- «Наши помощники — органы чувств». 1 класс. план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок окружающего мира в 1 классе «Наши помощники – органы чувств» план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
«Наши помощники — органы чувств». 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Наши помощники — органы чувств». 1 класс. | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».
Цели урока : сформировать понятие «органы чувств», показать роль и специфику разных органов чувств.
Планируемые результаты : научить детей различать, охарактеризовыва органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Личностный УУД: формирование учебно – познавательного интереса к новому учебному предмету, способность к самооценке.
Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.
Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приводить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе).
- Для опытов: листы картона одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины. Резиновый мяч, книги, журналы, репродукции картин; пробирки с ароматическими веществами (духами, цедрой лимона и просто с водой без ароматов); стаканы с солёной водой, сладкой, кислой водой; дольки апельсина, моркови, яблока, салата; пуговица, рукавички.
- На доске плакаты с изображением фигуры человека; таблички с названиями органов чувств (орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания; таблички большого размера «органы чувств», рисунки отдельных частей: нос, глаза, рот с высовывающимся язычком, уши, табличка со знаком вопроса.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
(На доске плакат с изображением человека, но без лица)
— Сегодня на уроке к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного? ( У него нет лица,
нет ушей, нет глаз, носа, рта ).
— А зачем они нужны человеку? Может и не нужны они совсем? ( Так некрасиво ).
(Учитель выставляет на доску рисунок глаз) ( Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть, Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу ).
(После ответа детей выставляются по очереди рисунки органов чувств).
— Нос. ( Если бы у нас не было носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать ).
— Рот. ( Рот нужен нам для еды, чтобы не умерли от голода ).
— Уши. ( Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал ).
— А что вы чувствуете, когда на улице мороз? – и прикрепляется на доску знак вопроса. ( Мы чувствуем холод ).
— Ребята, что у всех этих частей общего?
— Можем ли мы назвать их одним словом?
— Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?
— Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.
4. «Открытие» детьми нового знания.
— А чтобы ответить на все вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? ( Это люди, которые что-то изучают, исследуют ).
— Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования? ( Мы будем исследовать человека ).
— Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. (Вы, наверное, уже слышали это слово.) Глаза, рот, нос, уши — это всё части организма – его органы. Давайте приступим к исследованию.
5.Исследование органа зрения.
— Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка).
— Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
— Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.
— Продолжаем наши исследования. (На каждый стол выдаются предметы для исследования).
1). -Что общего и в чём различие предметов? (1-я пара получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов (красный, белый, зелёный).
2). Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы. (2-я пара получает конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера).
3). Рассмотри книги, журналы, может успеешь почитать. (3-я пара книги, журналы, репродукции картин).
— Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз? Дети вместе с учителем формируют выводы.
Глаза помогают нам видеть различные цвета, Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов. С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.
Учитель : Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, их форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза — это неотъемлемая часть организма — т.е. орган. Может вы догадались орган чего? Поправляю: Глаза – это орган зрения. (Переворачиваю табличку с надписью «орган зрения»). С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» (рисунок с доски перемещаем на лицо человека)
Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила охраны зрения вы знаете? Дополняю ответы детей: (смотреть телевизор следует на расстоянии не более 2-3 метров. При письме свет должен падать слева).
Зарядка для глаз.
5.Исследование органа слуха.
Учитель : Приступаем к следующему исследованию.
— Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! 6,65. В нашем классе тишина.
— Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать? ( Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты. Уши нужны чтобы слышать ).
Включаю аудиозапись. (Дети слушают.) Какая музыка прозвучала? Что помогло вам почувствовать, услышать это?
— Речь людей, пение птиц, шум ветра – всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши – это орган чего? (Это орган слуха.) (Переношу рисунок ушей с доски на изображение человека.)
6.Исследование органа обоняния.
(Учащимся выдаются пробирки с ароматическими веществами и с простой водой.)
— Закройте носы и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали? Учащиеся рассматривают пробирки. ( Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет ).
— Откройте носики, понюхайте.
— Без какого органа невозможно выполнять это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? ( С помощью носа мы чувствуем запах ).
— В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.
Проведём второй опыт.
— Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Выходят по очереди, я завязываю глаза и даю понюхать апельсиновую дольку, лук, духи.)
— Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние.
— Кто может дать полное научное определение? (Переворачиваю табличку с названием «орган обоняния»)
— Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности – о пожаре. То, что мы видим и не слышим, мы можем различать по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния. (Перемещаю рисунок нос с доски на изображение человека)
7. Исследование органа вкуса.
(Раздаю по 3 стакана с водой – солёной, сладкой, простой)
— Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?
— Значит нам необходимо ещё одно исследование – на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу, в каком стакане сладкая вода, солёная, простая)
Игра «Угадай по вкусу» . (У детей закрыты глаза. Раздаю кусочки фруктов, овощей. Они по вкусу отгадывают предмет – апельсин, банан, яблоко, морковь).
— Что помогло вам почувствовать вкус пищи?
— Дайте научное определение этому органу. (Язык – орган вкуса.) Орган вкуса помогает нам познакомиться с предметами, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха (выставляю рисунок губ на лицо человека)
8.Исследование органа осязания.
Игра «Узнай, что в корзине»
— Попробуйте определить на ощупь какой–нибудь предмет в корзине. Корзина накрыта салфеткой. (Учащиеся надевают рукавички и пытаются определить предмет). (Резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко)
Дети описывают предмет, говорят. Что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут. – Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет?
— А теперь снимите рукавички и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины.)
— Ребята, как вы могли отгадать предметы? При помощи чего? ( При помощи рук )
— Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. ( При помощи рук. При помощи кожи. На руке есть кожа ). Сможем ли мы узнать предметы без помощи органов зрения, слуха, обоняния и вкуса?
Игра «Узнай предмет» . (Дети исследуют предметы, заведя руки за спину, и называют их – гвоздик, кнопка, пуговица)
– При помощи чего вы отгадали предметы?
— На коже нашего человека находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа – это орган осязания.
(Переворачиваю табличку со словом «Орган осязания»)
— Вот и закончилось наше исследование, сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?
Теперь дадим им общее название. Посмотрите на доску (на левой стороне – это органы, а на правой стороне – это чувства. Догадались, какое название отсюда следует? (открываю последнюю табличку) ОРГАНЫ ЧУВСТВ.
9. Динамическая пауза.
10. Первичное закрепление.
1). Дорисуй необходимые органы чувств.
— Помогите нашему человечку почувствовать, что перед ним, дорисуйте необходимые органы чувств.
11. Работа по учебнику.
12. Тест. Соедини стрелочкой правильные ответы (каждый ученик получает карточки с тестом)
Глаза орган слуха
Уши орган зрения
Нос орган вкуса
Рот орган осязания
Кожа орган обоняния
Взаимопроверка. Проверка по шаблону (слайд на доске)
-Что нового мы узнали?
— Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте назовём их одним словом.
— Органы чувств – наши верные помощники.
— Они помогают узнать, что происходит в окружающем нас мире.
— Они показывают нам разные признаки и свойства.
— Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами, друзьями. Проверьте свои знания по учебнику с.55-56.
— Иногда можно услышать выражение «Шестое чувство». О каком чувстве идёт речь. Попробуйте узнать. Спросите у родителей или в других источниках информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный урок входит в раздел «Кто ты такой». При изучении нового материала применяется методика наглядного обучения, методика практического обучения, методика словесного обучения, игровые м.
Презентация к уроку.
Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века» Тема: «Наши помощники – органы чувств».
Урок для обучающихся 1 класса по теме: » Наши помощники — органы чувств.» Структура урока усвоение новых знаний методом исследования своего организма, органов чувств. Школьники, на протяжении вс.
Открытый урок в рамках предметной недели по окружающему миру.
На уроке показана роль и специфика разных органов чувств,. Ученики усваивают связи между своими ощущениями и органами чувств, которые их обеспечивают.
Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира используются исследовательская, творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно до.
Источник
Урок окружающего мира в 1 классе «Наши помощники – органы чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира используются исследовательская, творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse_nashi_pomoshchniki_-_organy_chuvstv.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
с углубленным изучением отдельных предметов» г. Надыма
Районное методическое объединение учителей начальных классов
«Современный урок в парадигме системно-деятельностного обучения»
Урок окружающего мира в 1 классе «Наши помощники – органы чувств»
Ланбина Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
Данный мастер-класс адресован учителям начальных классов, ученикам 1 класса.
С переходом системы общего образования на ФГОС второго поколения особую актуальность приобрел системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
Для реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира используются исследовательская, творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Это способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность.
Приглашаю на фрагмент урока по окружающему миру в 1 классе по Образовательной системе «Школа 2100»
Тема: «Мои помощники – органы чувств»
Цель: познакомить детей с органами чувств человека.
Оборудование: рисунок для раскрашивания, цветные карандаши, свисток, колокольчик, апельсин, лимон, кофе, мяч, ложка, мягкая игрушка, три стакана с водой — сладкой, обычной, соленой.
Этап урока: «открытие» новых знаний.
Форма работы: фронтальная, групповая.
В основу урока положен деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий. Работа в группах формирует у учеников разнообразные компетенции, направленные на развитие творческой личности.
-иметь представление об органах чувств, об их необходимости человеку для его полноценной жизни;
-исследовать признаки предметов с помощью органов чувств;
-узнать роль и специфику разных органов чувств;
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-определять общие для всех правила поведения;
-определять правила работы в группе;
— оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-формулировать учебные задачи;
-работать по предложенному плану, инструкции;
-высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
-проводить анализ учебного материала;
-проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
-уметь определять уровень усвоения учебного материала.
-слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— владеть диалогической формой речи.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
-Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.
-Кто такие исследователи?
(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)
-Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком (фото 1)
-Чем он интересен? Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)
-А нужны они ему? (Конечно)
-Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)
Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)
-А точнее «Наши помощники – органы чувств» (рис. 1)
-В конце урока вы мне ответите на вопрос:
Почему органы чувств называют нашими помощниками?
-Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока: (рис. 2)
Познакомиться с ……(органами чувств)
Узнать…. (для чего они нужны)
-Какое задание вы бы предложили выполнить с человечком?
(Нарисовать ему органы чувств)
-Я предлагаю сегодня работать в группах.
-По ходу работы поможем нашему герою приобрести органы чувств.
-Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
-Давайте мы эти правила вспомним.
(Работаем тихо, дружно;
Говорим по очереди, не перебивая друг друга;
Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника)
Учебные действия «Открытие новых знаний»
-У каждой группы будет свое задание.
-Каждая группа должна выбрать капитана, который будет руководить исследовательской работой.
-А я буду вашим помощником.
-Капитаны подойдите ко мне за заданиями.
(капитаны получают задания)
Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.
Задание для 2 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.
Задание для 3 группы: определить, какая вода в стаканах.
Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.
Задание для 5 группы: в мешке находятся предметы, определить их на ощупь.
-Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану:
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли…
-Выступает 1 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.
Научное название – орган зрения.
-Что вам помогло увидеть цыплят? Желтый карандаш? (глаза)
-Что еще мы можем делать при помощи глаз? (Читать, смотреть телевизор)
-При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
-Вы хорошо справились с заданием (рис. 3)
-Помогите нашему герою увидеть красоту северного сияния. Рисуются глаза человечку (фото 2)
-Выступает 2 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.
Научное название – орган слуха.
-Что вам помогло услышать звуки? (уши)
-Вы постарались, выполнили задание верно (рис. 4)
-Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)
-Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?
Нарисовать уши (фото 3)
-Выступает 3 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.
Научное название-орган вкуса.
-Что помог определить вкус воды? (язык)
-Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)
-Молодцы. С задание справились верно (рис. 5)
— Поможем нашему герою почувствовать вкус спелой морошки.
Дети рисуют язык человечку (фото 4)
-Выступает 4 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.
-Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)
-Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)
-А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.
-А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния (рис. 6)
-Помогите нашему герою. Дети рисуют нос (фото 5)
-Выступает 5 группа.
У нашей группы было задание…
Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь предметы по форме…
Научное название — …. орган осязания.
-Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)
-Верно справились с заданием (рис. 7)
-Поможем нашему герою ощутить мягкость лесных мхов. Дети рисуют руки (фото 6)
-Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.
-Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
-Сколько у человека органов чувств?
-На какой вопрос вы должны мне ответить?
-Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите (рис. 8)
-Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать? (фото 7)
-А напоследок хочется сказать:
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик — запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
-Спасибо за работу.
На этом этап «открытие» новых знаний можно завершить. Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.
Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что исследования делают процесс познания более продуктивным.
Источник