- Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов. презентация к уроку по психологии (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Темперамент и выбор профессии план-конспект урока по технологии (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.
презентация к уроку по психологии (9 класс) по теме
Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекомендации по выбору профессии. Занятие сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия «Темперамент и выбор профессии» | 21.25 КБ |
Презентация «Темперамент и выбор профессии» | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Темперамент и выбор профессии»
программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9 классов, реализуемой в МБОУ гимназии №133 г.о. Самара.
Подготовил: Герасимова Е.В. педагог-психолог МБОУ гимназии №133 г.о. Самара.
Тип занятия: комбинированный.
Цель занятия : формирование понятий о типах темперамента, освоение навыками понимания людей с разными типами темперамента, понять, в каких профессиях будет наиболее успешным тот или иной тип темперамента.
Образовательная: познакомить учащихся с понятиями тип темперамента и характер;
— научить выделять основные типы темперамента и учитывать свой тип темперамента при выборе профессионального пути;
— способствовать повышению у учащихся знаний о мире профессий.
Развивающая: развить у учащихся интерес к выбору будущей профессии;
— дать представление о том, что при любом типе темперамента можно достичь высот профессионализма;
— развивать навыки работы с диагностическим материалом.
Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к индивидуально-психологическим особенностям людей с разными типами темперамента;
— содействовать стремлению к выбору будущей профессии.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация PowerPoint, тест и бланк для каждого учащегося.
Методы и приемы работы: анализ главной мысли, обсуждение, презентация «Темперамент и выбор профессии», диагностика темперамента (тест Айзенка), дискуссия, рефлексия.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о понятии «темперамент», умеют выделять и определять основные виды темперамента, знают свой преобладающий тип темперамента, ознакомлены с рекомендациями по выбору профессии, понимают индивидуальность человека.
1. Организационно-мотивирующий этап.
— Здравствуйте, дорогие старшеклассники!
— Наверное, каждый из вас не раз думал, кем он станет, когда вырастет. Пройдёт еще немного времени и вам предстоит сделать важный выбор в вашей жизни – определиться с профессией. И от того, правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая взрослая жизнь.
-А, как вы считаете, что нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы учащихся).
1слайд (тема урока).
— Верно. На этом занятии мы поговорим с вами об особенности личности — темпераменте.
Актуализация знаний у учащихся.
2 слайд Работа с эпиграфом — Как вы думаете, что этими словами хотел нам сказать знаменитый немецкий психолог Вильгельм Вундт?
— Давайте вместе сформулируем цель нашего занятия. Ответьте на вопрос, почему в выборе профессии следует учитывать особенности темперамента? Может, это делать не обязательно? (Ответы учащихся).
Объяснение нового материала.
3 слайд (определение темперамента и характера).
— На уроках биологии вы изучали высшую нервную деятельность, в том числе и темперамент. Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление человека. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.
Темперамент не следует путать с характером.
4 слайд На самом деле классификаций темпераментов очень много.
Но наиболее известной является классификация четырех типов темперамента.
5 слайд Понятие темперамент и деление людей по темпераментам появилось еще в Древней Греции.
У разных людей они смешаны в разных пропорциях. Преобладание той или иной жидкости и определяет тип темперамента. Само понятие темперамент в переводе с латинского языка означает – соразмерность, правильная мера.
6 слайд Научное обоснование учения о темпераменте.
7 слайд Выбор будущей профессии.
2. Основной этап.
Диагностическая работа. Учащиеся получают тест Айзенка, бланк для ответов.
— Сегодня мы с вами определим свой тип темперамента и выясним, какие профессии рекомендуются каждому типу.
После диагностики, учащимся предлагается изучить характеристику типов темперамента, рекомендации по каждому из них.
— Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. И всё же, поднимите руку те учащиеся, у которых определился преобладающий тип темперамента – сангвиник.
8 слайд Предлагаю ознакомиться с характеристикой типа сангвиник.
9 слайд Рекомендации…
10 слайд Рекомендации по выбору профессии…
11-12 слайды (картинки профессий сангвинического типа).
13 слайд Итак, сангвиник …
А сейчас, я предлагаю, поднять руку учащимся у кого определился тип темперамента – холерик.
14 слайд Холерический тип…
15 слайд Рекомендации холерику…
16 слайд Рекомендации по выбору профессии…
17-18 слайды (картинки профессий холерического типа).
19 слайд Итак, холерики …
Если в классе есть меланхолики, то узнаем их характеристику.
20 слайд Меланхолический тип…
21 слайд Рекомендации меланхолику…
22 слайд Рекомендации по выбору профессии…
23-24 слайды (картинки профессий меланхолического типа).
25 слайд Итак, меланхоликам …
Вероятно, в классе есть флегматики, надо узнать, какие они?
26 слайд Флегматический тип…
27 слайд Рекомендации флегматику…
28 слайд Рекомендации по выбору профессии…
29-30 слайды (картинки профессий флегматического типа).
31 слайд Итак, у флегматиков…
32 слайд Психологи считают…
— Мы с вами сегодня не только познакомились с типами темперамента, но и определили свой, выяснили, какие профессии соответствуют каждому типу. Получили рекомендации по выбору профессии.
— Как вы считаете, наше занятие оказалось для вас полезным?
— Что показалось сложным, что простым? Что вы приобрели в ходе занятия?
— Будете ли вы применять полученные знания, навыки в своей жизни и в каких ситуациях? — Задумались ли вы над выбором профессии? (Ответы учащихся).
— Я верю, что каждый из вас сделает правильный выбор профессионального пути. Мне очень было приятно с вами работать!
— Занятие окончено. Всем спасибо! До свидания!
Источник
Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Темперамент и выбор профессии
план-конспект урока по технологии (9 класс) по теме
ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии.
ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа темперамента.
ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека.
2. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности.
3. Развитие рефлексивных умений и объективной самооценки.
ПЛАН: 1. Сущность и типы темперамента.
2. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Темперамент и выбор профессии | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии.
ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа темперамента.
ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека.
2. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности.
3. Развитие рефлексивных умений и объективной самооценки.
ПЛАН: 1. Сущность и типы темперамента.
2. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.
Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Р.Ф.
В: Что гласит эта статья
О: «Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.»
Сам выбирай никто не мешает
И совета никто не дает
Это так тебя возвышает
Словно скрипка в душе поет
Но как бывает тяжело выбрать. Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэотму уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору.
Да профессий век не счесть,
Присмотреться время есть.
Кем же вы хотите стать
Любопытно всем узнать
Ученики зачитывают четверостишья из стихотворения Маяковского «Кем быть»
1 ученик: Нужные работники столяры и плотники
Столяру хорошо, а инженеру лучше
Я бы строить дом пошел
Пусть меня научат
2 ученик: Инженеру хорошо, а доктору лучше
Я б детей лечить пошел
Пусть меня научат
3 ученик: Докторам хорошо, а шоферу лучше
Я б в шоферы пошел пусть меня научат
4 ученик: Быть шофером хорошо, а летчиком лучше
Я бы в летчики пошел пусть меня научат
Действительно для овладения той или иной профессией нужны знания, умения и навыки. Но достаточно ли этого для выбора профессии.
В. давайте вспомним типичные ошибки при выборе профессии
О: 1. незнание мира профессий
2. незнание себя
3.незнание правил выбора профессии
Конечно при выборе профессии нужно учитывать не только знания, умения и навыки, но и состояние здоровья, особенности психических процессов, природные свойства нервной системы, с которыми мы начнем знакомиться на сегодняшнем уроке.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Вот мы и подошли к теме урока:
Запись в тетради
«Темперамент и выбор профессии»
Эта тема рассматривает два вопроса:
Сущность и типы темперамента.
Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
Сегодня на уроке мы рассмотрим первый вопрос
Исходя из темы урока какие бы цели вы поставили перед собой
Цели: 1. Узнать что такое темперамент.
Какие типы темперамента бывают.
Выявить свой тип темперамента.
ТЕМПЕРАМЕНТ – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов. (запись в тетрадь)
Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов это свойства темперамента, т. е. свойства нервной системы. Свойства темперамента являются наиболее устойчивыми психическими особенностями человека, так как передаются генетически и во многом определяют деятельность и поведение человека.
Запись в тетрадь
Сила нервной системы — способность нервной системы выдерживать большие нагрузки.
Уравновешенность – процессы возбуждения и торможения могут уравновешивать друг друга или какой-либо из них будет преобладать
Подвижность нервной системы – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.
Само слово темперамент в переводе с латинского языка означает соотношение частей. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей: кровь, лимфа и желчь. По его убеждению у сангвиников преобладает кровь – «сангвис», у холериков — желтая желчь – «холе», у флегматиков – лимфа – «флегма», у меланхоликов – черная желчь – «меланхоле». Отсюдо и произошло название типов темпераментов.
Научное обоснование этому дал русский физиолог Павлов. Павлов пришел кК выводу, что в основе каждого из типов темперамента лежит то или иное соотношение силы, уравновешенности и подвижности нервной системы. Изучив эти свойства Павлов выделил четыре типа темперамента:
Холерик – сильный, подвижный, неуравновешенный тип. Процессы возбуждения сильнее процессов торможения. (запись в тетради)
характеристика типа темперамента — сообщение ученика
Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.
Сангвиник – сильный, подвижный, уравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения уравновешены. (запись в тетради)
Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богата, выразительна. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность. В некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.
Флегматик – сильный, инертный, уравновешенный тип. Процессы торможения сильнее процессов возбуждения. (запись в тетради)
У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях проявляются пассивность, вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие.
Меланхолик – слабый, подвижный или инертный тип. Процессы вобуждения сильнее или слабее процессов торможения. (запись в тетради)
Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это как правило малообщительные, тревожные люди.
Как видно из приведенных примеров и описаний каждый тип темперамента имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик, поэтому плохих и хороших темпераментов не бывает. На базе любого темперамента можно воспитывать у себя любые черты личности. Факты свидетельствуют, что при любом типе темперамента можно добиться больших успехов в жизни. И этому пример великие люди, оставившие след в истории. Среди них встречаются представители всех четырех типов.
Каждый из них действовал в определенных исторических условиях, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности. (показ слайдов с великими людьми)
Конечно в чистом виде типы темперамента в жизни не встречаются и можно говорить только о преобладании черт того или иного типа. А какой тип
темперамента преобладает у вас, вы узнаете ответив на вопросы предложенной анкеты
Практическая работа: выявить свой тип темперамента, ответив на вопросы анкеты (анкета может быть как на бумажном носителе, так и в компьютерном варианте)
Заключительная часть урока:
подведение итогов: ребята, достигли ли вы цели, поставленные в начале урока
домашнее задание: провести исследовательскую работу среди родственников или знакомых: установить преобладающий тип темперамента, путем проведения анкетирования; попытаться установить взаимосвязь между темпераментом и родом деятельности, которым занимается объект исследования.
Резерв времени: просмотр мультфильма «Разные темпераменты»
Источник