Урок снятия эмоционального напряжения

Занятие на тему Снятие эмоционального напряжения подростков.
план-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме

Занятие с элементами психогимнастики

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_na_temu.doc 36 КБ
sovety.doc 25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему

Снятие эмоционального напряжения подростков.

Занятие с элементами психогимнастики.

Цель: Снятие эмоционального напряжения перед экзаменами.

1.Познакомить подростков с приемами психологической саморегуляции.

2.Создать благоприятные условия для продуктивной подготовки к экзаменам.

3.Совершенствовать развитие внутренних личностных качеств, стабилизировать внутреннюю душевную гармонию

4.Разработка рекомендаций для подготовки к экзаменам.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время упражнений.

Игра на знакомство «Полина, пицца, Прага» .

Предложите каждому участнику по очереди назвать свое имя.блюдо на ту же букву и город на ту же букву.

2. Знакомство с правилами тренинга.

3.Актулизация проблемы. Опрос с хлопками.

— Хлопните в ладоши те, кто пришел в школу с хорошим настроением.

— Хлопните в ладоши те, кто испытывает волнение или страх при ответе у доски , на контрольной или самостоятельной.

— Хлопните в ладоши те, кто хочет научиться справляться со своим волнением и быть уверенным в сложных ситуациях?

4. Основное занятие

В нашей жизни могут быть различные ситуации, которые могут выбить нас из колеи. Они влияют на нашу жизнь, и на наши мысли.Представьте, что вас ожидает сложная контрольная за год. Какие мысли возникают у вас в голове? Положительные, отрицательные или нейтральные? Давайте попробуем с вами изменить свои мысли и свое внутреннее состояние .Представим что положительное может дать нам это событие?

Это умение перевести энергию с негативного эмоционального возбуждения и напряжения в позитивный настрой и решение интеллектуальных задач. Эта задача из раздела управления эмоциями решается с помощью управления мышлением, вниманием и выполнения простых физических упражнений психогимнастики.

ПОЗА СИЛЫ. Голова поднята; взгляд прямой, параллельно полу; подбородок слегка поджат, чтобы сохранять позвоночник ровным с естественными физиологическими изгибами; плечи раскрыты; макушка слегка тянется вверх, приятно вытягивая позвоночник. Плечи и таз должны находиться в одной или параллельных плоскостях. Стопы стоят ровно на полу, полностью соприкасаясь с полом. Такая поза нормализует давление и дыхание, придает уверенности в себе и энергии.

МЕДИТАЦИЯ УСПОКОЕНИЯ УМА. Сядьте в удобную позу и сосредоточьте внимание между бровями. Позвольте мыслям течь, не мешайте им и не увлекайтесь ими, просто наблюдайте за их потоком и ничего не делайте. Когда вы концентрируете свой взгляд на точке за межбровьем останавливается поток мыслей и увеличивается спокойствие, уверенность и благополучие. Суть медитации: сохранять равновесие — не цепляться, расслабление — не удерживать, естественность — не совершать напряженных усилий.

ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ. Сделайте спокойный плавный вдох носом. Пусть воздух заполняет тело в три этапа: живот, область солнечного сплетения и ребер, грудную клетку. После небольшой, естественной задержки дыхания сделайте плавный выдох в том же порядке – от живота к ключицам. Вдох по длине равен выдоху. Дышите носом, заполняя легкие на 80-85 %, не до предела, а до чувства полного дыхательного удовлетворения.

МАССАЖ ЛИЦА И ГОЛОВЫ. Поскольку зоны, ответственные за память, располагаются в задней части нашего мозга, не стесняйтесь по чаще потирать затылок, в том числе и во время экзамена. Потрите ладони рук друг о дружку, чтобы кожа ладоней нагрелась. Закройте глаза и положите ладони рук на глаза, ощутите тепло, исходящее от кожи ладоней и расслабляющее ваши глаза. Далее помассируйте скулы маленькими круговыми движениями от центра лица к ушам. Также полезно массировать виски начиная от верхнего века и до виска, по прямой линии в направлении роста волос и маленькими круговыми движениями.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ. Избавится от лишнего адреналина помогут приседания, наклоны, ходьба, упор в стену и парту с небольшим, но эффективным напряжением. Сохраняя сидячее положение, «побегайте» ногами вперед-назад и по сторонам. Поднимая и опуская пятки, постучите ими об пол в течение пары минут. Покатайте ногами по полу цилиндрический предмет — ручка или карандаш тоже подойдут. Не вставая со стула, имитируйте ходьбу на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп по очереди. Поглаживайте одну ногу другой — такой массаж отлично разгонит кровь.

5.Создание «Памятки» для успешной сдачи экзаменов.

Перед вами различные советы и рекомендации для успешной сдачи экзамена. Ваша задача выбрать из них те, которые, по вашему мнению, имеют рекомендации которые действительно вам помогут.

Ребята по порядку называют числа, если число делится на три или имеет в своем составе число три, то участнику нужно сказать «Пип».

Искусство снятия эмоционального напряжения — основной метод, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоциями. Очень важно сначала просто наблюдать за собой, не анализируя, не критикуя, не стараясь изменить себя. Вы как бы составляете альбом «мысленных фотографий» самого себя, сделанных нейтральной фотокамерой в различные моменты жизни, в различных ситуациях и эмоциональных состояниях.

Я надеюсь, вам помогут упражнения, которые сегодня мы с вами проиграли. При регулярном выполнении этих упражнений вы научитесь самостоятельно справляться со стрессом.

И главное – помните, какими бы сложными не были задачи на вашем пути, они неизбежно разрешатся и приведут вас к заветной цели. Удачи и спокойствия вам!

Источник

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ

1. УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ». Используется в начале занятий как приветствие.

Обучающиеся садятся в круг и выполняют упражнение.

Инструкция: «Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное.

Обязательные условия «Комплимента»:

o Обращение по имени.

o Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

o Обсуждение и принятие групповых правил.

Правила принимаются совместно.. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним.

2. УПРАЖНЕНИЕ «САМОПОХВАЛА». Можно использовать в конце занятий.

Участникам предлагается встать на какое-нибудь возвышение, например, на стул, и похвалить себя за то, что выполнял такие трудные задания.

Это упражнение очень важное, так как помогает участникам осознать, что самопознание — тяжелый труд.

1. Упражнение «Сбрось усталость»

Инструкция: «А сейчас, чтобы вновь встряхнуться и сбросить усталость:

2) широко расставив ноги;

3) согните их немного в коленях;

4) наклоните тело слегка вниз;

5) свободно опустите руки;

6) расправьте пальцы;

7) склоните голову к груди;

8) слегка покачайтесь из стороны в сторону, вперед, назад (стоим несколько секунд)…

А сейчас встряхните руками, головой, телом, выпрямитесь и подпрыгните.

Вы стряхнули всю усталость, чуть-чуть осталось , повторим ещё».

o Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты.

o Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон.

o Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок.

o Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.

o Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке.

o Повторите упражнение.

o Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения.

o Затем выполните упражнение одновременно двумя руками.

o Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

o Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты.

o Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха.

o Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза.

o Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

«Садиться в лужу мы с вами не будем. А вот постоять предлагаю.

Представьте глубокую дождевую лужу с чистой водой. Ступайте в нее босыми ногами, смелее. На дне лужи большой слой ила и ваши ступни медленно в него проваливаются. Попробуйте достать до самого дна, вдавливая ноги в ил и напрягая ступни для лучшего эффекта. Раздвиньте пальцы ног, чтобы почувствовать, как песчинки ила между ними просачиваются вверх. А теперь выйдите из лужи, стряхните интенсивными движениями оставшийся песок с ног. И расслабьте пальцы».

В данном упражнение можно сделать 10 прыжков в лужу и представить как брызги летят во все стороны.

5. Упражнение «Воздушный шар»

Время: около 10 мин.

Ведущий: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом (можно расставить руки и ноги и надуть щеки). Постойте в такой позе 1 минуту, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

6. ИГРА «ПРЕВРАЩЕНИЕ В КАМЕНЬ»

Обучающиеся могут бегать, прыгать, скакать, то есть активно двигаться. По сигналу ведущего они замирают, превращаясь в камень и ждут сигнала, когда можно двигаться. Так повторяется несколько раз.

Для снятия эмоционального напряжения полезно рисование, особенно рисование такими красками, карандашами, фломастерами, которые дают насыщенный яркий цвет.

Это помогает, кстати, и при необходимости «избавиться» от неприятных переживаний особенно при депрессии, тревоги, страха. В последних случаях рекомендуется рисовать левой рукой (если, конечно, обычно вы пишите правой) и не переживать из-за того, что вы не умеете рисовать, выражать эмоции в абстрактной форме, через линию и цвет.

И обязательно нужно взять яркие краски, связанные с чувством радости, уверенности, свободы и нарисовать — пусть это будет чистая абстракция — что-нибудь этими красками. Нам часто не хватает ярких красок, особенно в нынешнюю погоду, и подобное эмоциональное насыщение очень важно для всех.

Можно дать задание нарисовать свои отрицательные эмоции, которые обучающиеся испытывали в последнее время, после нарисованный рисунок скомкать, или порвать и выбросить его.

Обучающиеся прикладывают свои ладошки к листу бумаги и обводят их, в центре пишут свое имя, а в каждом пальчике – по одному хорошему качеству, которое они могут найти в себе. Нарисованная ладошка раскрашивается в любые цвета.

2. ИГРА «ЗА ЧТО МЕНЯ МОЖНО ЛЮБИТЬ» .

Обучающиеся перечисляют за что их может полюбить любой человек, пусть перечислять свои хорошие качества.

3. УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО МНЕ МЕШАЕТ»

Оборудование: чистые листы, ручки (или карандаши).

Это упражнение каждый делает сам для себя, оно не будет демонстрироваться, если обучающийся этого не хочет сделать.

Инструкция: давайте сейчас каждый из вас подумает и нарисует то, от чего хотел бы избавиться (негативные эмоции, ситуации). На рисунке может быть, как что-то конкретное, так и абстрактный образ.

Вам необходимо описать нарисованный вами рисунок словами письменно или же устно, кто как пожелает.

А теперь вы можете сделать со своим листочком всё что угодно, главное приложить все свои усилия, чтобы избавиться от не желаемого. Например, смять и выбросить в мусорное ведро, разорвать на мелкие кусочки и т. д.

Я вас поздравляю! Теперь вы избавились от не желаемого! И сейчас на это опустевшее место впустите доброту, любовь, ласку и нежность».

o Какие эмоции вы сейчас испытывали?

o Смогли отпустить то, от чего избавились?

4. УПРАЖНЕНИЕ «РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

Обучающиеся образуют круг стоя или сидя.

Инструкция: хочу предложить вам поругаться овощами. Да, да! Вы не ошиблись, именно овощами!

1. Даю вам мячик, который вы будете бросать любому, понравившемуся вам участнику игры. Со словами, например: «Ты – огурец».

2. Вы бросаете мяч, а следующий участник, произнося, допустим: «А ты – редиска!» бросает мячик другому человеку и т.д.

Всем все понятно? И так начнем…

Итог: Таким образом, если вы очень-очень злы на вашего однгогрупника, то необязательно ругаться различными плохими словами, достаточно сказать человеку, что он «редиска». А лучше всего стараться не на кого не злиться, и тем более не ссориться с людьми!»

Для этих упражнений необходимо обучающимся занять свободное и удобное положение. Психолог говорит спокойным ровным голосом без эмоций, но с соблюдением чувства такта по тексту. В конце при открывании глаз все должны прийти в себя, необходимо дать несколько минут для этого.

5. МЕДИТАЦИЯ «ПОЛЕТ НА КОВРЕ САМОЛЕТЕ»

Цель: обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния.

Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и максимально представлять себе то, о чем говорит психолог.

Вдох-выдох (три раза)… Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета?

Он однотонный или с узорами?

Это огромный ковер или маленький коврик?

Какой он наощупь?

Мягкий, шелковистый, шершавый?

Из какого материала он сделан?

А теперь Вы садитесь на свой волшебный ковер самолет и поднимаетесь в воздух. Вдох-выдох… Вам хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы поднимаетесь над городом, летите над полями, лесами и реками… Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы опускаете ковер на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопасно. Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами». После завершения упражнения участники делятся своим опытом, можно предложить нарисовать найденное безопасное место.

Ø МЕДИТАЦИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ГОЛУБУЮ ЗВЕЗДУ»

Психолог: « Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы. »

«Сядьте удобно, закройте глаза.

Сделайте вдох-выдох (3 раза)… Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к загадочной Голубой Звезде.

Вы – команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место на корабле. Сейчас мы поднимемся в небо.

Вдох – выдох… Крепко-крепко сожмите штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите… Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу? Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох – выдох (3 раза). Xopoшо. Мы почти не чувствуем своего тела, оно легкое и невесомое.

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – это Голубая Звезда.

И вот она совсем близко: яркая, голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубо-о-кий: вдох – и выдох Отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!

Выйдем из корабля. Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета издалека кажется голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачными крылышками, огромными голубыми глазами, серебристыми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды — Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся. Они предлагают нам свою дружбу, протягивают нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и . чувствуем, как в наше тело наполняется теплом, добротой и нежностью.

Нам пора возвращаться домой на Землю. Мы возьмем с собой их добро, радость, нежность и чистоту, и поделимся счастьем с близкими и родными, с друзьями и со всеми людьми.

Сейчас делаем вдох-выдох. И медленно открываем глазки».

Источник

Читайте также:  Осенняя депрессия симптомы у подростков
Оцените статью