Урок это утро радость эта фет

Урок литературы по теме «Стихотворение А.А. Фета «Это утро, радость эта…»». 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

ЦЕЛИ:

  • познакомить учащихся с жизнью и творческой биографией поэта;
  • совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения;
  • развивать эстетический вкус, творческие способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки-иллюстрации учащихся к стихотворению А.А.Фета «Это утро, радость эта:», мультимедийная презентация, портрет поэта, выставка книг.

Учитель: Можно ли остановить мгновение? Запечатлеть неповторимые моменты жизни, явления природы? Можно, если речь идет о русском поэте А.А.Фете. Вот он, перед вами. Вглядитесь в его портрет. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие мысли у вас появляются, когда вы смотрите на фотографию 1860-ого года?

Учитель: Строгий, серьезный, проницательный взгляд; от этого человека исходит уверенность, чувствуется твердость характера. Кто он, этот человек? Управляющий имением? Помещик — крепостник? Мировой судья? Поэт? Трудно представить, что за этой непроницаемой внешностью скрывается легкоранимое сердце — сердце одного из самых нежных лириков.

Судьба не баловала Фета. Происхождение Фета окутано тайной, неизвестна даже точная дата его рождения. Основные вехи пути: учеба в московском университете на словесном отделении философского факультета, военная служба, отставка, трагическая гибель любимой девушки, женитьба, литературная деятельность. Крепкий хозяин — крепостник, мировой судья, он много сил потратил, чтобы вернуть утраченные дворянские привилегии и русское гражданство. И ему это удалось. На одной чаше весов — суровая жизнь, на другой — удивительно нежная лирика.

Л.А.Озеров так говорил о Фете: «Лирик из рук в руки передает читателю свое сердце: Фет являет собой удивительный пример такой передачи сердца из рук в руки».

Учитель: вдумайтесь в эти слова. Согласны ли вы с мнением критика? В конце урока хочется услышать ваше мнение.

У каждого поэта есть стихотворение, которое можно назвать его визитной карточкой. Таким стихотворением у Фета является «Это утро, радость эта:» Мы попытаемся с вами выявить особенности стихотворения, дать свое истолкование и оценку произведению.

Это и будет целью нашего урока.

А сейчас давайте услышим поэтический голос поэта. Послушайте стихотворение Фета. Какая картина рисуется в вашем воображении?

  • чтение учеником стихотворения «Это утро, радость эта:»
  • поделитесь своими впечатлениями.
  • рисунки к стихотворению (слайды), ответы учащихся.

Учитель: что необычного для вас в этом стихотворении?

  • одни имена существительные, совсем нет глаголов, постоянно повторяется слово «Это»

Лексический анализ текста (исследование ученика):

Имена существительные — 36 слов

Имена прилагательные — 2 слова

Местоимение «это» — 24 слова

Служебные части речи — союз «и» — 6 раз, предлог «без» — 2 раза.

О чем это говорит? Все имена существительные обозначают предметы, каждое из слов характеризует весну, дополняя и раскрывая весенний пейзаж, рисуя образную картину пробуждения природы, передает весеннюю суматоху.

— Вы уже обратили внимание на то, что каждая строка начинается одинаково. Такой прием называется — анафора (единоначалие).

— Для чего поэт использует анафору? (ответы учащихся)

— Нет глаголов, но столько движения, столько жизненной энергии заложено в каждой строке! Как вы думаете, что помогает читателю ощутить это движение?

(ответы учащихся, работа с текстом)

— Одной из особенностей лирики Фета является безглагольность, то есть отсутствие слов действия. По словам А.Толстого, это «лирическая дерзость поэта». Но именно безглагольность стихотворения показывает мощное движение лирического восторга.

— Стихотворение начинается словами «Это утро, радость эта:» и заканчивается «это все — весна». Определите, какой временной отрезок лежит между ними. Целые сутки! В первой строфе — утро, во второй — день, в третьей — ночь. Все образы связаны анафорой. Использование местоимения «Этот» в разных формах создает эффект движения не только природного времени, но и движения поэтической мысли, движения пространства.

— Не менее интересна и синтаксическая организация стихотворения.

Синтаксический анализ текста (исследование ученика):

Количество строф — 3, в каждой строфе 6 строк.

Рифма: а, а, б, в, в, б

Стихотворение всё — одно простое предложение с однородными подлежащими. В предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым. Соединительные союзы объединяют части в одно целое и создают картину весны. Такое синтаксическое построение усиливает художественную выразительность стихотворения.

Учитель: А.Фет тонко чувствовал природу, проникал в её душу, поэтому даже за самыми простыми словами и формами открывается огромный, полный красок и звуков мир.

С помощью каких образных средств передает Фет краски и звуки природы?

— самостоятельная работа (продолжите предложения):

1. Цвет в стихотворении передан с помощью слов и словосочетаний: Вместе взятые, они передают:

2. Звукообраз создается с помощью слов и словосочетаний:С их помощью читатель учится слышать:

— Каким вы представляете лирического героя стихотворения? Каково его мироощущение?

— Как вы думаете, в каком возрасте человек способен так искренне радоваться, удивляться, восторженно приветствовать приход весны?

— Это стихотворение было написано в 1881 году, на склоне лет.

Учитель: Фет при своем появлении в литературе потряс всех своей наивной радостью видения мира, своей открытостью, готовностью поделиться этими открытиями со всеми. И самое удивительное, что он не утратил этой способности до конца своей жизни. Каждый раз, когда он входил в мир нового стихотворения, он искал тончайшие оттенки и нюансы слов и красок, всегда умел удивляться красоте мира.

— Скажите, о чем это стихотворение? Какова его тема? (о весне, о природе, о красоте, о любви, о человеке)

— Какие мысли доносит до читателей А.Фет?

— Как вы понимаете эпиграф нашего урока?

Учитель: 190 лет прошло со дня рождения поэта. Но мысли его близки и понятны современным читателям, потому что творчество Фета — это увиденное и воплощенное в стихах мгновение. А составленное из коротких мгновений, само творчество Фета вечно. Ведь природа, любовь, красота — вечные общечеловеческие ценности, которые не могут устареть. Так давайте прислушаемся снова к голосу поэта.

— чтение стихотворений А.А.Фета.

Синтаксический анализ текста:

В стихотворении имеется три строфы, в каждой — по шесть строк, всего — восемнадцать поэтических строк.

Всё стихотворение — это одно простое предложение, которое осложнено однородными членами — подлежащими.

В этом стихотворении используется три знака препинания: запятые (их больше всего), тире (их в стихотворении три) и точка в конце предложения.

В стихотворении употребляется повторяющийся сочинительный соединительный союз И, служащий для связи однородных подлежащих.

В последней строке тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в И.П.

Синтаксический анализ текста показал следующее: поэтический синтаксис в стихотворении А.А.Фета является своеобразным средством выразительности. Одно простое предложение, в котором используются однородные подлежащие, как пазлы, складываются в целостную картину — картину весны. Я почувствовала, что стихотворение написано было на одном дыхании, и читается оно тоже на одном дыхании. Может быть, Фета посетило поэтическое вдохновение, которое не отпускало его ни на минуту, поэтому стих получился легким, нежным, прозрачным!

Лексический анализ текста.

В тексте используются слова таких частей речи:

Имена существительные — 36 слов

Имена прилагательные — 2 слова

Указательное местоимение «это» — 24 слова

Служебные части речи — союз «и» — 6 раз, предлог «без» — 2 раза.

Большинство слов в стихотворении употреблено в прямом значении (утро, радость, день, свет, крик, птицы, вереницы, свист, селенье и т. д.)

Художественно-выразительных средств немного: метафоры «вздох ночной селенья», «капли — слезы», олицетворение «говор вод»

О чем это говорит? Все имена существительные обозначают предметы, каждое из слов характеризует весну, дополняя и раскрывая весенний пейзаж, рисуя образную картину пробуждения природы, передает весеннюю суматоху. Особенностью стихотворения является отсутствие глаголов.

ЛИТЕРАТУРА

  • Г.С.Меркин. Литература, 7 класс. Изд-во: «Русское слово», М., 2008
  • Е.Обоймова, О. Татькова. Мой гений, мой ангел, мой друг. Изд-во: «Эксмо», М., 2005
  • В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература ХIХ века, 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва «Русское слово», 2005
  • Источник

    Презентация. Чтение стихотворения А. Фета » Это утро, радость эта. «

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Презентация Чтение стихотворения Афанасия Фета «Это утро, радость эта» Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар

    Афанасий Фет приглашает к чтению…

    Эта мощь и дня и света,

    Этот синий свод,

    Этот крик и вереницы,

    Эти стаи, эти птицы,

    Эти ивы и березы,

    Эти капли – эти слезы,

    Этот пух — не лист,

    Эти горы, эти долы,

    Эти мошки, эти пчелы,

    Этот зык и свист,

    Эти зори без затменья,

    Этот вздох ночной селенья,

    Эта ночь без сна,

    Эта мгла и жар постели,

    Эта дробь и эти трели,

    Курс повышения квалификации

    Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    Курс профессиональной переподготовки

    Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

    Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

    Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

    Номер материала: ДБ-189202

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»

    Время чтения: 4 минуты

    На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

    Время чтения: 2 минуты

    В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

    Время чтения: 1 минута

    В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям

    Время чтения: 2 минуты

    В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

    Время чтения: 1 минута

    Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

    Время чтения: 2 минуты

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Источник

    Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»

    Это утро, радость эта,
    Эта мощь и дня и света,
    Этот синий свод,
    Этот крик и вереницы,
    Эти стаи, эти птицы,
    Этот говор вод,

    Эти ивы и березы,
    Эти капли — эти слезы,
    Этот пух — не лист,
    Эти горы, эти долы,
    Эти мошки, эти пчелы,
    Этот зык и свист,

    Эти зори без затменья,
    Этот вздох ночной селенья,
    Эта ночь без сна,
    Эта мгла и жар постели,
    Эта дробь и эти трели,
    Это всё — весна.

    Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»

    Афанасий Афанасьевич Фет в полной мере обладал представлением о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления – не мотивы, а темы фетовского творчества. В своих стихотворениях Фет стремился наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Можно сказать, что Фету как поэту-импрессионисту присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира, к тем изменчивым настроениям, которые внушают чуткой душе восходы и закаты, полуденный час и начало сумерек, полет птиц и пробуждение весенней природы.

    Особый интерес представляют безглагольные стихотворения А.А. Фета, так называемые безглагольные картины. «Это утро, радость эта…» — одно из них. Это стихотворение о чудесном времени года — о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение. И главное, к чему стремился Фет, — не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка «дышала», «звенела», одним словом, «жила».

    Главная особенность этого стихотворения в том, что здесь нет ни одного глагола, и, не смотря на это, в нём столько движения, столько жизненной энергии заложено в каждой строке.

    Стихотворение состоит всего из одного предложения. Поэтому читаешь его на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот приём «одного предложения» смог как нельзя лучше передать движение жизни, «воскрешение» природы весной.

    Произведение написано четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная. Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно «пульсирует». Короткие строки будто «набегают» одна на другую.

    Фет начинает стихотворение словами «это утро, радость эта», а заключает выражением «это всё весна». Между первой и последней строками – образы, «рисующие» начало, середину и конец весеннего дня. Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение «вмещает» целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй – день, а в третьей – ночь.

    Все образы объединены, связаны анафорой: указательным местоимением «это» в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и «поэтической мысли» в стихотворении. Но одновременно с этим – и движение пространства, которое является открытым и расширяющимся: взгляд лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира.

    Отглагольные существительные «крик», «говор», «свист», «дробь» и слова «зык», «трели» «рисуют» атмосферу весеннего шума. В стихотворении только одно прилагательное, находящееся в составе метафоры: «вздох ночной селенья». Кроме метафоры автор использует сравнения: «эти капли – эти слёзы» и «этот пух – не лист». Можно выделить несколько часто встречающихся звуков, которые помогают лучшему восприятию текста. Звук [э] вызывает ощущение эха, широты, простора, звук [о] – чего-то огромного бесконечного, звуки [з] и [с] негромкие говорят о том, что природа только просыпается. Частое звучание звука [т] обусловлено композиционным приёмом (анафорой), в нём слышится уточнение, указание.

    Фет смог множество изображённых им образов собрать в одну мозаику и «вместить» в неё главный образ и тему своего произведения – приход весны и изменения природы.

    «Это утро, радость эта…» — настоящий весенний пейзаж, бережно «нарисованный» поэтом. Такое впечатление, что Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Это – картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает чувство, которая она вызывает.

    Источник

    Читайте также:  Стресс борьба с ним реферат
    Оцените статью