- Урок литературного чтения. 2 класс. Тема: Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение. план-конспект урока по чтению (2 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект занятия «Моё настроение» план-конспект занятия (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. 2 класс. Тема: Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. 2 «А» класс.
Тема урока: Лирическое стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Настроение.
Цель урока: формирование эстетического восприятия, осмысления лирического стихотворения посредством творчества Ф.И.Тютчева.
-познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;
-помочь понять настроения, чувства поэтов, композиторов, которые описывали осеннее время года;
-учить детей работать с лирическим произведением, понимать смысл художественного слова, ввести новые понятия «средства языка»: «эпитет», «олицетворение», «сравнение», расширить словарный запас;
-находить средства художественной изобразительности в анализируемом тексте, определять их роль;
-сформировать систему новых понятий — «средства художественного слова», научить детей способам выразительного чтения текста: расстановка пауз — коротких и длительных, постановка логического ударения.
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родной природе, уважительного отношения к русской литературе.
Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока; аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
Познавательные: находить и выделять информацию, выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои; не конфликтовать, использовать вежливые слова; принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Предметные: умение анализировать стихотворения, сопоставлять лирических героев, образы родной природы, создаваемые Ф. И. Тютчевым; определение в стихотворениях изобразительно -выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идеи стихотворения; владение литературоведческой терминологией при анализе стихотворений.
Тип урока : открытие новых знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приёмы: мотивации, организации рефлексии.
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование:
1.Произведение П.И. Чайковского «Времена года. Осень».
2. Произведение Свиридова «Осень»
3. Раздаточный материал: стихи, биография поэта, индивидуальные карточки.
I. Организационный момент. Рефлексия.
1. Настрой на работу.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Что ж начнём урок, друзья.
2. Приветствие гостей.
Создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь мне, а я вам, Улыбнитесь друг другу, пусть наш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.
II. Введение в тему урока.
1. — Ребята сегодня необычный урок. Я приглашаю вас отправиться в мир музыки и постараемся понять, что пытался выразить композитор звуками музыкального произведения.
— Произведение Петра Ильича Чайковского «Времена года» — «Осень»
— Какая была музыка? (спокойная грустная, печальная музыка, хочется подумать о чём-то, посидеть в тишине, музыка была быстрая, активная, стремительная, весёлая…)
— Какие чувства вызвало у вас произведение ?( спокойствие, грусть, печаль, задумчивость…)
— Когда у человека бывает такое настроение ? (когда что –то произошло, не получил что очень хотел, когда обидели…)
-А если у человека всё хорошо, но хочется побыть одному, раньше лечь спать.. Хочется спать вместе с природой.
-Что вы представили, когда слушали произведение?
Композитор Пётр Ильич Чайковский выразил своё настроение, свои чувства через музыку.
— Свои чувства своё отношение к чему-либо человек может выразить посредством произведений искусства: музыки, картин художников, фотографию и через художественные произведения.
— Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение.
— А может мы сами научимся владеть этой волшебной палочкой….
2. — Послушайте стихи. Что объединяет эти стихотворения?
Ученик 1. Грицкевич Елена.
А.Твардовский «Лес осенью»
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Зашумела у опушек
Ученик 2. Федорова Наташа.
Лес точно терем расписной
лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
стоит над светлою поляной.
Ученик 3. Радько Арина.
Кроет уж лист золотой
влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
— Какие чувства вызвали у Вас эти произведения? (изображение осенней природы в творчестве знаменитых писателей)
— Что объединяет эти стихотворения? (стихотворения на одну тему)
— Одним из таких талантливых поэтов был Ф.И.Тютчев. Он очень любил это время года.
III. Постановка темы и цели урока.
— Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня? (об осени).
— Какова тема нашего урока?
Тема урока: Стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Цель: -Чему будем учиться? (будем учиться понимать стихотворение Ф.И.Тютчева)
— Чтобы лучше понимать произведения поэтов, писателей нужно лучше их знать, изучать биографию — жизнь поэта. О нём сегодня нам расскажет Фатнева Светлана.
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
Юные годы Федор Тютчев провел в Москве. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С.Е. Раича. В 1821 г блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел, в 1822 г уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство в Мюнхене — столице тогдашнего Баварского королевства. Служил также в Турине (Сардиния).
Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют Федора Тютчева состоялся в 1836 г.: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х года когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Николай Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854).
И все же Федор Тютчев не становится профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. В 1858 г он назначен председателем комитета иностранной цензуры и занимал этот пост до самой смерти. Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
IV. Первичное восприятие текста.
На фоне музыки «Осень». Свиридова учитель читает стихотворение.
— Понравилось вам стихотворение? (да, оно очень красивое)
— Какие картины осени вы представили?
— О какой поре осени рассказывает поэт?
— Какие чувства вызвало у вас стихотворение Фёдорова Ивановича Тютчева? (спокойствие, грусть).
V. Физминутка. (музыка для релаксации).
— Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние тёплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!
VI. Повторное чтение и анализ прочитанного.
1. — Прочитайте стихотворение самостоятельно.
2. Словарная работа.
Лучезарный — сверкающий, сияющий.
Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.
Бодрый серп — значит, им очень хорошо работали, срезали колоски.
Лазурь — светло-синий цвет, синева.
Бороздка — канавка на поверхности почвы, проведённая плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.
На праздной борозде — отдыхающее поле, с неё убрали урожай.
3. Работа со средствами выразительности.
— Для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в образе живого существа.
Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
— Найдите в тексте стихотворения эпитеты и метафоры. (День хрустальный, дивная пора, лучезарные вечера, праздная борозда.)
— Как понимаете выражение «лучезарные вечера»? (Вечером все залито лучами заходящего солнца, все сверкает, сияет.)
4. Выразительное чтение стихотворение.
а) Чтение первой строфы учениками.
Учитель :
–Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени.
1-й ученик:
-Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный.
Есть в осени первоначальной
Короткая , но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный , I
И лучезарны вечера. II
Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы.
(Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя).
Учитель:
— Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах?
Ученики:
(«Дивная пора», «лучезарны вечера»).
— С чем сравнивает поэт день? Прочитайте. «Весь день стоит как бы хрустальный…» ?
— Этот приём называется сравнение.
Учитель:
— Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он ?
Ученики:
— Прозрачный, чистый, безоблачный.
Учитель:
— Какой знак стоит в конце строфы?
Ученик:
— Многоточие.
Учитель:
— Почему?
Ученик:
— Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре».
б). Чтение второй строфы учениками.
Учитель:
-Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину.
2-й ученик:
-Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.
Слайд №11. (Левитан. И. И. «Золотая осень. Слободка»).
Где бодрый серп гулял и падал колос, I
Теперь уж пусто все – простор везде, I
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. II
(Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).
Учитель:
— В этой строфе поэт использует ещё один приём Ф. Тютчев. Прочитайте строчки о серпе-орудии труда.
Учитель: Поэт говорит о серпе как о живом существе. (олицетворение)
— Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе?
Ученица:
— «Бодрый серп гулял »– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья
в) Чтение третьей строфы.
Учитель :
-Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили?
3-й ученик :
-Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка.
Слайд №12.
Учитель:
— Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени?
Ученики:
1-й ученик:
— Он испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет уходящее лето.
2-й ученик:
Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, а грустно – от сознания, что все это скоро пройдет, что впереди ненастье, зимние холода и метели.
Прочитайте эти строки.
Пустеет воздух , I птиц не слышно боле , I
Но далеко еще до первых зимних бурь — I
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле. II
Учитель:
— Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.
Ученик :
— теперь уж пусто все.
Учитель:
— Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт ?
Ученица:
— Но далеко еще до первых зимних бурь — / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.
— Учитель:
— А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору?
Ученик:
— Бабье лето.
VII. Чтение цепочкой.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
— Что понравилось на уроке?
— Чему мы сегодня учились на уроке?
— Достигли мы цели?
— Понравилось ли стихотворение?
— Хотели бы вы ещё познакомиться с творчеством
Источник
Конспект занятия «Моё настроение»
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Детям среднего и подросткового возраста сложно справляться со своими эмоциями, они часто не умеют выражать свои чувства и не всегда понимают какие переживания их побуждают к тем или иным действиям. В подростковом возрасте идет интенсивное физическое и физиологическое развитие.Настроение воспитанников подвержено резким перепадам. Главная задача моего занятия — научить их осознавать свои чувства и понимать, как они проявляются в поведении. Эмоциональный опыт воспитанника оказывает большое влияние на его общее развитие, поэтому я разработала занятие, посвященное работе с чувствами и умению регулировать свое настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_moyo_nastroenie.docx | 934.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат» №11 п. Ванино Хабаровского края
Воспитатель: Гаврилова О.Б.
Цель: формирование у мения понимать своё настроение и настроение других людей и умения контролировать и регулировать свое настроение.
— Дать учащимся представление о влиянии настроения на здоровье людей;
— Обучить навыкам использования простых способов регуляции настроения;
— Учить различать и называть эмоциональные состояния человека.
— Коррекция эмоциональной сферы;
— Развитие коммуникативных навыков;
— Развитие устной связной речи.
— Способствовать воспитанию положительных эмоций и чувств.
Оборудование: презентация, проектор, наглядное пособие «Наши чувства и эмоции», бланки «Два зеркала», цветные карандаши, воздушные шары, проект «Цветное настроение».
- Вступительная часть. Приветствие.
Метод АМО «Поздороваемся ладошками!»
Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу.
— Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (указательный) Большого (средний) Удачи (безымянный) Во всем (мизинец) Здравствуй (всей ладонью).
II. Основная часть
- Чтение стихотворения о настроении Светланы Зернес «Настроение».
–Сегодняшнее занятие мы начнём со стихотворения. (Читает воспитанница)
Настроение пропало.
Я везде его искала:
Под диваном, под столом,
Во дворе и за углом,
Я звала его, сердилась,
А оно не находилось!
И тоскую, и грущу.
Может, я не там ищу?
Без следа исчезло прямо.
А потом вернулась мама.
Как ей это удалось? –
Настроение нашлось!
- Беседа «Что такое настроение?»
Задача: познакомить детей с понятием настроение.
— О чём мы будем говорить на занятии? (О настроении) (Слайд 1)
— Что такое настроение? (Ответы: настроение — это душевное состояние человека, его эмоции. Оно может быть разным: спокойным, радостным и грустным).
— От чего зависит настроение? (Ответы: от погоды, от здоровья, от отметки в школе, ссоры, расставания и др.)
— Влияет ли настроение на здоровье человека? ( Ответ: да, люди с плохим настроением, злые чаще болеют)
- Разнообразие чувств и эмоций. Игра «Угадай эмоцию» (Слайд 2-7)
Задача: учить различать и называть эмоциональные состояния человека.
— Как можно узнать, какое у человека настроение? (Ответы: по лицу, походке, жестам, мимике, речи и поступкам).
— Чувств и эмоций, переживаемых человеком — очень много, как хороших, так и плохих. Давайте подумаем и назовем те чувства, которые вы знаете, которые вы испытывали. (Ответы: радость, огорчение, обида, злость, удивление, безразличие, грусть, и др.)
— Я раздам некоторым девочкам картинки, где герои испытывают разные душевные состояния. Вы должны отгадать, какая эмоция изображена и объяснить, почему вы так думаете. А остальные должны изобразить те эмоции, которые написаны на листочках (Раздаю). Изображать можно выражением лица, голосом, движениями.
Упражнение «В театральной студии» (Слайд 8)
Цель: развить воображение, фантазию, пантомимические навыки.
-Девочка сильно упала и разбила себе коленку.
-Улыбнись как кот на солнце.
— Улыбнись как хитрая лиса.
— Ребенок, у которого отняли мороженое.
— В цирке ты увидела, как в ящике фокусника появился кролик.
— Ребенок, которому подарили любимую игрушку.
— Человек, которого ударили.
— Молодцы, хорошо справились с заданием. Мы увидели, что человек может переживать разные чувства и эмоции. Некоторые нам нравятся, некоторые – нет. Но это не значит, что они ненужные. Ведь настроению свойственно меняться.
— Как вы думаете, зачем нужны эмоции, которые нам не нравятся? Верно, чтобы не копить плохое в себе, потому что отрицательные эмоции могут причинить здоровью вред. Поэтому нужно научиться выражать плохие эмоции так, чтобы не ранить, не обидеть других, чтобы не испортить отношения с людьми.
- Обсуждение «Как справиться с плохим настроением?»
Задача: обучение способам безопасной разрядки гнева, злости.
— В жизни вам не раз приходилось выражать свои эмоции, настроение. И оно не всегда бывает доброжелательным, а порой злым и даже агрессивным. Что же делать, чтобы избавиться от злости? (Ответы: потопать, покричать, поплакать, побыть одному и пр.)
— Как можно изменить плохое настроение? ( Ответы: угостить конфеткой; сказать доброе слово; рассмешить; устроить праздник; подарить подарок; обнять; посмотреть мультики; потанцевать под веселую музыку; совершить прогулку на природу)
— У меня для вас есть памятка, где описаны способы, как избавиться от злости и гнева.
Памятка «Как управлять эмоциями» (Слайд 9)
- комкать и рвать бумагу;
- бить подушку или боксерскую грушу;
- топать ногами;
- выжимать полотенце, даже если оно сухое;
- громко кричать, используя “стаканчик” для криков;
- написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
- сосчитать до 10-20, чтобы успокоиться;
- втирать пластилин в картонку или бумагу;
- поделиться этим чувством с родителями, другом, воспитателем, учителем;
- можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, игрушку, животное и др.);
- посидеть в тишине, вспомнить что-то приятное или послушать спокойную музыку, а можно потанцевать;
- научиться правильно дышать (глубокий вдох носом и полный выдох ртом).
— Давайте сейчас применим некоторые из советов на практике. ( Практическое задание — скомкать и порвать бумагу, потопать ногами, правильно подышать).
— А для хорошего настроения я предлагаю вам станцевать танец с воздушными шарами. (Танец под музыку «Шарики воздушные») (слайд 10)
- Исследовательский проект «Цветное настроение» (слайд 11-19)
- Изучить, что такое цвет, узнать характеристики цвета.
- Провести исследование влияния различных цветов на настроение человека у детей и взрослых.
— Вы уже говорили, что наше настроение зависит от многих причин, но есть ещё одно обстоятельство, которое влияет не только на наше настроение, но и на здоровье. Это цвет! Сейчас девочки подробно расскажут вам об этом.
(Представление проекта «Цветное настроение» воспитанницами)
- Заключительная часть
- Упражнение «Два зеркала» (Слайд 20)
Задача: выражение настроения через рисунок (Детям раздаются бланки, на которых изображены два больших овала — один с красной каймой, другой — с синей).
— Перед вами два зеркала, вам нужно нарисовать в них себя: в красном зеркале — с хорошим настроением, а в синем – с плохим.
- Какое настроение вам нравится больше?
- Какое настроение у вас сейчас?
- Какое настроение у вас бывает чаще?
- Можно ли улучшать свое настроение, как?
- Что понравилось, запомнилось на занятии?
— В заключение я предлагаю посмотреть вам небольшой мультфильм «Настроение-не пустяк». (слайд 21)
– И я хочу пожелать вам, чтобы в вашей жизни чаще было хорошее настроение и добрые, позитивные эмоции, потому что как известно, веселые и добрые люди редко болеют. И дарю вам эти разноцветные воздушные шарики. (Слайд 22-Мелодия «Шарики воздушные»)
Источник