Урок эмоционально художественного типа

Урок эмоционально художественного типа

Формы организации учебно-воспитательной работы по технологии в начальной школе

Форма обучения (от лат. forma — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

В рамках преподавания дисциплины «технологи» в начальной школе можно назвать следующие формы организации учебной деятельности:

Современные взгляды на образование подчеркивают необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности каждого ученика, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» [2]. В связи с этим существует проблема нового подхода к обучению в рамках предмета «Технология» в начальной школе, которая подразумевает переход от формирования элементарных трудовых приемов при работе с материалами по изготовлению изделий к осуществлению начального технологического образования.

Основной формой трудового обучения в начальной школе по-прежнему является урок. Существует несколько подход к классификации уроков технологии в начальной школе:

1) по материалам, используемым в работе по изготовлению изделия на уроке технологии:

а) работа с бумагой и картоном;

б) работа с тканью, нитями, текстильным материалом;

в) работа с природным материалом;

г) работа с бросовым материалом;

д) работа с пластилином;

е) конструирование из конструктора.

2) по практическим операциям:

а) обучение приемам лепки;

б) обучение приемам шитья и вышивания;

в) обучение работе с ножницами и т.д.

3) по предметному содержанию:

4) по содержательно-смысловой направленности деятельности (классификация Н.М.Конышевой):

а) уроки рационально-логического типа – уроки, направленные на решение технических, технологических задач;

б) уроки эмоционально-художественного типа направлены на поиск и воплощение оригинального художественного замысла;

в) практико-технологического – отработка и освоение практических действий.

5) по видам учебной деятельности (классификация Е. Лутцевой):

а) урок-экскурсия, где основной вид деятельности –наблюдение, анализ информации. Экскурсии с преобладанием исследовательской деятельности, наблюдений в основном связаны с выходом в природу, на улицу, т.е. при знакомстве с окружающим миром – биосферой и техносферой. Природа рассматривается как источник всех материалов, с которыми работают дети – и натуральных, и искусственных и синтетических ;

Любой урок технологии, к какому бы виду он ни относился, имеет определенную последовательность этапов – структуру урока. Рассмотрим самый общий вариант структуры урока технологии в современной начальной школе.

Структура зависит от множества факторов (уровень подготовки класса, возраст учеников, тематика урока, его основная цель, тип урока и проч.). Структура современного урока должна быть гибкой и разнообразной. Тем не менее можно выделить основные традиционные этапы урока технологии:

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы урока, постановка цели и задач.
    3. Общий анализ задания.
    4. Практическая работа.
    5. Подведение итогов и оценка работы.
    6. Уборка рабочего места.

Содержание каждого этапа

1. Организационный момент. Этот этап урока технологии имеет свои специфические особенности, в отличие от других предметных уроков. Он подразумевает не только установление внимания учащихся, настрой их на рабочий лад, но и проверку готовности к уроку технологии – организации рабочего места, наличие инструментов, материалов.

2. Сообщение темы урока. Традиционно занимает не более 2-5 минут, сообщение темы в начальных классах на уроках технологии уместно реализовывать в игровой форме, чему может помочь загадка, ребус, сказочный герой, решение проблемной ситуации. Далее уместна беседа или рассказ о выполняемой работе – сведения о данной технике, виде искусства, празднике, в рамках которого данное изделии выполняется, материале и инструментах, используемых в работе и т.п., выявление назначения изделия, возможности применения. Далее формулируется практическая цель – что мы будем делать, учиться. В этот этап можно включить обращение к опыту детей, эвристическую беседу, постановку проблемных вопросов, моделирование проблемных ситуаций, которые позволят придать уроку развивающий характер и будут способствовать формированию мотивации учащихся к предстоящей деятельности.

3. Общий анализ работы, изделия. Очень важный этап урока технологии, так как именно на этом этапе реализуется исследовательский подход в обучении, развивается мышление. Осуществлять анализ образца — значит выделять существенные признаки изучаемого объекта и основные этапы и операции по его изготовлению. От класса к классу деятельность учащихся по осуществлению анализа усложняется: анализ-беседа (с помощью учителя) — анализ по ориентировочной основе (вопросам, памятке) — самостоятельный анализ образца

Учитель представляет образец изделия или иллюстрацию, его изображающую, озвучивается задание с указанием четким цели, условий. Далее следует серия вопросов, направленная на выяснение следующих моментов:

— какие материалы понадобятся для изготовления изделия;

— в какой технике выполнено изделие;

— сколько деталей, как они выполнены;

— способ крепления деталей;

— основные подходы к оформлению деталей;

— возможные трудности при изготовлении.

Обсуждение в каждом отдельном случает – разное. В первом классе это, как правило, беседа, возможно проблемная, о материалах, их свойствах, последовательности изготовления. Здесь наличие образца обязательно. Во 2-4 классах, когда дети обладают уже некоторыми базовыми умениями и знаниями, возможно обсуждение творческого задания, его цели и условий. В любом случае этот этап должен быть четко построен и хорошо продуман учителем. Именно на данном этапе возможна постановка проблемных заданий: выявление способов крепления, внесение улучшений в конструкцию изделия, особенности оформления и др.

4. Практическая работа – главный этап урока, занимающий основное время. Перед работой необходимо повторить правила по технике безопасности при работе с материалами и инструментами.

В начале первого класса учитель обязательно выполняет каждый шаг работы вместе с учащимися. Далее, по мере овладения умениями, учитель частично на разных этапах демонстрирует элементы техники выполнения, или выполнение отдельных операций, которые являются для учащихся новыми и требуют применения репродуктивных методов. В ходе практической деятельности важно оказывать индивидуальную помощь детям.

5. Итог урока и оценка. Итог урока зависит от поставленной цели и задач. Если они связаны с овладением новой техникой, с ознакомлением новым видом искусства, новой операцией – то и итог должен включать данную информацию. Итог урока может иметь форму выставки или защиты результатов творчества. Оценка – важнейшая часть урока технологии. Важно, оценивая творчество детей, поддержать их уверенность в своих силах, способностях. Учащиеся должны быть ознакомлены с критериями оценки, наилучший вариант – если данные критерии будут определены самими детьми совместно с педагогом. Оценивание обязательно должно сопровождаться оценочным суждением, пожеланиями на будущее. Возможными критериями оценки работы учащихся могут служить:

— качество выполнения осваиваемых технологических приемов и операций;

— качество выполнения работы в целом (аккуратность, эстетичность) ;

— найденные творческие и конструкторские решения;

— самостоятельность выполнения всей работы;

6. Уборка рабочего места. Этап, имеющий воспитательную нагрузку – формирование положительных трудовых привычек, которые должны лечь в основу поведения ребенка в других трудовых ситуациях.

Читайте также:  Как настроение у путина сегодня

Экскурсия — непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и
явлений в естественной или искусственно созданной обстановке. Экскурсия как организационная форма, имеет ряд достоинств – активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет расширить рамки изучаемого материала, подключить эмоциональную сторону восприятия. В рамках учебной дисциплины «Технология» можно указать на следующие виды экскурсий:

1. По месту и содержанию:

— экскурсии на природу – позволяют организовать непосредственное наблюдение за объектами живой и неживой природы, как источниками творческих идей;

— производственные — на фабрику, завод, сельскохозяйственный объект, мастерскую и т.д. Позволяют наглядно познакомиться с отраслями промышленности, способами производства тех или иных материалов, последовательностью изготовление предметов окружающей действительности, искусства;

— исторические – в музей, на выставки, по историческим местам. Важны для осмысления технического прогресса, изменения предметного мира людей. Реализуют возможность отследить влияние эпохи на внешний вид, оформление изделия, объекта изучения (например, фасады и интерьеры домов) ;

— краеведческие – ознакомление с ремеслами родного края, особенностями традиций оформления изделий.

2. По дидактической цели:

— экскурсии направленные на изучение нового материала (например, посещение мастерской дымковской игрушки может предшествовать уроку по ее изготовлению. Именно на экскурсии учащиеся усвоят особенности формы и росписи);

— экскурсии, направленные на закрепление материала (например: обобщению знаний по видам ремесел, характерных для данной местности будет способствовать посещение соответствующей выставки);

— экскурсии-исследования связаны с выходом на природу, на улицу, т.е. при знакомстве с окружающим миром – биосферой и техносферой. Природа рассматривается как источник всех материалов, с которыми работают дети – и натуральных, и искусственных, и синтетических, а также как источник творческих идей.
Несмотря на различия в организации разных видов экскурсий, можно выделить общие моменты в ее проведении в начальной школе.

1. Подготовка. Включает определение темы, цели, места данного занятия в целостной системе занятий по технологии. Определение места, времени, оборудования для проведения экскурсии. Разработка заданий для учащихся.

2. Проведение экскурсии.

Первый этап включает:

— вводную беседу, направленную на актуализацию знаний, постановку проблемы, побуждение познавательных мотивов учащихся;

-инструктаж по технике безопасности.

Второй этап — непосредственное проведение экскурсии. Этот этап может включать:

— комплекс сквозных вопросов, заранее подготовленных педагогом, направленных на акцентирование внимания детей на тех объектах и явлениях, которые необходимо изучить для достижения цели занятия;

— записи, зарисовки по ходу, которые впоследствии могут служить источником творческих замыслов;

— групповые или индивидуальные задания, связанные с наблюдением, сбором природного материала и проч.

3. Итог. Завершение экскурсии обязательно должно быть продуктивным и включать определенные методы:

Источник

Классификация уроков по содержанию работы

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова»

Валентина Евгеньевна Приходько

Доцент кафедры педагогики начального обучения

Кандидат педагогических наук

УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методические рекомендации для студентов

Таганрог

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Предисловие ………………………………………………………..
2. Виды уроков технологии….………………………………………..
2.1. Классификации уроков по содержанию работы………………….
2.2. Классификации уроков по характеру познавательной деятельности учащихся…………………………………………….
3. Структура урока…………………………………………………….
4. Послесловие…………………………………………………………
5. Литература…………………………………………………………..
6. Приложение 1……………………………………………………….
7. Приложение 2……………………………………………………….
8. Приложение 3……………………………………………………….

ПРЕДИСЛОВИЕ

Будущему учителю очень важно разобраться в тех научных позициях, которые определяют отбор специфического содержания уроков технологии в начальной школе. В общеобразовательной школе нужно готовить создателей современной предметной среды (в самом широком смысле слова) и ее потребителей, т.е. людей, которые достаточно хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания.

Содержание уроков технологии составляет целостную систему. Отличительная особенность их состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, которая в свою очередь обеспечивает ребенку, прежде всего, чувственное познание действительности.

Необходимость создания данных рекомендаций возникла потому, что дисциплину «Методика преподавания технологии с практикумом» студенты проходят на II курсе обучения, а уроки технологии в начальной школе проводят на III и IV курсе. Освежить ранее полученные знания студентов помогут методические рекомендации, разработанные для студентов специальности «Педагогика и методика начального образования». Предлагаемый консультативно-методический материал окажет помощь студентам в организации сотрудничества с учащимися на уроках технологии.

Цель предлагаемых рекомендаций помочь обеспечить именно общеразвивающую, творческую деятельность.

ВИДЫ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ

Систематизация уроков технологии возможна по разным основаниям: по материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по дидактическим целям, способам организации и т.д.

Если исходить, например, из дидактической цели, то типология уроков ручного технологии будет такой же, как и любых других уроков: уроки изучения нового материала, уроки повторения и закрепления полученных знаний и умений, уроки обобщения, контрольные уроки, и, вероятно, самым распространенным типом (как и по другим учебным предметам в начальных классах) будет комбинированный урок технологии. Безусловно, к этим урокам применима и любая другая принятая в дидактике классификация, поскольку данный учебный предмет строится на тех же принципах, что и все остальные.

В определении видов уроков ручного труда имеет смысл обратиться к тем специфическим основаниям, которые для технологии являются наиболее существенными, определяющими.

Классификация уроков по содержанию работы

Можно выделить три основные типа уроков:

а) рационально-логические (решение логических задач);

б) эмоционально-художественные (создание художественного образа);

в) формирующие приемы и навыки практической работы.

Особенности познавательных процессов и характер деятельности в каждом из них направляются по-разному.

Рационально-логические задания предполагают достаточно жесткий и однозначный анализ конструкции и установление совершенно определенной, единой логики работы. К таким заданиям можно отнести все, что по преимуществу осмысливается разумом и меньше оценивается эмоционально: например, аппликации-головоломки (так называемое плоскостное конструирование), объемное конструирование, задачи на симметричное вырезание, переплетные работы, разметочные, расчетно-измерительные построения и вычисления и пр. Многие из них построены по аналогии с математическими задачами или психодиагностическими заданиями, направленными на проверку пространственного конструктивного мышления, аналитических способностей.

Главное в подобных работах — проанализировать конструкцию, выявить, какому принципу подчинено взаиморасположение деталей, установить способы работы и т.д. Эти задачи решаются рассудочным путем; на таких уроках уместны расчеты, вычисления, выполнение эскизов, чертежей, схем. Творчество, которое здесь проявляют ученики, будет преимущественно интеллектуального свойства. Разумеется, чаще всего встречаются такие работы, в которых рационально-логические задания составляют лишь какую то часть всей деятельности. Достаточно редки изделия, вообще не предполагающие какого-либо художественного разнообразия. Даже те формы и композиции, которые создаются сугубо рассудочным путем, благодаря своей гармоничности бывают обычно не лишены художественной выразительности, а сама работа учащихся на таких уроках носит эстетический характер. Тем не менее, основным содержанием работы на таких уроках является, как правило, логический анализ устройства изделия.

В отличие от них задания эмоционально-художественные предполагают поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую-либо художественную идею. Это, например, различные художественные композиции на плоскости, игрушки из яичной скорлупы, лепка животных из пластилина, скульптуры из природных материалов и т.п. В подобных работах нет места жесткой регламентации, они не могут выполняться по единому плану. Более того, едва ли здесь вообще будет уместно какое-либо «планирование работы», поскольку оно противоречило бы самому ее характеру и психологической природе художественного творчества. Каждое такое изделие «сочиняется» путем творческого комбинирования материалов, и по ходу работы направление поиска может меняться. Вообще, на таких уроках все средства (включая материалы, способы их обработки и пр.) выступают для детей чаще всего во множестве вариантов, поскольку они соотносятся с особым художественным содержанием, которое каждый ученик стремится выразить в своей работе. Если эти средства превратятся только в набор технических приемов и правил, то сразу же, автоматически, станут безразличными к этому содержанию, что лишит работу учащихся всякого смысла. Выполняя задания эмоционально-художественного плана, ребенок по возможности самостоятельно определит цвет, форму отдельных деталей своего изделия, их общую композицию. Он также может самостоятельно подбирать материал и наиболее подходящие способы его обработки. Всеми этими средствами он пытается выразить какую-то идею, передать настроение, отношение, создать образ. Задача учителя на таком уроке — максимально пробудить и по возможности расширить, обогатить образные впечатления детей.

Читайте также:  Как не чувствовать себя старым мне 20 лет

Как видим, обозначенные выше типы уроков значительно отличаются по своим задачам и содержанию, следовательно, организация деятельности детей на них тоже должна быть разной. При этом названия изделий и формулировки тем, которые предлагаются ученикам, могут даже иметь определенное сходство. Что касается материалов и способов их обработки, то они вообще могут быть одинаковыми, и это обстоятельство никак не отразится на особенностях того или иного урока.

Например, в учебнике «Умелые руки» для 1 класса есть два урока, на которых выполняются аппликации из бумаги, изображающие птиц (с. 36-37 и 40-41). Первая работа по созданию изображения с птицей является типичным логическим заданием. Ученики путем рациональных рассуждений устанавливают закономерности, в соответствии с которыми чередуются перья в хвосте птицы по цвету и размеру, и должны точно отразить эти закономерности в аппликации. А вторая работа предполагает создание художественной композиции «Птицы прилетели!», в которой через определенное ритмическое расположение вырезанных из бумаги птичек первоклассники выражают настроение наступающей весны, ее «движение», ее ритмы. В обоих случаях, объявляя ученикам тему урока, можно сказать, что «сегодня будем создавать картинки-аппликации с птичками». Однако значит ли это, что руководство работой на том и другом уроке будет одинаковым? Нет, напротив, уроки будут заметно различаться.

Известно, что основная работа по разъяснению задания осуществляется в процессе вступительной беседы. Именно на этом этапе урока начинается активная деятельность детей, результаты которой затем воплощаются в изделии. Основная цель беседы — актуализировать имеющиеся у детей знания и представления и дополнить их новыми, в том объеме и такого качества, которые необходимы для успешного выполнения работы.

Исходя из этого общедидактического требования к вступительной беседе, мы понимаем, что на первом из рассматриваемых уроков не имеет смысла использовать серьезный художественно-образный материал; нет необходимости также обстоятельно останавливаться на приметах весны, ее образах. С учетом этого в альбоме дана соответствующая наглядность: цветовой круг, уменьшенная модель птицы, по которой ученики определяют общее количество и порядок расположения перьев; даны также шаблоны, пользуясь которыми дети могут выполнить задание на классификацию перьев по размерам. Все это поможет детям понять те закономерности, в соответствии с которыми создана аппликация. Во время беседы к этому Уроку учитель направляет именно логические рассуждения детей; нужно также актуализировать их знания о различных цветах (но вовсе не о цвете как средстве художественной выразительности, а просто, чтобы убедиться, что каждый ученик умеет отличить, например, синий цвет от голубого и различает все остальные цвета, т.е. сможет решать соответствующую задачу) и умение сравнивать отдельные элементы по величине. Дополнительно на этом уроке можно предложить первоклассникам и еще одну логическую задачу: поскольку из семи перьев в хвосте птицы выделяются два самых маленьких, одно самое большое и четыре средних (соответственно предлагаются три разных по величине шаблона), обязательно ли размечать каждое перо по отдельности или можно рационализировать работу? Первоклассники с удовольствием решают подобные задачи, которые здесь вполне уместны

А для выполнения художественной композиции «Птицы прилетели!» актуальными будут совсем другие знания и представления, например, как оживает природа с наступлением весны, как прилетают птицы, как они ритмично выстраиваются в полете и какое разное состояние может быть передано разными ритмами пятен (расположением силуэтов птиц в композиции). Желательно, чтобы этот образ в сознании детей был по возможности ярким и живым, поэтому в качестве иллюстрации к этому уроку в учебнике «Умелые руки» дана картинка, изображающая полет птиц (высоко над землей, на фоне просторного и светлого неба). Учитель может использовать и другие аналогичные наглядные материалы, а также диафильм или видеофильм, демонстрирующий птиц в полете, чтобы дети получили представление о выразительности и разнообразии летящих силуэтов, об упорядоченном и ритмичном построении их во время полета и т.д.

Во вступительной беседе к подобным работам используются художественные произведения (музыкальные, стихотворные произведения, картины), которые помогут каждому ребенку «увидеть» соответствующий образ, создать замысел. Под этот замысел ученик и будет подбирать материал, находить подходящие способы его обработки. Для какого-то образа, например, деталь из бумаги нужно отрезать, для другого — оторвать, а для третьего смять в комочек или изогнуть.

Технологии и приемы работы используются творчески и осмысленно; ребенок сам может выбирать материал и способ его обработки в зависимости от того эффекта, который необходимо получить. Другое дело, что первоклассник еще плохо представляет себе, каких именно эффектов и за счет каких приемов можно достигнуть, ведь опыт практической работы у него недостаточен. Но подобные задания и направлены на расширение этого опыта. Во вступительной беседе учитель может продемонстрировать образцы-аналоги творческих работ и обратить внимание детей на то, какие приемы применил в них автор; обязательно нужно показать несколько возможных способов использования тех или иных материалов. У детей должен быть выбор, а показанные приемы должны допускать возможность их творческого комбинирования. Кроме того, на таких уроках по ходу работы демонстрируют творческие находки отдельных детей, что еще более расширяет представления первоклассников о возможностях материалов и стимулирует их к самостоятельным поискам.

Следует иметь в виду, что некоторые уроки предполагают соединение (но не смешивание!) рационально-логического и художественного начал, а отработка практических приемов в той или иной мере включается почти в каждый урок. Например, вырезание снежинки из бумаги развивает пространственное мышление учеников, их умение анализировать конструкцию (поскольку эта форма особым образом сконструирована из симметрично расположенных звеньев). В то же время в ней сама природа соединила строгий математический расчет с изяществом линий, гармоничностью и изысканностью рисунка, которые создают яркое художественное впечатление. Поэтому на уроке, осваивая принцип изготовления фигуры с несколькими осями симметрии, основной акцент мы все-таки делаем на образной стороне работы.

Читайте также:  Эмоциональный фон учебных заданий

Совершенно особым образом соединяются рационально-логическое и художественное направления на тех занятиях, которые посвящены изготовлению изделий с определенным утилитарным назначением (прихватки, посуда, упаковки и т.п.); таких в курсе дизайнобразования большинство. Это уроки художественного конструирования, красота и рациональность слиты в них неразрывно. Как же следует учителю подходить к их разработке? Точно так же, т.е. исходя из главного содержательного стержня работы. Дело в том, что для одних из этих изделий преобладающей является декоративная функция (и конструкция полностью ей подчиняется), для других, наоборот, основной смысл изделия заключается в его функции (а декор носит прикладной характер). Например, ваза для цветов или поздравительная открытка в первую очередь должны быть выразительными внешне, высокохудожественными. Поэтому форма, размер, особенности конструкции и все остальное в этих предметах продумывается и выполняется исходя из того впечатления, которое они должны произвести. Такие уроки должны быть отнесены преимущественно к художественному типу. Устройство изделий и способы их выполнения необходимо проанализировать, но этот анализ всецело подчиняется главному — как через конструкцию, выбор материала и его обработку усилить художественное впечатление.

А в таких изделиях, например, как игольница, записная книжка, подставка для кисти основной смысл заключается в их полезной функции. Эта функция должна быть выражена, прежде всего, через конструкцию, которая является основным предметом анализа на уроке. Подобные занятия носят преимущественно рационально-логический характер.

Рассмотрим, например, такой урок, как изготовление игольницы в обложке («Чудесная мастерская», с. 112). Заострив внимание детей на том, что предлагаемая конструкция игольницы удобна для хранения игл в дороге, учитель направляет их дальнейшие размышления. Изделие плоское и небольшое, чтобы удобно было положить его в кошелек. Но имея одни и те же размеры обложки (6×8 см), игольница может раскрываться по длинной или по короткой стороне; развертки обложек могут быть разными. Задачи на вычерчивание эскизов разверток и вычисление их размеров в данном случае очень уместны. Не нарушают логики такого урока и другие вычисления. Скажем, исходя из заданного размера обложки, ученики могут вычислить размеры матерчатого вкладыша и бумажного корешка для его оклейки. Самостоятельные вычисления в данном случае помогут лучше разобраться в конструкции, привлекут внимание к тому, что форма и величина всех элементов взаимосвязаны. Если бы учитель просто предписал работать по инструкции (пусть даже со всеми необходимыми разъяснениями, почему детали должны быть именно такими), соответствующая задача из этого задания просто бы исчезла. Что касается художественного оформления этой игольницы, то достаточно обратить внимание детей на то, что декор этого изделия должен быть сдержанным.

А вот изготовление коробочки-упаковки для новогоднего подарка, предполагает более «равноправное» соединение рационально-логического начала с художественным: дети осмысливают конструкцию коробочки с точки зрения ее функции (в зависимости от размеров и пропорций подарка меняются размер и пропорции коробочки) и продумывают декор, тоже исходя из особенностей функции (не просто коробочка, а новогодняя, сказочная упаковка). В подобных случаях учителю следует точно определить, где в структуре урока будут уместны логические рассуждения, а где нужно стимулировать декоративно-художественные идеи школьников.

Умение определить в той или иной работе ее основную направленность (рациональную или эмоциональную) очень важно, ведь сообразуясь с ней, учитель выбирает и соответствующие методы руководства деятельностью учеников. Чтобы помочь учителю в решении этой задачи, названные учебники по каждому уроку дают определенную модель его организации. Эта модель представлена в вопросах, в формулировке заданий, в наглядности. Вся информация дана очень кратко и схематично, но на нее следует обратить пристальное внимание, поскольку именно она является «ключом» к построению урока. Учитель может подобрать какой-либо дополнительный материал, помогающий лучше раскрыть тему урока, но это не обязательное требование. По каждой работе в наших учебниках содержится необходимая информация, позволяющая организовать полноценное занятие. Нужно только правильно ее использовать!

Уроки ознакомления с новыми приемами работы предполагают, что большая часть времени на них будет уделена демонстрации и поэтапной отработке конкретных практических действий. Подобные уроки проводятся в тех случаях, когда необходимо освоить какие-то трудоемкие, но нужные и применяемые во многих работах практические приемы, например, плетения, шитья и т.п. Понятно, что в зависимости от сложности и трудоемкости изучаемого способа работы для его освоения требуется разное время. Если необходим целый урок, то он, разумеется, не будет носить характера тренировочных упражнений, так как дети изучают необходимые способы работы непосредственно в процессе изготовления изделий. Вполне допустимы, а часто и желательны такие варианты, когда изучение нового способа работы сразу связывается с решением логической задачи или с разработкой конструкции изделия. Как уже говорилось ранее, многие не слитком трудоемкие приемы мы демонстрируем фактически постоянно, незаметно включая их в арсенал творческой деятельности детей, особенно в работах художественного плана.

Что касается задачи самодовлеющего изучения особенностей и свойств поделочных материалов в виде «теории», то она не ставится, а учитель не нацеливается на проведение специальных опытов и наблюдений. Как мы уже отметили, ранее любые чувственно воспринимаемые свойства вещей и явлений имеют для человека смысл не сами по себе, а лишь с точки зрения их жизненного значения, а это значение лучше всего постигается в тех случаях, когда те или иные свойства материалов учитываются в практической работе. Не включенные в конкретное задание, специальные сведения для младшего школьника сами по себе не имеют никакого практического смысла, они лишь обременяют память ненужной информацией.

Очень важно, чтобы учитель мог наглядно показать самые разнообразные, подчас неожиданные приемы использования материалов для выражения той или иной художественной идеи или конструкторского замысла. Например, как меняется впечатление в зависимости от того, вырезаны детали аппликации ножницами (и имеют четкий, ровный край) или оторваны пальцами (что придает контуру мягкий характер, позволяет передать воздушную среду и т.д.). В процессе конструирования отмечаем, что, например, гофрирование бумаги позволяет ей выдерживать большие поперечные нагрузки на изгиб; изготовленные из бумажного листа объемные формы (куб, цилиндр, конус и пр.) также приобретают новые свойства, отличные от свойств плоского листа. Все эти приемы, разумеется основаны на свойствах материалов, но изучение их в начальной школе целесообразно именно в прикладном плане, в том, что имеет отношение к конструкции, к творческой работе.

Источник

Оцените статью