Разработка классного часа на тему «Психологическое здоровье.Мое Настроение»
Мероприятие по месячнику психологического здоровья
Классный час: 7-а класс «Психологическое здоровье. Мое настроение.»
Цель: формирование убеждения о значении настроения в психическом здоровье человека, необходимости уметь произвольно контролировать и регулировать свое настроение.
— пробудить стремление контролировать и произвольно регулировать свое настроение;
— сформировать представление о том, что настроение человека – не только результат внешних обстоятельств человека, но и его собственных усилий;
— обучить навыкам использования простых способов регуляции настроения, сформировать привычку справляться с раздражением и плохим настроением.
Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека.
Первый признак – это позитивное (хорошее) настроение, в котором находится человек. Основу этого настроения могут составлять по меньшей мере следующие, не зависимые друг от друга состояния:
а) полное спокойствие (например, когда человек ничем особенно не занимается, а как бы отдыхает “телом и душой”);
б) уверенность в своих силах (это характерно для человека, перед которым стоит ясная и конкретная рабочая цель);
в) вдохновение (данное состояние, как правило, человек испытывает в творческой работе).
(ребята пытаются сами это определить)
Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьезных последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.
С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. Такое умение, как правило, вырабатывается в процессе специальной психологической подготовки, особого психотренинга.
“Как ты себя чувствуешь?”
Ребята заполняют в тетрадях таблицу своего настроения.
Таблица заполняется постепенно: сначала работаем с двумя первыми колонками. Ситуации можно придумывать вместе с ребятами.
Настроение выбирают с помощью раздаточного листа “Мое настроение”.
(примерный перечень ситуаций)
Утром проснулся и вспомнил, что сегодня понедельник – надо идти в школу…
Иду в школу на первый урок…
Утром проснулся и вспомнил, что сегодня начались каникулы…
Обсуждение с ребятами какие из эмоций листа “Мое настроение” положительные, а какие отрицательные, какие могут быть и положительными и отрицательными. Обратить внимание, что некоторые эмоции могут иметь как положительную, так и отрицательную окраску. В соответствии с этим заполняются оставшиеся колонки
Утром проснулся и вспомнил, что сегодня понедельник – надо идти в школу
3. В конце подсчитывается количество (преимущество) положительных и отрицательных эмоций. Обсуждение итогов. Почему так получилось?
Под настроением (в широком смысле слова) понимается жизненный тонус человека, его отношение к жизни вообще и к своей в частности. В более строгом (научном) смысле настроение – это устойчивое продолжительное сложное душевное состояние, выступающее в виде психического фона жизнедеятельности человека, представляющее сплав из его побуждений, эмоций, чувств, воли, ума и мышечного тонуса.
Формирование представления о том, что можно произвольно влиять на собственное настроение. Упражнения “Вверх по радуге”, “Якорь”. Подчеркнуть, что у каждого человека в течение жизни формируются собственные способы контроля своего настроения.
“Вверх по радуге” (Самоукина Н.В., 2000)
Учащихся просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они вбираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторятся еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до семи раз. Учащимся указывается назначение этого упражнения – для регуляции собственного эмоционального состояния.
“Якорь” (Самоукина Н.В., 2000)
Учащимся предлагается, приняв удобную позу и расслабившись, вспомнить реальную ситуацию, вызвавшую ощущение радости. Затем воспроизвести ее в своем воображении очень подробно, запомнить чувства, которые при этом возникли. Соединить крепко большой и указательный палец. Повторить несколько раз. Ведущий объясняет, что в дальнейшем, сжимая пальцы в кольцо, учащиеся смогут вызвать у себя ощущение радости и подъема.
Обсуждение личных стратегий преодоления плохого настроения. Учащимся предлагается продолжить высказывание: “Для того чтобы справится со своим плохим настроением, я обычно…”
Итоги:Подвести к пониманию того, что самоконтроль и саморегуляция являются важным свойством зрелой личности. Продолжить фразу “Мне необходимо держать себя в руках для того, чтобы…”Рефлексия занятия.
Источник
Конспект урока по основам здоровья на тему «Эмоции и настроение человека»
Урок на тему «Эмоции и настроение человека».
Познакомить с понятиями: настроение, эмоции.
Развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;
Воспитывать хорошее настроение в жизнедеятельности классного коллектива, семьи.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Используемые элементы технологий:
Компьютер, мультимедийный проектор; презентация к уроку «Хорошее настроение»; дидактические карточки «Эмоции людей»; учебник «Основы здоровья» 1 класс; пиктограммы эмоций; раздаточный материал: карточки с названиями эмоций и чувств; изображение солнца и тучки (для каждого учащегося); изображение солнца и тучки для класса; памятки «Секрет хорошего настроения » для каждого учащегося.
— Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и тихонько сядьте.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, воспринимаем,
Ни минутки не теряем.
2. Работа над темой урока.
I. Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня мы продолжим наш разговор о человеке. Но попробуйте угадать, о чём именно мы будем говорить на уроке?
— Это появляется, когда приходят гости, когда у вас в доме праздник.
— Оно бывает грустное и весёлое, хорошее и плохое.
— Что это? (Это настроение).
— У каждого из вас на парте есть два символа настроений (солнышко и тучка). Солнышко — символ хорошего настроения, а тучка — символ грустного, плохого настроения.
Поднимите тот, который соответствует вашему настроению в начале нашего урока.
— Какое настроение является полезным для здоровья человека? (Хорошее или плохое?)
— Сегодня на уроке мы будем говорить о настроении и эмоциях, будем учиться выражать свои чувства и познакомимся с правилами поддержания хорошего настроения, так необходимого для здоровья человека. Пусть нам в течение этого урока светит солнышко. У вас тоже есть на партах солнышко, прикоснитесь к его лучикам, улыбнитесь, зарядитесь хорошим настроением.
2. Работа по учебнику.
— Давайте выясним, что же такое чувства, а для этого откроем учебники на стр. 114.
— Чувства – это то, что человек испытывает в разных ситуациях.
(Воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек проявляет к ним определённое отношение. Он может радоваться, огорчаться, грустить, восхищаться, удивляться, испытывать чувство страха. Такие переживания называют эмоциями).
Эмоции и чувства — это наши душевные переживания.
3. Работа с демонстрационным материалом. (Изображение эмоций, обсуждение).
— Назовите чувства и эмоции, которые вы знаете?
(Радость, грусть, обида, удивление, стыд, гнев, злость, восхищение и т. д.)
— Я приготовила для вас интересные фотографии эмоций. На каждую парту я выдаю для рассматривания по 2 фотографии.
удивление и обида
восхищение и скука
грусть и интерес
любопытство и страх
злость и радость
удивление и грусть
радость и страх
-Назовите эмоции на ваших фотографиях.
— Где выражаются эмоции человека? (На лице)
— При помощи чего выражаются эмоции? (бровей, глаз, рта)
— Верно, то есть при помощи мимики лица.
-Давайте сначала потренируемся в выражении эмоций. Встаньте.
Поиграем в игру » Изобрази эмоцию! «
(Данная физкультминутка похожа на игру «Море волнуется раз:»)
1. Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три. Эмоцию гнева мне покажи и на месте замри!
Эмоция гнева (фотография и пиктограмма)
2. Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три:.
Эмоцию радости мне покажи! — 2 раза. Молодцы! (Один раз дети показывают эмоцию радости гостям). Все хлопают.
Эмоция радости (фотография и пиктограмма)
— Продолжим нашу работу. Сейчас вы должны потренироваться в изображении эмоций, которые вам даны и закончить предложения, вспомнив жизненные ситуации.
— Мне обидно, когда:…
— Я удивляюсь, когда:…
— Я восхищаюсь, когда:…
— Мне скучно, когда:…
— Мне интересно, когда:…
— Я испытываю любопытство, когда:…
— Мне страшно, когда:…
4. Распределение эмоций. Работа с карточками.
— Эмоции мы перечислили разные. Все они влияют на настроение человека.
Эмоции: радость, удивление, восхищение, интерес, удовольствие, гнев, скука, грусть, обида, страх.
— Продолжим нашу работу. На столе лежат карточки с названиями эмоций. Ваша задача разложить все эмоции на 2 макета: солнышко и тучку. Догадайтесь! Какие эмоции надо положить на солнышко, а какие на тучку?
— Возникли у кого — либо споры? ( В случае возникновения споров дети доказывают, рассуждают.)
Приступаем к проверке. (По слайду)
— Почему вы выбрали солнышко для данных эмоций?
— Какие эмоции человек испытывает при хорошем настроении? Положительные или отрицательные?
— А при плохом настроении? (Отрицательные)
Ребята, отрицательные эмоции могут навредить здоровью человека, он может заболеть, испортить настроение другим людям, поэтому уберу эти отрицательные эмоции в чёрный мешочек, завяжу его и спрячу далеко, далеко, чтобы у всех у нас было только хорошее настроение, чтобы все мы были здоровы.
— Положительные эмоции полезны для здоровья человека, они продлевают жизнь.
Мы здоровыми растём,
Вместе с солнышком встаём!
Для здоровья, настроенья
Выполняем упражненья:
Руки вверх, на пояс, вниз.
Потянись!
Улыбнись!
То присели, то нагнулись,
И опять же улыбнулись!
6. Составление памятки «Секреты хорошего настроения».
— Существуют секреты хорошего настроения. Составим их, продолжив работу.
Я выдаю по несколько отдельных слов. Составьте из них предложение — секрет хорошего настроения.
(Дети читают полученные составленные предложения)
Говорить добрые слова.
Делать больше добрых дел.
Никогда не расставаться с улыбкой.
Заниматься любимым делом.
4. Итог урока. Рефлексия.
— Эти памятки мы вклеим с вами сохраним. (Секрет хорошего настроения).
— Для того чтобы поднять вам настроение, мы подготовили вам сюрприз!
А жизнь прекрасна, несмотря
На чьи-то злые речи.
Пусть что угодно говорят –
Мир светел и беспечен.
Прекрасны яблоня в саду
И солнце в небе ясном,
Четыре времени в году —
И все они прекрасны.
Прекрасны травы и цветы,
И люди с тёплым взглядом,
Прекрасны светлые мечты,
Печалиться не надо.
Поверим в счастье и в добро,
И жизнь нас не обманет,
Плохое всё уже прошло,
Всё лучшее — настанет.
— Сегодня каждый из вас это стихотворение — пожелание унесёт домой. Дайте прочитать родным, а ещё лучше — повесьте его на видном месте и время от времени всей семьёй читайте вслух!
— Давайте проверим, улучшилось ли ваше настроение после нашего урока.
— Поднимите тот символ, который соответствует вашему настроению.
— Я желаю, чтобы у вас всегда было больше положительных эмоций и хорошее настроение. Больше улыбайтесь друг другу. До свидания!
Источник
Занятие в 1 классе по здоровьесберегающим технологиям «Моё настроение»
Занятие в 1 классе «Моё настроение».
Цель: учить детей дифференцировать внутренние психические состояния.
Задачи: дать понятие о настроении и его влиянии на психическое здоровье человека; обогатить эмоциональную сферу позитивными переживаниями; познакомить с приемами психотехнической саморегуляции настроения.
Орг. момент «Подарок»
Участники стоят по кругу. Каждый по очереди передает соседу, стоящему справа, свой подарок, который он показывает с помощью жестов. Сосед должен угадать, какой подарок был преподнесен. Повторяться нельзя.
Отрывок из книги А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»-«День рождения Иа».
— Мы поговорим об ослике Иа. Какой он был в начале? (Грустный, скучный)
-А что потом изменилось? (Ему принесли подарки. Он стал веселым, радостным)
— Каким одним словом можно назвать слова: радостный, грустный, веселый, счастливый и т.д.? (Настроение)
Правила: — нельзя повторяться;
— чем больше идей, тем лучше.
— Подумайте и скажите, что такое настроение. (Ответы записываются на доске)
— Правильно, ребята. Мы называем то, что чувствует человек – настроением. Интересно, а каким может быть настроение?
— А по тому, как выглядит человек можно узнать его настроение?
Игра «Угадай настроение»
Учитель на доску вывешивает плакат с нарисованными схематическими изображениями различных эмоциональных состояний лица человека.
— Здесь нарисованы изображения лица человека, на каком изображении разное настроение. Как вы думаете, что здесь изображено?
— Обратите внимание, как меняются лица. По нему можно определить настроение человека. Нужно внимательно всматриваться в человека.
1 группа. – Какие причины могут повлиять на настроение?
2 группа. – Как можно исправить настроение?
3 группа. – Какими способами можно исправить плохое настроение в школе?
Психогимнастика. Игра «Смешинка».
— Можно ли сказать, что настроением можно заразиться?
— У нас будет одна «Смешинка» (ученик из класса). Она летает по классу. К какому ряду она подлетит, всем ребятам этого ряда начинают хохотать, ну просто животу лопаются от смеха. А когда «Смешинка» улетит они начинают плакать. Мы объявим конкурс: «Чей смех громче, слезы тише. Важно делать «правильные лица», вспомните схемы лиц грустного и веселого человечка.
— Конечно, человек не может все время только радоваться. Настроению свойственно меняться. Как в природе, то солнце, то дождь. Можно ли повлиять на настроение?
— Вот сейчас, сидя на своих стульях, вы двумя руками крепко-крепко возьмитесь за стул снизу и держась руками за сиденье, на котором вы продолжаете сидеть, сделайте попытку изо всех сил поднять себя самого вместе со стулом. Ваши ноги стоят ровно на полу и касаются пола, спина плотно прилегает к спинке стула. Я скажу «Раз!». И вы начнете себя поднимать. Нужно удержать это напряжение как можно дольше, а потом резко убрать руки и расслабить тело.
— Эта простая игра учит, как важно для тела уметь расслабляться. Но сначала нужно научиться хорошо напрячь все части тела. После напряжения всегда наступает отдых, проходит усталость.
Источник