Открытый урок по теме: «Культура эмоций и чувств»
Цели и задачи:
- актуализировать эмоциональный опыт детей;
- развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;
- выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
Оборудование урока: сюжетные карточки с названиями эмоций и чувств, карточки «Ситуации», раздаточный материал «Эмоции и жесты», «Названия эмоций и чувств», карточки для игры «Ромашка», макет «Дерево настроения».
Ход урока
Приветствие учителя
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Каждый из вас в момент приветствия должен показать свое «особенное» движение, а все остальные его повторить. Например, Ира говорит: «Здравствуйте, ребята!» и показывает свое особенное движение. Ребята отвечают: «Здравствуй, Ира!» и повторяют ее движение.
— Понравилось вам приветствие?
— Что вы чувствовали? (радость, удовольствие)
Разминка
Игра «Я в кругу люблю . »
Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Я в кругу люблю всех, но особенно тех, кто любит (например, мороженое)». Те, кто любит мороженое должны поменяться местами.
Игра «Испорченный телевизор»
Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча передает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся».
После этого ведущий спрашивает детей, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению им показали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации или убедиться, что «телевизор» был полностью исправлен.
- Понравилось вам игра?
- Что вы чувствовали? (Радость, удовольствие)
- Как иначе это можно назвать? (Эмоции)
Основное содержание урока
Беседа «Эмоции и чувства»
— Что такое эмоции? (Короткие душевные переживания)
— Что такое чувства? (Длительные душевные переживания)
— Какие вы знаете эмоции и чувства? (Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд)
— С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства? (Мимики, жестов, интонации)
Работа с карточками
Один ученик работает у доски с сюжетными карточками и названиями эмоций и чувств.
Соединить чертой ситуации на карточках с подходящими им названиями эмоций и чувств.
Остальные дети работают на местах с карточками «Эмоции и жесты».
Догадайтесь, какое настроение, эмоциональное состояние передают эмоции и жесты на рисунках. Соедините чертой рисунки и подходящие им названия.
Игра «Море волнуется раз…»
Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три — эмоция радости (грусти, печали, удивления. ) замри.
Дети изображают загаданные эмоции с помощью мимики и жестов.
Игра «Угадай эмоцию по интонации»
На карточках написаны названия эмоций. Дети по одному, молча читают карточку с названием эмоции и произносят вслух фразу «Завтра каникулы» с эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию.
Беседа «Культура эмоций и чувств»
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о культуре эмоций и чувств. А также будем учиться управлять своими эмоциями и чувствами, т.е. воспитывать в себе эмоциональную культуру.
— Что такое культура?
Культура – это процесс раскрытия и развития способностей человека.
— Как вы понимаете, что такое культура эмоций и чувств?
Культура эмоций и чувств – это единство и взаимосвязь эмоций и чувств, развитие умения положительно и бесконфликтно решать свои эмоциональные проблемы.
Работа с карточками «Ситуации»
Учитель просит детей «прочитать» по лицам, что происходит с ребятами в каждой изображенной на карточке ситуации. Придумать и рассказать историю об этом.
— Почему у ребят такие выражения лиц?
— Что можно было сделать, чтобы ссоры не произошло?
— У кого из вас случались подобные ситуации в жизни? Что вы при этом чувствовали? Как находили выход?
Игра «Ромашка»
Дети вытягивают лепесток «Ромашки», читают ситуацию и находят выход. Ситуация «Если бы…»:
- ты остался дома один;
- друг не пригласил тебя на свой день рождения;
- ребята не берут тебя в игру;
- тебе очень хочется что-то рассказать ребятам, но идет урок;
- учитель тебя вызывает отвечать к доске, ты очень боишься, что не справишься с заданием;
- ты получил плохую оценку;
- мама домой принесла целую сумку покупок, но без ее разрешения сумку открывать нельзя;
- тебе родители не купили долгожданную игрушку;
- ты опоздал на урок.
История про мальчика (учитель читает вслух)
Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. «Повезло какой-нибудь собаке», — подумал мальчик и пошел дальше.
— Вспомните обидную ситуацию, которую когда-нибудь сами переживали? (Например, вас кто-нибудь обидел или расстроил: не брали играть в какую-нибудь игру, мама не давала смотреть телевизор, брат или сестра отнимали игрушку).
— Расскажите, как вы себя чувствовали в этой ситуации?
— Как вышли из этой ситуации?
Игра «У-у-у-х»
Ребята, вы хотите избавиться от своей обиды и злости? Давайте попробуем сделать так же, как этот мальчик. Представьте, как обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух-ух-ух.
— У всех получилось?
А теперь представим по-другому: берем шарик и надувает его своей злостью или грустью и… отпускает.
— Что вы сейчас чувствуете?
— Можем ли мы сами управлять своими эмоциями?
— Что можно сделать, чтобы улучшить настроение? (Почитать, поиграть, оказать помощь, подарить комплимент и т. д.).
— От чего зависит наше настроение?
(Оно зависит от того, как мы умеем управлять своими эмоциями и чувствами).
Итог урока
— Какую роль играют эмоции и чувства в нашей жизни?
— Почему необходимо воспитывать в себе эмоциональную культуру?
Рефлексия урока
— Мне сегодня на уроке …
— Я себя на уроке чувствовал …
«Дерево настроения»
Учитель просит детей сорвать с «Дерева настроения» яблоко, которое отражает их настроение в конце урока.
Источник
Открытый урок по теме: «Культура эмоций и чувств»
Цели и задачи:
- актуализировать эмоциональный опыт детей;
- развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;
- выстраивать доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
Оборудование урока: сюжетные карточки с названиями эмоций и чувств, карточки «Ситуации», раздаточный материал «Эмоции и жесты», «Названия эмоций и чувств», карточки для игры «Ромашка», макет «Дерево настроения».
Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга. Каждый из вас в момент приветствия должен показать свое «особенное» движение, а все остальные его повторить. Например, Ира говорит: «Здравствуйте, ребята!» и показывает свое особенное движение. Ребята отвечают: «Здравствуй, Ира!» и повторяют ее движение.
— Понравилось вам приветствие?
— Что вы чувствовали? (радость, удовольствие)
Игра «Я в кругу люблю . »
Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Я в кругу люблю всех, но особенно тех, кто любит (например, мороженое)». Те, кто любит мороженое должны поменяться местами.
Игра «Испорченный телевизор»
Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча передает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся».
После этого ведущий спрашивает детей, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению им показали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации или убедиться, что «телевизор» был полностью исправлен.
- Понравилось вам игра?
- Что вы чувствовали? (Радость, удовольствие)
- Как иначе это можно назвать? (Эмоции)
Основное содержание урока
Беседа «Эмоции и чувства»
— Что такое эмоции? (Короткие душевные переживания)
— Что такое чувства? (Длительные душевные переживания)
— Какие вы знаете эмоции и чувства? (Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд)
— С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства? (Мимики, жестов, интонации)
Работа с карточками
Один ученик работает у доски с сюжетными карточками и названиями эмоций и чувств.
Соединить чертой ситуации на карточках с подходящими им названиями эмоций и чувств.
Остальные дети работают на местах с карточками «Эмоции и жесты».
Догадайтесь, какое настроение, эмоциональное состояние передают эмоции и жесты на рисунках. Соедините чертой рисунки и подходящие им названия.
Игра «Море волнуется раз…»
Дети стоят в кругу. Ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три — эмоция радости (грусти, печали, удивления. ) замри.
Дети изображают загаданные эмоции с помощью мимики и жестов.
Игра «Угадай эмоцию по интонации»
На карточках написаны названия эмоций. Дети по одному, молча читают карточку с названием эмоции и произносят вслух фразу «Завтра каникулы» с эмоциональной окраской. Остальные должны угадать эмоцию.
Беседа «Культура эмоций и чувств»
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о культуре эмоций и чувств. А также будем учиться управлять своими эмоциями и чувствами, т.е. воспитывать в себе эмоциональную культуру.
— Что такое культура?
Культура – это процесс раскрытия и развития способностей человека.
— Как вы понимаете, что такое культура эмоций и чувств?
Культура эмоций и чувств – это единство и взаимосвязь эмоций и чувств, развитие умения положительно и бесконфликтно решать свои эмоциональные проблемы.
Работа с карточками «Ситуации»
Учитель просит детей «прочитать» по лицам, что происходит с ребятами в каждой изображенной на карточке ситуации. Придумать и рассказать историю об этом.
— Почему у ребят такие выражения лиц?
— Что могло случиться?
— Что можно было сделать, чтобы ссоры не произошло?
— У кого из вас случались подобные ситуации в жизни? Что вы при этом чувствовали? Как находили выход?
Дети вытягивают лепесток «Ромашки», читают ситуацию и находят выход. Ситуация «Если бы…»:
- ты остался дома один;
- друг не пригласил тебя на свой день рождения;
- ребята не берут тебя в игру;
- тебе очень хочется что-то рассказать ребятам, но идет урок;
- учитель тебя вызывает отвечать к доске, ты очень боишься, что не справишься с заданием;
- ты получил плохую оценку;
- мама домой принесла целую сумку покупок, но без ее разрешения сумку открывать нельзя;
- тебе родители не купили долгожданную игрушку;
- ты опоздал на урок.
История про мальчика (учитель читает вслух)
Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. «Повезло какой-нибудь собаке», — подумал мальчик и пошел дальше.
— Вспомните обидную ситуацию, которую когда-нибудь сами переживали? (Например, вас кто-нибудь обидел или расстроил: не брали играть в какую-нибудь игру, мама не давала смотреть телевизор, брат или сестра отнимали игрушку).
— Расскажите, как вы себя чувствовали в этой ситуации?
— Как вышли из этой ситуации?
Ребята, вы хотите избавиться от своей обиды и злости? Давайте попробуем сделать так же, как этот мальчик. Представьте, как обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух-ух-ух.
— У всех получилось?
А теперь представим по-другому: берем шарик и надувает его своей злостью или грустью и… отпускает.
— Что вы сейчас чувствуете?
— Можем ли мы сами управлять своими эмоциями?
— Что можно сделать, чтобы улучшить настроение? (Почитать, поиграть, оказать помощь, подарить комплимент и т. д.).
— От чего зависит наше настроение?
(Оно зависит от того, как мы умеем управлять своими эмоциями и чувствами).
— Какую роль играют эмоции и чувства в нашей жизни?
— Почему необходимо воспитывать в себе эмоциональную культуру?
— Мне сегодня на уроке …
— Я себя на уроке чувствовал …
Учитель просит детей сорвать с «Дерева настроения» яблоко, которое отражает их настроение в конце урока.
Источник
Классный час «Культура чувств и их проявление», 10 класс
Диспут для старшеклассников «Культура чувств»
Цель: формирование личностного отношения к вопросам любви, брака семьи.
Задачи: выявление мнения о любви и ревности; формирование нового осмысленного взгляда на сущность межличностных отношений людей (на примерах их жизни и литературно-художественного материала); развитие способности к публичным выступлениям, проявления индивидуальных суждений.
Оформление аудитории: плакат с названием темы и рассматриваемыми вопросами, выставка книг о любви, картин, цитаты из литературно-художественных произведений:
• «Любовь — это проявление бессмертного начала в существе смертном» (Платон).
• «Самое большое счастье в жизни — это уверенность, что тебя любят» (В. Гюго).
• Мои глаза в тебя не влюблены,
Они твои пороки видят ясно.
А сердце ни одной твоей вины
Не видит и с глазами не согласно.
Форма проведения: диспут.
Рассматриваемые вопросы:
1. Что такое любовь?
2. Технический процесс влияет на чувства?
3. Какая бывает любовь?
4. С чем можно сравнивать любовь?
5. Что такое ревность?
6. Какая бывает ревность?
7. Любовь равна браку?
8. Можно ли воспитать свою вторую половину?
Классный руководитель. Цель нашего классного часа — формирование личностного отношения к вопросам любви, брака, семьи. Мы решили провести обсуждение этой темы в виде диспута.
Почти каждому человеку знакомо такое чувство, как любовь, но ему трудно дать научное определение. Ведь чувство это крайне богато и разносторонне по своему содержанию и очень индивидуально по форме выражения.
Послушайте, какое определение любви дается в философской энциклопедии: «Любовь — это нравственно-эстетическое чувство, выражается в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту».
Любовь это сложное чувство-единство физического влечения, эстетических и нравственных чувств.
Еще древнеиндийский трактат «Ветки персика» отмечает эту его особенность: «Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело. Влечение души порождает дружбу, влечение ума порождает уважение. Влечение тела — порождает желания. Соединение трех влечений порождает любовь».
В жизни каждого человека любовь занимает огромное место, она пробуждает в нем лучшие нравственные качества, пробуждает его одушевленную щедрость, но и требует от него нравственной зрелости и развитого чувства ответственности. То есть любовь — это показатель развития общей человеческой культуры.
Давайте сначала задумаемся над самим понятием «культура» в сочетании со словами чувства, отношения. Может ли быть явление более независимое от условностей и стандартов, нежели любовь?
Со своими рассуждениями выступают учащиеся.
Классный руководитель. Однако следует признать, что при всей своей естественности, непринужденности любовь проявляется в форме, заранее уготовленной для нее определенным укладом жизни, нормами и правилами, в которых растут и воспитываются влюбленные.
Все явления: стыд, сдержанность, вежливость, сочувствие, воспитанность — являются социальными явлениями. Девушки какого-нибудь африканского племени, не знающие одежды, стыдятся не наготы, а, напротив, закрытости определенных участков тела. Жители южных стран сочтут за невежество сдержанность в проявлении радости и печали. По их представлениям, истинно горюет тот, кто рвет на себе волосы и посыпает их пеплом. А японцы считают верхом неприличия даже ближайшим родственникам оплакивать дорогого покойника. Все должны улыбаться, чтобы не огорчать своим горем других людей. То же самое в проявлении любовного влечения: у разных рас, народов и даже социальных групп свои обычаи, вкусы, привычки.
Ведущий. В одно и то же время, в одной стране могут действовать разные законы, обычаи, правила.
К примеру, в России в брак молодые люди могут вступать с 18 лет, а в Средней Азии — раньше.
В США долгое время в разных штатах были различные условия для расторжения брака: в одних чрезвычайно строгие, в других нет. И нередко граждане одного штата переезжали в другой, чтобы поскорее развестись.
Обмен мнениями учащихся.
Ведущая. Или же представьте себе такую ситуацию: юноша рос в семье, где было принято обращение довольно свободное, даже бесцеремонное, и вдруг он попадает в среду, где частое посещение дома уже расценивается как свидетельство серьезного предпочтения, оказываемого девушке, как некие обязательства, которые берет на себя молодой человек.
Или, напротив, юноша воспитан в правилах, предписывающих всячески скрывать чувства. Он взглядами, частыми встречами дает понять девушке свое к ней расположение, а она не понимает.
Вот вам и неразделенное чувство. А поскольку человек то и дело оказывается в непривычной среде, то подобные случаи не исключения.
А находить выход из таких ситуаций помогает культура чувств. Она утончает восприятие мира, делает нас более ранимыми, но одновременно и более стойкими перед испытаниями, помогает регулировать свои эмоции, находить способы залечивать раны. Иначе говоря, культура чувств помогает нам не только любить по-человечески, но и страдать по-человечески.
Любовь недаром сравнивают с огнем. Она может гореть ярким пламенем, может быть путеводным огоньком, очистительным пламенем, сжигающим в человеке все плохое. В то же время стесненная трудностями быта любовь может угаснуть или, по крайней мере, потерять свой романтический ореол.
Ведущий. Нередко любви угрожает и другая опасность — ревность.
«Молилась ли ты на ночь. » К сожалению, шекспировские трагедии не пользуются популярностью у современной молодежи, но истинный смысл этой классической фразы знает чуть ли не каждый первоклассник.
Классный руководитель. Ревность. Источником стольких переживаний, стольких драм, а иногда и комических ситуаций стало мучительное сомнение в верности любимого человека!
Одни утверждают, что без ревности любви не бывает («Тот, кто любит, ревнует всегда», — утверждает поэт), другие считают, что ревность может отнять у человека покой, лишить его всех радостей жизни.
Что ж, пожалуй, не найдется ни одного человека, который хотя бы раз не испытал чувство ревности. Но одно дело — когда «немного» ревнуют, и совсем другое — болезненное гнетущее чувство, когда ревность становится самостоятельной сверхчувственной идеей, которая существует сама по себе, независимо от внешних обстоятельств.
Безусловно, ревность связана с любовью, но можно ли считать ее признаком любви? Психологи дают однозначный ответ — нет. Это чувство инфантильное и собственническое. И вовсе не к партнеру, как кажется на первый взгляд, а к себе. Я считаю, что это мое, что я могу им распоряжаться, как хочу, что она (он) должна вести себя именно так, как я хочу.
И вдруг — катастрофа. Тобой пренебрегли. Тебя не оценили! Хотя на самом деле все совсем не так.
Как очень точно заметил французский мыслитель Ларошфуко, «в ревности одна доля любви и девяносто девять долей самолюбия».
Увы, это случается почти со всеми. Это отравляет удовольствие от общения с другом или подругой, лишает сна, аппетита. Да что там аппетит, когда все вокруг становится не в радость.
Как справедливо заметил итальянский поэт Ф. Поланти, «есть ревность грубая — когда не доверяешь тому, кого любишь, есть ревность утонченная — когда не доверяешь самому себе». Плохо, когда не доверяешь ему, но еще хуже, когда не доверяешь себе.
В подобных ситуациях девушки (или юноши) нередко стремятся «наскрести» как можно больше свидетельств его любви и верности. И пускаются во все тяжкие, требуя этих доказательств от своего избранника, пытаются доказать, что они на самом деле достойны гораздо большего, а если уж. то на нем свет клином не сошелся. Девушка сама стремится вызвать у парня чувство ревности: мол, стоит мне только захотеть, и все твои друзья будут у моих ног. Иногда срабатывает. Но чаще результат бывает прямо противоположный. В истории человечества сохранилось немало примеров того, как ревность разрушала любовь. Хочется, чтобы эти примеры остались лишь в истории, а ваши чувства сохранились чистыми и светлыми.
От ревности. Она –
Чудовище с зелеными глазами,
С насмешкой ядовитою
Что пищею ей служит.
Это сказал Шекспир несколько веков назад. Но ведь и сейчас лучше, пожалуй, не скажешь.
Ведущая. Наш разговор подходит к концу. А сейчас мне хочется предложить вам тест. Он называется «Пожар ревности» (см. Приложение). Надо только честно ответить «да» или «нет» на каждый вопрос. И вы узнаете, присущ ли вам комплекс Отелло.
Заключительное слово классного руководителя. Сегодня мы много говорили о любви, семье, браке. И сколько бы мы ни говорили об этом, но чувства во все времена остаются неизменны. Да, могут меняться времена, культура вопросов брака, семьи, но любовь остается самым красивым чувством.
Люди могут помочь своим чувствам, тем самым продлевая их жизнь. Из приведенного теста вы все узнали место чувства ревности в вашей жизни. И влияет ли это чувство на общение с вами любимых людей? Задумайтесь над этим.
Приложение
Тест «Пожар ревности»
1. Я никогда не изменяла (изменял) тому, кого люблю.
2. Время от времени я прихожу в ярость.
3. Мне нравится ходить по магазинам, делать покупки.
4. У меня сильно развито чувство собственного достоинства.
5. Я постоянно думаю о том, что моя девушка (мой парень) может найти себе другого друга (подругу).
6. Честно могу сказать, что человек я самонадеянный.
7. Я люблю модно одеваться и избавляюсь от немодной одежды.
8. Парень (девушка) прежде всего должен быть красивым.
9. Даже один-единственный «поход на сторону» (или «медляк» с другим партнером) отвратителен.
10. Я нередко испытываю безотчетный страх перед будущим.
11. Даже среди незнакомых людей я чувствую себя спокойно.
12. Меня совершенно не задевает и не раздражает, когда мой избранник (избранница) смотрит на красивых девушек (парней).
13. Я очень люблю смотреть телесериалы, «мыльные оперы» и мелодрамы со счастливым концом.
14. Среди друзей и знакомых я стараюсь проявить себя как лидер и переживаю, если этого не происходит.
15. Я люблю спрашивать юношу (девушку), с которым у меня роман, был ли у него (нее) кто-то до меня.
16. Люблю конфеты, но не умею их сосать, а просто грызу.
Источник