно – эмоциональное развитие.

Собственно – эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций; включает в себя развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии и формирование представлений о многообразии человеческих эмоций, словаря эмоциональной лексики.

Опосредованно – эмоциональное развитие – это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать прежде всего поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоциональные ситуации; направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом.

Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости ребенка.

Методика 1. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику».

Цель: выявить умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника.

Описание методики: двум детям предлагается выполнить задания разной сложности, но об этом не сообщается. «Закончите работу – можете поиграть с игрушками». Из – за разной сложности заданий дети оказываются в неравном положении по отношению к возможности поиграть с игрушками По мере завершения своего задания,ребенок встает перед выбором: приступить к игре или оказать помощь сверстнику. Психолог в это время наблюдает, обращается ли второй ребенок за помощью к первому и как тот откликается на его обращение.

Читайте также:  Окружающий мир 2 класс наши помощники органы чувств презентация

Оценка результатов исследования. Разное поведение испытуемых в данной ситуации позволяет выделить 3 группы показателей их эмоциональной отзывчивости.

Высокие показатели: содействие ребенка сверстнику.

Средние показатели: сопереживание или сочувствие ребенка сверстнику.

Низкие показатели: низкое сопереживание или сочувствие ребенка сверстнику или полное их отсутствие.

Методика 2. Беседа (модифицированный вариант методики Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной).

Цель: выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.

Описание методики.После наблюдения ребенку задаются вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушки? Почему?

Высокий уровень. Ребенок отвечает правильно на все поставленные вопросы, обосновывает свои ответы. Дети данной категории охотно, по собственному желанию оказывают помощь сверстнику, откликаются на эмоциональное состояние сверстника.

Средний уровень. Дети радуются за успехи других, замечают эмоциональное состояние сверстника, но не пытаются его утешить. Начинают помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает. На некоторые вопросы ребенок отвечает неверно, не может обосновать свой ответ.

Низкий уровень. Дети равнодушно реагируют на успех и неудачи других. Ответы на вопросы в основном даются неверные, в большинстве случаев затрудняются их обосновать, дети руководствуются лишь своими желаниями.

Методика 3. Педагогические ситуации.

Цель: стремление и желание ребенка реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника.

Описание методики. Ребенку предлагается закончить рассказанную ему ситуацию.

Например: Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.Воспитатель ей сказал: «Маша, ты убрала за собой игрушки. Если хочешь, иди играй или помоги Свете…Что ответила Маша? Почему?

Игры на развитие эмоциональной отзывчивости у детей см. у О. В. Алекиновой.

После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

1. В мире детских эмоций. Т. А. Данилина, Н. М. Степина. — М. : Айрис- Пресс, 2006.

2. Волков Б. С. Волкова Н. В. закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. — М. : ТЦ «Сфера», 2003.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком – как?— М: АСТ, Астрель, 2008.

4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте.— М: Академия, 2005.

5. Колосова С. Л. Детская агрессия. – СПб. : Питер, 2004.

6. Синягина Н. Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско – родительских отношений. – М. : Владос, 2001.

7. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование работы с педагогами по ПДД «УТВЕРЖДАЮ» заведующая МДОУ д/с ___ ___ ___ «___»___ 20___г. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ.

Источник

Оцените статью