Что такое здоровье? Твои помощники – органы чувств.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок по курсу окружающий мир в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okr.mir_.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»
Что такое здоровье?
Твои помощники – органы чувств.
(урок по курсу «Окружающий мир»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Тема : Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств.
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представления об органах чувств, их роли в жизни человека; способствовать развитию чувственного восприятия, произвольного внимания, речи, воображения; воспитывать культуру поведения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся проявлять заботу о своем здоровье и хорошем настроении, соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи, беречь органы чувств: зрение, слух, обоняние и др.
Метапредметные (критерии сформированности компонентов УУД):
Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.
Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково –символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь представление об органах чувств, их роли в жизни человека.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование – понимают чувства других людей и сопереживают им.
Оборудование: аудиозапись звуков, пректор и экран, подбор предметов для различения на ощупь.
Источник
Конспект занятия по программе «Азбука здоровья» «Как мы узнаем мир. Органы чувств»
план-конспект занятия по теме
Задачи:
-закрепить представление детей об органах чувств, о заботливом к ним отношении;
— развивать логическое мышление, умение делать выводы из опыта;
— прививать интерес к исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_my_uznayom_mir._organy_chuvstv.docx | 28.26 КБ |
organy_chuvstv_avtorskaya.pptx | 2.45 МБ |
organy_chuvstv_avtorskaya.pdf | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
«Как мы узнаем мир. Органы чувств»
-закрепить представление детей об органах чувств, о заботливом к ним отношении;
— развивать логическое мышление, умение делать выводы из опыта;
— прививать интерес к исследовательской деятельности.
Материалы: мультимедийное устройство; презентация «Органы чувств» ( слайды презентации представлены в приложении 2 ); сигналы-карточки красного и зеленого цветов по количеству детей; часы; оснащение для игры «Узнай по запаху»: духи, лимон, яблоко, огурец, чеснок (или по выбору ).
Мы продолжаем путешествие по стране Здоровячков и произносим слово, которое всем нам пожелает здоровья и выскажет приветствие самому главному доктору страны. Какое это слово? Верно, это – «здравствуйте» и, не забудем улыбнуться друг другу.
Сегодня наш почтенный Министр поведает нам об органах, с помощью которых человек (то есть, все мы) познаёт окружающий мир (слайд №2).
Это органы чувств – глаза, уши, нос, язык, кожа. Их пять (слайд №3). Как же они нам помогают.
«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». (Слайд №4)
— Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? ( Ответы детей). Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Почему? ( Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)
— Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!
— Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т.д.)
— Каким бывает цвет глаз?
— Какие по размеру бывают глаза?
— Как глаза расположены?
— Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его? (Ответы детей)
— Как защищены глаза? Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота (слайд №5). Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
— А зачем человеку слезы? ( Тоже защищают глаза от пыли.)
Игра «Полезно — вредно».
Если высказывание верно – поднять зеленый сигнал, если нет – красный.
- Читать лежа.
- Смотреть на яркий свет.
- Смотреть близко телевизор.
- Оберегать глаз от ударов.
- Промывать по утрам глаза.
- Тереть глаза грязными руками.
- Читать при хорошем освещении.
Правила бережного отношения к зрению ( слайды №№6-7)
— Прослушайте диалог (можно подготовить двух детей):
— Здравствуй, тетя Катерина!
— У меня яиц корзина.
— Как поживают домашние?
— Яйца свежие, вчерашние.
— Ничего себе вышла беседа.
— Авось распродам до обеда.
— Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
Речь, звуки помогают нам слышать органы слуха – уши. (Слайд №8). Органы слуха есть у всех животных. Они помогают животным охотиться, спастись от врагов, найти друг друга. У кого из животных слух «самый-самый» — трудно сказать. Но известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши.
Слух — большая ценность для человека.
- Закройте уши пальчиками. Что произошло? (Ответы детей.) Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать.
Вывод: с помощью органов слуха нам подвластен целый мир звуков: шум дождя, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.
- При проведении этого опыта глаза должны быть закрыты.
Возьмите часы и медленно приближайте их к уху до момента, когда станет слышно едва заметное тиканье.
Вывод: чем больше расстояние от звучащего предмета до уха, тем выше слуховая чувствительность.
Ухо состоит как бы из трех частей (Слайд №9) .Ушная раковина вместе с наружным слуховым аппаратом образует наружное ухо. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. За ней, в глубине черепа, расположено среднее ухо. Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать и передает его дальше во внутреннее ухо. Внутреннее ухо — сложное устройство. Через него звук передается мозгу. Там превращается в слова. А, еще во внутреннем ухе есть орган равновесия. Поэтому даже если мы закроем глаза, то всё равно будем знать, где верх, а где низ, где лево, а где право.
Значит ухо – это не только орган слуха, но и равновесия.
Наши уши соединены с носоглоткой, а, через нее с наружным воздухом. При сильном насморке, ангине инфекция проникает из носоглотки в среднее ухо. Воспаление нужно лечить.
Чтобы сберечь органы слуха, необходимо (слайд №10):
- Защищать уши от сильного шума.
- Защищать уши от ветра.
- Не ковырять в ушах.
- Не сморкаться сильно.
- Не допускать попадания воды в уши.
- Если уши заболели, обратиться к врачу.
- Правильно чистить уши: намыленным пальцем.
- Мыть уши каждый день.
- Разминать ушную раковину.
Есть люди, которые не слышат. Для них существует азбука жестов, с помощью которой они могут общаться (слайды №№ 11-12).
«Между двух светил в середине я один» (Слайд №13).
С носом у нас связано чувство обоняния – способность воспринимать и различать запахи. Обоняние служит животным для выбора поиска пищи, выслеживания добычи. Обоняние человека гораздо слабее обоняния многих животных, но человек тоже способен чувствовать и различать запахи: цветов и бензина, свежего хлеба и чеснока. За многие века люди выделили шесть основных запахов:
Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди могут отравиться, так как не могут определить некачественной пищи.
Удивительно устроен наш нос (Слайд №14). Можно сказать, что в нашем носу находится целых пять машин: первая собирает все микробы – «пылесобиралка», которые мы вдыхаем вместе с воздухом, вторая машина – «поливалка». Это когда все микробы вылетают в носовой платок. Третья – настоящая батарея отопления – «котельня» Проходя по всем извилистым путям, холодный воздух, который мы вдохнули – согревается. Следующая машина – настоящий «Носгаз». В воздухе – опасность, например, запахло газом. Тревога! Стенки нашего лабиринта набухли, сомкнулись. Стоп! Ни газу, ни нам дальше пути нет. Команда: «Воздух отравлен. Закрыть все входы. Сердцу и легким работать медленней» (Слайд №15).
Игра «Узнай запах».
Детям предлагается с закрытыми глазами узнать различные запахи: духов, лимона, яблока, огурца, чеснока и т.д.
Физкультминутка. Игра «Геометрические фигуры».
Участники с закрытыми глазами и жужжанием свободно перемещаются в помещении. По хлопку ведущего они должны выстроиться в круг (глаза нельзя открывать ни в коем случае). Игра завершается, когда все участники оказываются в кругу. На это отводится не более 7–10 попыток. Ведущий на доске фиксирует получившиеся фигуры. По окончании игры проводится обсуждение. Эта игра позволяет оценить каждому ребенку важность зрения и понять, как трудно в этом мире жить, не видя ничего.
«Всегда во рту, а не проглотишь»? Язык – тоже наш орган чувств (слайд №16). Языком мы узнаем вкус. Он помогает нам жевать, смачивать еду слюной, согревать или охлаждать пищу, глотать. На его поверхности есть группы рецепторов, которые распознают соленая пища или сладкая, горькая или кислая, горячая или холодная и «сообщают» об этом мозгу ( Слайд №17) . Основных вкусов всего четыре:
Мимические упражнения. Представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения.
«Каждый человек, как в скафандр в неё одет»? Кожа – последний, пятый орган наших чувств (с лайд №18). На кончиках пальцев у тебя множество осязательных рецепторов. Они так чувствительны, что незрячие люди могут с их помощью читать книги, написанные по системе Брайля (небольшие ямки на бумаге) (Слайды №19-20) . Для таких людей создана специальная азбука (слайды № 21-22). Кожа помогает человеку почувствовать тепло, холод, жару, мороз, боль, в какой-то мере заменяет глаза. Это происходит, потому что в коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Осязание – способность человека чувствовать прикосновения. Благодаря этому мы можем решить, что для нас хорошо, а что плохо.
Но кожа нас не только предупреждает об угрозе, но и защищает. Поэтому она обладает такими качествами, как прочность и упругость.
Закройте глаза. Пусть кто-нибудь из ребят положит вам на руку сначала теплый предмет, а затем холодный (например, металлические ножницы). Что вы почувствовали? (Тепло, холод.)
Вывод: это все мы можем определить благодаря осязанию — одному из чувств человека (слайд №23). Если бы человек был лишен этого чувства, то с ним могли бы происходить невероятные истории (слайд №24).
Дерма образована соединительной тканью. Множество эластичных волокон придают ей упругость и прочность. В ней находятся нервные окончания, воспринимающие различные ощущения, кровеносные и лимфатические сосуды, волосяные луковицы, сальные и потовые железы. Больше всего их находится на ладонях, подошвах, в подмышках. Верхний слой дермы определяет папиллярный узор кожи пальцев и ладони (слайд №25). Даже при самом лёгком прикосновении к любой поверхности, на ней остаётся отпечаток папиллярного узора. Этот узор никогда не повторяется в природе. У каждого человека он особенный. В течение жизни рисунок кожи не меняется. Неповторимость узора подушечек пальцев даёт возможность установить личность, которой они принадлежат. Это используется в криминалистике. По отпечаткам пальцев, оставленным на месте преступления, разыскивают преступников.
Итак, наши органы чувств, это …(слайд №26)
Все сигналы от органов чувств передаются в мозг. Твой мозг напоминает напряженно работающий командный пункт (Слайд №27). Он принимает и передает множество сигналов всему телу. Из внешнего мира мы получаем информацию в виде чувств, передаём эту информацию в мозг, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают друг другу и дополняют друг друга. И все они имеют память. Все наше тело пронизано нервными окончаниями (слайд №28 ). А память помогает разобраться, что к чему. Вот и получается: не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг (слайд №29).
- Носом ты чувствуешь запах на кухне, и память подтверждает – пекут пирог.
- Ты пробуешь то, что в стакане, а память говорит – молоко.
- Когда ты слышишь знакомые звуки, память говорит тебе – это музыка.
- Ты смотришь на часы, а память подсказывает – 7.30 – пора вставать, скоро в школу.
- Ты осязаешь кожей пальцев. Память определяет, кто или что это.
-Чем запомнилось вам наше занятие?
-Что понравилось больше всего?
— Что вы для себя уяснили?
Закрепление темы занятия происходит в совместной деятельности.
Проверочные вопросы по теме.
— Сколько органов чувств у человека? (5)
— Перечислите их (Глаза, уши, нос, язык, кожа).
— С помощью какого органа вы видите что написано и нарисовано в книге? (Глаза).
— Расскажите о том, как беречь зрение.
— Что помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов? (Нос).
— Когда ухудшается обоняние?
— С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок,
играет музыка? (Уши).
— Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
— С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (Язык).
— Что интересного можете рассказать о языке? (Кончик языка ощущает сладкое, края — кислое, основание — горькое).
— Что помогает определить теплая или холодная вода, гладкая или шероховатая поверхность? (Кожа).
— Ребята, а без какого органа нельзя было бы видеть, слышать, ощущать запах, вкус? (Без мозга).
— С помощью чего, как поступают сигналы в головной мозг? (По нервам).
Разгадывание кроссворда «Органы чувств» (см. приложение)
Игровое задание. Угадайте на слух: шуршание (бумага, луковая шелуха ), звон (колокольчик, металлофон, музыкальный треугольник ), журчание (вода ), бренчание (мелочь), стук и т.д.
Источник