Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины» | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цуканово-Бобрикская основная общеобразовательная школа» Льговского района Курской области
Открытый урок в 4 классе
Модуль «Основы светской этики»
Тема : Чувство Родины
Разработала и провела : Ерастова Г.А.
Тема: Чувство Родины
— изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.
— развивать память, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.
— воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.
— достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Крыма, России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• умение формулировать понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
• адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна
• знание правил дружбы;
Оборудование: Учебник по ОРКСЭ / А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, тетради
1. Организационный момент. Мотивация.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
— На прошлом уроке мы сидели и размышляли в тени раскидистого дуба.
-Почему Дуб привлекал к себе всё живое?
— В чём Дуб видел смысл своей жизни?
— Чему можно научиться у природы?
— Давайте проверим, как вы справились с заданием закончить предложения в тетради.
— Когда я на природе, то…
— Когда я прихожу в лес, я помню, что
— Когда я оказываюсь на лугу, я …
— Когда я собираю ягоды и грибы, то …
3) У вас было задание нарисовать свой любимый уголок и подобрать к нему стихотворение.
( Дети представляют свои работы)
В итоге можно сказать, что природа это … волшебные двери к добру и доверию.
Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.
2. Самоопределение к деятельности
— Мы вместе просмотрим презентацию , а вы мне скажите о чём она.
— О чём презентация . ( Это наше природа нашего села)
— Как мы называем место где родились?( Родина)
— Я не случайно показала наше село. Попробуйте формулировать тему урока.
— Да мы сегодня будем говорить о Родине.
Тема нашего урока: «Чувство Родины», а эпиграфом послужат нам слова
М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину”
Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»
— Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? (Ответы детей)
Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.
— Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)
Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.
-Подберите синонимы к слову Родина.
Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учиться, где живут его родные и близкие.
Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.
Родиной мы зовем её потому, что здесь родились, все вокруг нас родное. Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
-Как называется страна, где мы живем? (России, Российская Федерация)
-Как называют граждан, живущих в России? (россияне)
-Как вы представляете свою Родину..
-Наша страна отличается от других государств:
( — языком, на котором разговаривает народ
2) Рассматривание карты России и стенда «Государственные символы РФ»
3.) Работа в группе
— Давайте попробуем собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
- Человек без родины, что соловей без песни.
- Родная земля и в горсти мила.
— Какую главную мысль выражают эти пословицы? ( Судьба и Родина едины)
4) Введение понятия «патриотизм»
— Ребята послушайте высказывания:
Александр Васильевич Суворов « Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.»
Иван Сергеевич Тургенев «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»
Михаил Михайлович Пришвин « Никогда не нужно забывать об этом, необходимо заботиться об окружающей природе, воспитывать чувство любви и бережного отношения к ней. Конечно, любить и оберегать намного труднее, чем использовать, но именно поэтому наша главная задача — взять под охрану основу нашего существования — уникальную природу нашей родины, и сберечь ее. Ведь мир живой природы так велик и прекрасен! Любить и оберегать его — значит любить и оберегать нашу родину
— Можно ли назвать патриотами людей, чьи высказывания вы сейчас прочитали?
— Какова главная мысль этих высказываний? ( Нужно любить Родину. Любить Родину – значит беречь ее природу, уважать живущих в ней людей, знать и беречь родной язык. )
— Как вы думаете, в мирное время, когда не нужно идти на защиту родины, можно быть патриотом? А дети могут быть патриотами? В чём может проявляться ваш патриотизм? Как может проявляться любовь к Родине? (Да. Сейчас мы можем изучать свою страну, учить родной язык, беречь природу.)
Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.
— А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?
-В своих тетрадях продолжите фразу : «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).
— Ребята, что вы узнали нового?
— Оцените свою работу на уроке.
— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»
Заключительное слово учителя.
— Мне хочется закончить урок стихотворением:
Источник
Чувство Родины.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_32.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Чувство Родины.
— изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики
— развивать память, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.
— воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.
— способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек — часть природы;
— развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;
— формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;
— способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;
— воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
I . Организационный момент.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
— Ребята, мы — единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результативность. У нас есть волшебные слова:
1. Правила работы на уроке.
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам.
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг!
II. Самоопределение к учебной деятельности.
— У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас хорошее настроение, то, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
II. Актуализация знаний и постановка темы урока.
— Давайте прослушаем песню «Наш край» (звучит песня «Наш край», музыка: Кабалевский Д., слова: Пришельц А.)
— Отгадайте загадку: «Что краше солнца, дороже золота?»
— Вы, наверное, уже догадались о чем мы будем с вами говорить?
— Правильно. О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.
— Тема нашего урока: «Чувство Родины».
— Какие задачи поставите перед собой на уроке?
— Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»
III. Изучение нового материала.
Родина бывает разная.
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
— Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»?
Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.
— Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»?
Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)
2. Работа у доски.
Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова.
Р — родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.
О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.
Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.
И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.
Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д.
А – активная, актуальная, авторитетная, аккуратная,
— А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? (Родной край, Отечество, Отчизна).
— Подберите однокоренные слова к слову «Отчизна». (Отчество, отец, отчий).
— Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?
Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые принадлежат к родному, любимому месту на Земле. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.
Но у каждого человека есть своя Малая Родина.
— А что значит «малая родина»?
Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.
3. Стихотворение «Россия – наша Родина».
Родина для Миши это мама,
Старый дом и вишня у забора.
А для Вани — речка и пригорок,
На травинке Божья коровка.
Для ребят, живущих по соседству,
Родина — истории секреты.
И когда закончится их детство,
Об открытиях напишут все газеты.
Родина кому-то это яхта,
Взрослым тоже нравятся загадки.
Камышей полоска у причала,
Ветерок и речка, все в порядке.
И страна, где мы живем все вместе,
Самая цветущая, красивая,
Самая прекрасная на свете,
Это наша Родина — Россия.
4. Работа с пословицами.
— Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.
Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки, много мудрых мыслей сказано.
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
Человек, который не любит свою Родину, нравственно неполноценен.
• Работа в группах.
— Давайте попробуем каждая из групп собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:
1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
2. Человек без родины, что соловей без песни.
3. Родная земля и в горсти мила.
5. Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.
— Составьте синквейн по теме урока.
IV. Закрепление нового материала.
— Итак, ребята, Родина — это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в 1/6 всей земной коры, это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на север. Это имена людей и великие открытия, и культура, которым аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я с нашим миром, чувствами, с нашими радостями и заботами.
1. Упражнение «Снежинка».
— Я прошу вас выполнить одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:
— сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,
— сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.
— Что мы видим? У всех листы получились разные.
Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы — единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Только вместе нам под силу строить дальнейшую жизнь России как сильного демократического государства.
Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.
— А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?
У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста фразу: «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д.
— Ребята, что вы узнали нового?
— Что бы вы хотели узнать?
— Оцените свою работу на уроке.
— Какие цели и задачи мы ставили на уроке?
— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»
— Мне хочется закончить урок стихотворением:
Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков.)
Источник