Урок по теме органы чувств анализаторы

Конспект урока «Органы чувств. Анализаторы» 8 класс

Конспект урока № 56

Дата : 8-А, 8-Б – 13.04.2017

Тема: Органы чувств. Анализаторы

Образовательные: называть органы чувств, отделы анализаторов.

Развивающие: развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Воспитательные: формирование бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала

Объяснять основной механизм работы анализаторов. Сравнивать понятия органы чувств и анализаторы. Оценивать роль органов чувств как связывающего звена между организмом и внешней средой.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация

1) Организационный этап.

2) Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Информация о домашнем задании

Собственно конспект урока

Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

Мы с вами уже прошли репродуктивную систему человека, сейчас вы напишите небольшую самостоятельную тестовую работу.

Тестирование по теме «Репродуктивная система» (2 варианта)

Для того, что бы узнать, что мы будем изучать сегодня, предлагаю вам отгадать загадки:

Один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши)

Два братца глядятся – Друг друга не видят (глаза)

Рядом два колодца, а между ними – одна перегородка (глаза и нос)

Плосконька досочка: по краям обшивочка, а в серёдке – дырочка (ухо)

Между двух светил я – один (нос)

Два брата живут рядом, а сойтись не могут (глаза)

Посмотрите на доску и расшифруйте тему урока. Какая цель урока?

Назовите органы чувств человека.

Глаз – орган зрения
Ухо – орган слуха
Нос – орган обоняния
Язык – орган вкуса
Кожа – орган осязания
Вестибулярный аппарат – орган равновесия

Вам предстоит определить, ощущения какого анализатора, передает поэт в данном отрывке из произведения.

Все живо посреди степей:

Забота мирная семей,

Готовых с утра в путь недальний,

И песни жен, и крик детей,

И звон походной наковальни. (А.С. Пушкин)

Нынче удались цветы повсюду,

Вдоволь им дано покрасоваться.

Я смотрю на землю как на чудо,

Просто не могу налюбоваться.

Вот раскрылся лютик, милый, милый,

А на холм, где расцвела ромашка,

Где калина руки заломила,

Вышел клевер в розовой рубашке. (А. Прокофьев)

Один цветок, который не возьми,

Души твоей дремоту пробуждая,

Зажжет в тебе одно из новых чувств,

А вместе все в один венок душистый

Сплетясь пестро, сливая ароматы

В одну струю, — зажгут все чувства разом.

Органы чувств помогают воспринимать красоту окружающего мира, но от поэзии вернемся к сухому языку науки и дадим определение понятию анализатор.

(Анализатор- это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.)

Работа со словарем

-Как устроен анализатор? (работа со схемой)

(Анализатор состоит из трех частей — рецептора, пути передачи и соответствующей зоны коры полушарий головного мозга.)

-Что такое рецепторы? (работа со словарем)

(Рецепторы – это чувствительные образования, которые воспринимают раздражения из внешней и внутренней среды)

— Какие функции выполняет проводник?

(Проводит импульсы от рецепторов в головной мозг)

-Какие функции выполняет зона коры полушарий большого мозга?

(Проводит анализ поступившей информации)

Опыт. (С завязанными глазами оценить качества предмета и узнать его.) «Осязание»

(Благодаря кожной чувствительности мы воспринимаем механические воздействия на кожу, то есть осязаем. С помощью осязания можно судить о показателях предмета и даже узнать его, если он нам знаком).

Настало время отдохнуть . Проведём эту минутку с пользой для здоровья и ещё раз вспомним об органах чувств.

— Закройте глаза и представьте, что вы пришли в сад и хотите сорвать с высокого дерева спелое яблоко. Мысленно опишите в каком состоянии находится ваше тело. А теперь вы должны положить яблоки в корзину, стоящую под деревом. Мысленно опишите в каком состоянии находится ваше тело. Вдруг, вы слышите какой-то шум и поворачиваете голову направо, а затем налево. Мысленно опишите в каком состоянии находится ваше тело. А теперь вы открываете глаза и возвращаетесь на место.

Читайте также:  Чувство ощущения человеком нехватки чего либо называется

Почему возможно, описать состояние своего тела? Ответ группы. (От мышц, сухожилий, суставных капсул, связок постоянно идут импульсы, информирующие головной мозг о состоянии органов опорно-двигательного аппарата. Это кожно-мышечная чувствительность.)

Работа с учебником «Органы чувств. Ощущение и восприятие»

Ощущение – состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств, составляющая часть восприятия.

Восприятие – Это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися данными прошлого опыта и опознаванию предмета или явления

Работа в группах

При простудных заболеваниях, когда нос заложен, еда кажется безвкусной, т.к…

Воспалительные заболевания носоглотки могут вызвать воспаление среднего уха и привести к глухоте, т.к. …

Сильные звуки могут вызвать нарушение слуха, а поэтому при взрывах рекомендуют закрывать уши и открывать рот, т.к. …

Рефлексия (подведение итогов урока, оценивание и взаимооценивание)

На уроке я работал

Своей работой на уроке я

Урок для меня показался

«Я похвалил бы себя…»;

«Особенно мне понравилось…»;

«Сегодня мне удалось…»;

Домашнее задание : § 55, ответить на вопросы в конце параграфа.

Источник

Анализатор. Органы чувств
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Тип урока: Изучение нового

Тема: Анализатор. Органы чувств

Цели урока:

Обучающая: изучить строение и работу мышц

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося. обеспечивать развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом , отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Методы: беседа, создание ситуации затруднения мозговой штурм, выступление, самостоятельная работа, лабораторная работа, рефлексия.

Форма: Нестандартный урок

Оборудование: таблицы : «Анализаторы» презентация, проектор , контрольные листы;

Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ. С элементами здоровье сберегающей технологии

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: Анализ учебной информации

Планируемые результаты

Предметные

Обучающиеся узнают: особенности строения анализатора, виды органов чувств, местоположение и значение в жизни человека.

Обучающиеся научатся: распознавать зоны анализаторов в головном мозге человека; объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями;

Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Скачать:

Вложение Размер
analizator_30_min.docx 498.03 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО

МУНИЦИПЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДСКОГО ОКРУГА .ДОЛГОПРУДНЫЙ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

«Анализатор. Органы чувств»

Составитель: Иванова Л.А.,

высшая квалификационная категория

Т ип урока: Изучение нового

Тема: Анализатор. Органы чувств

Обучающая: изучить строение и работу мышц

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося. обеспечивать развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом , отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Методы: беседа, создание ситуации затруднения мозговой штурм, выступление, самостоятельная работа, лабораторная работа, рефлексия.

Форма : Нестандартный урок

Оборудование: таблицы : «Анализаторы» презентация, проектор , контрольные листы;

Технологии : Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ. С элементами здоровье сберегающей технологии

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: Анализ учебной информации

Обучающиеся узнают: особенности строения анализатора, виды органов чувств, местоположение и значение в жизни человека.

Обучающиеся научатся: распознавать зоны анализаторов в головном мозге человека; объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями;

Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Учебный материал с указанием заданий

Приветствие учеников и создание доброжелательной рабочей атмосферы.

Поднять изображение соответствующее твоему настроению

Интегрирующая цель : в процессе учебной работы над заданиями ты должен:

изучить особенности строения и функции анализаторов , значение анализаторов в жизни человека.

Прочитай цель урока.

ЦЕЛЬ : Сформулируйте тему урока и цель урока

Сформулируйте тему урока. Метод создание ситуации затруднения

  1. Решите ребус. Сформулируйте возможную тему и цель урока

Прием «Верите ли Вы» Поставить (+)согласен или (-)не согласен

1 Анализатор — это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.

2) Анализатор состоит из трех частей — рецептора, пути передачи и соответствующей зоны коры полушарий головного мозга

3) Рецепторы – это чувствительные образования, которые воспринимают раздражения из внешней и внутренней среды

4) Главное условие деятельности анализатора – это его целостность

5) Получать информацию об окружающем мире нам помогают органы чувств

Проверка заполнения графы «До чтения» таблицы с обсуждением

по 1 баллу за правильный ответ

Изучить тему « Анализаторы» определить их строение и функции

1.задание . Прочитайте текст .Органы чувств их значение

Приложение 1 . Ответить на вопрос :

Каково значение органов чувств?

Благодаря органам чувств мы получаем информацию об окружающем нас мире. Каждый анализатор функционирует как единое целое. Взаимодействие разных анализаторов обеспечивает формирование целостных образов.

2 Прочитайте текст Приложение 1.: Органы чувств их значение

Соотнесите орган чувств и зону, принимающую сигнал от органов чувств.

органы слуха – височная, органы зрения – затылочная, органы осязания – теменная, органы обоняния – теменная, органы вкуса – лобная.

3 задание Прочитайте Приложение 2

  1. Рассмотрите схему строения анализатора. Выполните Задания после «Физкультминутки»

Вы, наверное, устали?
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

ЗАДАНИЯ Ответить на вопрос

1. Анализатор состоит из:

1) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,

2) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,

3) участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,

4) воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

2..Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

1) двигательным нейронам,

2) вставочным нейронам,

3) чувствительным нейронам,

4) коротким отросткам двигательных нейронов.

3.Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

2) нервах проводниковой части анализатора,

3) корковом конце анализатора,

4) телах нейронов проводниковой части анализатора.

каждое задание по

Ответы .1 -4. , 2 – 3, 3 – 3.

Проверить правильность заполнение таблицы «Верите ли Вы» Второй столбец.

по 1 баллу за правильный ответ

Цель : проверить полученные знания по теме «Анализаторы и их значение»;

Внимательно прочти цель.

Задания на выбор:

1. Составь рассказ « Строение анализаторов »

2. Составьте С инквейн «Анализаторы»

3. Придумайте 2 вопроса используя слова Зачем? И Почему?

4. Соедините первую и вторую графы по смыслу

Задание выполняй на листике.

Цель : определите, знаете ли вы « Строение анализаторов и их функции . Достигли вы цели урока?

  1. Оцени свою работу на уроке. Подсчитай – сколько ты заработал баллов.

Показать «сигнал» своего настроения.

1) § 48 , вопросы, термины, рисунки

Прочти еще раз цель урока.

Итоговое количество баллов

От 11 -12 — 4 балла

От 13 14 -5 баллов

Сдай контрольный лист на проверку.

Приложение 1. 1., 2.-Задание . Прочитайте текст .Органы чувств их значение

Получать информацию об окружающем мире нам помогают органы чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания

Органы чувств воспринимают сигналы из окружающей среды и передают информацию о них в центральную нервную систему, в зоны коры головного мозга.

Значение органов чувств заключается в том, что они позволяют познавать окружающий мир. Они предупреждают нас об опасности, фиксируя изменения внешней среды, дают возможность ориентироваться в окружающей обстановке и адекватно реагировать на эти изменения.

Каждый из органов чувств способен реагировать только на определённый вид раздражителя (например, орган слуха ухо воспринимает только звук, который распознается в зоне слуха височная область). Это возможно благодаря тому, что в органах чувств находятся рецепторы. Именно рецепторы реагируют на физические или химические показатели окружающей среды, то есть воспринимают раздражение и возбуждаются. В них энергия внешнего мира, как писал И.П. Павлов, перерабатывается в нервные импульсы.

Рецепторы специфичны, то есть каждый тип рецепторов воспринимает определённый тип раздражителя и не способен реагировать на другие. Например, фоторецепторы реагируют только на свет, терморецепторы — на тепло или холод и т. д.

3.Задание . Приложение 2 Понятие об анализаторах .

Информация о состоянии и изменении окружающей среды воспринимается рецепторами органов чувств.

Далее полученная информация в виде нервных импульсов по чувствительным нервным волокнам поступает в центральную нервную систему и, наконец, в соответствующую зону коры больших полушарий. Каждый орган чувств имеет своё особое представительство в коре головного мозга: затылочная область коры мозга связана со зрением, височная — со слухом, теменная — с осязанием и т. д. В коре больших полушарий происходит различении е раздражителей и возникают зрительные, слуховые, вкусовые и другие ощущения.

Совокупность нервных структур, воспринимающих, передающих и анализирующих раздражение из окружающего нас мира, И.П. Павлов назвал анализаторами .

Анализатор, или сенсорная система (от лат. sensus — «чувство», «ощущение»), состоит из трёх частей (отделов): периферического отдела (рецепторы), проводникового отдела (отходящие от органов чувств нервы) и центрального , или коркового , отдела, представленного чувствительными зонами коры больших полушарий (рис.2).

Все части анализатора функционируют как единое целое. Поэтому повреждение любой из них приводит к утрате функции анализатора.

Информация, полученная от нескольких органов чувств (например, от органов зрения, обоняния и вкуса), поступает в особые участки — ассоциативные зоны коры . Они осуществляют взаимодействие между анализаторами и участвуют в формировании целостных образов.

Благодаря органам чувств мы получаем информацию об окружающем нас мире. Каждый анализатор функционирует как единое целое. Взаимодействие разных анализаторов обеспечивает формирование целостных образов.

Оценочный лист ученика 8-го класса по теме «Строение и значение анализаторов»

Источник

Читайте также:  Способы саморегуляции эмоциональных состояний мчс
Оцените статью