Обеспечение эмоционального благополучия как необходимого условия для создания социальной ситуации развития детей
Юлия Ступаченко
Обеспечение эмоционального благополучия как необходимого условия для создания социальной ситуации развития детей
2. Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску. Поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
3.Одна из первых задач Стандарта: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
П. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста,предполагают:
1) Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям
4. Эмоциональное отношение воспитателя к детям
Положительное: постоянная забота, внимание к детям, тактичная помощь при затруднении. Использует вербальные и невербальные средства общения. Дает ребенку понять, что он ему не безразличен. Доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбы о помощи.
2.Нестабильность: не проявляет в отношениях с детьми инициативы, не хватает чуткости к детям, педагогического такта. Ситуативность поведения при общей положительной эмоциональной окраски.
3. Отсутствие положительного эмоциональногоотношения воспитателя к детям: сух в обращении, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному благополучию детей.
• Безусловное принятие каждого ребенка взрослым
• Позитивность окружающей обстановки детей
• Равенство в отношениях между взрослым и ребёнком
• Гибкий, личностно-ориентированный подход
• Тесное профессиональное сотрудничество всех специалистов
• Создание условий для раскрытий личностной индивидуальности воспитанников
• Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи
• Тактичное общение с ребенком
• Конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия
Всё это и есть обеспечение эмоционального благополучия ребёнка
6. Эмоциональное благополучиедошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми
7. РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ РЕБЁНКА, НАУЧИТЬ ЕГО ОСОЗНАВАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ И ПРОИЗВОЛЬНО ПРОЯВЛЯТЬ ИХ — ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
8. Методические средства развития эмоциональной сферы детей
• Упражнение на выражение эмоций и эмоциональный контакт
• Элементы психологического тренинга
9. игры и упражнение направленные на развитие эмоциональной сферы
• Игра «на полянке»
• Игра «чудесный сон котёнка» Упражнение «Чудесный сон котенка».
Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.
Включается тихая, спокойная музыка,на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек.Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя,улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т. д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
• Игра «испорченный телефон»
• Игра «Ласковые ладошки».
Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.
• Игра «Волшебная коробка».
Утром во время приёма беседую, с детьми узнаю, как они себя чувствуют, какое у них сегодня настроение. Затем показываю коробку и объясняю, что она волшебная в неёможно положить все свои плохие чувства: гнев, обиду, страх, злость, и т. д. Детям предлагаю сделать это, имитируя движения складывания. В конце игры коробку закрываем и говорим, что все ненужные нам чувства остались в ней.
10. Для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищённости используем психологические речевые настройки
— здравствуйте,мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно. А в нашей группе тепло, светло и весело. Ваша улыбка-солнышко, от которого становится тепло и хорошо, поэтому мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
11. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников воспитательно – образовательного процесса.
Может, просто стало нам привычно,
Но не видеть этого нельзя,
Что у воспитательниц обычно
Вечером усталые глаза.
Мы-то знаем, что это такое,
Детворы неугомонный рой!
Тут с одним-то не найдешь покоя,
А не то, что с этакой гурьбой.
Тот смешлив, а этот смотрит косо,
Там драчун уж затевает бой.
А вопросы? Тысячи вопросов.
И ответа требует любой.
Сколько нужно ласки и заботы,
Всех услышать, каждого понять.
Благодарна и трудна работа
Постоянно маму заменять.
Не тревожно на работе маме.
Веселы ребячьи голоса.
Ведь всегда следят за малышами
Добрые усталые глаза.
День окончен. Не все песни спеты.
У детишек не тревожен сон.
Так прими ж поклон от всей планеты,
За детей прими от нас поклон!
Прикреплённые файлы:
prezentacija-microsoft-office-powerpoint-2_o7reb.pptx | 5165,24 Кб |
Использование нестандартного физкультурного оборудования для обеспечения эмоционального благополучия ребенка ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ИНСТРУТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ МКДОУ ВОСКРЕСЕНСКОГО ДЕТСКОГО САДА №4 «РЯБИНКА» ШИШЛЯЕВОЙ Т. В. ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ.
Игровые технологии как средство эмоционального благополучия младших дошкольников В настоящее время проблема эмоционального благополучия детей стала достаточно актуальной – и не только в семье, но и в условиях дошкольных.
Методическое обеспечение математического развития детей 5–6 лет по теме «Страна детства» Методическое обеспечение математического развития детей 5-6 лет по теме «Страна детства». Воспитатель Костина А. Н МБУ д/с № 16 «Машенька».
Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального развития детей с нарушениями опорно двигательного аппарата Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Воспитатель.
Условия успешного речевого развития детей Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.
Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одна.
Повышение эффективности образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагога Повышение эффективности образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов. Центральной и определяющей.
Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости Тема эксперимента: «Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости». Цель нашего эксперимента.
Семинар (обучающий) «Условия успешного речевого развития детей» Семинар (обучающий) для воспитателей Тема:«Условия успешного речевого развития детей» Подготовила: В. М. Ганюкова старший воспитатель МКДОУ.
Сохранение эмоционального благополучия детей через игры с песком, водой и другими сыпучими материалами. Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет направление.
Источник
Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации
Татьяна Большакова
Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации
Тема моей работы: Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия. Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, М. И. Лисина, Т. А. Репина, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. При всей кажущейся простоте, воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения.
Важным событием последнего года стало принятие ФГОС до. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО,является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Положения ФГОС ДО, акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.
Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.
Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка,основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических так и социальных.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной, Они подчеркивают сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.
Опираясь на все выше сказанное, я поставила перед собой цель — Создание эмоционального благополучия для детей раннего возраста в период адаптации; поставила перед собой задачи
-обеспечение малышу комфортных условий пребывания в ДОУ;
-забота об эмоциональном благополучии каждого ребёнка;
-формировать у ребенка позитивный образ своего «я»
-содействие личностному развитию детей раннего возраста;
-взаимодействие с семьёй для полноценного развития ребёнка.
Как начинающий специалист, планируя свою работу в адаптационный период, я стремлюсь не только научить чему-то нужному детей, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня. Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребёнок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые мои контакты с ребенком контакты помощи и заботы. Основная моя задача как педагога — заслужить доверие ребенка.
В период адаптации прежде всего, я налаживаю совместную работу с родителями. Знание об индивидуальных особенностях детей, их темпераменте, о предпочтениях и вкусах, помогает мне лучше наладить взаимодействие с ребенком с первых дней его пребывания в ДОУ. Для этого, еще до поступления ребенка в детский сад проводится анкетирование родителей. Анкета- «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?».
Использую опросники для того чтоб лучше узнать особенности и желания ребенка – для создания благоприятных условий его развития. В период адаптации я учитываю: все индивидуальные привычки ребёнка и сохраняю привычные для ребёнка воспитательные приёмы.
Во время адаптационного периода помимо анкетирования родителей, проведения опросов выпускала буклеты-памятки с краткими рекомендациями по сопровождению процесса адаптации ребенка:
1 как вести себя с детьми
2 как не надо себя вести
3 что делать, если ребенок плачет при расставании
Буклеты родители могут взять с собой, чтоб спокойно почитать дома, обдумать, показать другим членам семьи.
Наилучшем образом адаптация проходит с участием мамы ребенка. Это способствует преодолению стрессовых состояний у детей, снижению, тревоги, агрессии; развитию навыков взаимодействия детей друг с другом; развитию речевой активности; игровых умений и навыков.
Дальнейшее знакомство с семьей продолжаю в процессе индивидуальных встреч, где я стараюсь установить доброжелательные партнерские взаимоотношения с родителями и с самим ребенком.
Для формирования эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю и общения детей со сверстниками, я использую различные приемы взаимодействия с детьми Ежедневно организовывала игры, на сплочение группы, чаще всего это хороводные игры.
Например, «Иди ко мне», дети стоят в кругу, я маню к себе ребенка, иди ко мне Сашенька, обнимаю, ах, какой хороший, Саша пришел! Повторяю с каждым ребенком,
или также сидя в кругу, дети передают друг другу колокольчик при этом называют свое имя.
Так же использую различные игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. (Полетаем как птички, попрыгаем как зайчики и тд)
С помощью игр быстро переключается внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом, объединяет детей и создает положительный эмоциональный настрой для этого.
Я использовала в работе приемы, которые позволяли затормаживать отрицательные эмоции малышей:
— игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».
— рисование фломастером, красками.
— это слушание спокойной музыки
— и это смехотерапия. Для этого используются игрушки забавы, игры инсценировки, приглашаются в гости зайчики, лисички, собачки и др
-Чтение детям поэзии, произведений устного народного творчества оказывает положительный эффект. В отличии от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции.
С помощью фольклора я легко устанавливаю контакт с ребенком. Элементы фольклора можно подобрать на все случаи жизни.
Маленькие песенки потешки помогают в проведении режимных моментов.
Большую роль в период адаптации детей я уделяла созданию развивающей предметно пространственной среды в группе, которая способствовала снижению стресса у детей, обеспечивала их комфортное состояние.
Предметно — развивающую среду я создавалапо таким характеристикам:
— разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);
— оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
— стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
— доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
— эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);
Также, в процессе адаптации, приветствовалось, когда дети приносили с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку и тарелочку, которой пользовались они дома.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. В группе имеются фотоальбом детей и их родителей, что бы малыш мог в любой момент увидеть своих близких и не тосковал вдали от дома, так же есть уголок «Позвони маме», массажные мячи – «ёжики» для рук помогут ребёнку снять мышечное напряжение и успокоиться
В групповой комнате размещается мягкая мебель: диван, кресла, где ребенок может побыть один или поиграть с любимой игрушкой, просто отдохнуть. Рядом с «Уголком тишины» располагался книжный уголок, где находятся любимые сказки и рассказы, карандаши для рисования.
В результате проведенной работы мной была разработана картотека хороводных игр для детей. Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность и помогают детям адаптироваться и найти новых друзей в группе.
Так же разработана:
— картотека подвижных игр,
-картотека потешек в режимных моментах
Стало уже традицией организация выставок совместных работ детей и родителей – «Времена года», «Любимые праздники» которые так же способствуют созданию атмосферы тепла, эстетическому восприятию действительности и хорошего настроения у себя и своих детей.
На завершающем этапе своей я проанализировала адаптационные листы, и пришла к выводу что, дети легко прошли адаптационный период. Это достигнуто за счет моей заинтересованности в работе по улучшению эмоционального благополучия детей и просветительской работе с родителями.
Хотя я работаю с малышами, но я и их стараюсь привлекать к участию в различных конкурсах, трое моих воспитанников получили дипломы за участие в 1 всероссийском конкурсе творческих работ «Моя семья и я».
Своим опытом работы по. я поделилась с педагогами групп раннего возраста проведя консультацию по теме «Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации»
В заключении хочется сказать, что основная задача создания эмоционального благополучия детей в адаптационный период- наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Ведь именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития личности в дальнейшем.
Успешная адаптация — это залог физического и психологического, в том числе эмоционального благополучия ребенка. Мои малыши с радостью и много говорит о детском саде, спешит в группу т. к у них есть там друзья и куча неотложных дел поэтому я могу считать, что адаптационный период закончился.
«Обеспечение эмоционального благополучия ребенка» «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка» Рекомендации для воспитателей: Обеспечение эмоционального благополучия ребенка достигается.
Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.
Источник