Уровни эмоционального благополучия дошкольников схема

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

Ильина Анна
Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

По мнению американского врача-психотерапевта Элизабет Кюблер-Росс, здоровье человека можно представить в виде круга,состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

Психический, или эмоциональный, составляющий компонент здоровья не менее важен, чем физический.

Известен тот факт, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием, эмоциональным благополучием и, в целом, с развитием личности. Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. В то же время, эмоциональное перенапряжение у ребенка, чрезмерные переживания, стрессы, а также многие другие факторы могут привести к появлению невроза у ребенка.

Нужно помнить, что наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности.

Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. С другой стороны, причиненное ему огорчение, проявление несправедливости, вызывают обиду и злость.

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И. М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт,

Под эмоциональным благополучием Г. А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Таким образом, можно сделать заключение, что психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:

Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.

Общий эмоциональный тонус.

Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.

Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Под высоким уровнем эмоционального благополучия принято понимать:

— желание вступать в общение,

— взаимодействовать длительное время;

— успешное участие в коллективных делах;

— успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;

— умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

— заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т. д.

Средний уровень эмоционального благополучия:

— недостаточная инициативность при общении;

— предпочтение исключительно пассивных ролей;

— неумение улаживать конфликты;

— принятие помощи и при возможности ее оказание.

Низкий уровень эмоционального благополучия:

— нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

— отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия;

— отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

— исключительная ориентация на собственные действия;

— непризнание правил и норм общения, деятельности

— отсутствие понятий «хорошо»«плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

Общим заключением, является констатация факта потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь – матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.

Анкета для родителей

«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

1. Что значит «эмоциональное благополучие в семье»?

родители любят детей;

родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;

родители уважают мнение детей, их переживания;

родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;

нравственная атмосфера семьи;

наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие);

наличие увлечений у членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование и другие);

наличие обязанностей по дому;

2. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

благополучно;

иногда бывают конфликты;

обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;

неблагополучно.

3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?

настаиваю на своей точке зрения;

«иду на поводу у ребенка»;

обращаюсь за помощью к другим членам семьи.

4. Как Ваш ребенок проявляет себя в отношении с другими детьми?

свой вариант ___

5. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

прямого влияния не оказывают;

благополучие семейных отношений — это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;

сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление

признаков психического напряжения.Автор: А. И. Захаров

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

Читайте также:  Плохое настроение раздражительность таблетки

1. Легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3. Капризничает и раздражается по пустякам.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Бывают припадки злости.

9. Имеет плохой аппетит.

10. Разборчив в еде.

11. Засыпает с трудом.

12. Спит беспокойно.

13. Неохотно встаёт.

14. Часто моргает.

15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21. Испытывает чувство неполноценности.

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Анкета для воспитателя

«Анализ эмоционального благополучия детей в группе»

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1. С кем из детей у меня хороший контакт?

2. Чем это объясняется?

3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2. Чем это вызвано?

3. Какие дети часто ссорятся между собой?

4. Почему это происходит?

5. Каких детей часто обижают?

6. Почему это происходит?

«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.

Консультация для родителей «Гардероб ребенка дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами, на мой взгляд, полезной информацией о том,.

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Эмоциональное благополучие детей. Детство — время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе разностороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,.

Источник

Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ

Анна Разделкина
Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

РЕБЕНКА В ДОУ»

педагог – психолог МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления

№ 151» г. Саратова Разделкина А. Э.

Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.

Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере. Кроме того, сокращается число здоровых детей. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить ребенка вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.

В наше время, когда родители слишком заняты тем, что надо обеспечить материально семью, не уделяют должного внимания своим детям, считая, ненужным тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия воспитателей, специалистов детского сада и родителей, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

• безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

Читайте также:  Семейная радость семейное счастье

• позитивность окружающей детей обстановки;

• равенство в отношениях между взрослым и ребенком; обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада;

• гибкий,личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;

• создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;

• внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

• тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.

Должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7. защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Знакомство с базовыми эмоциями должно осуществляться, как в ходе воспитательно-образовательного процесса, так и на специально организованных занятиях, где дети переживают эмоциональное состояние, знакомятся с опытом сверстников, с литературой, изобразительным искусством, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других, у них развивается чувство эмпатии.

С помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр, хороводных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, мимики и пантомимики, психомышечной тренировки мы способствуем развитию эмоциональной сферы детей.

Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.

В заключении хотелось рассказать притчу:

«Когда Творец закончил лепить человека,у него остался кусок неиспользованной глины и он спросил:

— Что тебе еще дать?

— Дай мне счастье! – ответил человек.

-Ну, хорошо, протяни руку, – и положил на ладонь человека последний кусок глины.

— Дальше лепи сам».

Для маленького ребенка очень важно чувствовать безопасность окружающего его быта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для детей так важны режимные моменты. Одной из таких игр, которую можно проводить каждый день с небольшими видоизменениями, является

Ритуал приветствия «Солнышко»

Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

Проводится утром с использованием игрушки «Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

В процессе игры, дележа игрушек дети часто ругаются и ссорятся. Научить ребенка мириться – непростая задача для родителей и воспитателей. В этом поможет игры «Мирилки». Расскажите ребенку, что с помощью «мирилки» очень удобно (а главное весело) мириться с подружками и друзьями. При этом нужно соблюдать специальный «волшебный»ритуал: зацепиться мизинчиками одной руки, слегка потрясывая ими, произнести наизусть текст «мирилки».

Солнце выйдет из-за тучек,

Чем ругаться и дразниться Нас согреет теплый лучик.

Лучше нам с тобой мириться! А ругаться нам нельзя,

Очень скучно в ссоре жить, Потому, что мы друзья.

Потому, давай дружить!

Можно поиграть с детьми в игру «Зайки и слоники» (Лютова Е. Н., Мотина Г. Б.)

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу предложить игру, которая называется, «Зайки и слоники». Сначала мы будем с вами «зайками- трусишками». Скажите, когда зайка почувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит! Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки трясутся и т. д.»

Читайте также:  Психологические биологические теории эмоций

Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человек?», дети разбегаются по группе и прячутся. «А что делают зайки, если видят волка?» педагог играет с детьми несколько минут.

«А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Что делают слоны, когда видят тигра…»Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

Много игр, которые направлены на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.

Цель: игра учит доверию. Успех продвижения зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей, и будем вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться до мяча нельзя. Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в одной цепи, но без помощи рук, нужно пройти по определенному маршруту.

Для наблюдающих: следует обратить внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».

Очень интересная игра «Неожиданные картинки»

Цель: Во время игры можно увидеть вклад каждого ребенка в общий рисунок.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую – нибудь картинку (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картинку.

Дать детям порисовать еще 2-3 минуты и попросить снова свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. Можно оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

Этюды на расслабление мышц.

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«Сейчас мы будем с вами спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит штанга. Сделайте вдох, оторвите штагу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу н6а пол, отдохните. Попробуем еще раз. (Можно предложить приподнять, штангу надо над головой и попытаться зафиксировать положение)

Свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо – влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз»

А вот и прощальная игра… ВЫСОКО,

Нам книгу закрывать пора,А ты ответишь:

Мы все надеемся, НИЗКО.

Что с ней Скажу я слово

Немножечко умней,А ты ответишь:

Слов смешных Скажу я слово

И много ПОТОЛОК,

Всяких всячин.А ты ответишь:….

И, если ты Скажу я слово

Запомнил их, Не зря ПОТЕРЯЛ

Твой день потрачен.И скажешь ты:…

И нам с тобой Скажу тебе я слово

Пришел черед ТРУС

Сыграть в игру Ответишь ты:….

Скажу я слово НАЧАЛО я скажу,

«Взаимоотношения в игре. Влияние игр на эмоциональное состояние ребенка» «Игра — это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого».

«Эмоциональное благополучие детей». Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области “Социально-коммуникативное развитие” в подготовительной.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ «Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ» Эмоции (от латинского emovere – потрясаю, волную) – это часть психической.

Характеристика на ребенка ДОУ ___ посещает д/с «Классика» с., с этого же времени она обучается у последнего воспитателя, сад посещает охотно,.

Конспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребенка» «Эмоциональное благополучие ребенка. » Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами. Задачи:.

Проблема адаптации ребенка к ДОУ Каждый год большое количество детей впервые приходят в дошкольное учреждение. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими.

Проект «Ребёнок и эмоциональное благополучие» Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию наш проект в соавторстве Ансон Т. Н. Решетовой Е. В. и Александровой А. С. «Не подарок.

Психологическое здоровье ребенка в ДОУ Психологическое здоровье ребенка в ДОУ Современные условия нашей жизни и жизни наших детей с уверенностью можно считать стресогенными. Одной.

Эмоциональное благополучие ребенка Эмоциональное благополучие ребенка (подготовил педагог-психолог Абрамова Ю. М.) В развитии ребенка мы чаще всего уделяем внимание физическому.

Эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических.

Источник

Оцените статью