Урок для начальных классов органы чувств

Конспект урока окружающего мира «Органы чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков.

Скачать:

Вложение Размер
organy_chuvstv.doc 86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Органы чувств» 3 класс

Учитель: Коротких Л. Ю.

Программа «Школа России»

Раздел: «Мы и наше здоровье»

Цель: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека.

Задачи: учить детей беречь органы чувств;

содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью;

развивать самостоятельность, познавательные интересы.

Оборудование: задания для групп, таблицы строений орган чувств, книги.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Передайте мысленно тепло наших рук друг другу. Улыбнитесь друг другу, и пожелайте удачи.

— С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей?

— С помощью какого органа мы видим?

— Какой орган помогает нам узнать колючее или мягкое?

— Какой орган помогает почувствовать запах?

— С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой?

— Какие это органы?

— Назовите тему урока.

Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык.

3. Исследование в малых группах.

Задание для первой группы.

Задание для второй группы.

Задание для третьей группы.

Задание для четвертой группы.

Какие функции выполняют органы чувств, как же они устроены органы чувств? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну. А открывать тайну вы будете, работая в группах.

Составим мини – проект «Что нужно знать про органы чувств».

Мы разделимся на группы и будем работать в группах.

План работы в группах.

  1. Прочитайте текст.
  2. Составьте рассказ по плану:

А) О каком органе чувств пойдет рассказ?

Б) Какие функции выполняет?

  1. Составьте памятку «Это полезно знать»

Объединитесь в группы.

Распределите роли и прикрепите бейджи.

Вспомним правила работы в группе.

Глаза – это орган зрения. Функция глаза – это способность видеть, определять цвет, размер, форму предметов.

Строение глаза: роговица, наружная оболочка, зрачок, глазное яблоко, сетчатка (таблица).

1 . Нельзя читать или писать, близко наклонившись к тексту . Лучше всего соблюдать расстояние, равное полусогнутой руке (40-50 сантиметров).

2. Освещение должно быть достаточно ярким без попадания прямого света в глаза.

3. Нельзя читать или писать лежа, особенно на боку, так как, когда ты находишься в этом положении, твои глаза располагаются на разном расстоянии от текста.

4. Во время работы за компьютером расстояние между твоими глазами и монитором должно быть не меньше 60 см.

5. Телевизор следует смотреть не ближе чем с расстояния, равного шестикратному размеру экрана по диагонали. То есть, если диагональ твоего телевизора 50 см, в идеале ты должна расположить диван или любимое кресло в трех метрах от него. При просмотре телевизора в комнате должно быть мягкое освещение, без прямого попадания света на экран и в глаза.

6. При длительной и напряженной работе каждые 40 минут давай глазам отдохнуть 3-4 минуты. Если у тебя проблемы со зрением, отдыхать нужно чаще — каждые 20 минут. В это время ты можешь смотреть вдаль; поморгать или сделать массаж для глаз.

Ухо – орган слуха. Функции: способность слышать звуки и воспринимать звуковые колебания. Строение уха: ушная раковина (наружное ухо), среднее и внутреннее. Ушные раковины ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с чего начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее в мозг. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

1.Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Защищай уши от ветра, громкой музыки, резких звуков.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попала соринка, обратись к врачу.

Нос — орган обоняния. Обоняние — это способность воспринимать и различать запахи. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Как сохранить обоняние?

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как курение ухудшает обоняние.

Язык – орган вкуса. Он позволяет человеку сладкий, кислый, горький, соленый вкусы. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

Орган осязания – это кожа. Кожа, оказывается, может «рассказать человеку» о том, что его окружает. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Первый слой — сверху наружная оболочка, которая предотвращает нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло. Таким образом, кожа выполняет: защитную, выделительную, чувствительную функции.

Правила ухода за кожей.

1. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

2. Мыть руки каждый день после загрязнения.

3. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

Источник

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Твои помощники — органы чувств».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

План -конспект урока по окружающему миру на тему:»Твои помощники — органы чувств» по программе «Начальная школа XXI век» 1 класс.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока по теме: «Твои помощники — органы чувств». 86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 1-й класс. Тема «Твои помощники — органы чувств»

Цель: познакомить детей с органами чувств и их значением.

Образовательные: Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;

Развивающие: способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать, группировать, развивать познавательный интерес к природе.

Воспитывающие: воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность, совершенствовать культуру речи. .

Планируемые результаты : научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре)

– Ребята, скажите вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

Тема урока: «Наши помощники – органы чувств».

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Кто является нашими помощниками в познании мира? Предположите!
– Ребята, вы знаете, кто такие исследователи?
– Хотели бы вы себя попробовать в научной исследовательской деятельности? Я предоставляю вам такую возможность, сегодня на уроке мы все станем исследователями!
– Кто такие исследователи? Исследователь выдвигает гипотезы, и вы это уже сделали.
– Исследователь ставит перед собой задачи, которые должен выполнить. Какие задачи поставите вы перед собой на уроке?

1. Почему органы чувств человека называют помощниками?

2. Сколько органов чувств у человека?

– Отгадайте загадку и скажите, какой первый предмет нашего исследования, то – что мы будем вместе изучать.
Есть у каждого лица два оконца. На ночь сами закрываются , а с восходом сами открываются. (Глаза)

– Проделаем небольшой опыт: – Что у меня в руке? (Шар)
– Какой он формы? (Круглой)
– Какого размера? (Большой)
– Какого цвета? (Зелёный)
– Как он может двигаться?
– Какой орган чувств вам помог в данном опыте? (Глаза)
– Какой вывод можно сделать? ( Глаза помогают нам видеть. Помогают определить цвет, форму предметов, их движение, читать книги, смотреть телевизор.)

Вывод : – При помощи глаз мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире,

познаём его красоту. Недаром говорят:«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Кто догадался, глаза – это орган чего? (зрения)

Как вы думаете, а надо ли беречь глаза? Откройте учебник на с.58. В каком из этих случаев мальчик бережёт зрение?

  1. Телевизор смотреть следует на расстоянии не ближе 2-3 метров
  2. Не наклоняться низко при письме
  3. Не читать лежа.
  4. При письме свет должен падать слева.
  5. Не тереть глаза грязными руками.

Физкультминутка для глаз.

-Для того, чтобы зрение не портилось, и глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз. ( Зажмурить, поморгать; вверх, вниз, вправо, влево; на доску – в окно)

1.Зажмурить глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2.Делайте круговые движения глазами: налево — вверх — направо — вниз — направо — вверх — налево — вниз. Повторите 10 раз.

3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтём пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

4. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

– Но достаточно ли человеку иметь только этот орган чувств?

– Проведем опыт: закройте глаза. Представим, что мы в очень тёмном месте, где глаза ничего не видят. Они не участвуют в эксперименте – честно закроем двумя ладошками!
(Учитель хлопает в ладоши)
– Что произошло? (Хлопок)
– Продолжаем опыт. (Учитель рвет бумагу)
– Что произошло сейчас? (Порвали бумагу)
– Как вы догадались, ведь глаза у вас были закрыты? (Услышали)
– Какой орган вам в этом помог? (Уши)
– Какой вывод можно сделать? (Уши помогают нам слышать, понимать, кто или что нас окружает. Благодаря слуху – мы избегаем неприятных или опасных громких шумов . )

Вывод: Уши – орган слуха. С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно для нас важно слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаем друг другу свои мысли, знания. – Как вы думаете какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хороший слух? (Защищать уши от сильного шума, от ветра, регулярно мыть уши, не ковырять в ушах, если уши заболели, обратиться к врачу). – Откройте учебник на с 57-ой, рассмотрите картинку в низу страницы. Какие ошибки допускают дети? (Громко слушают музыку.)

Массаж ушных раковин (стоя).

– На ушах множество биологических активных точек, массируя которые, мы будем чувствовать себя лучше и не будем болеть.

Помассировать мочки ушей, всю ушную раковину. Растереть уши. Свернуть и развернуть ушную раковину. Потянем уши вверх, вниз.

– Была бы полнота восприятия мира, если бы человек имел только эти 2 органа чувств? Могли бы мы тогда знать, какой аромат у розы и наслаждаться им?
Проведем опыт:

– Перед вами 2 пакетика, в которых лежат ватные диски пропитанные разными ароматами. Работая в паре определите, аромат чего находится в каждом пакетике и скажите какой орган чувств вам помог это сделать. (30 сек)

– Какие запахи вы определили и при помощи чего? ( При помощи носа мы почувствовали запах мяты и апельсина.)

– Обсудите в парах, могут ли запахи предупреждать об опасности? (30сек)

(Запах газа, испорченной пищи, запах дыма)

–Таким образом, нос работает как сторож.

Вывод: – Умение человека различать запахи получило название «обоняние».Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах леса. Некоторые запахи предупреждают об опасности. Например об утечке газа из газовой плиты.

– Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить орган обоняния?

– Беречься от простуды не допускать, чтобы был насморк, если появился, то лечить; чистить нос, не толкать в нос посторонние предметы, не нюхать резкие запахи.

Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.

Руки за спину положим И легко – легко подышим. Вдох через нос, выдох через рот. Дышим правою ноздрей… Дышим левою ноздрей… Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание, Выдох через левою ноздрю… (переменное дыхание) Глубоко вдохнули, руки подняли вверх, потянулись, выдохнули и тихонько сели .

– Отгадайте загадку и скажите, какой предмет нашего исследования, то – что мы будем вместе изучать.

Всегда во рту,
А не проглотишь.(Язык)

Язык – орган вкуса. На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Именно с их помощью ты определяешь, что конфета – сладкая, соль – соленая.
Проведем опыт: на столе у меня стоят стаканы с водой (сладкая, соленая, простая). Приглашаю с каждого ряда по одному ребёнку.
– Можете ли вы, используя орган зрения и слуха, определить, в каком стакане вода сладкая, соленая или простая? (Нет)
– А что для этого нужно сделать? (Надо попробовать)
– Какой орган вы подключите к выполнению этого задания? (Язык). (Дети пробуют воду и определяют вкус)
– Какой вывод можно сделать? (Язык помогает определить вкус, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха.)
Вывод: Язык – орган вкуса. По вкусу мы можем узнать что это за пища, испорчена или нет.

– Какие правила необходимо соблюдать, чтобы орган вкуса был здоров?

Мыть овощи и фрукты, чтобы в рот не попали микробы. Регулярно чистить зубы и поласкать рот после еды. Мыть руки перед едой.

Каким ещё органом чувства обладает человек нам поможет еще один опыт. Приглашаю с каждого ряда по одному ребёнку.

– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)
– Если сказать точнее, то при помощи кожи на руках.

КОЖА – ОРГАН ОСЯЗАНИЯ. Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый. Это можно определить на ощупь – с помощью кожи. С закрытыми глазами или в темноте можно узнать о размерах и форме предмета. Кожа предупреждает нас об опасности. Она устроена так, что позволяет ощущать изменения температуры и боль.

Надо ли заботиться об этом помощнике?

Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, следи за её чистотой.

Выполняется стоя. Учитель называет чувство-ощущение: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние и одновременно дотрагивается до какого-либо органа чувств. Задача учителя – запутать детей. Говоря, например, «вкус», он может дотронуться до носа. Задача детей – правильно показать органы в соответствии с тем чувством, которое называет учитель. Скорость выполнения заданий увеличивается.

Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами, друзьями.
Иногда можно услышать такое выражение: «Шестое чувство». О каком чувстве идёт речь? Попробуйте узнать, спросить у родителей или в других источниках информации.

Итог урока. Рефлексия

– Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока?
– Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись?(глаза, уши, нос, кожа, язык)Сколько их? (5)

Как они нам помогают?

— У человека есть верные помощники, они помогают ему видеть, слышать, чувствовать вкус и запах, ощущать холод, боль, прикосновение. Органы чувств помогают распознать опасность.

— Давайте проверим, верные ли выводы мы сделали о том, как органы чувств нам помогают.

Откройте учебник на с 58-ой.

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я удивился…

– На листах нарисуй лицо человека и покажи, с каким настроением ты заканчиваешь урок.

Источник

Читайте также:  Мы сами выбираем свои эмоции
Оцените статью