Урок по теме чувство родины

Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины»

Скачать:

Вложение Размер
Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины» 22.63 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цуканово-Бобрикская основная общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

Открытый урок в 4 классе

Модуль «Основы светской этики»

Тема : Чувство Родины

Разработала и провела : Ерастова Г.А.

Тема: Чувство Родины

— изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

— развивать память, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.

— воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.

— достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Крыма, России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

• умение формулировать понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

• адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна

• знание правил дружбы;

Оборудование: Учебник по ОРКСЭ / А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, тетради

1. Организационный момент. Мотивация.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

— На прошлом уроке мы сидели и размышляли в тени раскидистого дуба.

-Почему Дуб привлекал к себе всё живое?

— В чём Дуб видел смысл своей жизни?

— Чему можно научиться у природы?

— Давайте проверим, как вы справились с заданием закончить предложения в тетради.
— Когда я на природе, то…

— Когда я прихожу в лес, я помню, что

— Когда я оказываюсь на лугу, я …

— Когда я собираю ягоды и грибы, то …

3) У вас было задание нарисовать свой любимый уголок и подобрать к нему стихотворение.

( Дети представляют свои работы)

В итоге можно сказать, что природа это … волшебные двери к добру и доверию.

Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

2. Самоопределение к деятельности

— Мы вместе просмотрим презентацию , а вы мне скажите о чём она.

— О чём презентация . ( Это наше природа нашего села)

— Как мы называем место где родились?( Родина)

— Я не случайно показала наше село. Попробуйте формулировать тему урока.

— Да мы сегодня будем говорить о Родине.

Тема нашего урока: «Чувство Родины», а эпиграфом послужат нам слова

М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину”

Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»

— Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? (Ответы детей)

Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

— Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)

Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.

-Подберите синонимы к слову Родина.

Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учиться, где живут его родные и близкие.

Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.

Родиной мы зовем её потому, что здесь родились, все вокруг нас родное. Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

-Как называется страна, где мы живем? (России, Российская Федерация)

-Как называют граждан, живущих в России? (россияне)

-Как вы представляете свою Родину..

-Наша страна отличается от других государств:

( — языком, на котором разговаривает народ

2) Рассматривание карты России и стенда «Государственные символы РФ»

3.) Работа в группе

— Давайте попробуем собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:

  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Человек без родины, что соловей без песни.
  • Родная земля и в горсти мила.

— Какую главную мысль выражают эти пословицы? ( Судьба и Родина едины)

4) Введение понятия «патриотизм»

— Ребята послушайте высказывания:

Александр Васильевич Суворов « Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.»

Иван Сергеевич Тургенев «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»

Михаил Михайлович Пришвин « Никогда не нужно забывать об этом, необходимо заботиться об окружающей природе, воспитывать чувство любви и бережного отношения к ней. Конечно, любить и оберегать намного труднее, чем использовать, но именно поэтому наша главная задача — взять под охрану основу нашего существования — уникальную природу нашей родины, и сберечь ее. Ведь мир живой природы так велик и прекрасен! Любить и оберегать его — значит любить и оберегать нашу родину

— Можно ли назвать патриотами людей, чьи высказывания вы сейчас прочитали?
— Какова главная мысль этих высказываний? ( Нужно любить Родину. Любить Родину – значит беречь ее природу, уважать живущих в ней людей, знать и беречь родной язык. )

— Как вы думаете, в мирное время, когда не нужно идти на защиту родины, можно быть патриотом? А дети могут быть патриотами? В чём может проявляться ваш патриотизм? Как может проявляться любовь к Родине? (Да. Сейчас мы можем изучать свою страну, учить родной язык, беречь природу.)

Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

— А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

-В своих тетрадях продолжите фразу : «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).

— Ребята, что вы узнали нового?

— Оцените свою работу на уроке.

— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

Заключительное слово учителя.

— Мне хочется закончить урок стихотворением:

Источник

Чувство Родины.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word_32.docx 20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Чувство Родины.

— изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики

— развивать память, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.

— воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.

— способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек — часть природы;

— развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;

— формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;

— способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;

— воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

I . Организационный момент.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

— Ребята, мы — единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результативность. У нас есть волшебные слова:

1. Правила работы на уроке.

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам.

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг!

II. Самоопределение к учебной деятельности.

— У всех отличное настроение и у меня тоже. Я желаю вам, чтобы оно таким же и сохранялось у вас на протяжении всего урока. А если у нас хорошее настроение, то, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

II. Актуализация знаний и постановка темы урока.

— Давайте прослушаем песню «Наш край» (звучит песня «Наш край», музыка: Кабалевский Д., слова: Пришельц А.)

— Отгадайте загадку: «Что краше солнца, дороже золота?»

— Вы, наверное, уже догадались о чем мы будем с вами говорить?

— Правильно. О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.

— Тема нашего урока: «Чувство Родины».

— Какие задачи поставите перед собой на уроке?

— Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»

III. Изучение нового материала.

Родина бывает разная.

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор,

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

— Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»?

Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

— Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»?

Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

2. Работа у доски.

Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова.

Р — родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.

О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.

Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.

И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.

Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д.

А – активная, актуальная, авторитетная, аккуратная,

— А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? (Родной край, Отечество, Отчизна).

— Подберите однокоренные слова к слову «Отчизна». (Отчество, отец, отчий).

— Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?

Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые принадлежат к родному, любимому месту на Земле. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.

Но у каждого человека есть своя Малая Родина.

— А что значит «малая родина»?

Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.

3. Стихотворение «Россия – наша Родина».

Родина для Миши это мама,

Старый дом и вишня у забора.

А для Вани — речка и пригорок,

На травинке Божья коровка.

Для ребят, живущих по соседству,

Родина — истории секреты.

И когда закончится их детство,

Об открытиях напишут все газеты.

Родина кому-то это яхта,

Взрослым тоже нравятся загадки.

Камышей полоска у причала,

Ветерок и речка, все в порядке.

И страна, где мы живем все вместе,

Самая цветущая, красивая,

Самая прекрасная на свете,

Это наша Родина — Россия.

4. Работа с пословицами.

— Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.

Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки, много мудрых мыслей сказано.

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».

Человек, который не любит свою Родину, нравственно неполноценен.

• Работа в группах.

— Давайте попробуем каждая из групп собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:

1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

2. Человек без родины, что соловей без песни.

3. Родная земля и в горсти мила.

5. Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.

— Составьте синквейн по теме урока.

IV. Закрепление нового материала.

— Итак, ребята, Родина — это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в 1/6 всей земной коры, это и ракета, нацеленная к луне, и птицы, летящие на север. Это имена людей и великие открытия, и культура, которым аплодирует весь мир. Это мой отец и твоя мать, это ты и я с нашим миром, чувствами, с нашими радостями и заботами.

1. Упражнение «Снежинка».

— Я прошу вас выполнить одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:

— сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,

— сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.

— Что мы видим? У всех листы получились разные.

Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы — единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Только вместе нам под силу строить дальнейшую жизнь России как сильного демократического государства.

Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

— А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите, пожалуйста фразу: «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д.

— Ребята, что вы узнали нового?

— Что бы вы хотели узнать?

— Оцените свою работу на уроке.

— Какие цели и задачи мы ставили на уроке?

— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

— Мне хочется закончить урок стихотворением:

Холмы, перелески, луга и поля —

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей —

Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков.)

Источник

Читайте также:  Эмоция вина для детей
Оцените статью