ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГА ДОО И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
статья
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё твоих руках».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.chteniya_2019_ponomarevasmirnova.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 21 «Аленький цветочек»
муниципального образования города Саяногорска
От компетентного педагога к новому качеству образования
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГА ДОО И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
Пономарева Татьяна Александровна,
Смирнова Любовь Елизаровна
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё твоих руках».
Стресс – это общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и конечно образование. В последнее время особо очевидна проблема нервного напряжения, усталости, раздражительности и других различных проявлений стрессов именно у педагогов. Профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. М.Я.Басов ещё в 1926г. писал в своей книге «Личность и профессия»: Когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актёре и т.д., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет своё лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаём их в жизни при первой встрече с ними. Другими словами, каждая профессия имеет свой штамп.
Что же происходит с человеком во время стресса? Стресс – это состояние сильного напряжения, вызванное неприятными переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители. Информация о тревоге через органы чувств поступает в мозг, где имеется «ретрансляционная станция» — гипоталамус, откуда в течение долей секунды, она через нервные окончания передаётся в надпочечники. Получив сигнал SOS, они моментально выбрасывают в кровь огромное количество «боевых гормонов» — адреналина и норадреналина, которые разносятся по всему организму. Происходит перераспределение крови: она перемещается туда, где более всего необходима для ответных действий, главным образом в мышцы. Так нарастает психическое напряжение. Пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, что может привести к сердечнососудистым и психическим заболеваниям.
К основным признакам негативного стресса относятся:
1) Физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т.д.);
2) Эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушение памяти и концентрация внимания, ночные кошмары, раздражительность и т.д.);
3) Поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему собственному облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);
Многие из перечисленных состояний со временем могут усилиться и привести к серьёзным заболеваниям. К причинам возникновения стрессовых ситуаций относятся:
- Неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;
- Конфликт с начальником или коллегами;
- Недостаточная квалификация;
- Чувство перегруженности работой, переутомляемость;
- Слишком высокая ответственность.
Профессия педагога ДОО является одной из наиболее деформирующих личность педагога. Развитию профессиональных деформаций личности педагога способствует и авторитарная позиция воспитателя. Многих педагогов отличает поучающая манера речи. В определённой мере полезная в образовательном учреждении, она не всегда бывает уместна в сфере личных отношений. Авторитарность типична для многих воспитателей, поскольку он должен чётко управлять детским коллективом.
Педагогу обязательно необходимо научиться распознавать у себя признаки стресса и его симптомы. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.
Как помочь себе? Как разобраться в самом себе? Понять себя как человека – это значит, увидеть свою программу действий, свои связи с миром, свои возможности и ограничения, что-то попытаться изменить, а с чем-то объективно, взвесим обстоятельства и смириться. Педагог очень много знает обо всём, что его окружает, но хорошо ли он знает себя? Например, всегда ли мы можем ответить самому себе, что нас вывело из равновесия, почему вселилась в душу хандра и скука. Как же научиться это понимать? Для этого надо хорошо знать себя. Действительно, профессиональные и личные качества педагога тесно взаимосвязаны с эмоциональным состоянием детей, которое определяет их когнетивно-поведенческое состояние, другими словами, чему научатся дети за день, зависит от нашего настроения, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личностные проблемы.
Стрессом нужно и можно управлять, для этого надо в первую очередь начать с себя. Самая главная установка – это осознать, что мы обладаем разумом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; обладаем глазами, чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица; обладаем слухом, чтобы слышать пение птиц, шелест листвы и т.д. Мы можем творить, двигаться и самое главное любить!
Огромным значением способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения состоит в основном из женщин. Таким образом, педагоги – женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на саму воспитательницу, так и на половую самоидентификацию детей.
Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил. Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда, а также психологические и организационные трудности: необходимость быть всё время «в форме», невозможность выбора воспитанников, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и многое другое.
Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, а также с увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно. Происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижения настроения, вегетососудистые расстройства и поведенческие срывы. Замечено, что в последнее время эта проблема особо остро стала проявляться.
К чему всё это ведёт? Конечно же, к стрессу. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие заболевания, как рак, гипертония и различные другие заболевания.
Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Вопрос лишь в том, умеем ли мы это замечать, ощущать и радоваться мелочам. Самое главное – это установка на радость! Конечно, нельзя забывать и про средства самопомощи:
1) Естественные средства самопомощи: длительный сон, вкусная еда, общение с природой (прогулки) и животными, музыка, пение (караоке) и многое другое.
2) Физическая нагрузка (спорт, движение, танцы и т.д.).
3) Привести в порядок нервы помогает вода – плавание, водные процедуры, баня.
4) Надо обязательно иметь хобби – это могут быть и хождение по магазинам, и общение с подругами и друзьями.
5) Можно сделать себе подарок или что-то приятное для себя.
6) Необходимо стараться общаться со спокойными, оптимистически настроенными людьми.
7) Массаж, иглотерапия, медитация, ароматерапия, цветотерапия – прекрасные помощники при стрессовых ситуациях.
Следует знать и практические упражнения для снятия стресса: расслабление рук через напряжение, расслабление лица и шеи через напряжение, потягивание. Рисуйте! Нарисуйте, что вы чувствуете, разорвите лист и выбросите его, также очень хорошее средство. Очень много методик можно найти на дыхание, визуализацию и выбрать для себя более подходящую.
Предлагаем вам различные упражнения на управление стрессом:
Упражнение проводится в первые минуты НОД или периодически в течение всего занятия. Воспитатель встаёт перед ребятами, желательно в центре группы, и в процессе объяснения темы старается представить, что над группой образуется своеобразный «зонтик», накрывающий всех воспитанников. Цель воспитателя: уверенно и крепко держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего занятия. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в группе.
Его рекомендуется практиковать перед работой в «трудной» группе, перед разговором с «трудным» ребёнком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Представляем внутри себя на уровни груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. Теперь резко выталкиваем пресс вместе с отрицательной энергией. Заканчивается упражнение расслаблением.
Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.
Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях сомкнуты в «замок». Вдох – поднять руки в «замке» над головой ладонями вперёд. Задержать на 2-3 секунды дыхание, сделать резкий выдох через рот и руки падают на колени.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Эти упражнения можно выполнять лёжа на полу. Обратить внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.
У педагога не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить расслабляющие упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н.Сытиным. Он предлагает речевые конструкции, которые педагог может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.
1) Настрой на работу. «Я с радостью иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни».
2) Настрой в течение рабочего дня. «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе». «Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом». «Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыта к диалогу с моими воспитанниками».
3) Настрой перед сложным разговором. «Я спокойна и уверенная в себе. У меня правильная позиция. Я готова к диалогу и взаимопониманию».
4) Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности. «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в конце дня. Я чувствую бодрость во всём теле».
5) Настрой на уверенность в себе. «Я всё умею. НОД у меня пройдёт на отлично. Я справлюсь с любой ситуацией».
6) Настрой на любовь к профессии и детям. «Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих воспитанников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу.»
7) Утренние и вечерние настрои. «Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё умею, всё могу и ничего не боюсь». «Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыта к диалогу с моими воспитанниками».
И наконец, при сильном нервно-психологическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний, либо 15-20 прыжков на месте.
Ослабить педагогический стресс можно, если:
- Не прекращать самообразования, совершенствовать профессиональные навыки;
- Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные;
- Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению;
- В каждой стрессовой ситуации стараться находить что-то позитивное;
- Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
Существуют, несомненно, и множество других способов противостояния стрессам, эмоциональному напряжению, усталости: плач, смех, активный отдых, правильное питание, любовь и т.д. Позитивное отношение к жизни: если можешь изменить ситуацию – измени её, не можешь изменить обстоятельства – измени отношение к ним.
Таким образом, стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.
Список использованной литературы:
- Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: РАН, 1995.
- Бойко, В.В. Энергия, эмоции в общении. – М.:ЭКСМо, 1996.
- Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-во Моск ун-та, 1984.
- Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: МГУ, 1991.
- Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1989.
Источник
Факторы стресса у педагогов
Автор: Солодкая Инна Борисовна
Факторы стресса у педагогов
Солодкая И.Б., педагог-психолог
МАОУ СОШ №4, г. Покачи
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Жизнь без стрессов невозможна. Стресс неизбежный спутник жизни человека.
Ученые считают, что незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает большие проблемы для личности и группы.
Следует отметить, что профессиональной деятельности без стресса не бывает.
С одной стороны, благодаря стрессу мы испытываем разнообразные эмоции, которые обогащают нашу жизнь, добиваемся новых результатов, достигаем вершин личностно-профессионального роста. С другой, угнетающее действие хронического стресса может вызывать депрессии, психосоматические заболевания, психологические проблемы личности, имеющей низкую профессиональную мотивацию, не стремящейся к повышению квалификации и карьерному росту, имеющей те или иные деформации и деструкции, отклонения от гармоничной линии профессионального развития и этичного поведения специалиста.
Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Работа учителя характеризуется постоянными нервно–эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением. Высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в педагогическую работу, значительное эмоциональное «выкладывание» в общении со школьниками обусловливают стрессогенный характер деятельности учителя.
Труд учителя сопряжен с большими психоэмоциональными затратами. Урок сам по себе, является стрессогенным фактором, так как заставляет и учителя, и учеников успеть за 45 минут выполнить все намеченное. Угроза «не успеть» – одна из самых стрессогенных для современного человека. У учителя к этому добавляется необходимость одновременно решить несколько педагогических задач: уследить за каждым учеником, реализуя индивидуальный подход; поддержать дисциплину в классе; доступным языком объяснить новый материал, оценить степень его усвоения; проверить выполнение домашнего задания и поставить объективные оценки. Все эти задачи сами по себе вызывают психическое напряжение, так как решаются с высоким чувством ответственности.
В практической работе и обыденной жизни учитель часто попадает в состояния, именуемые предстартовыми (они предшествуют какому-либо событию, явлению, способному вызвать стресс). Это открытые уроки, ответственные выступления, напряженный разговор с начальством. Сумасшедший ритм жизни учителя, катастрофическая нехватка времени, избыточный, зачастую негативный, информационный поток выливаются в непрекращающуюся депрессию, хроническую усталость, агрессию, ошибочные решения. Кроме того, стресс может способствовать эмоциональному выгоранию учителя. А ведь профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.
Понятия стресс и стрессоустойчивость, в изучении профессиональной деятельности учителя, занимают далеко не последнее место. Их более детальное исследование, позволит, в какой- то мере, регулировать факторы, влияющие на психическое здоровье учителей, а соответственно на эффективность педагогической деятельности, уровень образования.
Стрессы — типичное явление в жизнедеятельности учителя и поэтому стрессоустойчивость является профессионально-значимым качеством его личности.
В современных социокультурных условиях достаточно частые стресс-факторы вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога.
Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к современному педагогу, что требует постоянной и максимальной мобилизации собственных психологических ресурсов. Многие исследователи (Л.М. Аболин, 1987; Г.Ф. Заремба, 1982; Л.М. Митина, 1992; С.В. Субботин, 1992) отмечают, что профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов, которые предъявляют повышенные требования к психологической устойчивости учителя по отношению, как к внешним воздействиям, так и к внутренним стрессовым симптомам.
Профессия педагога общепризнанно является одним из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов профессиональной деятельности [Горелова 2002, Митина 1998, Климов 1996, Подымов 1998, Cooper 1996 и др.]. Со стороны социума к педагогам в большей степени, чем к представителям других профессий типа «человек — человек», предъявляются повышенные требования к качеству деятельности в условиях заниженной социальной и материальной оценки труда, что приводит к падению престижа профессии, «оттоку кадров», количественному и качественному снижению уровня жизни.
Профессия педагога относится к группе профессий повышенного риска по частоте нарушений здоровья. Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми.
Учитель в профессиональной деятельности испытывает воздействие многих стрессовых факторов, в числе которых значительные учебные нагрузки; часто возникающие аффективные реакции в связи с каждодневными и затянувшимися трудными ситуациями; отсутствие возможности своевременно отреагировать стресс; постоянное общение с людьми разных категорий, требующее интенсивной рефлексии.
Труд учителя насыщен разного рода напряженными ситуациями, связанными с возможностью возникновения неадекватного эмоционального реагирования. Педагогический стресс носит накопительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму.
Поэтому психологами установлен факт высокой стрессогенности профессии учителя по сравнению с другими профессиями. Причины напряженности профессиональной деятельности педагогов обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.
К объективным факторам относятся такие условия деятельности, как загруженность рабочего дня, жесткие временные рамки деятельности, снижение результатов труда, неудовлетворительные жилищные условия, низкая заработная плата. Помимо этого, на плечи учителя возложено множество общественных нагрузок.
К субъективным факторам, негативно влияющим на деятельность педагога, относятся индивидуальные особенности человека, препятствующие установлению общения с учащимися и коллегами, недостаток опыта работы, неудовлетворенность профессиональным ростом, неопределенность или недостаток ответственности, другие личностные качества.
Исследователи А. К. Маркова, Л. М. Митина, М. М. Рыбакова выделяют следующую классификацию напряженных ситуаций педагогической деятельности:
1) ситуация взаимодействия педагога с детьми (аддиктивное и делинкветное поведение со стороны учащихся, конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога);
2) ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т. д.);
3) ситуации взаимодействия педагога с родителями детей
Стресс приводит также к синдрому хронической усталости как профессиональной деструкции в условиях «хронических стрессов нервной системы» (Э.В. Боллз). Хроническая усталость как специфический вид усталости появляется в ситуациях интенсивного эмоционального общения с большим числом людей. Человек страдает от физического и нервного истощения. Синдром сопровождается тошнотой, болями в мышцах, повышением температуры, перепадами в настроении, депрессивными явлениями и др. Дистресс косвенно провоцирует общую невротизацию личности учителя. К негативным последствиям профессионального стресса относятся формы острых стрессовых состояний и их фиксация в виде устойчивых нарушений психического здоровья — различных форм дезорганизации индивидуального и группового поведения, характерных профессионально-личностных деформаций и психосоматических расстройств. Стресс, который выражается в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в профессиональной деятельности, называют профессиональным.
Разболтанность нервной системы учителя может привести к нервным срывам, что крайне неблагоприятно и для них самих, и для окружающих. Нужно отметить, что стрессам в школе подвержены любые учителя. Учителя, которые стараются вести урок как можно более спокойно и не вникать в конфликты, подвержены подобным срывам даже больше, так как постоянное накапливание раздражения и сдавливание его внутри себя приводит, рано или поздно, к эмоциональному взрыву.
Как разновидности профессионального стресса Н.В. Самоукина называет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.
Информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда в короткие сроки от педагога требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. Учитель вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений.
Эмоциональные стрессы (острое переживание негативных эмоций: страха, гнева, сильной тревоги, чрезмерной ответственности и др.) являются следствием неудовлетворенности работой, жесткого психологического прессинга, чрезмерного контроля, отсутствия самостоятельности и свободы в принятии решений.
Коммуникативные стрессы педагог испытывает в различных конфликтных ситуациях в общении с детьми, их родителями, с коллегами и руководством школы.
Стресс усиливается, если учитель испытывает нехватку профессиональных знаний и ощущает несоответствие своего характера, личностных особенностей требованиям профессии и социальным ожиданиям родителей, коллег, руководства школы.
Профессия учителя в настоящее время феминизирована, поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются за груженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Кроме того, низкая оплата труда и относительно низкий социальный статус школьных учителей также представляют собой факторы, спо собствующие выгоранию.
В специальных исследованиях выявлено, что стресс является одним из механизмов профессиональной дезадаптации учителя, причиной многочисленных профессиональных деформаций. Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального выгорания» (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х.Дж. Фрейденберга).
Синдром эмоционального выгорания рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности
Эмоциональное выгорание представляет собой психологическую защиту личности в форме полного или частичного исключения эмоций в межличностном общении. Эмоциональное выгорание проявляется в следующих трех симптомокомплексах:
· эмоциональное истощение (значительное снижение эмоционального тонуса, нервнопсихическое изнеможение, равнодушие или эмоциональное перенасыщение, утрата интереса к работе, потеря представлений о ценности жизни и др.);
· деперсонализация (разрушение нормальных взаимоотношений с людьми, повышение негативизма, агрессии, бестактности и др.); редукция личных достижений (обесценивание достижений в профессии, снижение самооценки, самоуважения, чувство несостоятельности и др.)
В последние годы все чаще говорится о взаимосвязи и взаимовлиянии профессионального стресса, и синдрома психологического сгорания или выгорания работников.
Без рационального подхода к их использованию в стрессовых ситуациях, не владея навыками активного и эффективного преодоления, при отсутствии системы поддержки педагог начинает испытывать проявления стресса на всех уровнях: эмоциональном, поведенческом, когнитивном.
По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье, снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество труда
По данным Морозовой Н.А., Макаревской Ю.Э., Ожиговой Л.Н., синдрому профессионального выгорания подвержены педагоги, отличающиеся беспокойством, тревожностью, чувствительностью к сложным и конфликтным ситуациям, раздражительностью, замкнутостью и необщительностью, с несколько ограниченным кругом интересов, формализующие свои профессиональные обязанности, избегающие сложностей и ответственности, недисциплинированные и плохо организованные. (Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С., 2005).
Также «сгоранию» в большей степени подвержены «трудоголики», т.е. работающие с высокой самоотдачей и ответственностью, те, кто нашли свое призвание в работе, трудятся до самозабвения, с установкой на постоянный рабочий процесс (Форманюк Т.В., 1994) [13].
Выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов. Развитие синдрома носит стадийный характер. По мере развития синдрома могут возникнуть различные психосоматические заболевания, стресс и профессиональная дезадаптация личности. Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.
Источник