Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины»
Вложение | Размер |
---|---|
Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины» | 22.63 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цуканово-Бобрикская основная общеобразовательная школа» Льговского района Курской области
Открытый урок в 4 классе
Модуль «Основы светской этики»
Тема : Чувство Родины
Разработала и провела : Ерастова Г.А.
Тема: Чувство Родины
— изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.
— развивать память, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.
— воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.
— достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Крыма, России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
• умение формулировать понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
• адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна
• знание правил дружбы;
Оборудование: Учебник по ОРКСЭ / А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, тетради
1. Организационный момент. Мотивация.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
— На прошлом уроке мы сидели и размышляли в тени раскидистого дуба.
-Почему Дуб привлекал к себе всё живое?
— В чём Дуб видел смысл своей жизни?
— Чему можно научиться у природы?
— Давайте проверим, как вы справились с заданием закончить предложения в тетради.
— Когда я на природе, то…
— Когда я прихожу в лес, я помню, что
— Когда я оказываюсь на лугу, я …
— Когда я собираю ягоды и грибы, то …
3) У вас было задание нарисовать свой любимый уголок и подобрать к нему стихотворение.
( Дети представляют свои работы)
В итоге можно сказать, что природа это … волшебные двери к добру и доверию.
Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.
2. Самоопределение к деятельности
— Мы вместе просмотрим презентацию , а вы мне скажите о чём она.
— О чём презентация . ( Это наше природа нашего села)
— Как мы называем место где родились?( Родина)
— Я не случайно показала наше село. Попробуйте формулировать тему урока.
— Да мы сегодня будем говорить о Родине.
Тема нашего урока: «Чувство Родины», а эпиграфом послужат нам слова
М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину”
Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»
— Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? (Ответы детей)
Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.
— Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)
Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.
-Подберите синонимы к слову Родина.
Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учиться, где живут его родные и близкие.
Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.
Родиной мы зовем её потому, что здесь родились, все вокруг нас родное. Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
-Как называется страна, где мы живем? (России, Российская Федерация)
-Как называют граждан, живущих в России? (россияне)
-Как вы представляете свою Родину..
-Наша страна отличается от других государств:
( — языком, на котором разговаривает народ
2) Рассматривание карты России и стенда «Государственные символы РФ»
3.) Работа в группе
— Давайте попробуем собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:
— Какую главную мысль выражают эти пословицы? ( Судьба и Родина едины)
4) Введение понятия «патриотизм»
— Ребята послушайте высказывания:
Александр Васильевич Суворов « Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.»
Иван Сергеевич Тургенев «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»
Михаил Михайлович Пришвин « Никогда не нужно забывать об этом, необходимо заботиться об окружающей природе, воспитывать чувство любви и бережного отношения к ней. Конечно, любить и оберегать намного труднее, чем использовать, но именно поэтому наша главная задача — взять под охрану основу нашего существования — уникальную природу нашей родины, и сберечь ее. Ведь мир живой природы так велик и прекрасен! Любить и оберегать его — значит любить и оберегать нашу родину
— Можно ли назвать патриотами людей, чьи высказывания вы сейчас прочитали?
— Какова главная мысль этих высказываний? ( Нужно любить Родину. Любить Родину – значит беречь ее природу, уважать живущих в ней людей, знать и беречь родной язык. )
— Как вы думаете, в мирное время, когда не нужно идти на защиту родины, можно быть патриотом? А дети могут быть патриотами? В чём может проявляться ваш патриотизм? Как может проявляться любовь к Родине? (Да. Сейчас мы можем изучать свою страну, учить родной язык, беречь природу.)
Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.
— А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?
-В своих тетрадях продолжите фразу : «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).
— Ребята, что вы узнали нового?
— Оцените свою работу на уроке.
— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»
Заключительное слово учителя.
— Мне хочется закончить урок стихотворением:
Источник
Вложение | Размер |
---|---|
chuvstvo_rodiny.docx | 51.04 КБ |
chuvstvo_rodiny.pptx | 1003.85 КБ |
1. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности.
— Я хочу начать наш урок с просмотра видеофрагмента.
Просмотр видеофрагмента. 1 мин.
(Родители учащихся в видео дают понятие «Родина» не называя слово.)
2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
-Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
— Правильно, ребята. Тема нашего урока «Чувство Родины», и сегодня мы с вами поговорим о Родине, её просторах, о народе, традициях. Слайд 1
3. Открытие нового знания.
-Что для вас значит Родина? (Ответы учащихся)
— Подберите к слову «Родина» однокоренные слова. ( родители, родня, родственники, родословная)
Слово «Родина» – произошло от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».
Роден – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода.
Родить – значить появиться потомству; родит и человек, и животное, и земля.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
— А как называется наша Родина? (Россия)
— Ребята. А кто знает, откуда появилось название — «Россия»?
В стародавние времена её называли Русью. Русь — светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Мы — русские, россияне, а страна, где мы живём, Россия.
— Послушайте, что такое Родина для русского писателя и педагога К. Д. Ушинского: Слайд 3
«Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Выборочное чтение. Ответьте словами текста.
– Почему автор называет Россию Отечеством?
– Почему автор называет Россию Родиной?
– Почему автор называет Россию матерью? Найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с матерью .
Кластер: Слайд 4
ОТЕЧЕСТВО РОДИНА МАТЬ
жили отцы родились здесь, земля
и деды говорим на кормит
родном языке и поит
-Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.
— Что делает для своего ребёнка мама?
-Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.
— Мамы похожи друг на друга или они все разные? Чем они похожи? (Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)
-А может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?
( Нет. Каждому дорога своя мама.)
-А есть ли на Земле другие государства? ( Да, есть другие страны .)
-А может быть у человека 3 Родины или 4? (Родина у нас одна. В русском языке слово Родина употребляется только в единственном числе).
— Определите главную мысль текста . ( Одна у человека родная мать — одна у него и Родина.)
— И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?
(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).
4. Работа в группах и парах.
— А сейчас мы поработаем в группах и парах. Первый и второй ряд работают в группах, а третий ряд в парах. Задание для групп.
— Попробуйте подобрать к каждой букве слова «Родина» по три прилагательных – эпитета, которое раскрывает ваше понимание слова «Родина».
Три пары будут работать с пословицами . Каждая пара получает лист со словами, из которых надо составить пословицу о Родине и объяснить ее значение.
И ещё три пары получают творческое задание. Составьте синквейн по теме нашего урока к слову «Родина»
Вспоминаем правила работы в группе и в парах. После выполнения задания представители групп отвечают. А теперь переверните листы с ответами. Какое слово получилось? (Россия) Молодцы!
Представители пар называют пословицы и читают синквейны:
А у меня получился вот такой синквейн. Слайд 5
заботится, защищать, любить
Я горжусь своей Родиной.
-Перевернём листы с ответами пар (получилось слово «Осетия»)
— А что значит для нас Осетия? (малая Родина)
— А что значит «малая родина»? (Ответы детей)
— Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок, но самый дорогой для всех нас. Место, которое мы называем своим домом на просторах нашей большой Родины. И для нас малая родина – это наша Осетия.
5. Включение в систему знаний.
— В жизни нас окружает много предметов и явлений природы. Это… (Окружающий мир)
— Правильно. Эти вещи, предметы, явления природы, среди которых живет человек, составляют какой мир? ( материальный)
— Приведите примеры предметов материального мира (драгоценности, автомобиль, аквариум, деньги, еда, книги, игрушки, квартира, компьютер, телевизор …)
-Но есть и другой мир. Какой? (духовный)
— Как вы думаете, что такое духовный мир? (То чем человек живет, чем интересуется и т.д. Это наша душа.
-У каждого из нас есть душа? Где она у нас находится? Это наш внутренний мир.
Посмотрите друг на друга, мы не похожи внешне. У нас у каждого свой наш внутренний мир, неповторимый, душа. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.
-Как вы считаете, люди, у которых богат духовный мир: они могут совершать зло? (Ответы детей.)
— А какие поступки свойственны этим людям? (Ответы)
Совершенно верно! Им свойственны: добрые дела, поступки; это люди слова, дела и чести; это борцы за справедливость; также им свойственно проявлять милосердие и сострадание к окружающему себя.
Как в материальном мире, так и в духовном есть разного рода поступки. Что делать, если человек совершил ошибку и понял, что был не прав. (Ответы детей.)
— Молодцы! Все совершают ошибки! Важно понять, что ты не прав и извиниться.
— В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки. Что означает это слово? (ответы)
— ТРАДИ́ЦИЯ. Слайд 6
1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Культурные традиции. Семейные традиции
2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту . Встреча Нового года .
-А какие у вас семейные традиции?
— А почему важно сохранять традиции?
— Следуя им, человек может отличить хорошее от плохого, сделать свой внутренний мир чистым, светлым, радостным.
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия.
У нас у всех одна!
— О чем это стихотворение?
— Ребята, как вы думаете, что самое ценное у страны? (народ).
— Самое ценное у страны – это народ. Народ – слово многозначное. «Вон сколько народу!» — говорят, когда много людей собралось в одном месте. Также народом называют население одной страны. Мы все – российский народ, россияне. А еще народ – это люди, которые говорят на одном языке, имеют общие обычаи и похожие занятия.
— Наша страна удивительна тем, что в ней проживают более 180 разных народов. Существуют как многочисленные народы, так и совсем небольшие. Каждый народ имеет свою историю, культуру и традиции. Культурные традиции — это богатство нашей многонациональной страны, они помогают сохранить связь с прошлым нашей Родины, нашего народа.
-Ребята, а дети каких национальностей учатся в нашем классе? (русские, осетины, армяне, одна грузинка и один рутулец)
-И они подготовили небольшие сообщения о своем народе. Слайд 7
Русские (Сотченко София):
Самый многочисленный народ России , самый многочисленный европейский народ . Русских во всем мире насчитывается около
133 000 000 человек. Название нации произошло от словосочетания «русские люди», в котором вторую часть отбросили из-за редкого употребления.
Много русских живёт на Украине , в Казахстане , Белоруссии , США и многих других странах. Русские являются православными христианами, но до христианства русские были язычниками, т.е. верили в духов, поклонялись разным божествам.
Гостеприимство-это одна из главных традиций русского народа. Прием гостей на Руси всегда был радостным событием. Странника, уставшего после долгого пути, угощали разными блюдами. Специально для него затапливали баньку, мыли и давали корм коню, на котором прибыл гость. Также путнику предлагали чистые вещи, интересовались, куда он направляется и тяжела ли дорога, предлагали помощь.
Армяне (Киракосян Анастасия)
Армяне- миролюбивые, гостеприимные и добродушные люди. Национальные черты характера армян – это энергичность, трудолюбие, преданность своему долгу и семье. Столица Армении –город Ереван. Общая численность армян в мире составляет 10-11 миллионов человек. Они живут в более чем в 70 странах мира.
Армения была первой страной, которая приняла христианство, как государственную религию в 301 году. У армян и в наши дни сохраняются такие традиции, как многочисленные и многодетные семьи. А традиции гостеприимства в Армении почитаются наравне с уважением к старшим. Армяне считают, что гостей посылает Бог, и в любом доме ему будут обеспечены пища и кров.
Грузины (Гегеев Дмитрий):
Грузины — это гордые и смелые жители Кавказа и лучшие в мире виноделы. Большинство представителей этой нации проживает в Грузии. Столица государства — город Тбилиси.
Грузин по всему миру насчитывается более 4 миллионов человек. Грузины одними из первых приняли христианскую веру.
На весь мир известно грузинское гостеприимство: по старинному обычаю, любого, кто попросит кров, обязаны принять в дом с почестями, накормить и дать ночлег, т.е. сделать его пребывание в доме максимально комфортным и удобным.
Рутульцы (Омаров Руслан)
Рутульцы — коренной народ Дагестана. Сегодня в мире от 36 000 до 55 000 представителей народа, но, по оценочным данным, их гораздо больше — около 120 000 человек. Название «рутульцы» связан с названием селения Рутул. Рутульцы исповедуют ислам.
Рутульцы строго соблюдают законы гостеприимства. Чтобы не навлечь на свой дом несчастья, хозяин должен накормить гостя, проявить радушие. Гость, в свою очередь, должен вести себя скромно, не доставлять беспокойства хозяевам.
Рутульцы отмечали Праздник весны, который сопровождался прыжками через костры. Так же торжественно отмечали возвращение чабанов с зимних пастбищ и окончание сбора. Устраивался общий праздник, на котором рутульцы поочередно собирали в складчину продукты и веселились.
Осетины (Хадиков Таймураз)
Осетины являются потомками алан — кочевых племен скифо-сарматского происхождения. Современные осетины живут на территории Кавказа и являются основным населением Южной и Северной Осетии.
Проживают осетины во многих городах и областях Российской Федерации, а также в Турции, Грузии, Франции, Канаде и США. Общая численность осетин во всем мире составляет около 755 000 человек.
В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства.
Осетины очень гостеприимны и с особенным уважением относятся к старшим по возрасту. Гость, кто бы он ни был, и откуда бы ни прибыл, считается Божьим посланником, личностью священной и неприкосновенной. Поэтому хозяева выражали радость по случаю его благополучного прибытия.
Отказать в приеме гостя значило покрыть несмываемым позором не только себя, но и всех родственников, однофамильцев. Каждый хозяин был обязан охранять покой и защищать честь гостя, кто бы он ни был.
— Какая одна общая традиция есть у всех этих народов? (Гостеприимство)
(Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать)
— На следующем уроке мы продолжим разговор о Родине, о традициях народов нашей многонациональной страны, поговорим, как выражают любовь к Родине художники и поэты. А на дом у вас задание провести интервью с членами семьи по вопросам:
— В заключение мне хочется сказать, что мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся, и мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили обычаи наших предков и горячо любили свою Родину;
обязаны любить свою Родину. Как? Вы ещё не скоро будете взрослыми людьми. Но вы должны уже сейчас учиться контролировать свои поступки, научиться ценить чужой труд, уважать и любить не только себя, но и окружающих вас людей, по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы — будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства. А если понадобится, то и охранять.
Напутствием вам пусть послужат слова русского писателя М.Салтыкова-Щедрина: «Люби, люби и люби своё Отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу и всё остальное без труда совершить».
Слово «Родина » – произошло от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством. Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода» . Роден – главный город племени россов – славян; он назван в честь бога Рода. Родить – значить появиться потомству; родит и человек, и зверь, и земля. Родич – родственник, член рода, одной крови. Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
К. Д. Ушинский: « Наше Отечество – наша Родина – матушка Россия . Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Отечество Родина Мать жили отцы и деды з емля кормит и поит родились здесь, г оворим на р одном языке
Родина В еликая , любимая. З аботится , защищает, любит. Я горжусь своей Родиной. Отчизна.
— ТРАДИ́ЦИЯ. 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Культурные традиции. Семейные традиции. 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
Домашнее задание Расспросите своих родных: Е сть ли среди ваших родственников, кто много сделал для Родины? Кто это? В чём их заслуга? 2. Расспросите своих родных о традициях вашей семьи, фамилии. 3. По желанию –выучить стихотворение о Родине.
«Люби, люби и люби своё Отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу и всё остальное без труда совершить». М.Салтыков -Щедрин
Спасибо за урок
Чувство Родины нужно заботливо взращивать,прививать духовную оседлость.Если не будет корней в родной местности,в родной стороне — будет много людей,похожих на иссушенное растение перекати-поле.Д.
Учебное открытое занятие на районном семинаре по ОРКиСЭ «Формирование познавательной активности у учащихся в рамках изучения курса ОРКиСЭ». Модуль «Основы светской этики». Подготовили и провели учител.
Изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, эко.
Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины".
Данный конспект был разработан мной для открытого урока, который я демонстрировала в рамках городского семинара «Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках «О.
Тема урока: «Чувство Родины».Тип урока: комбинированный.На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный, АМО (синквейн, оценка настроения).Формы.
ЦЕЛЬ УРОКА:Раскрыть значение Отечества для каждого человека, учить любить и уважать свою Родину.
Источник