Урок окр мира 2 класс органы чувств

Урок по окружающему миру «Наши помощники – органы чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: уточнить представления об органах чувств (слух, зрение, обоняние,

Задачи:

— обобщить знания учащихся о значении для человека зрения и слуха

— познакомить с новым научным термином «внешние чувства» (ощущения)

— развивать речь учащихся, мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение)

— воспитывать у ребят бережное отношение к органам чувств.

Скачать:

Вложение Размер
tema_uroka_organy_chuvstv.docx 43.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».

Тип урока : объяснение нового материала.

Цель : уточнить представления об органах чувств (слух, зрение, обоняние,

— обобщить знания учащихся о значении для человека зрения и слуха

— познакомить с новым научным термином «внешние чувства» (ощущения)

— развивать речь учащихся, мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение)

— воспитывать у ребят бережное отношение к органам чувств.

предметные — называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)»;

личностные — умение проводить наблюдения, делать выводы; стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и

метапредметные — способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

  • Учебник «Окружающий мир» — Виноградова Н.Ф.
  • Тетрадь на п/о № 1
  • предметы с разными свойствами, продукты с разными вкусами.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

— На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы и физические качества.

— Проверим домашнее задание. СЛАЙД 2

— Что такое блиц-опрос? СЛАЙД 2 щ («Блиц» значит быстрый, поэтому не требует много времени на проведение).

— Для его проверки я предлагаю вам блиц-опрос (ответить «Да — +» или «Нет — -», заполнение таблицы на листочках):

  1. человек – это живое существо
  2. организм имеет особенности, которые отличают его от неживого предмета
  3. человек, как и другие организмы, дышит, питается, двигается, растет
  4. люди не отличаются от животных
  5. мозг животного, как и человека, может мыслить, придумывать что-то новое
  6. физические качества – это рост, цвет глаз и волос, строение тела (ног, рук, лица)
  7. организм – это твои физические качества и различные органы, которые работают слаженно.

Ответы: СЛАЙД 2 щ

III. Сообщение темы урока. Вводная беседа.

— Какое сейчас время года? Назовите признаки осени.

— А вы хотите в лето?

— А давайте поколдуем, закройте глаза, начинаем считать: раз, два, три. Откройте глаза. Представьте, что вы тихо вошли в лес. СЛАЙД 3 Остановились. Присмотрелись и увидели полянку с ягодами. СЛАЙД 4

— Расскажите, какая? (Красная, сладкая, ароматная).

Пошли дальше, прикоснулись к дереву. СЛАЙД 5

— Расскажите, какое дерево? (Ствол шершавый, высокое.)

— А вот около речки, увидели камни. СЛАЙД 6

— Расскажите, какие они? (Круглый, холодный).

— Что вам помогло дать такие ответы? (Глаза, нос, руки, рот).

— Прочитайте тему нашего урока. СЛАЙД 7

— Сегодня на уроке вспомним известные нам органы чувств и узнаем о новых

«внешних чувствах». Цель нашего урока: выявить, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире.

IV. Актуализация знаний по теме «Органы чувств» (1 класс)

— Окружающий мир полон разных звуков. Какие звуки мы можем услышать вокруг нас в лесу? (шум, пение птиц, разговоры, стук, …)

— Давайте послушаем звуки леса СЛАЙД 8

— Какие звуки услышали?

— А что помогло вам это слышать? (уши) СЛАЙД 9

— Ухо – орган слуха. Оно помогает слышать различные звуки в окружающем мире.

Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом — это часть уха — ушная раковина. Потрогайте ушную раковину. Это наружный орган. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее ухо и в определённый участок мозга. Там звуковые волны перерабатываются и таким образом мы слышим и понимаем слова. Во внутреннем ухе есть орган равновесия, который отвечает за положение тела в пространстве и слуховой нерв. Слух тесно связан с речью. Маленький ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

— Посмотрите на картинки СЛАЙД 10 (цветы, солнце, игрушки, книга).

— Какого цвета цветы?

— Какую форму имеют остальные предметы?

-А теперь закройте глаза. Смогли бы вы ответить на мои вопросы с закрытыми глазами?

— Что помогло вам? СЛАЙД 11

Глаз имеет сложное строение. Сам он круглый, как яблоко, за что его и называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом, как желе, только прозрачным. Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой – роговицей. Её надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет. Смачивают роговицу слёзы. В центре глаза есть чёрная точка – это зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От неё зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далёкие и близкие предметы. Хрусталик может то сжиматься, как шарик, то растягиваться, как овал.
Природа заботливо охраняет наши глаза. Мигая, веки смывают с глаз пылинки. Если же в опасной близости от глаз появится какой-нибудь предмет – веки захлопнутся раньше, чем мы успеем об этом подумать. Брови, ресницы и веки защищают наши глаза от пыли, пота, грязи и попадания в них посторонних предметов.
Но не только природа, но и сам человек должен заботиться о здоровье своих глаз. Если глаз повредить или не соблюдать правила гигиены, то можно испортить зрение и восстановить его будет уже невозможно.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Большую часть (80%) информации об окружающем мире человек познаёт с помощью глаз.

— Так какое значение имеет для человека зрение и слух?

V. Знакомство с новым материалом.

1. Знакомство с органом обоняния.

— С закрытыми глазами определите запах (кофе, апельсин, духи).

— Что же помогло определить запахи даже с закрытыми глазами? СЛАЙД 12

— А что такое нос?

— Откроем учебник и прочитаем об этом органе чувств, страница 21.

— Как называется эта глава? (Обоняние)

— Так как же мы распознаем запахи? (мельчайшие частички пахучих веществ

попадают к нам в нос, и мы распознаем запах.)

— Как называется это чувство? СЛАЙД 12 (ОБОНЯНИЕ.)

Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека воспринимать запахи. Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Детекторы запахов находятся рядом с полостью рта, и поэтому почти невозможно различать запах и вкус. Когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются. Обоняние –это способность чувствовать запахи.

— Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи?

— А как называется профессия людей, которые придумывают запахи? (парфюмер) СЛАЙД 13

Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии . В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.

3. Речевая разминка.

— Можно ли говорить о запахах лета, осени, весны, зимы?

— Начните ответ так: « Я вошел в осенний лес. Меня окружили запахи осени….»

(о запахе грибов, запахе осенней листвы, запахе еще теплого ветра.)

— Какие правила надо выполнять, чтобы сберечь обоняние? Прочитайте на стр.22.

4. Знакомство с органом вкуса.

— Определите с закрытыми глазами на вкус что это, фрукт, овощ или что-то другое .

— Так каковы на вкус лимон, сахар, соль, яблоко?

— Что помогает вам определить вкус? СЛАЙД 14

Язык – орган вкуса, который находится в ротовой полости человека. Благодаря своей подвижности он способствует пережёвыванию и пропитыванию пищи слюной, очищению зубов и проталкиванию прожёванной пищи в пищевод. Без языка невозможна человеческая речь.
Язык помогает различать вкусовые ощущения. На нём находятся вкусовые сосочки, которые снабжены рецепторами. Они передают информацию через нервную систему в головной мозг. Всё сладкое и солёное мы ощущаем кончиком языка. Кислое – его боками, а горькое – задней частью языка. На языке также имеются рецепторы тепла и холода, боли и реагирующие на острую пищу.
Язык помогает различать вкус еды.

Язык покрыт крохотными сосочками, к которым подходят окончания чувствительных нервов. При ощущении вкуса различных веществ в мозг посылается сигнал: «солёное», «сладкое», «кислое», «горькое».

— Прочитаем, что об этом написано в учебнике, стр. 23 — 24.

— Так, что такое вкус? Как мы определяем вкус?

5. Знакомство с органом осязания.

— С закрытыми глазами на ощупь определите предметы. (Предлагается узнать стакан с теплой водой, вату, тяжелую книгу, щетку, бархатную ткань, кожаную ткань, гвоздь.

— Что ты чувствуешь? (Описание ощущений ученика: тепло, мягкое что-то, тяжелое, колючее, мягкое и приятное, мягкое и холодное, острое и холодное.)

— Как вы думаете, что помогло определить, какой это предмет?

С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения,тепло, холод, боль.

Кожа – орган ОСЯЗАНИЯ. СЛАЙД 15

Кожа покрывает всё тело человека. Это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган, который выполняет много задач. Если мы внимательно рассмотрим нашу кожу, то увидим, что она тонкая, прочная, упругая. На ней есть отверстия — поры, через которые кожа дышит и выделяется жир и пот. На коже растут маленькие волоски. Кожа состоит из трёх слоёв .
Первый слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры.
Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные и потовые железы, кровеносные сосуды и нервы.
Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
Кожа водонепроницаема, защищает от солнечной радиации.

В коже находятся нервные окончания, которые помогают определить свойства ощупываемой поверхности, температуры окружающей среды и предметов.
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

6. Органы чувств и мозг.

— СЛАЙД 16 (о мозге)

С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из окружающего мира, но и из организма. Получив такие сигналы – сообщения, мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Головной мозг анализирует информацию и отдаёт приказ на исполнение.

8. Самостоятельная работа учащихся.

1) Работа в тетради.

— Выполним задания в тетради

— Проверка в парах. Если правильно, ставим плюс около номера.

— У кого все 3 плюса – «5». Молодцы. У кого 2 плюса – «4». Хорошо.

2)Обсудите, какие органы чувств воспринимают информацию в следующих

ситуациях, и какие действия должны последовать:

а) учитель прочитал условие задачи и предложил решить её письменно;

б) по дороге в школу вы переходите улицу;

в) в помещении вы почувствовали запах дыма.

VI. Закрепление изученного материала.

— Работа по СЛАЙДУ 17 (игра)

VII. Домашнее задание

— с. 24, 26, рубрика «Домашняя работа»

— РТ с. 17 – 18 № 9 — 10

VIII. Итог урока. Рефлексия.

— В начале урока перед нами стоял очень серьезный вопрос – проблема.

— Какой вывод по изучаемой нами теме вы можете сделать?

— Мы решили поставленную проблему?

— Перечислите «помощников» человека, с которыми вы сегодня познакомились.

— Какую работу они выполняют?

— Какую роль для человека они выполняют? (они помогают нам жить, чувствовать,

радоваться окружающему миру)

— Почему мы называем их нашими помощниками?

— Может ли человек полноценно воспринимать окружающий мир, если у него

нарушен какой-нибудь орган?

— Органами чувств мы чувствуем, воспринимаем окружающий мир. К органам чувств надо относиться бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение, громкие звуки, поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, ведите только здоровый образ жизни.

— О чём было интересно узнать? Что понравилось больше всего?

— СЛАЙД 18 Оцените свою работу на уроке. Ребята, закрасьте ту часть круга,

которая соответствует вашему впечатлению от урока:

Источник

Урок «Органы чувств» (2 кл)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока по теме: «Органы чувств» (2 кл)

Скачать:

Вложение Размер
organy_chuvstv_2_kl.docx 29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наши помощники – органы чувств».

Цель: уточнить представления об органах чувств.

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  • Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;
  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Объявление темы и целей урока.

— На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы. Давайте вспомним, как они называются.У вас лежит мнебольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его. Открывается кроссворд (Слайд1)

1.У зверушки на макушке,

А у нас – выше глаз. (Ухо)

2.На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)

4.Меж двух озер стоит утес,

В нем две пещеры – это…(Нос)

5. Первым пробовать привык

Угощенья все ….(Язык)

-Сегодня мы на уроке познакомимся с органами чувств, которые присутствуют в нашем организме.

  1. Работа по теме.
  1. Игра «Чудесный мешочек». Орган зрения.

В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.

— У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)

— Какой цвет этого предмета?

— Почему не можем сказать? (Не видим)

— А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

— Что вам помогло?

— Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему? (Ответы детей.Возможно составление правил о том, как беречь глаза)

Глаза — орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа — глазницах, защищены подвижными веками — верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

2.Игра «Угадай голос». Орган слуха.

— Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить правила, которые мы составили. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

— Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4)

— Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом — это часть уха — ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.

— Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?

Слух –это способность человека воспринимать звуковые волны.

3.Работа с учебником.Орган обоняния.

-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)

-Откройте учебники на странице 19. Прочитайте, какой орган чувств помогает услышать запах?

— Как называется этот орган чувств? (Орган обоняния, слайд 5)

-. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.

— Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?

Обоняние – это способность чувствовать запахи.

Выступление ребенка: Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии . В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.

— А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)

— Прочитаем об этом органе на стр.22.

-Как он называется?

-Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. ( Слайд 6)

Язык помогает различать вкус еды.

5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?»

— И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).

— Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)

-Что помогает определить, какой это предмет?

-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (Слайд 7)

— Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

6. Работа в рабочей тетради.

-Мы сегодня говорили о внешних органах чувств. Давайте вспомним, как они называются? Можно предложить заполнить заранее подготовленные карточки, например:

Напиши органы чувств.

ухо -____________ язык — ______________ глаз — ________________

нос — ____________ кожа — __________

и проверка Слайд 8

— Какую роль для человека они выполняют?

Этими органами мы можем чувствовать окружающий мир. К органам чувств надо относится бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.

— Вам понравился урок?

— Вы хорошо работали. Молодцы.

Дополнительно можно предложить интересные данные о шестом чувстве.

Раньше считали, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И только поэтов, которые как-то иначе, тоньше, глубже воспринимают мир, наделяли «шестым чувством». Правильно ли это?

Закройте-ка глаза и встаньте в какую-нибудь позу, потом «смирно», а потом опять в ту же позу. Какой из пяти названных выше органов чувств позволил вам повторить движение?

Это было «шестое чувство» — кинестезическое, то есть чувство движения, вызванное раздражением специальных рецепторов (концевых образований нервных волокон), заложенных в мышцах, сухожилиях, суставах.

При ходьбе, танцах, езде на велосипеде вы чувствуете изменение скорости или направления вашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Это он воспринимает изменение положения головы и направления движения тела.

Кроме того, мы ощущаем голод, жажду, боль в животе и так далее.

Все это так называемые интерорецептивные (от латинских слов: «интериор» — внутренний и «рецептио» — прием) чувства.

Вот, оказывается, сколько у любого человека, а не только у поэта, «шестых чувств», хотя во всех этих случаях правильнее говорить об ощущениях и анализаторах, а не о чувствах и органах чувств. «Шестое чувство», о котором говорят поэты, — это чувство прекрасного и интуиция. Об интуиции мы уже писали.

Источник

Читайте также:  Если у клиента депрессия
Оцените статью