Урок чувство родины по орксэ

Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины»

Скачать:

Вложение Размер
Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины» 22.63 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цуканово-Бобрикская основная общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

Открытый урок в 4 классе

Модуль «Основы светской этики»

Тема : Чувство Родины

Разработала и провела : Ерастова Г.А.

Тема: Чувство Родины

— изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

— развивать память, интерес к знаниям о родном крае, его традициям на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами.

— воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, толерантного отношения, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, доброжелательность, стремление быть тактичным и деликатным.

— достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю Крыма, России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

• умение формулировать понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна», назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

• адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна

• знание правил дружбы;

Оборудование: Учебник по ОРКСЭ / А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, тетради

1. Организационный момент. Мотивация.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

— На прошлом уроке мы сидели и размышляли в тени раскидистого дуба.

-Почему Дуб привлекал к себе всё живое?

— В чём Дуб видел смысл своей жизни?

— Чему можно научиться у природы?

— Давайте проверим, как вы справились с заданием закончить предложения в тетради.
— Когда я на природе, то…

— Когда я прихожу в лес, я помню, что

— Когда я оказываюсь на лугу, я …

— Когда я собираю ягоды и грибы, то …

3) У вас было задание нарисовать свой любимый уголок и подобрать к нему стихотворение.

( Дети представляют свои работы)

В итоге можно сказать, что природа это … волшебные двери к добру и доверию.

Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

2. Самоопределение к деятельности

— Мы вместе просмотрим презентацию , а вы мне скажите о чём она.

— О чём презентация . ( Это наше природа нашего села)

— Как мы называем место где родились?( Родина)

— Я не случайно показала наше село. Попробуйте формулировать тему урока.

— Да мы сегодня будем говорить о Родине.

Тема нашего урока: «Чувство Родины», а эпиграфом послужат нам слова

М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину”

Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»

— Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? (Ответы детей)

Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки, место по которому он тоскует и которое готов защищать.

— Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)

Корень «род». Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.

-Подберите синонимы к слову Родина.

Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учиться, где живут его родные и близкие.

Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.

Родиной мы зовем её потому, что здесь родились, все вокруг нас родное. Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

-Как называется страна, где мы живем? (России, Российская Федерация)

-Как называют граждан, живущих в России? (россияне)

-Как вы представляете свою Родину..

-Наша страна отличается от других государств:

( — языком, на котором разговаривает народ

2) Рассматривание карты России и стенда «Государственные символы РФ»

3.) Работа в группе

— Давайте попробуем собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:

  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Человек без родины, что соловей без песни.
  • Родная земля и в горсти мила.

— Какую главную мысль выражают эти пословицы? ( Судьба и Родина едины)

4) Введение понятия «патриотизм»

— Ребята послушайте высказывания:

Александр Васильевич Суворов « Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.»

Иван Сергеевич Тургенев «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»

Михаил Михайлович Пришвин « Никогда не нужно забывать об этом, необходимо заботиться об окружающей природе, воспитывать чувство любви и бережного отношения к ней. Конечно, любить и оберегать намного труднее, чем использовать, но именно поэтому наша главная задача — взять под охрану основу нашего существования — уникальную природу нашей родины, и сберечь ее. Ведь мир живой природы так велик и прекрасен! Любить и оберегать его — значит любить и оберегать нашу родину

— Можно ли назвать патриотами людей, чьи высказывания вы сейчас прочитали?
— Какова главная мысль этих высказываний? ( Нужно любить Родину. Любить Родину – значит беречь ее природу, уважать живущих в ней людей, знать и беречь родной язык. )

— Как вы думаете, в мирное время, когда не нужно идти на защиту родины, можно быть патриотом? А дети могут быть патриотами? В чём может проявляться ваш патриотизм? Как может проявляться любовь к Родине? (Да. Сейчас мы можем изучать свою страну, учить родной язык, беречь природу.)

Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

— А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

-В своих тетрадях продолжите фразу : «Я дарю своей Родине…». Например, я напишу: «Я дарю Родине свой труд учителя». В ваших возможностях подарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).

— Ребята, что вы узнали нового?

— Оцените свою работу на уроке.

— Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»

Заключительное слово учителя.

— Мне хочется закончить урок стихотворением:

Источник

Чувство Родины
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тема урока: «Чувство Родины».

Тип урока: комбинированный.

На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный, АМО (синквейн, оценка настроения).

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.

  • изучить основные понятия «Родина», «Отчизна»; «родное», «род», научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики, сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание.
  • развивать интерес к знаниям о родном Подмосковье, его традициях на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами, развивать память.
  • воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, толерантное и доброжелательное отношение, стремление быть тактичным и деликатным.

Скачать:

Вложение Размер
Чувство Родины 2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Чувство Родины».

Тип урока: комбинированный.

На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный, АМО (синквейн, оценка настроения).

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.

  • изучить основные понятия «Родина», «Отчизна»; «родное», «род», научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики, сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание.
  • развивать интерес к знаниям о родном Подмосковье, его традициях на основе толерантности и позитивного мировосприятия, умение преодолевать трудности, навыки работы с учебником, справочными материалами, развивать память.
  • воспитывать чувство патриотизма, коллективизма, уважения друг к другу и окружающим, потребность в общении, толерантное и доброжелательное отношение, стремление быть тактичным и деликатным.

Наш добрый дом — школа, мы – учителя и ученики — единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результат. Волшебные слова, которые вы прочитаете на доске, помогут Вам на уроке:

  • «Правила работы на уроке» (написаны на доске):

Не болтай ты понапрасну,

Убеждай и рассуждай.

Нам не нужен шум и гам,

Все задачи решай сам.

Если ты не сможешь вдруг,

Всегда придёт на помощь друг!

  • Самоопределение к учебной деятельности

Отличное настроение это всегда залог успеха. Хочется пожелать вам, чтобы оно сохранялось на уроке. А если у нас хорошее настроение, как мы можем подарить его друзьям при встрече? Правильно, улыбкой. Посмотрите на своего соседа по парте. Давайте улыбнёмся друг другу и скажем: «Желаю тебе сегодня на уроке …»

II. Актуализация знаний и постановка темы урока.

Любовь к природе — великое чувство. Любить свой край, беречь природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Чувство любви помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее.

Природа — это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы научиться понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, читать ее язык, нужно прививать эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а «человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».

Свою любовь и восхищение родной природой поэты, композиторы, художники выражали в своем творчестве. В песне «Наш край», композитор и поэт показали красоту русского леса, морей и гор, необъятные просторы нашей Родины.

( Звучит песня «Наш край», музыка Кабалевского Д.Б., слова: Пришелец А.)

Отгадайте загадку: « В своем доме и стены помогают»,

«Что краше солнца, дороже золота?» (Ответы детей)

Вы, наверное, догадались, о чем мы будем с вами говорить? (Ответы детей)

О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.

Тема нашего урока: «Чувство Родины»

Эпиграфом послужат нам слова М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину”

Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)

Мы постараемся сегодня затронуть глубокие чувства в сердце каждого, заглянуть в свой душевный мир, почувствовать искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина».

III. Изучение нового материала.

Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России, —

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом. П. Синявский.

А что для вас значит понятие «Родина»? (Ответы детей)

  • Место, где человек родился, где жили и живут его предки.
  • Родина это родной край, по которому он тоскует и готов защищать.
  • Самое дорогое и важное для каждого человека это Родина.

Ребята, как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (Ответы детей)

Это слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами, с близкими людьми.

(Работа в группах, один представитель называет слова)

Попробуйте подобрать к каждой букве слова «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова

Р — родная, раздольная, разумная и т.д.

О – огромная, очаровательная, открытая и т.д.

Д – добрая, душевная, достойная и т.д.

И – интересная, известная, интеллектуальная и т.д.

Н – необъятная, наилучшая, ненаглядная и т.д.

А – авторитетная, активная, актуальная, аккуратная и т.д.

Подберите синонимы, подумайте, какие подойдут к слову «Родина»?

( Предполагаемые ответы детей: родной край, Отечество, Отчизна)

Как вы думаете, слова: отчество, отец, отчий являются однокоренными

к слову «Отчизна» (Ответы детей)

А как вы понимаете слова Вольтера : «Отчизна – это край, где пленница душа»?

( На доске плакат со словами Вольтера ).

Здесь говорится о глубоких и сильных чувствах, которые выражают любовь к родному, любимому месту на Земле. Душа всегда связана с чувствами. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.

Как Вы думаете, у каждого человека есть город, деревня, где он родился, своя Малая Родина?

А что значит «малая родина»? (Ответы детей)

Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок, но самый дорогой для всех нас. Место, которое мы называем своим домом на просторах нашей большой Родины.

А сейчас мы послушаем ребят, которые приготовили стихотворение

(Дети читают стихи наизусть )

«Россия – наша Родина»

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна! (В. Гудимов)

Перечислить всего, что стоит за этим большим и емким словом Родина, никто не возьмется. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине.

Много мудрых мыслей, пословиц, поговорок, песен, сказок придумывал и слагал о Родине, о своем крае народ.

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки». Тарас Шевченко, украинский поэт.

Так сказал великий украинский поэт Тарас Шевченко, а как вы понимаете эти строки? (Ответы детей)

Человек, который не любит свою Родину, не может считаться нравственным человеком.

(Каждая группа получает конверт со словами, надо составить пословицу и объяснить ее значение)

Задание на столах для каждой группы в конвертах, постарайтесь собрать из этих слов пословицы о Родине и объяснить их значение:

  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Знает весь свет — тверже русских нет.
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  • Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
  • Русский человек добро помнит.
  • Самостоятельная творческая индивидуальная работа в тетрадях.

Составьте синквейн по теме нашего урока к слову «Родина»: существительное, существительное, существительное, прилагательное, прилагательное.

А у меня получился вот такой синквейн. Отчизна, Отечество, Родина, родная, любимая. Я люблю свою Родину.

IV. Закрепление нового материала.

Родина — это и огромное пространство в 1/6 всей земной коры, и ракета, нацеленная к луне, и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север. Великие открытия, достижения в разных областях культуры, науки и спорта, имена знаменитых людей, которым аплодирует весь мир. Родина это наши родители, дом, город и родная гимназия, все мы с нашим миром, чувствами, радостями и заботами.

Сейчас мы с вами выполним одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте инструкцию:

  • — сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,
  • — сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, затем еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.
  • — Что мы видим? У всех листы получились разные.

Все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях. Но независимо от этого, мы — единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. Строить дальнейшую жизнь России, сильного демократического государства мы можем только вместе. И нам под силу любые трудности, если мы будем объединены одной идеей:

«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

На столе у каждого из вас лежат сердечки. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я буду стараться для своей Родины…».

Например, я напишу: «Я буду стараться для своей Родины беречь природу». В ваших возможностях написать, а затем стараться дарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. (Ответы детей).

(На доске плакат с картинкой о России. «Cердечки» учитель прикрепляет на доску в виде большого сердца в центре плаката.)

Технология проведения: оцените свою работу на уроке, покажите цветные смайлики настроения ( Красный цвет – «У меня все получилось»; Синий цвет – «Узнал новое, но не все получалось»; Зеленый цвет – «Ничего не понял».)

  • Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»
  • Какая тема нашего урока?
  • Ребята, что вы узнали нового?
  • Что бы вы хотели узнать?
  • Какие цели и задачи мы ставили на уроке?
  • Оцените свою работу на уроке, покажите цветные смайлики настроения.

VI Заключительное слово учителя

Завершить урок хочется пожеланием всем добра, радости и стихотворением о Родине.

Холмы, перелески, луга и поля —

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей —

Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

«Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» К. Паустовский.

  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Знает весь свет — тверже русских нет.
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  • Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
  • Русский человек добро помнит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувство Родины нужно заботливо взращивать

Чувство Родины нужно заботливо взращивать,прививать духовную оседлость.Если не будет корней в родной местности,в родной стороне — будет много людей,похожих на иссушенное растение перекати-поле.Д.

Учебное занятие «Чувство Родины» по ОРКиСЭ в 4 классе (Модуль «Основы светской этики»)

Учебное открытое занятие на районном семинаре по ОРКиСЭ «Формирование познавательной активности у учащихся в рамках изучения курса ОРКиСЭ». Модуль «Основы светской этики». Подготовили и провели учител.

Чувство Родины.

Изучить основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»; сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, эко.

Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины»

Урок ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» Тема «Чувство Родины&quot.

Конспект открытого урока по ОРКЭС «Чувство Родины» (4 класс).

Данный конспект был разработан мной для открытого урока, который я демонстрировала в рамках городского семинара «Активные методы обучения как средство реализации требований ФГОС на уроках «О.

Чувство Родины. Урок ОРКСЭ.

ЦЕЛЬ УРОКА:Раскрыть значение Отечества для каждого человека, учить любить и уважать свою Родину.

Источник

Читайте также:  Если у парня пропали все чувства они могут вернуться
Оцените статью