- Проект урока по русскому языку «Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске» (система Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова) учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Урок по русскому языку на тему «Типы простых предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске»
Проект урока по русскому языку «Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске» (система Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме
Материал содержит проект урока, презентацию к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_kravchenko.docx | 28.2 КБ |
prezentatsiya.pptx | 149.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по русскому языку в 4 классе.
Разработчик урока: Кравченко Г.А.
Тема: Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Тип урока : Постановка учебной задачи (открытие нового знания)
Образовательные: формирование умения различать виды предложения по эмоциональной окраске и по цели высказывания;
Воспитательные: создание условий для формирования УУД.
-воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся.
— выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
развитие коммуникативных умений:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- вести диалог на уроке.
- работать над формированием знаний основных моральных норм поведения в группе.
развитие познавательных умений:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, всего класса.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать, группировать понятия,
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач,
развитие регулятивных умений:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебным материалом.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку
Деятельность учителя, приемы, формы
1. Создание ситуации успеха. (Мотивация к учебной деятельности)
-о беспечение учащимся организации их учебной деятельности.
-эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия,
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
-доносить свою позицию до других:
-оформлять свою мысль в устной речи;
-слушать и понимать речь других;
-вести диалог на уроке.
воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся.
— выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
1.Фронтальная работа с классом
— Сегодня на уроке нам предстоит активно потрудиться, поэтому начнем мы его с разминки. Я буду задавать вопросы, а вы дружно хором — отвечать.
Разминка по вопросам. (слайд 2)
1.Группа слов, которая выражает законченную мысль. Что это? (Предложение)
2. Как называются предложения, имеющие только главные члены в своем составе? (Нераспространенные)
3. Что составляют подлежащее и сказуемое? (Основу предложения)
4. Как называется предложение, которое состоит из нескольких простых предложений? (Сложное)
5. Что соединяют союзы в простых предложениях? (Однородные члены)
6. Что соединяет простые предложения в составе сложного? (Союзы)
7. Сколько грамматических основ в сложном предложении? (Две и более)
8. Какой знак препинания употребляется между простыми предложениями в составе сложного? (Запятая)
9. Как разделяются части сложного предложения? (Запятой)
2.Индивидуальная работа с взаимопроверкой .(слайд 3)
Запишите предложение. Сделайте его разбор по членам предложения, определите, какой частью речи является каждое слово в предложении.
Проворные ласточки хватают мошек в воздухе.
— Молодцы. Давайте так же дружно продолжим работу.
2.Создание ситуации разрыва. (Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения)
3. Моделирование и конструирование способа.
— воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся.
— выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать ;
— перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать, группировать понятия,
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
— удерживать цель деятельности до получения ее результата
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать, анализировать, группировать понятия,
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
-учебно-познавательный интерес к новому учебно-познавательному материалу и способам решения новой частной задачи,
-доносить свою позицию до других:
-оформлять свою мысль в устной речи;
-слушать и понимать речь других;
-вести диалог на уроке.
-работать над формированием знаний основных моральных норм поведения в группе.
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач,
3.Фронтальная работа . (слайд 4)
1) Поезд опоздал.
2) Поезд опоздал!
3) Поезд опоздал?
4) Поезд опоздал?!
-Что записано на доске?
-Как вы это поняли?
— Сравните эти предложения. Они одинаковые или разные? (одинаковые, разные)
-Что в них одинаково? (содержание)
-Чем они отличаются? (знаками препинания в конце)
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (изучать новые виды предложений)
Действительно, тема урока:
Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
-Чем отличаются первое и второе
предложения от третьего и четвертого? (в первой паре предложений содержится сообщение, а во второй паре – вопрос)
-Как можно назвать предложение, в котором содержится вопрос? (вопросительное)
-А как можно назвать предложение, в котором сообщается, повествуется о чем-то?
-В каких предложениях, кроме сообщения или вопроса, выражены чувства, переживания говорящего? (во втором и в четвертом)
-Кто знает, как называются такие предложения? ( восклицательными)
-Как можно назвать предложения, в которых не выражаются чувства? (невосклицательные)
-Благодаря чему вы смогли различить предложения в записи? (по знакам препинания в конце предложения)
-Чем отличаются эти предложения в устной речи? (различной интонацией)
4.Работа в группах.
-Покажите на схеме то, что узнали нового о предложении. Сформулируйте правило для учащихся из параллельного класса.
Обсуждение предложенных схем и правил. Формулировка вывода
(Правило выводится на слайд 5, схема – на слайд 6.)
Индивидуальная работа с фронтальной проверкой. (слайд 7)
Запишите предложения в тетрадь. Рядом с каждым в скобках укажите характеристику.
4.Решение частных задач.
-доносить свою позицию до других:
-оформлять свою мысль в устной речи;
-слушать и понимать речь других;
-вести диалог на уроке.
-учитывать правило в планировании и контроле способа решения,
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
-установка на здоровый образ жизни,
-строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
5. Работа в парах. Самопроверка по образцу . (слайд 8)
Установите границы предложений. В скобках укажите характеристику предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Вечер какая тишина на небе зажигаются первые звезды отчего розовеет горизонт на востоке восходит луна.
6 . Индивидуальная работа с фронтальной проверкой.
Выполните упражнение № 269 из учебника.
-Какие слова в предложениях служат помощниками для определения вида предложения?
(в вопросительных предложениях – вопросительные слова, в восклицательных предложениях — междометия)
Подчеркните эти слова.
7.Фронтальная работа на развитие устной речи.
Прочитайте предложение как повествовательное, затем как вопросительное. Произнесите их как восклицательные .(слайд 10)
1)К нам дядя приехал.
8.Индивидуальная, парная работа с взаимопроверкой. (слайд11)
Запишите диалог, расставляя знаки в конце предложения. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения в парах.
Кто там бродит у реки
Это наши кулики
А чего они хотят
Накормить своих ребят
-уметь оформлять свои
мысли в устной форме.
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
9.Оцените свою работу на уроке . (слайд12)
На уроке я узнал…
10. Домашнее задание . (слайд 13)
Упр. №270, правило с. 151
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект урока по русскому языку 4 класс Тема « Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске». (система Д.Б. Эльконина , В.В. Давыдова учебник Русский язык 4 класс, В.В. Репкин , Е.В. Восторгова , Т.В.Некрасова ) Учитель МБОУ Покровская СОШ «НОК» Г. А. Кравченко 2013 г.
1 2 6 3 8 4 7 5 9 предложение нераспространенное основу предложения сложное однородные члены союзы 2 и более запятая запятой Разминка
Запишите предложение. Сделайте его разбор по членам предложения, определите, какой частью речи является каждое слово в предложении. Выполните взаимопроверку. Проворные ласточки хватают мошек в воздухе.
1) Поезд опоздал. 2) Поезд опоздал! 3) Поезд опоздал? 4) Поезд опоздал?! Тема: Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
1) Поезд опоздал . 2) Поезд опоздал! 3) Поезд опоздал? 4) Поезд опоздал?! Запишите предложения в тетрадь. Рядом с каждым в скобках укажите характеристику. Докажите свое мнение. ( повеств ., невоскл .) ( повеств ., воскл .) ( вопросит., воскл .) ( вопросит., невоскл .) Правило. Схема.
Правило 1: По цели высказывания предложения бывают повествовательные и вопросительные. Предложения, которые содержат сообщение о чем-либо, называются повествовательными . Предложения, которые содержат вопрос , называются вопросительными. Правило 2: По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные. Предложения, в которых кроме сообщения или вопроса выражают чувства говорящего , называются восклицательными .
Виды предложений по цели высказывания повествовательные по эмоциональной окраске вопросительные ? восклицательные ! невосклицательные !
В вопросительном предложении может быть вопросительное слово: В восклицательном предложении может быть междометие: ч то? где? как? когда? с колько? почему? о ткуда? зачем? а х! ох! у х! ой! эй ! ура!
Прочитайте предложение как повествовательное , затем как вопросительное . Произнесите их как восклицательные . 1)К нам дядя приехал. 2)Это подарки. 3)Все были рады. 1)К нам дядя приехал? 2)Это подарки? 3)Все были рады? 1)К нам дядя приехал! 2)Это подарки! 3)Все были рады!
Запишите диалог, расставляя знаки в конце предложения. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения в парах. Кулики. Кто там бродит у реки Это наши кулики А чего они хотят Накормить своих ребят Где ребята На песочке Сколько их Сынок и дочка Проверь себя.
Кулики. — Кто там бродит у реки ? — Это наши кулики . — А чего они хотят ? — Накормить своих ребят . — Где ребята ? — На песочке . — Сколько их ? — Сынок и дочка .
Продолжите предложения: На уроке я узнал… Я понял… Мне понравилось…
Домашнее задание: Упр. 270, правило с. 151 Спасибо за работу на уроке!
Источник
Урок по русскому языку на тему «Типы простых предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске»
Предмет: Русский язык
Тема урока : Типы простых предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске
образовательная : углубить знания обучающихся о предложении, научить их грамотно произносить разные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения, верно употреблять разделительные знаки в конце предложений;
р азвивающая : развивать умения определять виды простых предложении; развивать у обучающихся логическое мышление, память;
в оспитательная : воспитывать у них любовь к русскому языку.
Тип урока: комбинированный урок
Методы обучения:словесный ( объяснение),беседа
Средства обучения : учебник, карточки, слайды
I .Организационный момент
2.Подготовка к уроку
II . Опрос домашнего задания
Выполнить упражнение 49 – составьте словосочетания со словами самостоятельных частей речи
III . Изложение нового материала
.Задание: одинакова ли информация, содержащаяся в предложениях? Чем отличается каждое из предложений?
Брат приехал. Брат приехал? Приезжай, пожалуйста, брат. Брат приехал! Слово преподавателя. Главным способом выражения цели высказывания в предложении является интонация. 1.Интонация повествовательного предложения восходяще-нисходящая. Это значит, что тон вначале повышается, а к концу предложения понижается. После повышения делается пауза:
Деревья стоят у дороги в косматом весёлом строю.(В.Шефнер) у дороги – повышается; строю – понижается;
В предложениях может быть несколько повышений и несколько пауз:
Громов взрывов, облаками дыма заглушило аромат цветов. (О. Поскребышев)
В данном предложении обратите внимание на совпадение и расхождение паузы в устной речи со знаками препинания на письме.
Повышение тона и пауза указывают на границу частей сложного предложения:
Холодновато пахнет мята, деревья клонятся ко сну.
2.В вопросительном предложении голос повышается на самом главном для смысла вопроса слове: Кто это сделал? Ты приехал вчера? Алёша помогает маме?
3.Для побудительных предложений характерна особая повелительная интонация, которая имеет множество оттенков. Например: встать! — повелительная интонация, выражающая приказ; не гневайся, душа моя! (А. Пушкин) — повелительная интонация, выражающая увещевание.
Для справок: увещевать — уговаривать, советуя и убеждая.
IV . Закрепление 1) Тренировочные упражнения. 1.Перепишите предложения, сделайте их интонационный разбор.
Пахнет не пойманной рыбой вода у песчаной косы. Тропинка в чащу завела и бросила меня. Широкий ров пересекает луг, весенние в него сбегают воды. (Б. Шефнер) Над замерзшей Невою горбаты мосты. (С. Щипачев) Горит листва под крики птичьи огнем осенним на ветру. (И. Резник)
2. Спишите текст, вставляя, где это необходимо, буквы, знаки препинания, раскрывая скобки. Обозначьте повышения, понижения тона и паузы.
Захоч..ш.. познакомит..ся с миром п..рнатых и отпр..вляеш..- ся в лес. Но (не)торопись входить (в)него загл..ни на пустош.. или в ре..кий л..сок. Здесь можно встретить изящную птич..ку с пестр..й окраск..й и ярк..м хохолком. Это удод. Его (н..)(с)(кем) (не)спутаеш.. . Когда удод летит, он чем-то похож.. на большую бабоч..ку. Живут эти птиц.. в Европе в Азии.. и в Африк.. .
2) Работа с учебником. Выполнение упражнений.
3) Работа у доски (карточки)
V . Подведение итогов урока ( выставление оценок) Для чего служат повествовательные, вопросительные, побудительные предложения? Какая интонация характерна для каждого из них? VI . Домашнее задание : выполнение упр.№54, стр.42.
Источник