Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Психологическое сопровождение учащегося, его семьи
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости (консультация для родителей)

Воспитание эмоциональной отзывчивости (консультация для родителей)

Консультация для родителей.

Воспитание эмоциональной отзывчивости

Бобровская Е.В., воспитатель

ГБДОУ №31 Санкт-Петербург, г. Ломоносов, Петродворцовый р-н

“Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка Прекрасное не терпит лжи . Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь.”

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые…Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки…А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?

Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного и эстетического воспитания не работают! Духовное и материальное благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце людей.

“Глядя на прекрасное, и слушая о прекрасном, человек улучшается”, — так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа, произведения искусства, литература – все это в меньшей или большей мере может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях и подвижниках!

Очень важно понять, что не воспринятая Красота не действует, она как бы не существует. Но она ест, ее гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Все дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать Красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не чувствовать Красоту, не восхититься ею, не обрадоваться. В таком случае Красота не действует на нас, не делает нас лучше, не спасает. Необходимо научиться ее воспринимать, осознавать, претворять в жизнь. В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятие Красоты. Для этого очень важно развивать внимание, первый шаг к уточнению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное “Смотри!” – одна из важных задач воспитателя. Можно с уверенностью сказать, что без внимания восприятие невозможно. Обратить на себя внимание ребенку помогают красочность, привлекательность, необычность того, что мы ему показываем.

Читайте также:  Изменения темперамента у пожилых людей

Развивать внимание можно на самых обиходных предметах и самыми простыми способами. Можно подставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил это ли ребенок. Можно предложить ему, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента. Можно каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т.д. Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.

Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться (“выдохнуть”) в рисунке, в поделке, игре ил слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как хочет.

Говоря о восприятии Красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает – и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с Красотой, в процессе свободного творческого самовыражения. Эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной Красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.

Задача воспитателя – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью.

Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших, доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несет в себе Красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будет протекать их развитие и образование.

Условия для воспитания эмоциональной отзывчивости к прекрасному

Создавая условия для воспитания у растущего человека эмоциональной отзывчивости к прекрасному, необходимо знать, что эти условия должны соответствовать следующим требованиям:

· Внутреннее убранство детского сада и детской комнаты дома, где живет и воспитывается ребенок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов, нежелателен диссонанс общего фона с мебелью, (игрушками, произведениями искусства, детского творчества);

· Все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом;

Читайте также:  Поделим жизнь пополам поверим чувствам

· Очень продуманно в детские помещения должны подбираться произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства, ведь они важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному;

· В детском саду и дома должны быть красивые комнатные растения, аквариум с рыбками. На участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы. Все это радует глаз, создает уют, красоту;

· Одежда воспитателей, родителей и детей должна быть эстетичной, чистой.

Итак, умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка к прекрасному не только в детском саду, но и дома, помогут детям развить художественно-эстетические чувства и способности, также будут развивать интеллект и творчество.

Список литературы:

Кошелева А.Д. – Эмоциональное развитие дошкольника, Москва, Просвещение, 1985 г.

Кряжева Н.Л. – Развитие эмоционального мира детей, Ярославль: Академия развития, 1997 г.

Источник

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»

Татьяна Горячева
Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному»

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Нас, педагогов, настораживает тот факт, что дети-то разные, а вот интересы у них однообразные.

Как же разбудить в детях интерес эмоциональную отзывчивость к прекрасному? И почему это нужно делать? Древние греки говорили: «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается». Поэтому наша задача состоит в том, чтобы окружить ребёнка красотой, прекрасным!

Природа, произведения искусства, литература – всё это может дать нам всё необходимое для воспитания детей.

Здесь существует один важный момент- красота должна быть воспринятой, невоспринятая красота не имеет должного воздействия. Всё дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать красоту. Ведь можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься ею.

Поэтому в деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность, без внимания восприятие невозвоможно.

Одна из важных задач воспитателя -направить взгляд ребёнка, произнести призывное: «Смотри!»

Вот некоторые способы развития детского внимания:

-поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребёнок;

— каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня;

— предложить ребёнку, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента;

Но только планомерное, а не от случая к случаю, развитие внимания и наблюдательности у дошкольников приведёт к развитию чуткости восприятия. А это- первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.

Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. И здесь задача педагога — помочь ребёнку выразиться в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность выразить то, что он хочет и как он хочет, то есть свободно, непосредственно.

Читайте также:  Какие чувства выражают междометия примеры

А радость, которая возникает и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с красотой! Задача педагога — создать условия для возникновения этой радости,эстетических переживаний.

Какие же условия необходимы для воспитания у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному?

1. предметы и материалы для разных игр, книги, игрушки, должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям, доставлять радость внешним видом и внутренним содержимым.

2. внутреннее оснащение помещений детского сада, где воспитывается ребёнок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов, оно не должно находится в диссонансе с мебелью, игрушками, произведениями искусства, предметами детского творчества.

— подбор произведений живописи, графики, народного искусства должен быть собенно продуманным, т. к. это важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

— в детском саду должны быть красивые комнатные растения, на участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы.

-особое внимание хотелось бы обратить на внешний вид воспитателей: одежда должна быть эстетичной, чистой, удобной для осуществления различных видов совместной деятельности с детьми.

В заключение, хотелось бы сказать, условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка к прекрасному, созданные не только в детском саду, но и дома, помогут детям развивать художественно-эстетические чувства,интеллект и творчество.

Консультация для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе» Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе. Русская природа. Эти слова легко вызывают в памяти многообразные.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи» Правильное произношение звуков в словах, в самостоятельной речи, четкая их артикуляция и различение на слух являются необходимыми условиями.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание» в старшей группе Консультация для воспитателей Тема: «Экологическое воспитание» Старшая группа №11Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она.

Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений в игре» Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники.

Педагогический проект «Детский утренник как способ развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста» ВВЕДЕНИЕ: Воздействие музыки на детей раннего возраста Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на.

Семинар для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных.

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников Предлагаю вниманию коллег хорошую статью. Полагаю, что статья будет интересна также родителям дошкольников Эмоциональная сфера дошкольника.

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры общения» Бондаренко Оксана Ивановна Воспитание культуры общения. Особое внимание в работе по нравственному воспитанию следует уделять, тому, чтобы.

Экологическое воспитание дошкольников. Консультация для воспитателей Экология — это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степи,.

Источник

Оцените статью