Урок самопознания радость созидательного труда

Урок самопознания в 8 классе » Радость созидательного труда»

Значение созидательного труда в гармоничном развитии личности очень важна.Приобщение к труду необходимо каждому человеку прививать с раннего детства

Просмотр содержимого документа
«Урок самопознания в 8 классе » Радость созидательного труда»»

Тема: Радость созидательного труда.

Ценность:_ Праведное поведение

Качества: трудолюбие, добросовестность, ответственность

Педагог Смирнова Л.П.

Цель: расширить представления учащихся о значимости труда в жизни человека как способе созидания добрых, прекрасных дел для себя и других через ценность «Праведное поведение».

— воспитание добросовестного отношения к порученному делу.

— развитие умения выполнять любое дело с ответственностью, радостью и любовью, развивать интерес к познанию, учению .

— раскрытие смысла понятия « созидательный труд», значения труда в гармоничном развитии человека.

Учебник, методическое пособие.

Орг.момент. Позитивный настрой «Прогулка в лесу».

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза, дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь больше расслабиться и успокоиться. Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете лёгкое дуновение ветерка на волосах и мягкие лучи солнца на вашем лице. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минутку и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и внимательно посмотрите, какой он хрупкий и тоненький. Вдохните его аромат. Идите дальше и замечайте всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и жужжание насекомых. Углубляясь в лес, посмотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнём несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какое оно мощное, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нём. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (можно сделать паузу на 1 – 2 минуты). Нам легко и спокойно. Мы ощущаем счастье. Как удивительна природа! И мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство глубины, покоя и удовлетворённости. Откройте глаза и улыбнитесь

Проверка домашнего задания.

Рассказ « Детство» — Г. Гребеньщикова. О чем автор просит не забывать , общаясь с природой?

–Были ли в вашей жизни моменты , когда вам хотелось что-то сорвать, или кого-то поймать, но вы остановили себя. Почему?

–Как научиться радоваться природе как чуду?

–Как вы думаете, может ли природа чувствовать и понимать человека?

Позитивное высказывание (цитата).

Труд – это любовь, ставшая зримой. Д. Джебран.

— Как понять слово « зримой» ?

-Как вы понимаете выражение : « труд – это любовь»

-Объясните смысл цитаты.

Читайте также:  Эмоции ее польза ее вред

Рассказывание истории (беседа). ПОМОЩЬ

Дед Аргына запряг в телегу рыжую кобылу и ездит на сенокос. С утра он собирается в дорогу. Точит косу, наливает кумыс в торсык. Вечером по пути домой у него весело на душе, телега доверху нагружена зеленой травой — бидаиком.

-Ну, хорошо тебе? — спрашивает у него сын. И старик отвечает:

-Еще бы! Чистый воздух бодрость придает, кровь по жилам ходит, как у орла на лету!

Слушает Аргын, и ему тоже хочется поехать на сенокос, но он все не решается высказать деду свое желание.

Как-то утром, когда дед запрягал лошадь, мальчик потихоньку подошел к нему и попросил:

-Дедушка, возьми меня с собой!

Там жарко, тебе нить захочется.

А я тогда кумыс пить буду!

А если проголодаешься?

-Не будешь привередничать, как дома? Что я ем, то и ты будешь есть?

Помогать мне будешь?

И они оба в Коктомаре. Там трава высокая, мальчика в ней не видно. Дед распряг лошадь, показал Аргыну, где можно собирать землянику. Тот взял чашку для кумыса и, набрав полную, принес деду. Много чашек набрал, и каждый раз угощал старика. А ягоды красные, спелые, вкусные. Аргын и сам досыта наелся. А когда пить захотел — кумысу у деда попросил. И за бабочками удалось ему побегать, и букет цветов нарвал: бабушке подарок! И тут Аргыну вспомнилось, что деду нужно помочь. Подошел он поближе и говорит:

-Дай, дедушка, помогу тебе!

Удивленно смотрит старик на внука: что такой маленький может сделать?

Накошу травы, — предлагает Аргын.

Не сможешь накосить, порежешься!

Ну, дай грабли — буду сгребать.

Дедушка дал внуку грабли и показал, как сгребают сено. Потом они нагрузили травой телегу. Вернулись домой только вечером. Вышли во двор бабушка и отец Аргына, хвалят старика:

-Вот, Аргын, какой твой дед молодец: сено душистое, так его много…

Это сено особое, оно скоту еще как понравится!

Почему особое, ты его каждый день привозишь?

-А потому, сынок, что мне сегодня Аргын помогал! Давай в его честь праздник устроим! — улыбнулся дедушка. — Я в двенадцать лет научился косить; когда Аргыну столько же будет, мы и его научим. Пусть растет таким же тружеником, как дед и отец. Труд -это самое главное, на чем земля держится.

1. Почему было хорошо деду Аргына?

2. Удалось ли Аргыну испытать радость трудового дня? Как?

3.О чем эта притча и чему она нас учит?

4.Вспомните , когда вы впервые испытали радостное состояние от приобщения к труду?

5 Расскажите об этом . Что вы чувствовали при этом?

6.Что чувствовали окружающие , которыепомогли вам открыть радость труда?

Творческая деятельность, групповая работа.

Данное задание ориентировано на развитие умения заниматься творческим делом самостоятельно или в сотрудничестве с одноклассниками. Учитель может предложить учащимся самим определиться в способе выполнения задания (в паре или индивидуально).

Придумайте необычную ситуацию и объясните причины её возникновения.

Попросите одноклассников произнести первые пришедшие им на ум пять слов и составьте их них короткий связный рассказ.

Придумайте самые фантастические способы применения обычных предметов и объектов.

Например, стена здания, компьютер, часы и тому подобное.

Все успею, все сумею
Сл. С. Михалков, муз. А. Лепин
Кинофильм «Огни на реке»

Встану рано поутру, поутру.
Все я в доме приберу, приберу.
Я полы подмету, вымою посуду,
И воды принести я не позабуду.
В тесто сахару подбавлю-
Пироги я в печь поставлю.
Все успею, все сумею,
Все успею сделать.

На пятерки я учусь, я учусь,
И мальчишек не боюсь, не боюсь.
Я умею нырять с берега крутого.
Если я побегу- обгоню любого.
Хоть коня я не имею,
Без коня везде успею.
Все успею, все сумею,
Все успею сделать.

Читайте также:  Эмоциональный интеллект исследовательская работа

— Подумайте , что самое главное для успешной работы? Объясните свой выбор. Я тружусь более успешно, если…..

Источник

Открытый урок «Радость созидательного труда»

КГУ «Сибирская основная школа»

Открытый урок

«Радость созидательного труда»

8 класс

Учитель: Шестова С.Н.

2014-2015 учебный год

Предмет: самопознание

Класс: 8

Тема: Радость созидательного труда

Ценность: праведное поведение

Качества: умение действовать самостоятельно, раскрытие творческих способностей, положительная мотивация к учению, к творчеству, создание эмоциональных условий для самоутверждения личности

Цель: обобщить и систематизировать полученные знания о ценности «творчество».

– развитие умения действовать самостоятельно и в сотрудничестве;

– содействие раскрытию творческих способностей;

– формирование положительной мотивации к учению, к творчеству, создание эмоциональных условий для самоутверждения личности.

Ресурсы: аудиозапись инструментальной мелодии (на выбор учителя)

Путешествие в подводное царство

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя свободно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда – сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь, посмотрите вон туда…это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя ( помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности

воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

Проверка домашнего задания

По книге “Как стать гением”

Создатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Генрих Альтшуллер предложил рассматривать жизнь творческой личности в виде шахматной партии, в которой противниками выступают сама творческая личность и противодействующие ей внешние обстоятельства жизни.

Как известно, каждая шахматная партия основана на грамотном сочетании тактики и стратегии игры. В творчестве тоже есть свои тактика и стратегия: цель тактики – создать новую идею, так сказать, зажечь огонь идеи, цель стратегии – претворить идею в творчестве, то есть пронести огонь идеи через всю жизнь.

Вы можете задать вопрос: а зачем творческой личности это горение идей? Г.Альтшуллер отвечает: “Достигать достойных целей жизни!” Причём достойные цели должны быть, во-первых, позитивно направлены на развитие жизни; во-вторых, – бесконечными, неисчерпаемыми; в-третьих, опережать своё время.

Именно достойные цели побуждают человека к творчеству научному, художественному, социальному или жизнетворчеству. Человека, постоянно создающего что-то новое, ранее не существовавшее, в науке, искусстве, технике, социальных проектах, отношениях между людьми или просто в обычной повседневной жизни, можно назвать творческой личностью. Такой человек будет сознательно стремиться развивать свои творческие способности как умения находить нестандартные решения, придумывать новые идеи, видеть в обычных вещах и явлениях необычное.

Читайте также:  Восстановление после стресса гормон

Почему важно стремиться ставить в жизни достойные цели?

Радость творчества – это достижение цели? П очему?

Можно ли создавать новое в повседневной жизни?

Можно ли это назвать жизнетворчеством? Почему?

Позитивное высказывание (цитата)

Творчество есть управление самим собой. А это – каждый знает – очень и очень трудное, но благородное дело!

В чём особенности творческого процесса?

Рассказывание истории (беседа)

Огюст Ренуар дожил до глубокой старости. К семидесяти годам у Ренуара стал развиваться жестокий ревматизм рук, который постепенно превратил их во что-то вроде крючьев. Ежедневно почти до самого дня смерти прославленный художник садился к мольберту, устраивался так, чтобы левой рукой помогать правой и говорил:

– Э-э… нет, ни одного дня без работы!

– Почему вы так настойчивы? – спросил его заезжий поклонник.

Весь поглощенный своим полотном, Ренуар ответил:

– Но ведь нет выше удовольствия!

– Потом, творчество похоже на долг.

Тут восьмидесятилетний мастер глянул с улыбкой на спрашивающего и пояснил:

– А когда у человека нет ни удовольствия, ни долга, зачем ему жить?

Ренуар – мастер огромной силы. Он рисовальщик, каких при его жизни было немного. Тонкость его зрения, богатство и изысканность его портретов, неисчерпаемая одухотворённость изображаемых им лиц современников – ставит его в самый первый ряд мастеров-художников двадцатого столетия.

Дочери Каен д ‘Анвера. 1881

Его картины, его творчество подчинены одному настроению – счастью. Нигде счастье мира не казалось Ренуару таким чистым и торжествующим, как в детях. Портреты детей невозможно забыть, западают в душу и милые портреты, воспевшие внутренний мир женщин, а пейзажи красавицы земли под улыбкой небес … – за это огромное ему спасибо.

Надо, чтобы мы не забывали, сколько нам отпущено хорошего судьбой, какими мы можем быть счастливыми, созерцая красоту жизни вокруг. Всё это можете требовать у Ренуара – он даст. Великого мастерства требуйте – он даст. Душевной ясности почти святого человека требуйте – даст. Неужели этого мало?

Что такое радость творчества по мнению Ренуара?

Как вы думаете, может ли творчество стать долгом для каждого человека? Почему?

Можно ли отличить истинное творчество от суетливых попыток прославиться? Почему?

Важно ли стремиться к известности, славе? Почему?

Встречались ли вам люди, увлеченные творчеством? Расскажите о них.

Данное задание ориентировано на развитие умения заниматься творческим делом самостоятельно или в сотрудничестве с одноклассниками. Учитель может предложить учащимся самим определиться в способе выполнения задания (в паре или индивидуально).

Придумайте необычную ситуацию и объясните причины её возникновения.

Попросите одноклассников произнести первые пришедшие им на ум пять слов и составьте их них короткий связный рассказ.

Придумайте самые фантастические способы применения обычных предметов и объектов.

Например, стена здания, компьютер, часы и тому подобное.

Все успею, все сумею
Сл. С. Михалков, муз. А. Лепин
Кинофильм «Огни на реке»

Встану рано поутру, поутру.
Все я в доме приберу, приберу.
Я полы подмету, вымою посуду,
И воды принести я не позабуду.
В тесто сахару подбавлю-
Пироги я в печь поставлю.
Все успею, все сумею,
Все успею сделать.

На пятерки я учусь, я учусь,
И мальчишек не боюсь, не боюсь.
Я умею нырять с берега крутого.
Если я побегу- обгоню любого.
Хоть коня я не имею,
Без коня везде успею.
Все успею, все сумею,
Все успею сделать.

Прочитайте начало утверждений и завершите их. Обоснуйте свой ответ.

Тот, кто пытается начать новое, может…

Тот, кто слишком торопится, ничего …

Тот, кто заставляет себя, не достигнет …

Тот, кто жалеет себя, не может …

Тот, кто понимает своё предназначение, ищет …

Лишь тот, кто стремится к духовному богатству, …

Источник

Оцените статью