Уровень эмоционального состояния дошкольников

Уровни эмоционального самочувствия детей.
тест (старшая группа) по теме

Уровни эмоционального самочувствия детей.

Определяются в процессе наблюдения за детьми в разных видах деятельности.

1-й уровень — низкий. Характеризуется ярко выраженным нарушением эмоционального самочувствия. У детей этой группы преобладает негативный эмоциональный фон наряду с гиперактивностью и стремлением к экстремальному поведению. Характерны также отсутствие эмоциональных привязанностей с близкими, трудности во внутригрупповом взаимодействии, с сверстниками и взрослыми, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, замкнутость. В некоторых случаях отмечаются невротические проявления — подергивание головой. Чаще всего эту группу входят мальчики из неполных семей, воспитываю­щиеся без отца.

Скачать:

Вложение Размер
urovni_emocionalnogo_samochuvstviya_detey.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уровни эмоционального самочувствия детей.

Определяются в процессе наблюдения за детьми в разных видах деятельности.

1-й уровень — низкий. Характеризуется ярко выраженным нарушением эмоционального самочувствия. У детей этой группы преобладает негативный эмоциональный фон наряду с гиперактивностью и стремлением к экстремальному поведению. Характерны также отсутствие эмоциональных привязанностей с близкими, трудности во внутригрупповом взаимодействии, с сверстниками и взрослыми, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, замкнутость. В некоторых случаях отмечаются невротические проявления — подергивание головой. Чаще всего эту группу входят мальчики из неполных семей, воспитывающиеся без отца.

2-й уровень — средний. У детей этой группы незначительное нарушение эмоционального самочувствия выражается в преобладании негативного эмоционального фона наряду с чрезмерной пассивностью, замкнутостью и неуверенностью в себе. Представлена данная группа в основном девочками и небольшим количеством мальчиков из неполных семей. К примеру, основной проблемой мальчика в неполной семье является непонимание матерью потребности сына в тесном контакте с ней. Такое стремление в возрасте 6—7 лет для мальчика естественно, тогда как мать воспринимает поведение сына как результат отсутствия отцовской строгости, которую и начинает старательно проявлять. В результате у ребенка возникает неуверенность в материнской любви. Что касается девочек, они также испытывают естественную потребность в более тесном контакте с родителем противоположного пола. В связи с этим в матери девочка может видеть соперницу. Такое положение дел усугубляется, если мама слишком строга к девочке.

3-й уровень — высокий. Характеризуется ярко выраженным позитивным эмоциональным самочувствием. Для детей этой группы, представленной небольшим количеством девочек из полных семей, характерны стабильный позитивный эмоциональный фон, адекватная самооценка, эмоциональная связь и взаимопонимание с близкими взрослыми, отсутствие проблем в коммуникативной сфере.

Таким образом, очевидно, что уровень эмоционального самочувствия ребенка определяется, прежде всего, характером внутрисемейных отношений, наличием эмоциональных привязанностей между близкими, личностной и воспитательной позицией родителей в отношении ребенка.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И. Захарову.

Внимательно слушайте утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребенка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически — 1 балл; если отсутствует — 0 баллов,

1. Легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться,

3. Капризничает и раздражается по пустякам.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Бывают припадки злости.

9. Имеет плохой аппетит.

10. Разборчив в еде.

11. Засыпает с трудом.

12. Спит беспокойно.

13. Неохотно встает.

14. Часто моргает.

15. Дергает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21. Испытывает чувство неполноценности.

28 — 42 балла — невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20 — 27 баллов — невроз был или будет в ближайшее время.

14 — 19 баллов — нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7 — 13баллов — высокая степень психического напряжения, ребенку необходимо внимание.

Менее 7баллов — отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От этого зависит, на сколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворительным, в какой мере он усваивает.

Семинар -практикум для педагогов по теме «Семья, её значение и влияние на эмоциональное самочувствие ребёнка».Цель: обозначить актуальность проблемы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

Очень часто родители не задумываются над тем, как их отношения между собой влияют на развитие и эмоциональное состояние ребёнка.

Увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность детей, за счет сокращения обще групповых занятий – одно из основных направлений совершенс.

Учебно-методическая публикация для педагогов ДОУ.

Семья – это не просто сумма всех ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дед.

В статье анализируется эмоциональное самочувствие детей в полной и неполной семье.

Источник

Определение эмоций и эмоциональных состояний дошкольников.
статья (подготовительная группа)

Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Это могут быть как положительные эмоции (радость от общения, интерес к происходящему, предвкушение от встречи и т.д.), а также негативные (боязнь совершить ошибку, раздражение от непонимания, гнев из-за того, что не считаются с его мнением и т.д.). Таким образом, вся жизнь человека проходит окрашенная эмоциями, эмоциональными переживаниями и чувствами.

Скачать:

Вложение Размер
statya_2.docx 16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Определение эмоций и эмоциональных состояний у дошкольников.

Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Это могут быть как положительные эмоции (радость от общения, интерес к происходящему, предвкушение от встречи и т.д.), а также негативные (боязнь совершить ошибку, раздражение от непонимания, гнев из-за того, что не считаются с его мнением и т.д.). Таким образом, вся жизнь человека проходит окрашенная эмоциями, эмоциональными переживаниями и чувствами.

Эмоция — это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему.

Эмоции отражают реакцию дошкольника на конкретную ситуацию, это своего рода оценка происходящих событий. Эмоции тесно связаны с мотивами и потребностями дошкольника.

Эмоциональная сфера человека сформировалась в результате эволюции как сигнал биологически значимых внешних событий. Эмоции сопровождают любую активность индивида и выступают в качестве главного механизма регуляции его поведения. Эмоции обуславливают настроение индивида, его общее психическое состояние и даже здоровье.

Эмоциональные проявления характеризуются множеством оттенков, как положительных, так и негативных. В «чистом виде» эмоции существуют очень редко, а «смешиваясь» и образуя сложный комплекс эмоциональной реакции на происходящее, образуют так называемые эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния человека определяют его настроение, отношение к происходящему, обуславливают его отношение к жизни.

Некоторые эмоциональные состояния доминируют в жизни человека, некоторые возникают достаточно редко.

Более устойчивые и длительные по своим проявлениям, по сравнению с эмоциями и эмоциональными состояниями, являются чувства человека. Чувства отражают образ мыслей личности, ее отношение к окружающему миру вообще.

Эмоции обуславливаются в первую очередь конкретной ситуацией, а чувства в большей мере определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний.

В литературе выделяют следующие функции эмоций.

1. Сигнальная, мобилизирующая и защитная.

Эта функция имеет биологическую основу, то есть способствует предупреждению о наличии возможной опасности, о изменениях, происходящих в окружающей среде и т.д.

Обуславливает характер поведения, выбор действий в ответ на происходящее (например, негативные эмоции способствуют агрессивной реакции, положительные – расслаблению)

Формирование обобщенной оценки на происходящие события, что позволяет определить полезность или вредность возможного воздействия на индивида (например, находясь на большой высоте, человек испытывает тревогу, а загорая на пляже – спокойствие)

4. Побуждение к действию (либо его продолжение, либо прекращение).

Демонстрирует связь с потребностно – мотивационной сферой. Если существует неудовлетворенная потребность, возникают негативные эмоции, а при ее удовлетворении — положительные

Связана с приобретением опыта. При значимых для индивида событиях испытанные эмоции запоминаются. При повторении подобной ситуации человек вновь может испытать пережитые эмоции. При воспоминаниях о значимых событиях возвращаются и эмоции, однако не с той силой.

Эта функция также связана с мотивационно – потребностной сферой. Доминирующая потребность вызывает более сильные эмоции

Эмоции являются невербальным средством общения. Благодаря им можно понять состояние собеседника, его отношение к происходящему, а также продемонстрировать свое.

Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути.

Итак, эмоциональное состояние – это психологическая категория, обуславливающая разные виды интериоризированного отражения внешних и внутренних стимулов воздействия на субъекта без отчетливого осознания их предметного содержания.

Эмоциональные состояния обуславливают настроение, общий эмоциональные фон.

Некоторые эмоциональные состояния в большей степени свойственны индивиду, и могут обуславливать особенности его характера (например, агрессивность, раздражительность, оптимизм, пессимизм и т.д.)

Эмоциональные состояния оказывают влияние на все психические процессы, в том числе и на познавательную активность, а также на стиль поведения и общения дошкольника.

Эмоциональным состояниям свойственны такие качества, как длительность последействия и суммация, а также так называемое застревание. В особенности это относится к негативным эмоциональным состояниям. Другими словами, негативные эмоциональные состояния могут суммироваться, наслаиваться друг на друга и тем самым усиливать друг друга. Например, длительное раздражение вызывает гнев, что в конечном итоге приводит к еще большему раздражению и гневу. Испытывая гнев и раздражение, человек как бы застревает в этом эмоциональном состоянии, не может переключиться на более конструктивные переживания, не может успокоиться.

Все эмоциональные состояния характеризуются фазовой динамикой. То есть эмоции нарастают, потом происходит разрядка и снижение общего накала. Однако эти колебания могут носить цикличный характер.

Особенности эмоциональных состояний обуславливаются особенностями нервно – психической деятельности дошкольника (свойства нервной системы)

Проявление переживаемых эмоций отражается работой внутренних органов (сердце, желудочно – кишечный тракт), эндокринной системы, а также внешне (выражение лица, цвет кожи, размер зрачков и т.д.)

Таким образом, составляющими эмоций являются, во-первых, внутренние субъективные переживания, в которых не всегда можно дать себе отчет, во-вторых, физиологические изменения в организме (изменение сердцебиения, артериального давления, дыхания и т.д.), в третьих, внешние проявления в поведении, позе, мимике и т.д.

Итак, основными свойствами эмоциональных состояний являются их целостность (характеризуют в определенный период времени всю психическую активность индивида в целом), устойчивость и подвижность (проявляется в наличии стадий, определенной динамике и т.д.).

Основными факторами, которые оказывают влияние на эмоциональные состояния дошкольника, выступают ситуация, особенности высшей нервной деятельности, деятельность дошкольника, его физическое состояние, возраст и жизненный опыт.

Эмоции оказывают большое влияние на особенности общения и деятельности дошкольника, развитие межличностных взаимопониманий.

Таким образом, эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, отражающих отношение человека к миру, людям, самому себе и связанных с удовлетворением потребностей.

Эмоции сопровождают любое проявление активности личности и являются главным механизмом регуляции деятельности.

Развитие эмоциональной сферы связано с развитием личности. Эмоциональная сфера формируется на базе врожденных реакций и восприятия эмоционального состояния окружающих, которые составляют основу эмоционального опыта личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье говорится об эмоциональной сфере детей, раскрывается понятие эмоций, как особого класса психических процессов и состояний, а также рассматривается их влияние на развитие и обучение детей.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №27 ст Вышестеблиевской Темрюкского районаСоставила Черненко И.Н.воспитатель.

Консультация для родителей.Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения к психологу детского сада. При этом в последние годы количес.

уголок настроения в группе детского сада.

Материал полезен для логопедов и воспитателей ДОУ.

Данный тест состоит из стимульного материала (восьми цветовых карточек) и методического руководства, которое содержит описание теста, процедуры тестирования, обработки, интерпретации результатов.

Социализация средсвами музыкально ритмичных игр.

Источник

Читайте также:  Эмоциональный вампир как ему запомнится
Оцените статью