Уровни эмоциональной регуляции поведения

ОСОБЕННОСТИ УРОВНЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

данная статья опубликована в сборнике «Научные труды Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. Калуга: Изд. КГУ имю К,Э, Циолковского, 2012. — 351 с.

Скачать:

Вложение Размер
aleksandrova_yu.v.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ УРОВНЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

КГУ им. К.Э. Циолковского, Калуга

Познавая окружающий мир, человек, так или иначе, относится к каким-либо предметам, явлениям, событиям, окружающим людям и к себе. Одни явления радуют его, другие – печалят, третьи – злят. Эти отношения к миру – проявление различных видов эмоций.

Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.).

С.Л. Рубинштейн отмечает, что «человек переживает то, что с ним происходит и что им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему миру составляет сферу эмоций. Эмоции человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» [цит. по 4; с. 551].

Р.С. Немов дает такое определение эмоциям. Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.

К. Изард считает, что «эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие» [цит. по 1; с. 27].

Е.П. Ильин рассматривает «эмоцию как рефлекторную адаптивную психофизиологическую реакцию, связанную с проявлением субъективного пристрастного отношения (в виде переживаний) к значимой ситуации и ее исходу и способствующую организации и обеспечению целесообразного с точки зрения целостности и сохранности организма поведения человека и животного» [цит. по 2; с. 35].

Е.П. Ильин также выделяет признаки , характерные для эмоций:

  1. отчетливо выраженная интенсивность (достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя страха и т.п.);
  2. ограниченная продолжительность, эмоция длится относительно недолго, ее продолжительность ограничена временем непосредственного действия причины или временем воспоминания о ней;
  3. хорошая осознаваемость причины ее появления;
  4. связь с конкретным объектом, обстоятельством, эмоция не имеет диффузного характера, свойственного настроениям, человек испытывает удовольствие, радость от прослушивания конкретного музыкального произведения, от чтения конкретной книги, от встречи конкретным (любимым человеком), от приобретения конкретной вещи;
  5. полярность: эмоции, противоположные друг другу по качеству переживаний, образуют пары – радость и печаль, гнев и страх, наслаждение и отвращение [2].

Эмоции преобладают там, где регуляция поведения несознательна: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной основе.

Теория аффективной регуляции была разработана в школе К.С.Лебединской, В.В.Лебединского, О.С.Никольской на модели раннего детского аутизма. Согласно этой теории, нарушение функционирования каждого отдельного уровня регуляции влечет за собой изменения не только в эмоциональной, но и в потребностной и в поведенческой сферах.

Аффективная система начинает формироваться на самых ранних этапах развития ребенка. Эта система тесно связана как с формированием пространственно-временных представлений, так и с произвольной регуляции деятельности.

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго указывают, что данную теорию можно применить и к детям, не имеющих отклонений [5].

К.С.Лебединская, В.В.Лебединский, О.С.Никольская предлагают такую структуру базовой аффективной регуляции. Она включает четыре уровня.

1. Уровень полевой реактивности (аффективной пластичности).

2. Уровень аффективных стереотипов.

3. Уровень аффективной экспансии.

4. Уровень аффективного (эмоционального) контроля.

Каждый уровень имеет свою смысловую задачу и свои механизмы регуляции. Эти уровни являются в своем роде «единицами» эмоционально-аффективной сферы.

На каждом из уровней решаются различные задачи адаптации. Уровни не могут подменить друг друга. Ослабление или усиление функционирования какого-либо из них может привести к общей дезадаптации системы в целом.

В процессе развития ребенка механизмы аффективной регуляции преобразуются, совершенствуются, включаясь в единый процесс адаптации в наиболее широком смысле этого понятия [6].

1. Уровень полевой реактивности – с помощью него осуществляются наиболее примитивные функции адаптации. Аффективная ориентировка на этом уровне направлена на оценку количественных изменений окружающей среды. Значимы перепады температуры окружения и самого тела, освещенности, высоты звука, скорости движения.

Количественные изменения наиболее разрушительно действуют на организм: аффективная система пристально следит за ними. Выход воздействий за допустимые границы вызывает реакции беспокойства, тревоги, страха, агрессии. Поэтому оценка интенсивности входит в круг витальных задач, решаемых младенцем с первых дней жизни.

Полевая реактивность раньше всех других уровней сигнализирует о сбоях возникающих в организме. Клинически это проявляется в быстрой истощаемости любой формой активности, в аффективной пресыщаемости, непереносимости физических нагрузок, яркого света, громких звуков. Самостоятельная роль этого уровня ограничена, его влияние распространено на все другие уровни. Ни одно явление аффективной жизни не обходится без его участия и оценки [3].

2. Уровень аффективных стереотипов. На этом уровне взаимодействие со средой усложняется. К оценке по интенсивности добавляется оценка по качеству. Связь с соматикой делает этот уровень особенно чувствительным к ритмическим процессам, находящимся на стыке физиологического и психического. Собственное тело и связанные с ним циклические процессы находятся под постоянным контролем. Любой сбой в ритме вызывает отрицательные эмоции и, наоборот, регулярность процессов вызывает состояние комфорта. Отсюда особое удовольствие от ритмических действий (танец, спорт).

Особенность уровня стереотипов — наличие стойкой и яркой аффективной памяти. Память тела позволяет надолго сохранить переживания, при этом не только элементарные, но и сложные. Этот уровень — своеобразный дирижер, координирующий взаимодействия отдельных сенсорных систем, прилаживающих их друг к другу, и закрепляющий на основе аффективной оценки (удобно-неудобно.) С первых дней жизни ребенка уровень стереотипов включается в решение основных задач, связанных с выживанием. Младенец активно ищет сигналы, связанные с кормлением и уходом. Мать является для него наиболее важным носителем этологических сигналов. В результате складываются первые предпочтения, формируется определенная поза на руках матери, начинают вырабатываться вкусовые пристрастия, особая чувствительность к тактильному контакту с матерью. По мере взросления ребенка круг его предпочтений расширяется, индивидуализируется [3].

3. Уровень аффективной экспансии. На уровне экспансии аффективная система сталкивается с новыми свойствами среды, новыми, более сложными задачами. Сенсорное поле, где в качестве системы отсчета выступают ощущения собственного тела, сменяется пространственно — предметным полем, состоящим из отдельных объектов, находящихся на определенном расстоянии друг от друга и имеющих определенную форму, объем и вес. Активность организма на этом уровне направлена на овладение, захват различных объектов, обладающих определенной побудительной силой. При этом индивид и побуждающий объект, с одной стороны, и препятствия, с другой, задает цель действия. На уровне экспансии наблюдается особая чувствительность к любым ограничениям и препятствиям. Для их преодоления организм щедро расходует свою энергию [3].

4. Уровень эмоционального контроля. Обеспечивает шаг в углубление и активизации взаимодействия с окружающим миром. Конкретным приспособительным смыслом этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм взаимодействия с ними. Надстраиваясь над низшими уровнями, он обеспечивает контроль сообщества над индивидуальной аффективной жизнью, приводя ее в соответствие с требованиями и нуждами окружающих.

Ориентировка этого уровня направлена на выделение аффективных проявлений другого человека как сигналов, наиболее значимых для адаптации к окружающему. Она осуществляется появляющейся на этом уровне непосредственной эмпатией переживания другого человека. Значимыми сигналами становятся лицо человека, его мимика, взгляд, голос, прикосновение, жест. Характер ориентировки позволяет оценить возможные эмоциональные последствия поступка. Положительно здесь оценивается одобрение людей, отрицательно — их негативные реакции.

Только четвертый уровень, реально опирающийся в адаптации на аффективный опыт других людей, стабильно обеспечивает адекватную реакцию на их оценку, и это является основой возникновения эмоционального контроля человека над своим поведением: радость от похвалы и огорчение от неприятия. Именно здесь формируется самоощущение, окрашенное эмоциональными оценками других людей, и создаются тем самым предпосылки развития самооценки [3].

Каждый из взаимосвязанных уровней решает свои адаптивные задачи, усложняющиеся в процессе взаимодействия ребенка с миром. Помимо этого вся система выполняет и чрезвычайно важную функцию тонизации всей психической сферы ребенка. Недостаточная тонизация приводит к появлению у ребенка специфических трудностей в решении задач адаптации. При отклоняющемся же развитии ребенка дисфункция какого-либо уровня аффективной регуляции сказывается на функционировании всех остальных уровней. Это способствует формированию общей дезадаптации ребенка [5].

Таким образом, предлагаемая модель позволяет описать как нормативное, так и отклоняющееся развитие ребенка. Для диагностики и эффективной коррекционной работы чрезвычайно важным является понимание самой структуры уровневой регуляции, характера ее сформированности и специфики компенсации каждого из уровней.

Источник

Мир Психологии

Уровни эмоциональной регуляции (по В.В. Лебединскому)

Сокращенный вариант (для экзамена)

Период наибольшей нагрузки на аффективную систему в развитии ребенка – с рождения до 3-х лет.
Индивид взаимодействует с окружающей средой на разных уровнях активности строение аффективной системы, в которой отдельные уровни избирательно реагируют на определенные классы средовых воздействий.

Уровни избирательно реагируют на определенные классы средовых воздействий:

1) уровень оценки интенсивности средовых воздействий;
2) уровень аффективных стереотипов;
3) уровень экспансии;
4) уровень аффективной коммуникации;
5) уровень символических регуляций.

1) Уровень оценки интенсивности средовых воздействий

  • наиболее примитивные функции адаптации;
  • оценка количественных воздействий среды (изменение температуры окружения, своего тела, уровень освещенности, высота звука, скорость движения; перепад интенсивности).
  • Сигнализирует о сбоях, возникающих в организме (клинически: непереносимость сенсорных нагрузок, аффективная пресыщаемость).

Также оцениваются: гипер- или гипосензитивность в различных модальностях, явления извращенной чувствительности.

Важна интенсивность, а не качество стимуляции.

Связь особенности сензитивности с физиологическим тонусом: чрезмерный тонус – оживление архаических рефлексов и двигательных реакций вообще в ответ на действие малейшего раздражителя, острую реакцию на боль, быстрый переход от сна к бодрствованию, …. Общее напряжение часто приводит к развитию психосоматических расстройств.

Гипосензитивность – признак депрессии; часто отмечается в случае депрессивного состояния матери.

Избирательное нарушение чувствительности по отношению к специфически человеческим видам стимуляции (на человеческое лицо, улыбку, прикосновение, речь).

Нарушения сензитивности у сенсорным воздействиям, исходящим от другого человека:

1. непереносимость тактильного контакта;

2. обратное явление – «прилипание» к телу матери;

3. избегание глазного контакта;

4. пристальный, непрерывный, неподвижный взгляд («пустой», «сквозь»).

Гиперсензитивность к отдельным классам воздействий:

1. доминирование орального исследования в поведении ребенка старше одного года (фиксация примитивного облизывания или сосания предметов);

3. непереносимость звуковых или зрительных воздействий (повышенная чувствительность к бытовым шумам; непереносимость речевых воздействий при нормальной сензитивности к пению);

4. гиперсензитивность к движению объектов;

5. ориентация в основном на более абстрактный зрительный признак (форму предмета) при игнорировании более аффективно и информационно насыщенной характеристики (цвет).

Чувствительность к боли и интероцептивным сигналам:

1. снижение чувствительности к боли; нечувствительность к собственной боли – глубокое нарушение инстинкта самосохранения; не замечают, когда причиняют боль другим людям;

2. обострение чувствительности к боли (оценка своих внутренних ощущений как болезненных без объективной основы; характерно в психосоматике);

3. психосоматические симптомы: ранние анорексии, булимии, упорные рвоты, мерицизм (отрыгивание пищи и перекатывание ее во рту), диарея, запоры и др.;

4. у эмоционально-депривированных – обратное нарушение: неспособность воспринимать сигналы насыщения, притупление чувствительности к вкусу еды; характерно поедание несъедобных вещей; в тяжелых случаях – копрофагия (искаженная форма оральной аутостимуляции);

2) Уровень аффективных стереотипов

Оценка воздействия не только по интенсивности, но и по качеству. Аффективная система берет под контроль весь спектр внешних и внутренних ощущений, дифференцирует, упорядочивает и индивидуализирует их, вырабатывает аффективные предпочтения. Особо чувствителен к ритмическим процессам.

Наличие стойкой и яркой аффективной памяти. Память тела.

Координация взаимодействий отдельных сенсорных систем; прилаживание, закрепление на основе аффективной оценки (удобно – неудобно; приятно – неприятно).

Включен в решение основных задач, связанных с выживанием. Складываются первые предпочтения в контакте с матерью (определенная поза на руках у матери).

В норме: склонность повторять действие, доставляющее удовольствие (в игре). Ритмическая двигательная активность, эхолалии, ритмизирование слогов, многократное повторение всевозможных звуковых вариаций одного и того же слова.

Pato: жесткая фиксация стереотипной формы поведения; насильственный ее характер (навязчивости); невозможность ее перестройки; сильный и стойкий регресс в ответ на вынужденное изменение привычной формы взаимодействия со средой.

Причины: а) повышенная инертность аффективной сферы; часто сочетается с инертностью в интеллектуальной сфере;

б) несформированность новых структур; фиксации свидетельствуют об ограниченном потенциале развития в данной области.

— нарушения циклов «сон – бодрствование», «голод – насыщение»;

— ригидность или необычность предпочтений:

— патологический стереотип привязанности: амбивалентные аффективные переживания, которые вызывает образ матери, вызванные:

несформированностью цельного образа матери, с фиксациях на отдельных впечатлениях от контакта с ней

нарушением, распадом цельного образа матери

— поиск особых ощущений – нестандартные формы взаимодействия с матерью (фиксированные формы, характерные для более раннего возраста);

— симбиотическая привязанность: сохранение необычных поз во время сна (спит на животе или спине матери); процесс засыпания может иметь ритуальный характер (в определенном месте, под музыку, в определенной позе);

— недостаточность индивидуализации в соматической сфере (появление стереотипий; могут быть защитой от тревоги или депрессии; заостряются, усиливаются в присутствии других детей).

Т.е. это проявление ограниченной способности ребенка адаптироваться к изменениям среды.

3) Уровень экспансии

Сенсорное поле сменяется пространственно-предметным. Активность направлена на овладение, захват различных объектов. Основное препятствие – разделяющее их (ребенка и предмет) пространство. Особая чувствительность к любым препятствиям и ограничениям. Для их преодоления расходуется энергия. Это уровень стенических эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Барьер: а) как мерка для оценки своих возможностей; б) обладает тонизирующим эффектом.

Возрастает роль активности, ее регуляции со стороны аффективной системы. Активность: а) устойчивость поведения ребенка, направленного на достижение цели, по отношению к барьерам на пути к ней; качество активности зависит от природы барьера (физический, социальный, простой, сложный, новый…) – природа барьера определяет соотношение страха, гнева и других эмоций, которые он вызывает у ребенка.

б) спонтанная активность – активный поиск таких стимулов и барьеров, которые позволят ему испытать и утвердить себя; тонизирование от овладения этими стимулами, от преодоления барьеров;

в) стремление ребенка переделать окружающее поле, стремление сделать что-то свое, а не просто манипулировать.

Требует анализа соотношений полевых сил, четкой постановки задачи, осознавание препятствий и терпения в их преодолении, т.е. волевых качеств. Аффективная экспансия тесно переплетается с интеллектуальной.

Аффективные компоненты активности – доминирующая установка по отношению к препятствиям: приближение, избегание, амбивалентное отношение.

На развитие уровня аффективной экспансии оказывают влияние следующие факторы:

— качество привязанности ребенка к матери.

Стимулы, специфичные для уровня аффективной экспансии:

  1. стимулы, связанные с пространством:
    1. высота (глубина) – страх высоты, страх падения, потери опоры, страх взобраться по лестнице; страх ямы, трубы, колодца и др. связываются со страхом смерти;
    2. удаленность – может блокировать активность ребенка, хотя объект и очень привлекает ребенка;
    3. закрытое пространство – темнота, одиночество, населенность различными существами, любопытство; клаустрофобия;
    4. открытое пространство – большая вероятность возникновения нестандартных ситуаций, много барьеров различной природы;
  2. новизна (необычность + неопределенность) – страх и интерес; тревога, агрессивные действия, направленные на этот предмет;
  3. сложность стимуляции –
    1. сложная нерешенная задача вызывает амбивалентные реакции: может вызвать избегание или стремление исправить ошибку и добиться успеха;
    2. конституциональный фактор (патологическое напряжение может дезорганизовывать тоническую основу двигательного и речевого процессов);
    3. развитие реакции по типу «выученной беспомощности»; неспособность поддерживать мотивацию на достижение цели в условиях отсроченного вознаграждения и отсутствие мотивации на сам процесс;
  4. предмет как препятствие:
    1. непривлекательный предмет – регресс игры;
    2. отталкивающий предмет – может избегать либо, наоборот, искать игры с тем, что представляет для него потенциальную опасность (двери лифта); субъективную опасность могут представлять такие свойства, которые в норме привлекают (мягкость, наличие «живых» деталей…);
  5. территория и предметы как (потенциальная) собственность; этапы развития территориальной экспансии:
    1. попытки вписать себя в пространство, укрыться в нем, заполнить собой нишу, стать незаметным, маленьким; приобретает знания о границах своего тела;
    2. необходим достаточный моторный опыт для знания своих границ и четкой дифференциации частей своего тела;
    3. развитие представления о своих вещах и территории; некоторые оставляют свой след (моча, слюна), покидая свое место; обнюхивание чужих следов;
    4. «собирание себя», делает свой облик более значительным – надевает много вещей, заполняет карманы);
    5. появление местоимения «я» в речи – соревнование за определенную территорию (игра в классики, вышибалы…)
    6. сопоставление своих вещей и вещей другого – симптом недостаточности; компульсивное воровство.
  6. социальные барьеры (социальная дистанция) – ранговый порядок; доминантное поведение другого, вторжение в личное пространство, требование, запрет, агрессия, угроза, квазиагрессия, поведение-вызов; развитие аффективной экспансии у ребенка-шизофреника: направлена «вовнутрь» (на борьбу со сверхсильной эндогенной тревогой и преследующими ребенка агрессивными образами, в которые она оформляется), а не «вовне», на реальное утверждение себя среди других людей;
  7. культурно заданные барьеры – устрашающие вымышленные персонажи; способность «знать страшное», но не бояться, т.е. они нацелены на преодоление страха смерти.

4) Уровень аффективной коммуникации

Приспособительный смысл этого уровня – в налаживании аффективного взаимодействия с другим человеком. Это достигается способностью «чтения» эмоциональных состояний (с помощью речи и других средств: интонации, мимики, выражения глаз, определенных поз осуществляется обмен эмоциями). Возрастает роль «+»х эмоций – придают смысл действиям и тонизируют.

Основная функция: управление поведением «другого» на основе эмоциональной информации.

— является ведущим в эмоциональном взаимодействии с другими людьми;

— вносит новые смыслы в работу нижележащих уровней; новые цели и оценки.

Две группы показателей этого уровня:

  1. качество эмоционального контакта со знакомым взрослым в условиях низкого и высокого стресса;
  2. качество привязанности между ребенком и матерью (способность матери поддерживать состояние безопасности ребенка).

Если у ребенка преобладают формы поведения, направленные на избегание или разрушение контакта со взрослым, то развитие у него первичных механизмов социализации блокировано.

Варианты нарушения координации различных видов контакта:

  1. невозможность координации из-за фиксации на слишком интенсивных ощущениях, которые дает какой-то один изолированный вид контакта:
    1. гиперсензитивность к приятным ощ-ям, прилипание к ним, невозможность переключиться на восприятие информации из другой модальности;
    2. в pato: фиксация и стремление к навязчивому повторению изолированных ощущений; сенсорные впечатления из других модальностей воспринимаются как источники помех;
  2. выпадение наиболее болезненного вида контакта
  3. неустойчивость координации различных видов контакта:
    1. нарушение достигнутой координации в условиях возрастания требований к ребенку (социальных барьеров);
    2. жесткая привязка (фиксация) «правильно сынтегрированного» взаимодействия с определенным взрослым к определенному пространству;
    3. разрушение правильной координации различных видов контакта на истощении (динамические нарушения) – как следствие ранней эмоциональной депривации; нарушения ритма контакта;
    4. избирательное страдание диалогических способов контакта, развитие которых требует символического представления и переработки эмоционального опыта, при сохранности правильной координации контактов в инструментальных (сигнальных) видах контакта.

Таким образом, аффективная коммуникация неизбежно оказывается неполноценной, если возможности ее осмысления, т.е. обобщения и понимания, ограничены.

Варианты нарушения привязанности между матерью и ребенком:

  1. безопасная привязанность:
    1. ребенок: способен регулировать свои негативные состояния (тревогу, страх, гнев) через контакт с матерью; исследовательская активность протекает свободно, чувство неуверенности быстро снимается в контакте с матерью;
    2. поведение матери: богатый репертуар эмоционального поведения, частый обмен эмоциональными посланиями с ребенком; быстрое реагирование на дискомфорт ребенка и эффективные стратегии успокаивания, отслеживание свободного исследовательского поведения ребенка; знание и спокойное обсуждение как негативных, так и положительных сторон поведения своего ребенка;
  2. избегающая привязанность:
    1. ребенок: вынужденное использование умеренного избегания и подавление сильного выражения эмоций (особенного негативных) для сохранения близости с матерью; быстро научается успокаивать себя сам;
    2. мать: отвергает слишком близкий и интенсивный контакт с ребенком, чувствует дискомфорт при таком контакте (более подробные характеристики на стр. 640);
  3. амбивалентная привязанность:
    1. ребенок: тяжело переживает разлуку с ней, с нетерпением ждет ее возвращения однако быстро разрушает реальный контакт, реагируя агрессией или истериками на едва уловимые погрешности матери во взаимодействии; бурные всплески эмоций (гнев, отчаяние, депрессия) в ситуациях с низким стрессом, когда разлука не угрожает;
    2. мать: избирательно отвечает на сигналы дистресса ребенка, игнорирует проявления им положительного аффекта; старается никогда не расставаться с ребенком; проявляет враждебность, часто беспричинно и др.
  4. генетическая связь между избегающим и амбивалентным типами привязанности: по мере развития ребенка характер привязанности меняется – избегающая привязанность может трансформироваться в амбивалентную.

5) Уровень символических регуляций

Основная функция: овладение собственными переживаниями. Это достигается включением в аффективный процесс интеллектуальных операций, благодаря которым происходят дифференциация, обобщение и трансформация аффективных явлений.

Способность к символическому представлению эмоционального опыта требует ряда условий:

  1. конституциональная (хотя бы минимальная) устойчивость к фрустрации;
  2. сформированность досимволических способов дифференциации опыта по качествам: «приятное – неприятное» и «живое – неживое»;
  3. сохранность некоторых врожденных схем интеграции эмоционального опыта и понимания связи между эмоциями, желаниями и поведением как у себя, так и у других людей;
    1. использование переходного и замещающего объекта;
    2. в норме ребенок начинает использовать понятные другим людям символы для выражения своего опыта уже на 2-ом году жизни;
    3. использование игровых символов для овладения эмоциональными переживаниями; развитая способность к фантазированию в норме позволяет ребенку стимулировать себя, выполняет тонизирующую функцию.

У детей с эмоциональными расстройствами наблюдаются следующие варианты нарушения символических обобщений эмоционального опыта:

  1. фиксация на досимволической стадии обобщения эмоционального опыта с интенсивной аутостимуляцией;
  2. дефицит первичной дифференциации опыта по признакам «приятное – неприятное» и «живое – неживое»;
  3. искажение дифференциации опыта со значительным сдвигом в сторону неприятного; механизмы:
    1. перенасыщенность опыта отрицательными эмоциями – делает неустойчивым и быстро разрушает любой положительный опыт, в связи с сильной тревогой и страхами;
    2. неспособность регулировать неприятные ощущения, абсолютность неприятного;
    3. приятные переживания могут связываться только с сильными переживаниями сексуального характера;
  4. отсутствие связи первых слов ребенка с его намерениями и желаниями, неспособность использования слов для активного воздействия на близких взрослых с тем, чтобы получить желаемое;
  5. задержка формирования переходного и замещающего объекта;
  6. стереотипное проигрывание аффективно неприятных переживаний с постепенным выхолащиванием содержания или резким угнетением игровой и исследовательской активности.

Источник

Читайте также:  Хорошее настроение это юмор
Оцените статью