Уроки литературы развивающие чувство то

Содержание
  1. Воспитание нравственных чувств на уроках литературного чтения статья по чтению на тему
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  5. Поставить диагнозы персонажам, пойти гулять и сделать настолку: 8 идей для незанудного преподавания литературы школьникам
  6. 1. Сравнить с зарубежной литературой
  7. Пушкин очень любил произведения Гомера, причем в переводе на французский! Читал Плутарха, Дидро и Руссо. Лермонтов в юности зачитывался Байроном.
  8. 2. Привлечь философию
  9. Например, банальный факт: герой «Отцов и детей» Евгений Базаров не верил в Бога и отрицал его. Утверждение, которым не удивишь современного школьника. Но для 1860-х годов это прорывная идея! Общество было глубоко религиозное — а тут вдруг «Бог умер». Откуда это вообще взялось?
  10. 3. Читать писателей-специалистов
  11. Круче быть адвокатом (генетиком, историком, врачом) и писать, чем просто учиться на писателя и писать. Книги узких специалистов интересно читать в рамках межпредметности.
  12. 4. Разбирать психологию персонажей
  13. Затем предложите каждому ученику определить свой тип: подросток не хочет думать про вымышленных героев, он хочет думать про себя.
  14. 5. Сделать настольную игру по мотивам романа
  15. Мои ученики делали настольные игры по мотивам антиутопии Замятина «Мы» и пушкинского «Евгения Онегина».
  16. 6. Устроить на уроке Creative Writing
  17. Большинство просто пересказывают сюжет и называют это сочинением. Писать «свое» им очень сложно. А где это делать, если не на литературе?
  18. 7. Гулять вместо «литры»
  19. Например, вы изучаете поэзию автора, и она посвящена природе или времени года. Пойдите на улицу с томиком стихов любого поэта! Весна? Гуляем и читаем стихи про весну. Зима? Идем гулять и читаем стихи про зиму, и так далее.
  20. 8. Отдать под литературу целый учебный день
  21. Можно посвятить такой день изучению дневников писателей.

Воспитание нравственных чувств на уроках литературного чтения
статья по чтению на тему

В этой статье говорится о том, как учитель на уроках литературного чтения должен способствовать развитию нравственных чувств у детей, как учить их радоваться и удивляться обыденному.

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_nravstvennyh_chuvstv_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx 15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных чувств на уроках литературного чтения

Статью подготовила учитель начальных классов Ильина Лидия Николаевна

МКОУ Кирсановская СОШ

В современной школе в младших классах возникли новые формы обучения, появилось творческое отношение учащихся к своему труду. Дети сейчас более активны и осведомлены чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и увереннее. Многие ученики переоценивают свою поверхностную информированность , пренебрегают авторитетом и мнением других. Мы , учителя, часто замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Чаще всего эти детские недостатки мы выявляем на уроках чтения. Хотя на этих уроках у учителя самые богатые возможности для нравственного воспитания и для обучения мыслить.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: « Чтение-это упражнение в нравственном чувстве. Процесс чтения без чувствования, без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветшую душу, делает её слепой к миру образов, глухой к окружающей жизни. »

Да, мы соглашаемся с Ушинским, что урок чтения – это всегда творчество. Нравственное чувство- это есть основа воспитания человека. Умение сочувствовать, восхищаться, жалеть, негодовать, уважать, гордиться, радоваться и печалиться — это та почва, на которой только и могут раскрыться все грани души.

Нравственная жизнь читателя учит логически мыслить, развивает разум. В этом огромную роль играет творческий процесс учителя. На современных уроках учитель вместе с детьми ставит проблему урока и вместе ищут её решение. Современный учитель намечает пути стимулирования переживаний детей и способы руководства деятельностью их разума.

Горячей точкой урока является беседа на основе прочитанного, которую учитель готовит особенно тщательно. Беседа на уроке – это всегда «диалог на равных».

Чаще всего сопровождается анализом обобщающая беседа после повторного чтения. Каждый ученик на уроке обязан иметь своё мнение и уметь его обосновать, подтвердить.

После прочтения сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» учитель поставил проблему: Кто главный в сказке?

Посыпались ответы: называли царевну, Гвидона, царя Салтана. Причем каждый ответ был хорошо аргументирован. Учитель только руководил порядком общего разговора. Затем идет похвала учителя: интересный разговор у нас получился, потому что вы внимательно слушали сказку и вдумчиво её прочитали. Вместе вы доказали, что все герои заслужили радость и счастье. После этого дети работают с листками успеха и оценивают свои достижения.

Как мы увидели, что было достаточно одного нестандартного вопроса, чтобы побудить детей к активной работе мысли. Каждый высказывал своё мнение и умело обосновывал его. Дети любят доказывать свою мысль и радуются такой возможности.

После прочтения рассказа Л.Пантелеева «Честное слово» дети получают задание на дом творческого пересказа: мальчик дома объясняет, почему он поздно вернулся домой. В продолжительной беседе выяснилось, что настоящая смелость в преодолении страха. Учитель делает короткое резюме: честность и честь – это хорошие качества человека.

Многие учителя стремятся на уроках чтения как бы распахнуть, расширить душу учеников, сблизить художественные образы и мысли книги с жизнью.

Учителя должны стараться, чтобы дети поверили в правдивость книги, чтобы книга стала подлинным средством познания жизни. Учитель должен внушать детям это ощущение, помогая беседой перевести ощущение в убеждение.

Детям очень нужны рассказы, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для молодой души необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Разговоры о великих людях на уроках литературного чтения никогда не проходят бесследно.

После прочтения рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» учитель ставит проблемный вопрос: почему Дагни плакала?

Ответы детей были разными:

1 Она удивилась, что простой старичок, который нёс корзину, был великий человек.

2 Дагни удивилась, что великий человек запомнил деревенскую девочку.

3 Дагни плакала, потому что радовалась выполнению обещания.

4 Она плакала от радости, что есть хорошие добрые люди.

Одним словом, у детей очень много поводов удивляться при чтении.

Для постановки маленькой проблемы урока можно использовать и заголовок.

Перед чтением рассказа С. Баруздина «Страшный клад» ставим вопрос: зачем ищут клад, чем может порадовать находка.

После этого учитель предлагает детям задать вопросы для учителя и для товарищей.

Очень важно на уроках чтения учить чувствованию силы и красоты языка. Перечитывая произведения И.Соколова – Микитова , мы называем голоса птиц, затем ищем сказуемые для голосов других птиц. А затем нам обязательно захочется назвать и «голоса» деревьев.

Очень важно научить детей выявлять в произведении ту нравственную направленность, которая дорога самому автору.

Очень много ещё надо сделать в начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности.

Учительское умение прочитать чутко и по- своему каждое художественное произведение, степень нашей культуры значат очень многое.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье.

В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва.

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения — одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе.

Статья о взаимодействии семьи и школы.

Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован.

Источник

Поставить диагнозы персонажам, пойти гулять и сделать настолку: 8 идей для незанудного преподавания литературы школьникам

Что происходит на школьных уроках литературы? Вспомнили биографию автора, обсудили сюжет и героев произведения, выучили, что хотел сказать автор, — и следующий! Если это и не скучно, то, по крайней мере, однообразно и не вдохновляет. Поэтому учительница русского языка и литературы в Китежской школе и основательница книжного магазина «Первый книжный в Козельске» Маша Зяблова предлагает способы, как сделать уроки литературы глубокими, насыщенными и интересными: параллельно изучать философию и психологию, проводить уроки творческого письма, гулять вместо литературы и читать писателей с естественнонаучным образованием.

1. Сравнить с зарубежной литературой

Даже по памяти я могу сказать, каких авторов зарубежной литературы по школьной программе проходят в 9-м, 10-м, 11-м классах. В девятом — Шекспира, Данте и Гете. В десятом классе их вообще нет: там русская литература XIX века, не до этого! В одиннадцатом — Хемингуэй, Гессе, Ремарк, может быть, Маркес или Лондон. Это катастрофически мало! Средний ученик выходит из школы с дыркой вместо знаний в этой сфере, если не читает самостоятельно.

По моему глубокому убеждению, преподавать русскую литературу без связки с зарубежной — это преступление. Не видеть и не показывать ученикам все взаимосвязи, причинно-следственные ниточки, не рассказать, как тексты Европы и позже Америки, отчасти Востока, влияли на нашу литературу — значит создавать у них ощущение, что Россия и ее культурный процесс словно висел в воздухе и питался творческой энергией из космоса. Но это не так!

Россия всегда была и будет в прочной связи с миром. Об этом важно говорить на уроках, показывать, на каких авторах формировались наши писатели и кого читали сами.

Пушкин очень любил произведения Гомера, причем в переводе на французский! Читал Плутарха, Дидро и Руссо. Лермонтов в юности зачитывался Байроном.

Достоевский чтил европейских писателей: Данте, Гофмана, Диккенса и Шиллера, любил произведения Бальзака, не раз перечитывал «Дон Кихота» Сервантеса, «Ускока» Жорж Санд, «Кандида» Вольтера.

Если вы преподаете литературу, попробуйте акцентировать внимание учеников на том, какие произведения читал писатель и на каких книгах он рос. Это добавит в ваши уроки массу новых тем и обсуждений.

Например, во взрослом возрасте Лев Толстой зачитывался «Дэвидом Копперфильдом» Диккенса, «Одиссеей» Гомера и «Отверженными» Гюго. С последним романом вышла занятная история. Гюго заканчивает писать и публикует свой роман-эпопею в 1862 году, а в 1863-м за работу над «Войной и миром» берется Толстой. Роман-эпопея Толстого очень многое перенял у «Отверженных»: та же свобода повествования, те же отступления, то же отсутствие четкой сюжетной линии.

Если задаться целью, то такие литературные параллели можно найти у многих авторов и произведений. Это ни хорошо, ни плохо, это просто факт: авторы разных стран обогащали друг друга. Русская литература тоже стала питательной почвой для многих зарубежных авторов — и это прекрасно. Предложите ученикам такую литературную игру, и они активно в нее включатся.

2. Привлечь философию

Межпредметность — это то, что дает нырнуть глубже и увидеть взаимосвязи явлений. Возможно, не всегда у учителей литературы есть время на это или компетенции, чтобы говорить с учениками профессионально на языке других дисциплин. Но даже если такой эксперимент провести хотя бы однажды, то ученики задумаются, что не всё так просто и что у всего есть причины и предпосылки.

Например, банальный факт: герой «Отцов и детей» Евгений Базаров не верил в Бога и отрицал его. Утверждение, которым не удивишь современного школьника. Но для 1860-х годов это прорывная идея! Общество было глубоко религиозное — а тут вдруг «Бог умер». Откуда это вообще взялось?

Кто первым допустил такую мысль? И здесь учитель может создать интерес к первоисточникам: в какой стране всё началось, с кого и в каких работах, почему?

Так создается прецедент, когда ученик впервые берет в руки философскую работу — пусть даже отрывок, пару страниц и пусть не все это сделают, но найдутся те, кто прочитает. Они найдут ответы у Гегеля в работе «Вера и знание» (1802) и Фридриха Ницше в книге «Веселая наука» (1881–1882) — а это довольно актуальные и современные работы и сегодня.

3. Читать писателей-специалистов

Многие говорят: «Я хочу писать и стать писателем, куда мне стоит пойти учиться?» — но я убеждена, что учиться быть писателем не нужно. Гораздо круче и полезнее для писательского труда получить узкую профессию и на ее базе учиться писать.

Круче быть адвокатом (генетиком, историком, врачом) и писать, чем просто учиться на писателя и писать. Книги узких специалистов интересно читать в рамках межпредметности.

Спектр тем и книг, которые позволят вам вместе с учениками нырнуть глубже в историю, биологию, географию, физику, финансы, велик! В качестве примера приведу роман Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» — это смесь истории нашей страны после войны и точных данных в области гинекологии и технологии аборта.

«Павел Алексеевич вытащил слегка запотевшую прямоугольную банку, провел ладонью по переднему стеклу и поставил на стол. Начальник испуганно откинулся в кресле и, указав пухлым пальцем на препарат, спросил неприязненно:

— Что это вы сюда притащили?

Это была иссеченная матка, самая мощная и сложно устроенная мышца женского организма. Разрезанная вдоль и раскрытая, цветом она напоминала сваренную буро-желтую кормовую свеклу, еще не успела обесцветиться в крепком формалине. Внутри матки находилась проросшая луковица. Чудовищная битва между плодом, опутанным плотными бесцветными нитями, и полупрозрачным хищным мешочком, напоминавшим скорее тело морского животного, чем обычную луковку, годную в суп или в винегрет, уже закончилась.

— Прошу обратить внимание. Это беременная матка с проросшим луком. Луковица вводится в шейку матки, прорастает. Корневая система пронизывает плод, после чего извлекается вместе с плодом. В удачном случае, разумеется. Неудачные попадают ко мне на стол или прямо на Ваганьково… Вторых больше…»

Такой отрывок — отличная возможность начать разговор с учениками о здоровье женщины, о влиянии абортов на репродуктивную функцию, об их медицинском и социальном значении, и позволить каждому высказаться на эту тему. Проблема-то жива до сих пор.

Вы не говорите с учениками на такие темы на уроках литературы? Поверьте, их волнуют откровенные разговоры и они сами. Поэтому такие темы — шанс развернуть интерес к предмету через личную мотивацию и потребности ученика.

4. Разбирать психологию персонажей

Представьте, вы изучаете с классом пьесу Чехова «Три сестры». Вначале урока вы вводите понятие акцентуации (от лат. accentus — ударение, подчеркивание) — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивида. Акцентуация — это специфическая уязвимость личности в отношении только некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям.

Рассказываете, что всего есть 12 акцентуированных типов характера (по Карлу Леонгарду) и сегодня на уроке вы вместе попытаетесь определить тип характера каждого героя пьесы. Интересно? Думаю, что ребята включатся в работу — даже те, кто не читал текст.

Затем предложите каждому ученику определить свой тип: подросток не хочет думать про вымышленных героев, он хочет думать про себя.

Искать ответы на свои вопросы, моделировать ситуации и истории и смотреть, а как бы поступил он.

Что же с сестрами Прозоровыми из пьесы?

Ольга: сочетание педантического и интровертированного типа акцентуации. В первом случае в ней ярко выражена «занудливость» в виде переживания подробностей. На работе такие люди мучают сослуживцев формализмом, а дома изнуряют близких требованиями аккуратности и стремлением переложить принятие решений на других.

Маша: эмотивный тип. Такой человек чрезмерно чувствителен к замечаниям и неудачам, раним, глубоко переживает малейшие неприятности, чаще всего демонстрирует печальное настроение. Предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. Во-вторых, эмотивы очень исполнительны, имеют сильное чувство долга, обычно бывают хорошими семьянинами.

Ирина: аффективно-экзальтированный тип. У таких людей очень часто меняется настроение, они словоохотливы, влюбчивы, ярко выражают свои эмоции и сильно отвлекаются на внешние события. Чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию — не лучшие их черты. Неудачи и горестные события люди этого типа воспринимают трагически, склонны к невротической депрессии.

Один мой ученик написал отзыв на «Трех сестер», который сводился к тому, что всю пьесу герои только ноют о том, что ноют — и опять ноют из-за предмета своего нытья. Думаю, что такая психологическая характеристика каждой героини пригодилась бы ему для аргументации.

Литература в отрыве от психологии в принципе непонятна. У них же один предмет исследования: люди и мотивы их поступков и поведения. Стимул, реакция, психологический тип, среда взросления, диагнозы, травмы, типологии — всё это можно встретить в любой книге, и практически никто не говорит с учениками о сюжете и героях языком психологии. Самое время начать.

5. Сделать настольную игру по мотивам романа

Если в поисковике вы наберете «настольные игры по мотивам литературных произведений», то выбор будет довольно скудным. Как правило, их создавали взрослые. А почему бы не сделать игру самим? Продумать участников — героев произведения, задать итоговую цель, правила и нарисовать саму «ходилку».

Такая совместная работа дает потрясающий эффект.

Мои ученики делали настольные игры по мотивам антиутопии Замятина «Мы» и пушкинского «Евгения Онегина».

Игры позволили детально разобраться в сюжетах произведений, в мотивах каждого героя, а для спецходов или карточек пришлось составить глубокие вопросы на знание текста или биографии автора. В конце концов, это было безумно весело.

В итоге мои ученики знают устройство Единого Государства и чем занималось Бюро Хранителей, выучили всех героев и знают, чем закончилась вся история с антиутопией Замятина. Они реально прочитали весь роман — в том числе чтобы создать игру и в нее играть.

6. Устроить на уроке Creative Writing

Креативное письмо — довольно распространенный предмет за рубежом. Он не вызывает ни страха, ни удивления в глазах учеников. Да, школьники и студенты за границей просто пишут на разные темы, потом читают вслух получившиеся и вместе обсуждают. Всё так просто! Но не у нас.

Первый урок креативного письма всегда вводит российских школьников в ступор. Ученики теряются: они умеют писать только сочинения (если это можно назвать «умеют») только по готовым шаблонам на основе прочитанного произведения.

Большинство просто пересказывают сюжет и называют это сочинением. Писать «свое» им очень сложно. А где это делать, если не на литературе?

Креативное письмо предполагает свободный полет тем: пиши всё, что считаешь нужным! Поэтому на первые уроки я даю забавные темы, чтобы расписаться, почувствовать творческий процесс и осознать, что рамок нет и никогда не было.

Перед началом я еще останавливаюсь на рассказе о 5 (6) чувствах человека, которые помогают нам писать: звук, слух, вкус, обоняние, зрение (интуиция — факультативно). Всё это понадобится ученику, чтобы сделать свою историю объемной и увлекательной.

Создать героев и сюжет для многих становится большой проблемой, поэтому я даю такие разминочные темы:

  • короткий рассказ от лица человека, работающего в бюро находок в 1984 году;
  • восемь аналогов идиоме «отставной козы барабанщик»;
  • абсурдный диалог между кассиром и покупателем в супермаркете;
  • произносим вслух первое, что пришло на ум, а затем пишем об услышанном короткий рассказ;
  • берем с полки любую книгу, выбираем наугад строчку и продолжаем ее, написав короткий рассказ.

7. Гулять вместо «литры»

Организовать уроки на свежем воздухе в массовой школе может быть непросто, но при желании и усилии всё реально. Я предлагаю ходить гулять на уроках литературы не реже раза в месяц. Поводов масса!

Например, вы изучаете поэзию автора, и она посвящена природе или времени года. Пойдите на улицу с томиком стихов любого поэта! Весна? Гуляем и читаем стихи про весну. Зима? Идем гулять и читаем стихи про зиму, и так далее.

Можно совершать такие прогулки в рамках уроков креативного письма: выходим на охоту за идеями. Каждый ученик должен поймать на улице идею, которую принесет в класс и напишет о ней текст. Получится живо, интересно и по свежим следам.

В поддержку таких литературных прогулок рекомендую вместе с учениками почитать книги Марины Москвиной «Учись видеть» и Джулии Кэмерон «Долгие прогулки». Они подробно рассказывают, что такие прогулки могут дать вашим ученикам и как их организовать, чтобы они создали писательский эффект и помогли родить текст.

8. Отдать под литературу целый учебный день

Одного урока литературы (или даже пары) всегда мало. Только начинаешь разбег — и звонок (хотя в нашей школе нет звонков), до свидания, до следующей недели. А если уроков шесть и весь день только литература… Чувствуете разницу?

Раз в четверть можно проводить тематические погружения в предмет и посвящать одной теме весь учебный день (это 4–6 уроков литературы за один день). Это может быть продолжение школьной программы или шаг в новую область, которая вызовет реальный интерес учеников и покажет, что литература сложнее, чем кажется.

Можно посвятить такой день изучению дневников писателей.

Это безумно интересно, ведь дневники — это продолжение жизни автора. В личных текстах он проявляется по-настоящему.

Например, Чехов был по образованию врачом, был точен и краток в своих произведениях — и такой же стиль мы найдем в его дневниках. Можно обратить внимание учеников на то, как точен он был в отношении денег. Это и взрослые не все умеют!

Источник

Читайте также:  Пульс высокий его не чувствую
Оцените статью