Урок по выбору профессии темперамент

Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.
презентация к уроку по психологии (9 класс) по теме

Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекомендации по выбору профессии. Занятие сопровождается презентацией.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект занятия «Темперамент и выбор профессии» 21.25 КБ
Презентация «Темперамент и выбор профессии» 2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Темперамент и выбор профессии»

программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9 классов, реализуемой в МБОУ гимназии №133 г.о. Самара.

Подготовил: Герасимова Е.В. педагог-психолог МБОУ гимназии №133 г.о. Самара.

Тип занятия: комбинированный.

Цель занятия : формирование понятий о типах темперамента, освоение навыками понимания людей с разными типами темперамента, понять, в каких профессиях будет наиболее успешным тот или иной тип темперамента.

Образовательная: познакомить учащихся с понятиями тип темперамента и характер;

— научить выделять основные типы темперамента и учитывать свой тип темперамента при выборе профессионального пути;

— способствовать повышению у учащихся знаний о мире профессий.

Развивающая: развить у учащихся интерес к выбору будущей профессии;

— дать представление о том, что при любом типе темперамента можно достичь высот профессионализма;

— развивать навыки работы с диагностическим материалом.

Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к индивидуально-психологическим особенностям людей с разными типами темперамента;

— содействовать стремлению к выбору будущей профессии.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация PowerPoint, тест и бланк для каждого учащегося.

Методы и приемы работы: анализ главной мысли, обсуждение, презентация «Темперамент и выбор профессии», диагностика темперамента (тест Айзенка), дискуссия, рефлексия.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о понятии «темперамент», умеют выделять и определять основные виды темперамента, знают свой преобладающий тип темперамента, ознакомлены с рекомендациями по выбору профессии, понимают индивидуальность человека.

1. Организационно-мотивирующий этап.

— Здравствуйте, дорогие старшеклассники!

— Наверное, каждый из вас не раз думал, кем он станет, когда вырастет. Пройдёт еще немного времени и вам предстоит сделать важный выбор в вашей жизни – определиться с профессией. И от того, правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая взрослая жизнь.

-А, как вы считаете, что нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы учащихся).

1слайд (тема урока).

— Верно. На этом занятии мы поговорим с вами об особенности личности — темпераменте.

Актуализация знаний у учащихся.

2 слайд Работа с эпиграфом — Как вы думаете, что этими словами хотел нам сказать знаменитый немецкий психолог Вильгельм Вундт?

— Давайте вместе сформулируем цель нашего занятия. Ответьте на вопрос, почему в выборе профессии следует учитывать особенности темперамента? Может, это делать не обязательно? (Ответы учащихся).

Объяснение нового материала.

3 слайд (определение темперамента и характера).

— На уроках биологии вы изучали высшую нервную деятельность, в том числе и темперамент. Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление человека. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.

Темперамент не следует путать с характером.

4 слайд На самом деле классификаций темпераментов очень много.

Но наиболее известной является классификация четырех типов темперамента.

5 слайд Понятие темперамент и деление людей по темпераментам появилось еще в Древней Греции.

У разных людей они смешаны в разных пропорциях. Преобладание той или иной жидкости и определяет тип темперамента. Само понятие темперамент в переводе с латинского языка означает – соразмерность, правильная мера.

6 слайд Научное обоснование учения о темпераменте.

7 слайд Выбор будущей профессии.

2. Основной этап.

Диагностическая работа. Учащиеся получают тест Айзенка, бланк для ответов.

— Сегодня мы с вами определим свой тип темперамента и выясним, какие профессии рекомендуются каждому типу.

После диагностики, учащимся предлагается изучить характеристику типов темперамента, рекомендации по каждому из них.

— Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. И всё же, поднимите руку те учащиеся, у которых определился преобладающий тип темперамента – сангвиник.

8 слайд Предлагаю ознакомиться с характеристикой типа сангвиник.

9 слайд Рекомендации…

10 слайд Рекомендации по выбору профессии…

11-12 слайды (картинки профессий сангвинического типа).

13 слайд Итак, сангвиник …

А сейчас, я предлагаю, поднять руку учащимся у кого определился тип темперамента – холерик.

14 слайд Холерический тип…

15 слайд Рекомендации холерику…

16 слайд Рекомендации по выбору профессии…

17-18 слайды (картинки профессий холерического типа).

19 слайд Итак, холерики …

Если в классе есть меланхолики, то узнаем их характеристику.

20 слайд Меланхолический тип…

21 слайд Рекомендации меланхолику…

22 слайд Рекомендации по выбору профессии…

23-24 слайды (картинки профессий меланхолического типа).

25 слайд Итак, меланхоликам …

Вероятно, в классе есть флегматики, надо узнать, какие они?

26 слайд Флегматический тип…

27 слайд Рекомендации флегматику…

28 слайд Рекомендации по выбору профессии…

29-30 слайды (картинки профессий флегматического типа).

31 слайд Итак, у флегматиков…

32 слайд Психологи считают…

— Мы с вами сегодня не только познакомились с типами темперамента, но и определили свой, выяснили, какие профессии соответствуют каждому типу. Получили рекомендации по выбору профессии.

— Как вы считаете, наше занятие оказалось для вас полезным?

— Что показалось сложным, что простым? Что вы приобрели в ходе занятия?

— Будете ли вы применять полученные знания, навыки в своей жизни и в каких ситуациях? — Задумались ли вы над выбором профессии? (Ответы учащихся).

— Я верю, что каждый из вас сделает правильный выбор профессионального пути. Мне очень было приятно с вами работать!

— Занятие окончено. Всем спасибо! До свидания!

Источник

Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Темперамент и выбор профессии
план-конспект урока по технологии (9 класс) по теме

ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии.

ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа темперамента.

ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека.

2. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности.

3. Развитие рефлексивных умений и объективной самооценки.

ПЛАН: 1. Сущность и типы темперамента.

2. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Скачать:

Вложение Размер
Темперамент и выбор профессии 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии.

ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа темперамента.

ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека.

2. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности.

3. Развитие рефлексивных умений и объективной самооценки.

ПЛАН: 1. Сущность и типы темперамента.

2. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Профессий много есть на свете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается раз и на всю жизнь.

Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Р.Ф.

В: Что гласит эта статья

О: «Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.»

Сам выбирай никто не мешает

И совета никто не дает

Это так тебя возвышает

Словно скрипка в душе поет

Но как бывает тяжело выбрать. Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэотму уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору.

Да профессий век не счесть,

Присмотреться время есть.

Кем же вы хотите стать

Любопытно всем узнать

Ученики зачитывают четверостишья из стихотворения Маяковского «Кем быть»

1 ученик: Нужные работники столяры и плотники

Столяру хорошо, а инженеру лучше

Я бы строить дом пошел

Пусть меня научат

2 ученик: Инженеру хорошо, а доктору лучше

Я б детей лечить пошел

Пусть меня научат

3 ученик: Докторам хорошо, а шоферу лучше

Я б в шоферы пошел пусть меня научат

4 ученик: Быть шофером хорошо, а летчиком лучше

Я бы в летчики пошел пусть меня научат

Действительно для овладения той или иной профессией нужны знания, умения и навыки. Но достаточно ли этого для выбора профессии.

В. давайте вспомним типичные ошибки при выборе профессии

О: 1. незнание мира профессий

2. незнание себя

3.незнание правил выбора профессии

Конечно при выборе профессии нужно учитывать не только знания, умения и навыки, но и состояние здоровья, особенности психических процессов, природные свойства нервной системы, с которыми мы начнем знакомиться на сегодняшнем уроке.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Вот мы и подошли к теме урока:

Запись в тетради

«Темперамент и выбор профессии»

Эта тема рассматривает два вопроса:

Сущность и типы темперамента.

Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Сегодня на уроке мы рассмотрим первый вопрос

Исходя из темы урока какие бы цели вы поставили перед собой

Цели: 1. Узнать что такое темперамент.

Какие типы темперамента бывают.

Выявить свой тип темперамента.

ТЕМПЕРАМЕНТ – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов. (запись в тетрадь)

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов это свойства темперамента, т. е. свойства нервной системы. Свойства темперамента являются наиболее устойчивыми психическими особенностями человека, так как передаются генетически и во многом определяют деятельность и поведение человека.

Запись в тетрадь

Сила нервной системы — способность нервной системы выдерживать большие нагрузки.

Уравновешенность – процессы возбуждения и торможения могут уравновешивать друг друга или какой-либо из них будет преобладать

Подвижность нервной системы – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.

Само слово темперамент в переводе с латинского языка означает соотношение частей. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей: кровь, лимфа и желчь. По его убеждению у сангвиников преобладает кровь – «сангвис», у холериков — желтая желчь – «холе», у флегматиков – лимфа – «флегма», у меланхоликов – черная желчь – «меланхоле». Отсюдо и произошло название типов темпераментов.

Научное обоснование этому дал русский физиолог Павлов. Павлов пришел кК выводу, что в основе каждого из типов темперамента лежит то или иное соотношение силы, уравновешенности и подвижности нервной системы. Изучив эти свойства Павлов выделил четыре типа темперамента:

Холерик – сильный, подвижный, неуравновешенный тип. Процессы возбуждения сильнее процессов торможения. (запись в тетради)

характеристика типа темперамента — сообщение ученика

Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.

Сангвиник – сильный, подвижный, уравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения уравновешены. (запись в тетради)

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богата, выразительна. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность. В некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Флегматик – сильный, инертный, уравновешенный тип. Процессы торможения сильнее процессов возбуждения. (запись в тетради)

У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях проявляются пассивность, вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолик – слабый, подвижный или инертный тип. Процессы вобуждения сильнее или слабее процессов торможения. (запись в тетради)

Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это как правило малообщительные, тревожные люди.

Как видно из приведенных примеров и описаний каждый тип темперамента имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик, поэтому плохих и хороших темпераментов не бывает. На базе любого темперамента можно воспитывать у себя любые черты личности. Факты свидетельствуют, что при любом типе темперамента можно добиться больших успехов в жизни. И этому пример великие люди, оставившие след в истории. Среди них встречаются представители всех четырех типов.

Каждый из них действовал в определенных исторических условиях, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности. (показ слайдов с великими людьми)

Конечно в чистом виде типы темперамента в жизни не встречаются и можно говорить только о преобладании черт того или иного типа. А какой тип

темперамента преобладает у вас, вы узнаете ответив на вопросы предложенной анкеты

Практическая работа: выявить свой тип темперамента, ответив на вопросы анкеты (анкета может быть как на бумажном носителе, так и в компьютерном варианте)

Заключительная часть урока:

подведение итогов: ребята, достигли ли вы цели, поставленные в начале урока

домашнее задание: провести исследовательскую работу среди родственников или знакомых: установить преобладающий тип темперамента, путем проведения анкетирования; попытаться установить взаимосвязь между темпераментом и родом деятельности, которым занимается объект исследования.

Резерв времени: просмотр мультфильма «Разные темпераменты»

Источник

Читайте также:  Восьмое чувство список эпизодов
Оцените статью