- Выразительные возможности цвета
- Ход урока
- 1. Организационный момент
- 2. Вступительное слово педагога-психолога
- 3. Изложение нового материала учителя ИЗО
- 4. Практическая работа учащихся «Создание композиции «Буква»
- Эмоциональные возможности цвета, смешение цветов, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
- Разработка урока по ИЗО на тему: «Эмоциональные возможности цвета»
Выразительные возможности цвета
Разделы: МХК и ИЗО
Цели и задачи урока:
– соприкоснуться с глубинной сущностью цвета; активизировать знания детей в области психологии и изобразительного искусства;
– развивать у детей способность к ощущению, восприятию, творческие задатки, умение видеть красоту окружающего мира;
– воспитывать эмоциональный отклик на цвет, вызвать желание познавать и выражать себя, желание использовать в работе выразительность цвета (, разнообразное сочетание цветов, музыкальность);
– продолжать развивать творческую самостоятельность, коммуникативность.
Оборудование:
- Для учителя ИЗО: компьютер, проектор, экран, презентация «Выразительные возможности цвета», конспект урока, примерные работы по теме урока, краски.
- Для педагога-психолога: презентация к таблице 1 – “Психологическое проявление цвета”, таблица 2 – “Мое отношение к уроку”
- Для учащихся: Альбом (бумага А4 с изображениями букв), краски (акварель), кисти, банка для воды.
План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Вступительное слово педагога-психолога (3-5 мин)
- Изложение нового материала учителя ИЗО (5-7 мин)
- Работа педагога-психолога (5-7 мин)
- Практическая работа учащихся (15-20 мин)
- Итог урока учителем ИЗО (2-3 мин)
- Итоговая работа педагога-психолога (2-5 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
- приветствие учащихся
- проверка готовности к уроку
2. Вступительное слово педагога-психолога
Работа Психолога. – Ребята, сегодня у нас встреча двух предметов – психологии и изобразительного искусства. Интересно, смогут ли они найти общий язык, будет ли вам интересно на таком уроке? Пожалуйста, с помощью цвета изобразите свое эмоциональное состояние на данный момент.
– Вспомните, как называется психический процесс, который дает нам возможность определить цвет?
– В альбомах схематично изобразите орган чувств, обеспечивающий восприятие цвета.
– Древние называли наши глаза “окнами” организма, “вратами восприятия”. Закройте на минуту глаза и представьте, что все цвета исчезли из окружающего мира. Какая картина предстала перед вами? Меняется ли от этого настроение человека?
– Существует, даже, наука о психологии цвета.
3. Изложение нового материала учителя ИЗО
Преподаватель ИЗО – Цвет изучают не только психологи, но и художники. Они используют полученные знания, создавая неповторимые произведения искусства.
— Беседа с классом о хроматических и ахроматических цветах
На уроках изобразительного искусства во 2 классе вы уже знакомились с цветами, которые используют художники для создания своих произведений. Вы говорили об основных цветах.
? Назовите основные цвета? – красный, жёлтый и синий.
Все цвета, которые имеют какой либо цветовой оттенок называют хроматическими (от греческого «хрома» — цвет). А такие цвета как белый, серый и чёрный не имеют цветовой оттенок, их называют ахроматическими (приставка «а» говорит об отрицании, т.е. нецветные цвета). Ахроматическими цветами художники в чистом виде не пользуются, их применяют для приглушения цвета. Для того, чтобы сделать цвет более грустным, печальным мы в цвет можем добавить … Какой цвет? – чёрный. А чтобы получить более нежный, воздушный цвет… Какой цвет мы можем позвать на помощь? – белый.
— Актуализация знаний об основных и составных цветах
Итак, вы знаете основные цвета. И, наверное, помните, что при смешивании основных цветов, вы можете получить составные цвета (цвета, состоящие из двух основных цветов). Назовите мне, пожалуйста, составные цвета! – оранжевый, фиолетовый и зелёный.
Как получить зелёный цвет? – смешать синий и жёлтый.
Как получить оранжевый цвет? – смешать красный и жёлтый.
Как получить фиолетовый цвет? – смешать синий и красный.
Молодцы! Вы хорошо помните составные цвета!
А ещё цвета условно делят на тёплые и холодные! Внимание на экран!
— презентация «Выразительные возможности цвета»
Часто, благодаря именно цвету, мы узнаем, то выражает художник в своём произведении.
Сегодня на уроке вы будете работать с цветом, вам предстоит создать композицию «Буква», через изображение которой вы передадите своё настроение, свои представления о себе.
4. Практическая работа учащихся «Создание композиции «Буква»
Преподаватель ИЗО —. И сегодня вам предлагается создать композицию буквы, с которой начинается ваше имя. Мне хочется, чтобы в своей работе вы отразили определённое настроение. Для этого вы можете воспользоваться знаниями о цвете, которые вы получили сегодня на уроке. Не забывайте о последовательности выполнения работы и проявите аккуратность при выполнении задания!
Ученики выполняют индивидуальную работу, рисуют..
5. Работа педагога-психолога
Психолог. – Цвет близок нашим душам. Вы хотели бы больше узнать о себе, о своем внутреннем мире? По тому цвету, который вы выбрали, создавая композицию «Буква», можно судить о вашем характере:
Психологическое проявление цвета
возбуждающий нервную систему, согревающий, энергичный
Источник
Эмоциональные возможности цвета, смешение цветов, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Тема: Эмоциональные возможности цвета, смешение цветов, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Практическая работа : Портрет литературного героя.
Образовательные: Продолжить формирование знаний изобразительной грамоты, цветоведения и жанров изобразительного искусства. Расширить знания учащихся о работе над портретом.
Развивающие: Формировать умения и навыки владения живописными материалами. Закрепление навыков изображения портрета.
Воспитывающие: воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию.
Оборудование: Таблицы, иллюстрации; альбом, краски.
Тип урока : комбинированный.
Методы проведения : беседа, наглядно-иллюстративный, практический
1 . Организационная часть. Приветствие. Проверка классного журнала. Проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу, доведения до учащихся плана урока
— Назовите известные вам жанры изобразительного искусства.
— Назовите известные виды портретов.
3. Сообщение новых знаний.
Когда родилось искусство портрета и как оно развивалось?
Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красками. Это были огромные каменные изваяния египетских фараонов.
Изображение лица человека в скульптуре или живописи всегда увлекало художников, но в некоторые эпохи жанр портрета расцветал особенно. Так было в Древнем Риме и в эпоху Возрождения. Но величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего Веласкес.
В России расцвет портретного искусства начался в XVIII веке. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создавали изысканные и утончённые портреты блестящих аристократов. К портретам людей, прославившихся не знатностью, а талантом, любовью к народу, обратились русские художники XIX века. Их портреты поражают не внешним блеском, а правдивым обликом человека.
Много великолепных портретов создали И. Репин, В. Серов. Они создали для нас образы современников.
По характеру изображения портреты бывают:
Парадный портрет — как правило, предполагает показ человека в полный рост.
Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары.
Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Интимный портрет — является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью
Автопортрет – это портрет, на котором художник написал самого себя. Написал, всматриваясь в зеркале в черты своего лица, изучая его. Внимательно присматриваясь к своей модели, художник отражает на полотне то, что ему представляется самым главным в ней. Поэтому автопортрет – это не только внешнее сходство с оригиналом.
Портретное искусство в Казахстане. Портретные образы, были созданы в живописи, скульптуре и графике народными художниками Казахстана — А.Черкасским, А.Кастеевым, А.Галимбаевой, Г.Исмаиловой, Л.Леонтьевой, Н.Гаевой и Е.Сидоркиной, а также засл. деятелями искусств Казахстана — М.Кенбаевой, П.Зальцманом, К. Мулдашевым, Е.Тулепбаевым, Б.Паком, С. Калмыковым и другими.
5.Практическая работа учащихся. Как вы будете изображать человека – в полный рост, погрудно или только голову – решать вам самим, то есть я предоставляю вам право выбора, как изображать портрет, какой его вид использовать. Главная ваша задача – приблизиться к максимальному образному выражению в своих рисунках.
Повторение основных пропорций портрета человека.
О вал для лица, разделен вертикальной штрих-линией на две половины, так как лицо симметрично, то есть левая и правая его части похожи, одинаковы. Вертикальную линию разделим на три равные части и проведем две горизонтальные линии. Проведем еще две горизонтальные линии снизу и сверху овала. Подпишем названия этих линий. (Линия подбородка, линия основания носа, линия бровей, линия роста волос.)
– Что вы можете сказать о расстояниях от линии подбородка до линии основания носа, от линии основания носа до линии бровей, от линии бровей до линии роста волос? (Они равны.)
– Проведем дополнительную штрих- линию– линию головы. Она расположена на расстоянии равном половине одной части лица. Брови расположены на линии бровей. Расстояние между глазами равно ширине одного глаза, которая в свою очередь равна ширине носа . (Отдельно рассмотрим рисунок глаза.)
– Основание носа расположено где? (На линии основания носа.)
– Ширина рта равна расстоянию от одного зрачка до другого? Нижняя губа расположена на линии делящей пополам расстояние от линии основания носа до линии подбородка?
– Где расположено ухо? (Между линией бровей и линией основания носа.)
Проработка портрета красками. Ваша задача —
создать живописный портрет. Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких людей. Подумайте, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души.
6.Анализ работ, выставление оценок.
7.Сообщение задания на дом.
Нарисовать портрет по всем правилам пропорций.
Источник
Разработка урока по ИЗО на тему: «Эмоциональные возможности цвета»
Тема: «Эмоциональные возможности цвета. Смешение цветов, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.»
Цель : — сформировать у учащихся представление о разнообразии цвета, о сочетании цветов;
— развить творческий и художественный вкус, наблюдательность, умение выражать свои творческие замыслы;
— развить интерес в ходе урока.
Тип урока : изучение нового материала.
Вид урока : игра лабораторная.
Оборудование : ученик: альбом, карандаши, резинка, акварельные краски, кисточки, пипетка.
Учитель : плакат, мел, иллюстрации времен года (А. Саврасов «Грачи прилетели»; И.Левитан «Большая река», «Золотая Осень»; В. Поленов «Золотая осень»; И.Шишкин «Полдень», «Утро в сосновом лесу», «Зима»; И. Айвазовский «Девятый вал», «Ледяные горы в Антарктиде»; В. Васнецов «С квартиры на квартиру», «Тройка»). Нить , форма из под шоколада.
Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку.
Сегодня тема нашего урока — « Эмоциональные возможности цвета. Смешение цветов, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния»
Мы с вами узнаем, как цвет влияет на чувства человека 7а его эмоции. Сами создадим цвета с помощью основных цветов и дадим им названия. Сделаем гирлянду из полученных цветов. Я вас сразу поделила на группы. Но сначала вспомним основные цвета. (красный, синий, желтый)
— а кто знает составные цвета из основных? (фиолетовый, зеленый, оранжевый)
— какие же чувства вызывает у нас цвет?
— одним из первых исследовал воздействие цвета на человека немецкий поэт И. Гёте.
Он смог убедиться, что:
— зеленый цвет вызывает покой, доброту, умиротворение, приятное настроение;
-Желтый – теплый, веселый, бодрящий, привлекательный;
— оранжевый – радостный, добрый, пламенный;
— красный – возбуждает, согревает, устрашает, цвет огня;
— синий – вызывает чувства холода, тоски, серьезности, печали, сентиментальности;
— фиолетовый – соединяет чувства красного и синего, полон жизни и в то же время тоски.
Каким стал бы мир, если бы мы не различали цвета. ( серым, черным , белым). есть люди , которые не могут различать цвета- в медицине эту болезнь называют Дальтонизмом. Как будто ночью или в сумерках мы уже не можем , распознать цвет , так устроено наше с вами зрение
— знаете ли вы, что группу этих цветов называют ахроматическими ?
Какое было бы все унылое! Видите, как много значит для нас цвет.
— по цвету мы определяем предмет. Например: какого цвета апельсин? (оранжевого)
— какого цвета помидор? (Красного)
— Цвет –это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Цвет радует во все времена года.
Рассмотрим иллюстрации времен года. Каждому времени года соответствует определенная палитра сочетающихся друг с другом красок.
Весна Какие цвета используют художники? ответы детей
Природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды.
Поэтому весенняя палитра состоит из мягких тонов: кремового, розового, абрикосового, голубого, светло – желтого, цвета охры , ярко-зеленого и маково- красного.
Лето Какие цвета используют художники? ответы детей
Краски лета сочные, яркие и радостные.
Палитра состоит из цветов: травянисто – зеленого, алого, малинового, синего, темно-желтого, оранжевого.
Осеннюю палитру составляют краски синего, оранжевого, желтого, фиолетового, красного, бордового цветов, можно дополнить цветом зеленой хвои.
Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синего, серого.
Все эти цвета (кроме черного, серого и белого)называются хроматическими.
Практическая работа представьте себе , что вы работаете в волшебной лаборатории и у вас задача создать свой уникальный цвет, дать ему название.
У вас на столах находятся пробирки. Они из стекла, поэтому аккуратно работаем, друг друга не толкаем, не спешим без суеты. Наливаете 1\2 или 1\3 часть воды и добавляете цвет, с помощью пипетки, 1 или 2 капли такой, какой считаете нужным и соединяете их. В конце дайте название своему цвету. Помните о том, что соединив 3 и более цвета вы получите серые и черные цвета. Полученный цвет ставим в стойку. Старайтесь место и воду держать в чистом виде.
Полученный цвет заливаете в лоток из под конфет, формочку. и выносим на мороз. Вот что у нас с вами получилось. В преддверьях празднования нового года мы с вами сделали гирлянду. Которой можно украсить двор школы или вашего дома.
Эта игра поможет нам почувствовать выразительные возможности цвета
— Каждому из вас достанется персонааж, и свойственное ему осущение ваша задача с помощью красок передать состояние. Подсказки даются в графе состояние
Источник