Урок по Основам православной культуры на тему: Зимние радости. Святки.
Предмет: | Доп. образование |
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Гусева Елена Васильевна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
Размер: | 941.50 Kb |
Занятие по Основам православной культуры на тему:
(первый год обучения)
Составила и провела
учитель начальных классов
Цель: формирование представление о православных праздниках.
Задачи: — продолжать приобщать учащихся к нравственным основам православной культуры;
— развивать действительно – практическую, интеллектуальную и эмоциональную активность детей;
— закрепить знания детей о зимних православных праздниках;
Учитель: — Ребята, сегодня у нас на занятии мы с вами поговорим о зимних православных праздниках.
(Звучит колокольный звон, выходят дети)
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён его волос…
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на Ребёнка
Хоть минуточку и мне!»-
И заплакал звонко – звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг друзей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!».
Работа над темой.
Учитель: — Ребята, о каком событии идёт речь в этом стихотворении? (О Рождестве Христове)
— Какое настроение в стихотворении – грустное или радостное?
— А вы знаете, почему этот праздник называют Рождеством Христовым?
Учитель: — Правильно. Потому, что в этот мир явился Младенец Иисус.
Кто знает, где он родился?
Дети: — Он родился в скромной пещере.
Учитель: — Для чего он пришёл в этот мир?
Дети: — Чтобы спасти мир. Он Спаситель мира.
Учитель: — Кто первым узнал о рождении Христа?
Дети: — Первыми узнали пастухи. Перед ними на небе явились ангелы, и появилась чудесная звезда, которая возвестила о Рождении Спасителя и указала путь волхвам.
Учитель:- А кто знает, как называли людей, которые славили Христа?
Учитель:- А какие песни они поют, прославляя Христа?
Учитель: — И сегодня люди славят Христа так же, как его славили ангелы в ночь Рождества.
Учитель:- Ребята, вам понравились колядки? Давайте сами сочиним рождественскую колядку! На доске перед вами слова-помощники. Попробуйте поработать в парах и сочинить колядку.
Учитель: — Молодцы. Послушайте ещё одну колядку.
Люди добрые со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости Святой.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
— Вы знаете, что обозначают слова «Облекитесь» и «риза»? Облекитесь – оденьтесь, а риза – одежда.
— Я вам раздам текст, а вы дома выучите его.
Учитель: — Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнём.
Становитесь на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Поскакали в высоту,
Чтобы нам достать звезду.
Чуть над головами.
А теперь им всем пора
Делать добрые дела!
Учитель: — Какой прекрасный праздник – Рождество. А вы знаете, что с приходом Рождества наступают святки? Святки – это святые дни, которые длятся 10 дней от Рождества Христова. В эти дни люди вспоминают о бедных, подают несчастным милостыню, чтобы они могли в праздник порадоваться, навещают больных и стариков.
— А ещё святки не обходятся без зимних забав и радостей.
— А какие зимние забавы радуют вас? (ответы детей)
— Ребята, а вы знаете о такой зимней забаве — купание в проруби? В какой праздник это бывает? (Крещение)
— Может быть, кто-то из вас окунался в прорубь?
— Вы знаете, что в праздник Крещения Господня во всех храмах, на реках и колодцах совершалось Великое освещение воды? В храмах батюшка окропляет всех присутствующих людей освящённой водой. Те, кто приходит к Христу, принимают Крещение и становятся христианами. Христиане стараются делать добрые дела!
— А вы делаете добрые дела? Расскажите о них. (Дети рассказывают)
— Давайте вместе сделаем доброе дело и украсим вот это облачко. У вас на парте лежат ангелочки, которых нужно раскрасить самыми нежными цветами, вложив в них частичку своей души. Какие цвета вы будете использовать?
— Я уже разукрасила своего ангела, посмотрите. Что же у него в руках?
Ангелы в небе высоком живут,
Богу Всевышнему Славу поют,
К небу возносят молитвы людей,
Сладкие грёзы детей!
(Дети рисуют под музыку. По мере завершения работы подходят к доске и прикрепляют своих ангелочков к облачку).
— Молодцы, ребята. Посмотрите как красиво!
— Заканчивая наше занятие, давайте вспомним, о каких зимних праздниках мы разговаривали. (О Рождестве, святках, Крещении)
— Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
— Поднимите руки те, у кого после нашего занятия хорошее настроение.
Слова-помощники: Рождество, волхвы, Москвы, торжество.
Слова-помощники: Рождество, волхвы, Москвы, торжество.
Слова-помощники: Рождество, волхвы, Москвы, Торжество.
Слова-помощники: Рождество, волхвы, Москвы, Торжество.
Слова-помощники: Рождество, волхвы, Москвы, Торжество.
Слова-помощники: Рождество, волхвы, Москвы, Торжество.
Слова-помощники: Рождество, волхвы, Москвы, Торжество.
Слова-помощники: Рождество, волхвы, Москвы, Торжество.
Ангелы в небе высоком живут,
Богу Всевышнему Славу поют,
К небу возносят молитвы людей,
Сладкие грёзы детей!
Люди добрые со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости Святой.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите вас поздравить
С Днём Христова Рождества
Люди добрые со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости Святой.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Люди добрые со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости Святой.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Люди добрые со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости Святой.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Люди добрые со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости Святой.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Люди добрые со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости Святой.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Люди добрые со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости Святой.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Люди добрые со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости Святой.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Люди добрые со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости Святой.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Люди добрые со мной
И с восторгом облекитесь
В ризу радости Святой.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 24 Скачиваний: 7
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Источник
Зимние святки
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_svyatki.docx | 12.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Готовимся к зимним СВЯТКАМ.
Цель: приобщение детей к глубинному традиционному наследию. Важно показать нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры.
Задачи: возрождение традиций русской национальной культуры, обогащение знаний учащихся о жизни наших предков; развитие речи, артистичности у детей; воспитание дружбы, товарищества.
Оборудование: рисунок ёлки, маски, костюмы ряженых.
I. Сообщение целей и задач урока:
Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомство с историей возникновения праздников, традиций и обычаев нашего народа. Ведь это источник знаний о том, как в древности люди воспринимали мир.
Нам надо не только знать, помнить, хранить, но и уметь самим соблюдать и исполнять эти традиции, обычаи. Мы, часто не отдавая себе отчёта, являемся носителями древних представлений о мире. Почему существует традиция водить хороводы вокруг ёлки, надевать костюмы, маски, таким образом, превращаясь из обычных людей в волшебных, и даже в зверей — зайчиков, лисичек и т.д. На все вопросы мы постараемся найти ответы изучая данный курс.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии. Отгадайте загадку: Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ЁЛКА)
Правильно. Лиза с помощью родителей нарисовала для нас ёлочку, которую мы с вами должны украсить игрушками. За каждый правильный ответ на ёлке будет появляться новая игрушка. Будьте внимательны!
1) Какой праздник мы празднуем 1 января? (Новый год)
2) Когда в древности, русичи праздновали Новый год? (1 марта, 1 сентября)
3) С каких времён этот праздник стал январским? (Со времён Петра I)
4) Какой праздник мы празднуем 7января? (Рождество Христово)
5) Без чего мы не представляем празднование Рождества? (Без ёлки)
6) Почему наряжают именно ёлку?
7) Ёлка – это символ чего? (Здоровья, долголетия, бессмертия)
Сегодня мы должны собрать книгу стихов, песенок про ёлку. Расскажите, что вы подготовили. (Дети рассказывают наизусть стихи про ёлку, отдают листочки учителю, подшивается книга)
Музыкальная пауза. Споём песню «В лесу родилась ёлочка»
III.Формирование новых знаний и практических умений учащихся.
1) Беседа учителя.
Учитель: День Рождества Христова в церкви празднуется особенно торжественно. Храм украшен ёлками. Зажигаются лампадки. Это торжество длится 12 дней, до Крещения.
— А когда наступит Крещение? (19 января)
— Как называется это время с Рождества до Крещения? (Святки)
— Сегодня продолжим наше путешествие по народному календарю. Речь пойдёт о народном празднике – Святки (Святые вечера). Домашние детские, девичьи обычаи и радость этих дней тесно связаны с забытыми обрядами древних, дохристианских праздников.
В древности, тысячу с лишним лет назад, в честь зимнего солнцеворота жгли славяне костры по берегам рек. А ещё прежде – древние египтяне, римляне праздновали в это время года победу солнца над тьмой и холодом.
Шло время и «рождественские Святки» стали одним из самых долгожданных праздников в народном календаре. Всё это время было праздничным, в дом приходили ряженые – кто старый тулуп вывернет наизнанку, кто лицо сажей намажет, или наденет маску – из мешка, из меха. Играли маленькие представления, сцены. Народ отдыхал и веселился, как умел. Обязательным рождественским увеселеньем были маскарады, карнавалы, ряженые, пляски, хороводы. Состоятельные люди устраивали благотворительные обеды для неимущих. На святки ездили в гости и принимали гостей, навещая близких и родных.
-Какой обряд в праздновании Рождества дошёл до нашего времени? (Колядование)
-Что вам известно о колядовании?
2) Работа со словарём.
А теперь заглянем в толковый словарь.
Колядовать – ходить по домам с поздравлениями.
Колядки – народные песни про Рождество Христово.
Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из Колядок почти вытиснились языческие символы и стали преобладать христианские. Нередко Христославы – те, кто в праздник Рождества Христова ходят по домам славить Христа, выкрикивали колядки с элементами запугивания хозяев. После угощения колядовщики от души благодарили хозяев, желая им здоровья, благополучия.
Наши ребята подготовили для вас колядки. Давайте послушаем как же это происходило в старину(инсценирование)
3) Сценки с использованием колядок.
-Эй, дядька Архип, выноси добро во двор!
— Как на улице мороз, примораживает нос!
— Не велит долго стоять, велит скоро подавать!
— Или тёпленький пирог!
— Или маслица, творог!
— Или денежку копьём!
— Или рубль серебром!
Хозяин: Пожалуйте, гости, я вас дождался. Дом мой просторный, щи мои жирны. Сдобные лепёшки не лезут в окошки.
Хозяйка: Не плясали и не пели, угощенья захотели?
-А что, ребята, потешим хозяев?
-Что нам стоит поплясать да частушки запевать!
-К нам пришло Рождество, знать всем будет весело.
-Всем добро и счастье, никакой напасти!
-Нас мороз не напугает, не пугают холода!
-Нас колядка согревает, пляски будут до утра!
-Вы, девчата, попляшите, а мы песенки споём.
-Вы, ребята, пригласите, веселей плясать вдвоём.
Хозяин: Ай да колядовщики! Ай да молодцы!
Хозяйка: Пироги несу с печи! Угощайтесь!
-Дай Бог тому, кто в этом дому!
-Вам и каша густа!
-Вам и мёд на уста!
-Вам и плюшек с творогом!
-И детишек полон дом!
А теперь пойдём к дядьке Николаю.
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!
С Рождеством Христовым!
Позволь-ка, хозяин, под окошком встать,
Мальчик: Я – маленький мальчик, сел на стульчик,
В трубочку играю, всех поздравляю.
Девочка: Славите, славите! Сами, люди, знаете:
Я славить не умею, просить много не смею.
Мальчик: Открывайте сундучок, доставайте пятачок.
Мне, Серёже, на чаёк!
Девочка: Подайте пятачок отцу на табачок,
Матери — на кофе, сестре – на картофель.
Все: Полно Коляду томить! Пора одарить!
Мальчик: Песенку мы споём и опять колядовать начнём!
1)Щедрики-ведрики, дайте вареники!
Вареников мало, кусок сала,
Сала мало, ветчины, колбаски, ложечку кашки!
2)А не дашь пирога – стянем быка за рога.
А свинью под хвост отведём под мост.
3) Дядя Николай, не томи, открывай!
Не открывает… Может крепко спит?
Дядя Николай, выходи, не гневай!
Дядя Николай: Кто тут орёт спать не даёт?
— Это мы колядовщики.
Дядя Николай: И охота вам в этакий мороз с тёплой печи вставать, петь да плясать?
1)Коля, Коля, Николай – парень ты рубаша наша!
Что лежишь на печи? Калачом угости!
2)Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай!
Шуба вертиться – Коля сердиться!
-Пойдём, дядя Николай, и ты с нами колядовать!
Дядя Николай: Придётся! Всё равно уж разбудили!
Дети: Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством всех поздравляем!
На Новый год, на ново счастье,
Уходи ненастье, прекратись несчастье!
-Желаем счастливого Нового года!
Во всех начинаньях хорошей погоды!
Пусть сбудется всё, что у нас на примете!
Пускай почитают родителей дети!
4) Работа в группах
Учитель: Посмотрим, а сумеете ли вы колядовать. Каждой группе раздать колядки (на подготовку отводится 3 мин.)
1группа: Приходила Коляда накануне Рождества.
Кто даст пирога – тому полон хлев скота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога – тому куричья нога!
2 группа: Коляда! Коляда! Ты подай пирога,
Или хлеба ломотину, или денег с полтину!
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Или индюшку, или сена клок,
А не то вилы в бок.
Учитель: И, конечно, после щедрого угощения колядовщики благодарили хозяев, желали им счастья, благополучия, достатка, здоровья.
3 группа: На новый год, на ново счастье уродилась пшеничка,
Горох, чечевичка! На поле – копнами,
На столе – пирогами. Чтоб здоровы были,
Чтоб долго жили!
Дай вам, Господи, всего-то на свете:
Одна-то корова по ведру доила,
Одна-то бы кобыла по два воза возила.
Спасибо этому дому, пойдём к другому.
5) Гадания в Святки.
Учитель: Но на святки не только веселились, но и гадали о будущем, о своей судьбе и в шутку и всерьёз. Но чаще гаданья молодых девушек превращались в весёлую забаву.
1) Девушки выходили за ворота и спрашивали имя первого встречного мужчины. Существовало поверье, что будущего жениха будут звать так же.
2) Под подушку клали гребень, трижды приговаривая: «Суженый, ряженый приди причесать мне голову!»
3) Несколько девушек брали по лепёшке и, выбежав во двор, бросали их собаке. Гаданье предвещало, что первой выйдет замуж та, чью лепёшку первой съела собака.
Учитель: Девушки гадали: по упавшему башмачку, по следам на снегу, по колодцу, по тени, по плеску воды и т.д. Да, действительно, обычай этот не церковный, а домашний, народный. Церковь осуждает суеверия, не признаёт гадания. Да и сами гадальщицы относились к святочным гаданиям как к игре.
-Постарайтесь к следующему занятию сами узнать, а как ещё девушки старались заглянуть в будущее? Ведь в этих играх было столько пения, смеха, надежды на счастье.
6) Игры в Святки.
Учитель: Набрав достаточно еды и угощений после колядования, молодёжь шла в посиделочную избу. Её откупали заранее, платили две денежки хозяйке, одну за постой, другую за молчание. Стол ставили посередине, ставили на него еду и садились по кругу. После ужина начинались хороводы, игры.
-Давайте и мы с вами поиграем.
-Я золото хороню у батюшки в терему.
Кому золото попало, там метёлкой распахало.
Дети становятся в круг взявшись за руки, пока играем музыка. Дети бегают из круга в круг. Как только музыка закончилась – они должны быстро покинуть круг.
IV. Итог занятия.
— Что вы нового узнали?
— Что вам запомнилось больше всего?
— Что бы вы хотели узнать на следующем занятии?
— А теперь возьмите шарики и разукрасьте их, мы соберём шар нашего настроения.
— Играет музыка И.Купала «Ай, заинька…», дети рисуют и прикрепляют на ватман свои разноцветные шарики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК «ГУЛЯЮТ РЕБЯТКИ В ЗИМНИЕ СВЯТКИ!»
Материал праздника знакомит с обрядами Святок, приобщает к устному и песенному фольклору.
сценарий театрализованного зимнего праздника «Святки»
Святки- так называют 12 святых дней с Рождества до Крещения.По древнерусскому верованию в продолжение святок о.
Игровая программа «Зимние святки»
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 класса содержит народные игры, шуточные розыгрыши, колядки для разучивания детьми, сценки.
Фольклорный праздник «Зимние святки»
Цель данного мероприятия: показать яркость, живую сторону народной культуры, отражающей древние традиции, обряды, исторический опыт народа.Праздник можно использовать как внеклассное мероприятие и во .
Рождество Христово. Зимнии святки.
Расширение знаний о праздники Рождество Христово и закрепление знаний о зимних святках.
Сценарий праздника «Зимние святки»
Сценарий внеклассного мероприятия.
Познавательное занятие-игра «Встречаем зимние Святки»
Содержание мероприятия направлено на повышение уровня знаний и расширение представлений детей о культурных традициях, обрядах и обычаях встречи зимних святоных праздников: Рождества Христова, Старого .
Источник