Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
Рамиля Мазитова
Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
«Упражнения по развитию музыкально-ритмического чувства».
Мазитова Рамиля Юнировна
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. А игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.
Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.
Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками). Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка,протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит,где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей,без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И. П. : дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Игровое упражнение «Угадай».
Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен.Все говорят:
— Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…
На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.
Слушаем и различаем (с ритмическими карточками)
1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.
Песни Е.Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».
2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.
Комплекс дыхательных упражнений на кроватках (подготовительная группа) Цели: Укреплять здоровье детей. Способствовать профилактике ОРЗ. Создать радостноенастроение при выполнении упражнений. Воспитывать привычку.
Комплекс физических упражнений. Конспект занятия по физическому воспитанию «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Комплекс физических упражнений: «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой,.
Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой.
Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.
Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Спор зверей» «Спор зверей» • «Змея»; • «Черепаха»; • «Морская звезда»; • «Лягушка»; • «Носорог»; • «Гусеница». Однажды поспорили звери, кто сможет защитить.
Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Возвращение домой» «Возвращение домой» • «Зёрнышко»; • «Веточка»; • «Черепаха»; • «Стрекоза»; • «Бабочка»; • «Велосипед»; • «Лошадка»; • «Петушок». Одним.
Комплекс упражнений по группам звуков НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1. Окошко. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко.
Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с ОЗ «В гости в весенний лес» (подготовительная группа) Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с нарушением зрения «В ГОСТИ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС». Подготовительная группа. Цель: развивать.
Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений Мастер класс музыкального руководителя МБДОУ детского сада № 136 Васюковой О. А. Тема: «Развитие ритмического слуха у детей дошкольного.
Источник
Развитие чувства ритма как условие формирования вокальных данных
Юлия Царихина
Развитие чувства ритма как условие формирования вокальных данных
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Методическая разработка занятия
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Составитель: Царихина Ю. Н.
руководитель вокальной студии эстрадной песни «Соло» и
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА, КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Форма проведения: коллективная.
Цель урока: развитие чувства ритма у детей в вокальном объединении, привить навыки элементарной ритмической импровизации, приобщить к различным формам музыкального исполнительства в ролевых играх.
— понятие ритм, ритмический рисунок;
— развитие ритмического слуха;
— формирование начальных исполнительских навыков;
— развитие навыков коллективного исполнения;
— повышение интереса к уроку за счёт введения нестандартных игровых форм обучения.
— наглядный (слуховой и зрительный);
— словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
— репродуктивный (вокальные иллюстрации голосом и воспроизведение услышанного детьми).
На данныхуроках будет производиться работа: над развитием ритмического слуха через: ритмические упражнения, песни и игры; над развитием умений и навыков хорового пения в упражнениях для распевания.
В музыкальной практике под чувством ритма подразумевается способность, лежащая в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связанных с восприятием, воспроизведением и изображением временных отношений в музыке.
Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства ритма, т. е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику.
Для того, чтобы создать выразительную мелодию, недостаточно взять один за другим несколько звуков разной высоты. Их нужно организовать, со измерить. Слово ритм и означает «соразмерность». Звуки разной продолжительности, чередуясь, выстраиваются в определенный звуковой рисунок. Поэтому рисунку мы узнаём ту или иную мелодию, песню.
Свои занятия по развитию чувства ритма я строю на основе музыкального материала, который дети знают, с декламации и народных детских песен.
Для развития чувства метра (равного биения)я использую разное равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые ребёнок делает во время игры («кошение», «кование» и т. д.). Выбрав известную песню, которую ученики поют хором, мы с ребятами встаём в круг и начинаем двигаться, исполняя песню. Я показываю начало движения и помогаю сохранению шага, т. е. равномерного ритма. Главное, чтобы дети научились хорошо ощущать акценты (сильные и слабые доли) и отмечали их не только более сильным движением, но и голосом.
Здесь мы закрепляем понятие «ритм» (чередование длинных и коротких звуков).
Для ощущения четвертной паузы, также мной используются известные песни. Чтобы дети могли осознать паузу, я предлагаю не просто пропеть, но и прохлопать ритмическую фигуру с паузой. Ученики много раз раз поют и одновременно похлопывают длительности, шагают четвертями или делают равномерные движения. После моих наводящих вопросов, ученики устанавливают, что шагали четвертями, а на четвёртом шаге они не пели. Я прошу ребят ещё раз спеть мелодию, но теперь во время паузы вместо шага прошу их немного наклониться вперёд (безмолвное движение). Затем я объясняю ребятам, что «тихое» движение продолжалось во время одного шага (или хлопка) и обозначало паузу, равную четверти.
Аналогичным путём мы с детьми осваиваем новые длительности и паузы. Я выбираю известные песни, где встречается новый материал, и дети осваивают его с помощью движения прохлопывания, пропевая вслух, «про себя» и т. д.
В основе ритмического воспитания учащихся, на моих занятиях, лежит ритмическое упражнение «Ритмическое эхо» и ритмическая игра «Угадай-ка».
Упражнение «Ритмическое эхо«. Ведущая роль в этом упражнении принадлежит учителю.
Цель упражнения — чёткое и слаженное исполнение ритмических рисунков, ведущее не только к улучшению чувства ритма учеников, но и к развитию коллективного исполнения.
Прежде чем приступить к этому упражнению впервые, мы с ребятами беседуем о том, что такое эхо, как явление природы. На основе их ответов и высказываний, я формулирую ответ, сводящийся к тому, что эхо — это отражённый (от стены дома, от леса, от гор и т. д.) звук.
Я объясняю ученикам, что эхо лишь повторяет более или менее точно изданный звук. А это значит,что если громко крикнуть: «Здравствуй!»,то эхо ни за что не ответит нам: «Прощай!» Это объяснение понадобится для лучшего осознания учениками того, что при исполнении «Ритмического эхо» ответ должен быть абсолютно похожим на начальный ритм, задаваемый учителем, а любые отклонения, т. е. ошибки, должны быть исключены.
Итак, для начала я играю с детьми в «короткое эхо», которое состоит из коротких, простейших двух-тактовых ритмических рисунков в размере 2/4. Спустя несколько занятий, я включаю простой ритмический рисунок с паузой.
После знакомства ребят с «коротким эхо», я предлагаю им «длинное эхо», в том же размере, но с большим добавлением длительностей.
Примерно на третьем-четвёртом занятии, я представляю вниманию ребят третью разновидность «Ритмического эхо«, так называемое «Трудное эхо». В это упражнения входят рисунки лишь, в которых не более трёх звуков. Но сложность заключается в том, что бы ученики, коллективно, после этого рисунка исполнили рисунок, состоящий из двух, а затем из одного звука. Трудно это сделать потому, что исполнение одного звука всем классом одновременно требует наивысшей собранности, внимания, умения следить за рукой учителя. Это последнее упражнение требует от ребят особого чувства, а именно — чувства ансамбля.
Все три части упражнения «Ритмическое эхо» ребята на моих занятиях исполняют на детских шумовых и ударных инструментах. Иногда мы это упражнение исполняем хлопками в ладоши.
Ритмическая игра «Угадай-ка». Эта интересная и увлекательная игра является вершиной в развитии ритмического воспитания на моих занятиях. Цель игры — развитие не только умения правильно воспроизвести ритмический рисунок, но так же попытаться определить, из какой песни этот рисунок взят, а это весьма трудное задание. В, предлагаемой мной, игре песню угадать сложно, потому что самой мелодии нет, а есть лишь её ритмический «костяк». Главным условием игры «Угадай-ка» является то, что песни, участвующие в ней, должны быть обязательно знакомы ребятам. В игре принимает участие весь класс, который я предварительно делю на две команды (можно на три, четыре и т. д., всё зависит от количества учеников).
Далее я задаю ритмический рисунок, взятый из всем известной песни. На угадывание каждой команде даётся три попытки. Если песня угадана с первой попытки — команда получает 3 очка, со второй — 2, с третьей — 1. Если команда не угадала песню, то ход переходит другой команде. Количество отгадываний не ограничивается. Иногда одному и тому же ритмическому рисунку могут соответствовать несколько разных песен. И за каждую из них я даю дополнительные очки. Игра имеет 6-7 туров, каждому из которых соответствует один ритмический рисунок. В конце игры я подсчитываю набранные командами очки. Команда-победитель, при активной игре всех участников получает «пятёрки» в полном составе.
Конечно же, эта игра может иметь свои варианты по усмотрению учителя.
Так же, для развития чувства ритма у вокалистов, я применяю такие упражнения и игры,как:
— «Спой своё имя». Я показываю детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими формулами. Мы варьируем имя каждого ребёнка, повторяя при этом ритмические варианты отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев;
— «Хор часов». Предлагаю детям изобразить ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого делю детей на две группы. Первая группа произносит низким голосом «бом — бом» (четвертными длительностями, а вторая — высоким «тики — тики» (восьмыми длительностями).
— «Сочини ритм«. Для того, чтобы привить детям навыки ритмической импровизации, я даю каждому ученику задание — с помощью музыкального инструмента попробовать импровизировать любой ритм: маршевый или танцевальный, грозный или весёлый. Каждую импровизацию мы вместе обсуждаем.Для этого я задаю наводящие вопросы: «Какой ритм вы слышите — грозный или весёлый и т. д. ?»
— «Шутки-прибаутки». Поём все вместе на одном звуке, в сопровождении детских музыкальных инструментов, скороговорки, шутки, потешки, пословицы и т. п. но сначала, мы выразительно произносим текст и прохлопываем ритм.
Тему «Ритм» я закрепляю проведением ритмического диктанта: предлагаю ученикам, индивидуально, воспроизвести услышанный ритм хлопками или постукиванием. Для такого диктанта я выбираю три ритмических рисунка на своё усмотрение,но обязательно разной сложности: лёгкий, сложнее и самый сложный. Но никогда не даю рисунок заведомо невыполнимый ребятами.
Сложность рисунков меняется в зависимости от возраста учеников, приобретённого в таких делах опыта. Ритмические рисунки я сочиняю либо сама, либо беру из знакомых ребятам песен. Исключение составляют диктанты, которые проводятся на оценку.
Как же объективно оценить работу ученика во время ритмического диктанта? Я это делаю с помощью постепенного набора оценки. Перед началом диктанта объявляю, что те ребята, которые успешно исполняют первый (простой) рисунок, смогут «набрать» условную оценку «3». Те, кто сможет правильно исполнить кроме первого рисунка ещё и второй рисунок «наберут» условную оценку «4», и те, кто кроме первых двух рисунков правильно исполнят третий — «наберут» оценку «5», но уже не условную, а настоящую. На каждый из трёх рисунков ритмического диктанта ученикам я даю три попытки.
Заключение. Музыка — это звучание, но оно не будет приятно нашему слуху, если нет ритма. Ритм — это одно из условий его развития.
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Именно ритмический рисунок составляет основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие — по сути своей характеристики одного и того же. И в формировании вокальных данных у ребёнка, они играют очень важную, первостепенную роль.
«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.
Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.
Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.
Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.
Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.
Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.
Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.
Стихи для формирования у детей 4–12 лет чувства самосохранения Уважаемые преподаватели, с детьми частенько случаются различные неприятности, то коленку обдерут, то в электророзетку, что-то засунут, то.
Стихи для формирования у детей 4–12 лет чувства самосохранения Уважаемые преподаватели, с детьми частенько случаются различные неприятности: то коленку обдерут, то в электророзетку, что-то засунут, то.
Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.
Источник