Уроки психологии для подростков эмоции

Занятие с подростками «Радуга эмоций»
план-конспект занятия по психологии (6, 7 класс) на тему

Тренинг самопознания и развития эмоциональной сферы, распознавание и выражение эмоций, самораскрытие, познание мира эмоций, своего и других, обращение к телесному опыту, раскрытие связи эмоциональных состояний и физических проявлений и ощущений

Скачать:

Вложение Размер
raduga_emotsiy.docx 20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «РАДУГА ЭМОЦИЙ» (7 КЛАСС)

❑ Создание условий для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонации) и формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека.

❑ Создание условий для обращения подростков к телесному опыту переживания эмоций.

Листок и ручка на каждого;

❑ Карточки для игры «Угадай эмоцию» (два варианта);

Мячик или мягкая игрушка;

❑ Цветные карандаши и лист А4 на каждого.

Приветствие . Рукопожатия «по-братски».

Разогрев, разбиение по парам. Найдите того, у кого с вами одинаковый цвет глаз.

«Интервью». Ребята делятся на пары, по очереди становясь «журналистом» и «звездой». «Журналист» берет интервью у «звезды» по плану (на доске).

По окончании обоих интервью ребята по очереди представляют одноклассникам свою «звезду».

❑ Как зовут звезду?

❑ Какое самое яркое воспоминание звезды о прошедшем лете? Какими цветами нарисовала бы картину об этом?

❑ Что звезда думает о чувствах подростков?

Обсуждение . Как мы можем узнать, какие чувства испытывает человек? Вывод: по его жестам, позе, мимике, интонациями и т.д.

Упражнение «Угадай эмоцию».

На первом этапе ребята по очереди вытаскивают карточки с заданиями, на которых написано название чувства. Нужно как-то объяснить содержание карточки одноклассникам, используя жесты, мимику и интонации.

Прежде чем выкрикивать свое предположение, неводящие должны записать его в тетради, а после обсуждения правильного ответа отмечать точность своей оценки:

Затем задание усложняется. На карточках написано не только название чувства, но и способ его демонстрации (например: радость – выражение лица, отвращение – интонация, удивление – жесты и т.д.). Необходимо показать заданную эмоцию четко в соответствии с инструкцией (в случае задания типа «эмоция – интонация» с заданной интонацией произносится стереотипная фраза «В лесу родилась елочка»). Остальные должны догадаться, какая эмоция изображается. Результаты фиксируются «наблюдателями» аналогично.

❑ Насколько хорошо я распознаю эмоции?

❑ По каким признакам мне проще понять состояние другого человека, по ка-ким сложнее?

Зависть – брови и глаза

Снятие усталости. Встаньте в круг, передавайте друг другу мяч, называя имя того, к кому попадает мяч, и цвет настроения, которое вызывает у вас этот человек.

Обсуждение . Если есть вопросы друг к другу, можно их задать.

На листах ребята рисуют контурное изображение человека. Можно попробовать изобразить в нем собственные состояния «радость», «стыд», «страх», «печаль», «удивление» и т.д. Для этого нужно подобрать карандаш соответствующего эмоции цвета и заштриховать им ее «локализацию». Каждый рисует столько человечков, сколько успеет за отведенное время (примерно «локализовать» 5-6 эмоций).

❑ А сумеем ли мы расшифровать нарисованное?

Каждый показывает своих человечков, называет цвет и эмоцию и дает словесное описание – как вы это ощущаете.

«Броуновское движение»: Все ходят по комнате с закрытыми глазами, важно не столкнуться. Теперь все ходят с закрытыми глазами, издавая звуки, например, жужжание. Что чувствовали?

Работа с притчей.

Как можно узнать, какие эмоции испытываешь ты сам? Себя «со стороны» рассмотреть удается не всегда. Выясняется, что по собственным телесным ощущениям («засосало пол ложечкой», «задрожали коленки», «разгорелись уши» и т.д.). В качестве иллюстрации можно привести притчу «Легкое лечение»:

Племянник одного правителя тяжело заболел. Все врачи страны уже потеряли надежду на его излечение. Никакие лекарства не помогали. Поскольку врачи ничего не могли сделать, то правитель согласился, чтобы больного осмотрел Авиценна, которому тогда было всего 16 лет. Когда Авиценна вошел во дворец, все были поражены его смелостью, так как он решился помочь больному несмотря на то, что все мудрецы страны признали свое бессилие. Авиценна увидел больного, худого бледного юношу, распростертого на ложе. На вопросы юноша не отвечал, а его родственники объяснили, что он уже некоторое время не произносит ни слова. Авиценна исследовал его пульс и долго держал его руку. Наконец, он задумчиво поднял голову и сказал: «Этот молодой человек нуждается в особом лечении. Мне нужен тот, для кого этот город родной, кто хорошо знает все его улицы и переулки, все дома и всех людей, живущих в них».

Все были удивлены и спрашивали: «Что общего может иметь лечение больного с улочками нашего города?» Но, несмотря на свои сомнения, они повиновались желанию Авиценны и послали за человеком, который, как было известно, знал город как свои пять пальцев. Авиценна попросил его: «Назови мне все кварталы города». При этом его рука была на пульсе больного. Когда был упомянут определенный квартал, Авиценна почувствовал, что пульс вдруг участился. Тогда он попросил перечислить все улицы этого квартала, до тех пор, пока пульс больного снова не ускорился при произнесении названия одной из улиц. Затем Авиценна попросил называть все переулки, расположенные вокруг этой улицы. Человек называл все переулки один за другим, пока вдруг название одного малоизвестного переулка не вызвало учащение пульса у больного. Довольный этим, Авиценна велел: «Приведите ко мне человека, который может назвать все дома в этом переулке и их жителей». Его Авиценна попросил перечислять все дома, и пульс больного указал на тот, который был нужен. Когда человек стал перечислять живущих в этом доме людей, то упомянул имя одной девушки. Сердце больного немедленно начало колотиться.

Наблюдательный Авиценна произнес: «Очень хорошо, вес ясно. Мне теперь известна болезнь юноши, и его очень легко вылечить». Он встал и сказал присутствующим, которые смотрели на него в изумлении: «Этот юноша страдает от любви, в этом причина его недуга. Он влюблен в девушку, чье имя вы только что услышали. Идите, найдите ее и добейтесь, чтобы она стала его невестой». Больной, который слушал слова Авиценны с большим вниманием и волнением, покраснел от смущения и спрятался под одеяло. Правитель объявил девушку невестой племянника, и юноша выздоровел в течение часа.

«Словарь чувств». Перекидывая друг другу мяч, называть какую-нибудь эмоцию, повторять нельзя. Я записываю на доске. Пауза 5 сек – выбывает из игры. Играем до победителя.

Работа со «Словарем». Теперь подростку нужно списать с доски эти эмоции тем цветом, с которым ассоциируется то или иное чувство; подчеркнуть в своих «словарях» те эмоции, которые испытывались им когда-либо в жизни, одной чертой; те эмоции, которые они испытывают часто – двумя чертами. Затем они перечеркивают крестом те эмоции, которые им бы не хотелось испытывать никогда.

Обсуждение . Какие чувства не нравятся? Почему?

Снятие усталости. «Моргалочки»: Сидят в кругу, у одного нет стула. Все должны моргая найти партнера, с кем поменяются местами, а тот, кто без стула, должен увидеть и занять один из стульев первым.

Завершающий круг: Что порадовало? Что огорчило?

Источник

Конспект профилактического занятия для подростков «Эмоции и чувства. Как контролировать гнев»

людмила глущенко
Конспект профилактического занятия для подростков «Эмоции и чувства. Как контролировать гнев»

Профилактическое занятие для подростков:

«Эмоции и чувства. Как контролировать злость».

Актуальность темы. Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, поэтому в этот период жизни могут возникать повышенная тревожность, агрессивность и различные страхи. В свою очередь, эмоциональное неблагополучие тесно связано со школьной неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.

В связи с особенностями подросткового возраста, психологическое просвещение в сфере расширения представлений подростков об эмоциях и чувствах приобретает особую актуальность. Данное направление просветительской работы создает условия для улучшения понимания подростками своего эмоционального состояния, причин его возникновения и возможных способов совладения с ним, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми, и на другие жизненные сферы.

Цель занятия: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания, проявления эмоций и способов их контроля.

• информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания;

• создание условий для развития способности к осознанию подростками собственного мира эмоций и чувств;

• создание условий для развития способности подростков понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.

Целевая группа: несовершеннолетние подросткового возраста (15-16 лет).

Форма проведения: групповое занятие с элементами социально-психологического тренинга.

Необходимые материалы: интерактивная доска для демонстрации презентации, листы бумаги, конверты с индивидуальным заданием. Продолжительность занятия 40-45 минут.

Ход занятия:

Этапы занятия, упражнения

Содержание Цели занятия, упражнений

• Приветствие, представление ведущего;

Рассказ о целях занятия, мотивация на работу в группе.

Знакомство, ориентация участников в целях занятия

упражнение «Всем мы разные…» Каждому участнику дается лист бумаги, ведущий просит закрыть глаза и сложить лист бумаги, далее дается задание оторвать правый угол листа и опять сложить лист, так повторяется несколько раз. У всех участников получаются разные листы, что говорит об индивидуальности каждого человека.

• Теоретическая часть «Эмоции и чувства»

Демонстрация презентации «Я чувствую…», информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания, фундаментальных эмоциях человека и способов их контроля. Психологическое просвещение

Обсуждение способов совладения с негативными эмоциями Совместное рассуждение о том, как можно преодолеть негативные эмоции, раскрытие собственного опыта участников Расширение знаний о способах эмоциональной саморегуляции

Упражнение «Я могу справится с гневом» Каждому участнику дается конверт с описанием жизненной ситуации, вызывающей чувство агрессии. Необходимо преодолеть негативные эмоции. Расширение знаний о способах эмоциональной саморегуляции. Закрепление материала.

Сегодня мы с вами обсудим виды эмоций, которые испытываем каждый день, которые делают нашу жизнь ярче или же наоборот сгущают краски на те или иные обстоятельства. Попробуем разобраться, что же такое «эмоция» и можно ли контролировать свои чувства. Для начала проведем небольшой эксперимент.

Упражнение «Все мы разные».

Материал для теоретической части.

Эмоции — это переживание наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе, это реакции на конкретные ситуации.

Наши эмоции и чувствавыполняют много важных функций:

• Регулируют поведение человека — либо поощряют двигаться в верном направлении, либо удерживают от неверных шагов (например, если поведение человека делает его сильнее, то это вызывает радость, интерес, а если человек действует во вред себе, то у него возникают неприятные переживания).

• Стимулируют человека к развитию, освоению нового опыта (обычно человек начинает что-то менять в своей жизни, когда чувствует, что уже не может жить так, как раньше).

Эмоции и чувства облегчают возможности взаимопонимания между людьми, способствуют сплочению и более тесному общению.

• Жизнь без эмоций становится пустой и неинтересной.

Американский психолог Кэррол Изард выделил несколько «чистых», «фундаментальных» эмоций — это интерес, радость, удивление, печаль, гнев. Все остальные эмоции — это их различные сочетания. Все эмоции могут выполнять как важные функции, так и быть помехой для человека, например, если эмоции возникают в неподходящих ситуациях или становятся слишком сильными.

Из преобладающих эмоций и чувств складывается настроение — наше душевное самочувствие.

Чувства — наши эмоциональные отношения к различным объектам и явлениям (любовь, дружба, гордость, счастье, симпатия).

Чувства более устойчивы, могут проявляться через несколько эмоций (например, когда человек завидует, у него одновременно могут возникнуть и гнев, и обида и стыд). Эмоции связаны с конкретными ситуациями, а чувства с объектами, на которые они направлены.

Когда у человека хорошее настроение, ему самому приятно и уютно в таком состоянии, и окружающим людям тоже приятно находится рядом с человеком, у которого хорошее настроение. А вот рядом с человеком, у которого настроение плохое, окружающим находится некомфортно, поэтому такой человек часто бывает одинок. Выход — каким либо образом изменить свое настроение и сделать его лучше. В жизни происходить много событий, при которых сложно сохранять хорошее настроение, но даже при самых тяжелых жизненных обстоятельствах человек свободен выбирать, как на них реагировать.

Настроение зависит не столько от происходящих вокруг тебя событий, сколько от того, как ты их воспринимаешь.

Виды эмоций.

По характеру переживания (удовольствие или неудовольствие) эмоции бывают положительные и отрицательные.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

У каждого из «отрицательных» переживаний есть очень важные положительные функции, жизненно необходимые для человека. Так, страх — это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Тоска — реакция, позволяющая легче приспособиться к тяжелым утратам. Зависть — побудительная сила, стимулирующая движение к достижениям. Мудрый человек относится к плохому настроению как к надежному жизненному советчику, принимает то полезное, что есть в каждом из этих состояний, однако не позволяет им отравлять свою жизнь.

Негативные эмоции, без сомнения, мешают в жизни. Злость, зависть, постоянное состояние стресса, — все это крайне отрицательно сказывается на состоянии здоровья, и увы, на продолжительности жизни. Если вы постоянно злитесь на окружающих, ссоритесь и не можете справиться с агрессией, то вам полезно будет узнать о том, как побороть в себе злость и раздражительность.

Вспомните, пожалуйста, ситуацию, которая вызвала у вас чувство гнева. Что вы испытывали? Смогли избежать конфликт?

Как побороть злость и раздражительность

1. Конструктивное выражение. Не вздумайте подавлять недовольство внутри себя, ведь это может повлечь за собой психосоматические заболевания. Научитесь выражать свои эмоции культурными словами и фразами,к примеру: «Я чувствую себя некомфортно. Пожалуйста, давайте перенесем разговор, чтобы случайно не обидеть друг друга» или «Меня волнует/не устраивает данная ситуация. Как мы можем ее изменить?»

2. Фотокарточка орущего человека. Если вы или ваши близкие замечают за вами сильную раздражительность, попробуйте поместить на рабочем столе фотографию орущего человека с неприятной гримасой и старайтесь не выглядеть также.

Слежение за признаками злости и раздражительности. Понаблюдайте за тем, в чем выражается ваш гнев. Возможно, ваше лицо краснеет от прилива крови, либо учащается пульс/сердечный ритм, либо усложняется дыхание и появляется нервный тик, а то и дрожь по всему телу? Зафиксируйте свое состояние в момент, после которого следует вспышка гнева.

Уход от стрессовой ситуации. Как только вы понимаете, что скоро «взорветесь», прервите взаимодействие с оппонентом,сказав ему об этом примерно в таком ключе: «Я слишком рассержен/разгневан, мне нужно оставить тебя на какое-то время. Продолжим наш диалог позже». Поскольку вы заранее предупредили своего обидчика, ваш уход не будет выглядеть побегом. Когда вы покинули комнату/кабинет, успокойтесь и вернитесь обратно. Не нужно вести себя так, будто ничего не случилось.Скажите примерно следующее: «Я только что сильно разозлился, потому что сложившаяся ситуация раздражает меня/поведение этого человека совершенно недопустимо/если этот вопрос не решить по-другому, нарушится работа всего предприятия».

4. Отдых. Если трудовая деятельность забирает ваши силы по максимуму, необходимо соблюдать распорядок дня,где несколько часов должно отводиться полноценному отдыху: ложитесь спать не позже 23 часов, во время обеденного перерыва старайтесь выйти на свежий воздух, больше ходите пешком.

5. Физические упражнения. Ничего сверхъестественного не произойдет, но ваша энергия, не растраченная до конца, будет правильно израсходована в период физической активности, а заодно улучшится и настроение. Занимайтесь тем видом физических нагрузок, которые будут вам по душе, и результат отразится на вашем теле и духе практически сразу.

6. Дыхательная гимнастика. Если вы чувствуете приближение нервного срыва, выполняйте дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 2-3 секунды, повторите 10 раз.

Упражнение: «Я могу справится с гневом».

Если вы будете знать, как побороть в себе злость, ваша жизнь будет долгой и беззаботной.

Источник

Читайте также:  С радостью приму ваше предложение
Оцените статью