Уровень сформированности нравственных потребностей чувств привычек служит критерием

Показатели и критерии воспитанности школьников

Перед психологией воспитания стоит вопрос о критериях воспитанности

школьника. М.В. Гамезо, например, выделяет 2 критерия воспитанности:

1. Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (в

данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы: то чем

2. Уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная

устойчивость человека, умение преодолевать трудности невозможны без

умения управлять своими желаниями, своим поведением. Способность человека

действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие

непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение,

говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной

А.К. Маркова указывает, что чрезвычайно важным для оценки

эффективности труда учителя являются те психические изменения в развитии

учащихся, которые происходят в результате труда учителя: обученность и

обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность ученика включает:

o запас нравственных представлений (то, что оно знает о нормах поведения и

отношения к обществу);

o нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для

себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам –

личностные смыслы, мотивы, ценности);

o реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в

Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения.

Воспитуемость – это возможности ученика к дальнейшему личностному росту

вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Показатели и критерии воспитанности школьников

Показатели и критерии воспитанности школьников

Показатели и критерии воспитанности школьников

Источник

КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ И ВОСПИТУЕМОСТИ

Перед психологией воспитания стоит вопрос о критериях воспитанности. Одним из критериев нравственной воспитанности является уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек. В данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы: то, чем руководствуется человек. Другим критерием воспитанности личности является уровень преднамеренности, произвольности поведения. Моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Его способность действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение, говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной сферой. Воспитание предполагает не только учет мотивов, но и стимулов, т.е. тех объективных побудителей поведения, которые лежат вне ученика. Стимул порождает мотив как внутреннюю причину активности личности, т.е. – причина мотива.

Один и тот же стимул может порождать разные мотивы. Но может быть и обратная картина, когда различные стимулы порождают один и тот же мотив. Очень многие внешние воздействия остаются нейтральными для ребенка, не оказывая на него никакого влияния. Если воспитатель может разъяснить, как надо поступить, и показать это на примере, то учащийся поймет весь смысл разъяснения. В данном случае воспитатель поступает так же, как в процессе обучения – при формировании знаний и умений. Практика же показывает, что даже при условии очень хорошего разъяснения и показа нужные качества могут не сформироваться, даже если воспитанник понимает их важность.

Интеллектуально ученик может быть вооружен знаниями в области морали, а в сфере соответствующих переживаний (моральных чувств) – нет. Но когда речь идет о воспитании, нас не удовлетворит понимание того, что нельзя обижать слабого, больного; нам необходимо, чтобы ребенок переживал это и соответствующим образом вел себя. В то же время мы знаем, что определенные качества могут формироваться без объяснения их важности и без специально организованных упражнений.

Читайте также:  Смайлики грусть за радостью

Необходимо отметить, что однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности на сегодняшний день нет. Подходы исследователей различны не только в определении тех или иных критериев, показателей, но и в определении сущностных признаков этих понятий. В.И. -Журавлев, например, определяет критерии как научно обосно­ванные эталоны, по которым устанавливается степень достиг­нутого в развитии, формировании, обучении, воспитании уча­щихся. А показатели — как явления, характеризующие уровень развития личности, ее обученность, воспитанность, наблюдае­мые визуально и устанавливающие меру реализации на практи­ке выработанных у школьников навыков и умения поведения, знаний.

Н.Е. Щуркова так опре­деляет, что такое показатель: «то, что доступно восприятию, то, что «показывает» наличность чего-либо».

Среди основных показателей воспитанности ею выделяются следующие:

■ внешний вид ребенка;

» мимический и пластический образ;

■ поведение, складывающееся из отдельных поступков;

• реакции на социальные явления;

■ система его взаимоотношений с окружающими;

■ качественность его предметной деятельности;

Аналогичным образом может быть намечена перспектива лич­ностного развития — воспитуемость.Это откликаемость на вос­питательные воздействия извне, готовность к переходу на но­вые уровни развития личности.

На основе критериев воспитанности и воспитуемости А.К. Мар­кова выделяет следующие уровни воспитанности и воспитуемости:

Воспитанность (высокий уровень):широкий запас нравствен­ных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому чело­веку, к себе). Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. «Сильное» целеполагание — удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, до­ведение работы до конца. Преобладание положительных конст­руктивных эмоций в учении.

Воспитанность (низкий уровень):слабые, разрозненные нрав­ственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспектив­ные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преоблада­ют отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.

Воспитуемость (высокий уровень):откликаемость на по­мощь другого человека в развитии его личности — следова­ние советам другого человека. Легкость использования и пре­образования усвоенных способов социального поведения в новых условиях. Активная ориентировка в новых социальных условиях.

Воспитуемость (низкий уровень):закрытость личности для развития, нежелание прислушиваться к советам окружающих. Затрудненная ориентировка в новых социальных условиях. Трудновоспитуемость — барьеры, конфликты с окружающи­ми, агрессия при попытках воздействия со стороны другого человека.

Читайте также:  Отсутствие чувства юмора интеллект

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Показатели и критерии воспитанности школьников.

Перед психологией воспитания стоит вопрос о критериях воспитанности школьника. М.В. Гамезо, например, выделяет 2 критерия воспитанности:

1. Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (в данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы: то чем руководствуется человек).

2. Уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение, говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной сферой.

А.К. Маркова указывает, что чрезвычайно важным для оценки эффективности труда учителя являются те психические изменения в развитии учащихся, которые происходят в результате труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность ученика включает:

· запас нравственных представлений (то, что оно знает о нормах поведения и отношения к обществу);

· нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т.е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности);

· реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).

· Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость – это возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.
1 Методология (древнегреч.) — учение о методе, о пути познания наукой своего предмета.

2 То же самое что и аутотренинг.

3 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

61.Психология профессионального образования.

Психология профессионального образования ставит своими задачами изучение основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития, а также психологических особенностей субъектов профессионального образования и их взаимодействия.

предметная область психологии профессионального образования включает в себя:

· изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;

· изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;

· изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;

· изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает два пути его получения — самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Важным психологическим моментом, определяющим успех профессионального образования, является своеобразная «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой — то, что выбирают (объект выбора).

Читайте также:  Что меня подвергает стрессу

62.Профессиональное самоопределение.

— процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. П.с. является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. До 90-х гг. в отечественной педагогической теории П.с. рассматривалось в основном как идея профессиональной ориентации. Современное понимание П.с. охватывает проблемы взаимосвязи П.с. с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека и др.

В анализе П.с. возможны различные подходы: социологический (задачи, которые общество ставит перед личностью), социально-психологический (процесс поэтапного принятия решений личностью и согласования собственных предпочтений и потребностей общества), дифференциально-психологический (процесс формирования индивидуального строя жизни).

Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы П.с.: дошкольный — формирование первоначальных трудовых навыков и умений; начальная школа (пропедевтический) — возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой); первая ступень основной школы (5-7-е классы) — осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии; вторая ступень основной школы (8-9-е классы) — начало формирования профессионального самосознания; полное среднее учебное заведение — профессиональная ориентация на основе углублённого изучения отдельных учебных предметов; профессиональное учебное заведение — овладение профессией; профессиональная деятельность — повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность.

В П.с. большую роль играет взаимодействие семьи, государственно-общественных структур (общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых, службы занятости и др.). Психолого-педагогическая поддержка П.с. направлена на последовательную реализацию права подрастающего гражданина на сознательный выбор профессии.

63.ТЕОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Теория Э.Гинцберга

Профессиональный выбор, по мнению автора, длительный, продолжающийся более десяти лет процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных решений. Особо Э.Гинцберг отмечает необратимость этого процесса (так как более ранние решения ограничивают дальнейшие возможности, и заканчивается он компромиссом между внешним (конъюнктура, престиж) и внутренними факторами (индивидуальные особенности)).

Э.Гинцберг считает, что успешное самоопределение характеризуется наличием широкого спектра личностно-значимых позитивных ценностей или «ценностной насыщенностью»; дающей возможность своеобразного маневра, а неуспешное – «ценностной пустотой», их узким спектром или отсутствием.

Как основной метод исследования Э.Гинцберг использовал интервьюирование. Фиксировалась эмоциональная окрашенность проблем, которые видят перед собой подростки и решение которых детерминирует ход профессионализации.

Исследования автора позволили представить профессиональное развитие как последовательность качественно специфических фаз, где разделительным критерием выступают содержание и форма перевода индивидуальных импульсов в профессиональные желания.

В дальнейшем, основываясь на концепции Э.Гинцберга, Д.Сьюпер создал теорию, в которой были учтены некоторые недостатки ранее рассмотренной концепции: неиспользование общепсихологических закономерностей, механическое соотнесение профессиональных желаний и профессиональных реалий, недостаточность методического оснащения.

Источник

Оцените статью