Урок по окружающему миру «Наши помощники – органы чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель: уточнить представления об органах чувств (слух, зрение, обоняние,
Задачи:
— обобщить знания учащихся о значении для человека зрения и слуха
— познакомить с новым научным термином «внешние чувства» (ощущения)
— развивать речь учащихся, мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение)
— воспитывать у ребят бережное отношение к органам чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_organy_chuvstv.docx | 43.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».
Тип урока : объяснение нового материала.
Цель : уточнить представления об органах чувств (слух, зрение, обоняние,
— обобщить знания учащихся о значении для человека зрения и слуха
— познакомить с новым научным термином «внешние чувства» (ощущения)
— развивать речь учащихся, мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение)
— воспитывать у ребят бережное отношение к органам чувств.
предметные — называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)»;
личностные — умение проводить наблюдения, делать выводы; стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и
метапредметные — способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.
- Учебник «Окружающий мир» — Виноградова Н.Ф.
- Тетрадь на п/о № 1
- предметы с разными свойствами, продукты с разными вкусами.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
— На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы и физические качества.
— Проверим домашнее задание. СЛАЙД 2
— Что такое блиц-опрос? СЛАЙД 2 щ («Блиц» значит быстрый, поэтому не требует много времени на проведение).
— Для его проверки я предлагаю вам блиц-опрос (ответить «Да — +» или «Нет — -», заполнение таблицы на листочках):
- человек – это живое существо
- организм имеет особенности, которые отличают его от неживого предмета
- человек, как и другие организмы, дышит, питается, двигается, растет
- люди не отличаются от животных
- мозг животного, как и человека, может мыслить, придумывать что-то новое
- физические качества – это рост, цвет глаз и волос, строение тела (ног, рук, лица)
- организм – это твои физические качества и различные органы, которые работают слаженно.
Вложение | Размер |
---|---|
organy_chuvstv_2_kl.docx | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Наши помощники – органы чувств».
Цель: уточнить представления об органах чувств.
- Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
- Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;
- Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
- Проверка готовности к уроку.
- Объявление темы и целей урока.
— На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы. Давайте вспомним, как они называются.У вас лежит мнебольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его. Открывается кроссворд (Слайд1)
1.У зверушки на макушке,
А у нас – выше глаз. (Ухо)
2.На ночь два оконца
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)
4.Меж двух озер стоит утес,
В нем две пещеры – это…(Нос)
5. Первым пробовать привык
Угощенья все ….(Язык)
-Сегодня мы на уроке познакомимся с органами чувств, которые присутствуют в нашем организме.
- Работа по теме.
- Игра «Чудесный мешочек». Орган зрения.
В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.
— У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)
— Какой цвет этого предмета?
— Почему не можем сказать? (Не видим)
— А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.
— Что вам помогло?
— Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)
-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему? (Ответы детей.Возможно составление правил о том, как беречь глаза)
Глаза — орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа — глазницах, защищены подвижными веками — верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их
2.Игра «Угадай голос». Орган слуха.
— Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить правила, которые мы составили. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)
— Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4)
— Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом — это часть уха — ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.
— Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?
Слух –это способность человека воспринимать звуковые волны.
3.Работа с учебником.Орган обоняния.
-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)
-Откройте учебники на странице 19. Прочитайте, какой орган чувств помогает услышать запах?
— Как называется этот орган чувств? (Орган обоняния, слайд 5)
-. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.
— Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?
Обоняние – это способность чувствовать запахи.
Выступление ребенка: Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии . В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.
— А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)
— Прочитаем об этом органе на стр.22.
-Как он называется?
-Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. ( Слайд 6)
Язык помогает различать вкус еды.
5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?»
— И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).
— Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)
-Что помогает определить, какой это предмет?
-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (Слайд 7)
— Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
6. Работа в рабочей тетради.
-Мы сегодня говорили о внешних органах чувств. Давайте вспомним, как они называются? Можно предложить заполнить заранее подготовленные карточки, например:
Напиши органы чувств.
ухо -____________ язык — ______________ глаз — ________________
нос — ____________ кожа — __________
и проверка Слайд 8
— Какую роль для человека они выполняют?
Этими органами мы можем чувствовать окружающий мир. К органам чувств надо относится бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.
— Вам понравился урок?
— Вы хорошо работали. Молодцы.
Дополнительно можно предложить интересные данные о шестом чувстве.
Раньше считали, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И только поэтов, которые как-то иначе, тоньше, глубже воспринимают мир, наделяли «шестым чувством». Правильно ли это?
Закройте-ка глаза и встаньте в какую-нибудь позу, потом «смирно», а потом опять в ту же позу. Какой из пяти названных выше органов чувств позволил вам повторить движение?
Это было «шестое чувство» — кинестезическое, то есть чувство движения, вызванное раздражением специальных рецепторов (концевых образований нервных волокон), заложенных в мышцах, сухожилиях, суставах.
При ходьбе, танцах, езде на велосипеде вы чувствуете изменение скорости или направления вашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Это он воспринимает изменение положения головы и направления движения тела.
Кроме того, мы ощущаем голод, жажду, боль в животе и так далее.
Все это так называемые интерорецептивные (от латинских слов: «интериор» — внутренний и «рецептио» — прием) чувства.
Вот, оказывается, сколько у любого человека, а не только у поэта, «шестых чувств», хотя во всех этих случаях правильнее говорить об ощущениях и анализаторах, а не о чувствах и органах чувств. «Шестое чувство», о котором говорят поэты, — это чувство прекрасного и интуиция. Об интуиции мы уже писали.
Источник