- Урок по теме «Органы чувств»
- Презентация к уроку
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы урока.
- III. Работа над новым материалом.
- IV. Физминутка. Игра “Наши глаза”.
- V. Закрепление.
- VI. Домашнее задание.
- VII. Подведение итогов урока.
- VIII. Рефлексия.
- Разработка урока биологии 8 класс по теме «Органы чувств». план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме «Органы чувств»
Презентация к уроку
Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств.
Задачи:
- Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Формировать ЗОЖ. Воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
- Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
Формируемые УУД:
- Личностные УУД: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки, личностного действия в учебной деятельности.
- Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации осуществления сотрудничества.
- Познавательные УУД: формировать умение видеть проблемную ситуацию, находить пути решения.
- Регулятивные УУД: формировать умение работать в паре, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование:
- Ноутбук;
- Проектор
- Колонки;
- Запись ритмичной и спокойной музыки.
- карточки к заданию по группам «Запрещается – Разрешается» ;
Здоровьесберегающие технологии:
- Проветривание кабинета перед уроком;
- Комплекс физических упражнений;
- Физминутка. Игра “Наши глаза”;
- Смена деятельности: работа фронтальная – групповая.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, начинаем выполнять комплекс упражнений.
1) Комплекс физических упражнений. Слайд 2
Учитель показывает упражнения.
Упражнение для мобилизации внимания
И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо. 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс. 13-14 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 – медленный.
2) Вводная беседа.
– При помощи какого органа мы различаем цвета? (С помощью глаз)
– Слышим звуки? (Нам помогают уши)
– При помощи чего различаем запахи? (При помощи носа)
– Вкус пищи? (Наш помощник – язык)
– Чем чувствуем тепло, холод? (С помощью кожи)
II. Сообщение темы урока.
– Правильно. Все эти органы называются органами чувств. А теперь помогите мне сформулировать тему урока. (Органы чувств)
– У человека пять органов чувств. С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.
III. Работа над новым материалом.
1) Глаза – орган зрения. Слайд 3
– Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, что это за орган чувств.
Видят целый свет,
А друг друга нет.
– Что это? (Глаза) Слайд 4
– Или орган зрения – это наше новое понятие, прочитайте его.
– Скажите, что мы можем определить с помощью органа зрения?
Рассказ. Глаза – орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа – глазницах, защищены подвижными веками – верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.
Итог. Слайд 5
– Что мы различаем зрением?
– Какое значение имеют веки и ресницы?
– Какое значение имеют слезы?
– Какое строение имеет глаз?
– Как нужно охранять зрение?
2) Сценка. Береги зрение.
К окулисту пришел Крокодил, плакал горько, совета просил:
Я весь день телевизор смотрел, до полуночи над книгой сидел.
Свет обычно включать не любил и в темноте вечера проводил.
Видел все! А теперь не могу! Врач ответил: – Я вам помогу.
Но при этом с досадой сказал: – Вам беречь надо было глаза!
Непростительное поведение – так испортить хорошее зрение!
В темноте никогда не читайте! Телевизор пореже включайте!
И придется очки заказать, чтобы снова газеты читать!
Учитель: Я вот тоже к вам сегодня пришла в очках, потому что вчера долго работала на компьютере, а потом еще и лежа почитала книгу. Утром почувствовала, что глаза заболели, потекли слезы. И пришлось одевать очки. Как же быть? Как правильно беречь свои глаза?
IV. Физминутка. Игра “Наши глаза”.
Посмотреть друг другу внимательно в глаза.
Учитель говорит задание, ребята выполняют, например:
- похлопали в ладоши у кого карие глаза;
- присели 3 раза у кого зеленые глаза;
- подпрыгнули 5 раз у кого голубые глаза;
- погладили себя по голове у кого серые глаза и т.д.
Игра «Цепочка слов» – «Какими бывают глаза» ребята стоят по кругу. Учитель берет в руки маленький мячик и, передавая его соседу, говорит, например, «глаза могут быть добрыми», другой, передавая мяч соседу, говорит – «глаза могут быть злыми» и т.д. Желательно, чтобы ребята не повторяли прилагательные, характеризующие глаза.
3) Продолжим изучать нашу тему.
Уши – орган слуха.
– Следующий орган чувств вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка. Слайд 6
– Что это? (Уши) Слайд 7
– Правильно. Сейчас мы поговорим об органе слуха – это второе новое понятие, прочитаем его.
– Что было бы, если у нас не было органа слуха?
– Что мы различаем с помощью ушей?
– Сейчас я поставлю пластинку, а вы определите что это? (Голоса птиц)
Рассказ. Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом – это часть уха – ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.
Итог. Слайд 8
– Какое значение имеет орган слуха? (Ответы детей)
– Правильно ли одну ушную раковину назвать ухом?
– Куда идет возбуждение?
– Скажите, а как надо беречь уши?
– Почему в городах борются с шумом?
4) Нос – орган обоняния.
– Следующий орган чувств.
Загадка. Слайд 9
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
– Нос называют органом обоняния. Это следующее новое понятие, прочитаем.
– Закройте глаза. Я пройду и пронесу вещь, а вы должны определить что это?
– Что это? (Это апельсин)
Рассказ. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.
Итог. Слайд 10
– Чем мы различаем запахи? (Ответы детей)
– Как по-другому называется нос?
– Куда попадают пахучие вещества?
– Куда передается возбуждение (сигналы)?
– Как нужно оберегать органы обоняния?
5) Язык – орган вкуса.
– Следующий орган чувств.
Загадка. Слайд 11
– Как по-другому можно называть язык?
– Что ощущает человек языком?
Рассказ. Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.
Итог. Слайд 12
– Что мы можем различать органом вкуса?
– Чем покрыт язык?
– Почему мы ощущаем вкус пищи?
– Что помогает языку определить качество пищи?
6) Кожа – орган осязания. Слайд 13
– И последний орган чувств.
– Кожа – орган осязания. Это последнее наше понятие, прочитаем его.
– Что мы ощущаем при помощи кожи?
- Закройте глаза. Я вам дам предметы и вы должны определить, что у вас в руках. (Шишка)
- Закройте глаза и опустите руку в стакан с водой. Что мы ощущаем? (Холод)
– Скажите, как нужно заботиться о коже?
V. Закрепление.
– А сейчас мы будем играть в «Запрещается – разрешается». Мы разделились по группам до начала урока. Теперь каждая группа получает своё задание. Приложение 1, Приложение 2
VI. Домашнее задание.
Памятки вы составили почти без моей помощи – осталось выучить их и соблюдать не только на уроке по окружающему миру, а всегда.
В учебнике с. 49-52, рабочая тетрадь с. 40-42 (заполнить таблицу)
VII. Подведение итогов урока.
– Скажите, с чем мы сегодня познакомились?
– Что нового вы узнали на уроке?
И завершая путешествие по органам чувств предлагаю поиграть.
– Вам девчонки и мальчишки, приготовила я частушки.
Если мой совет хороший – вы похлопайте в ладоши.
На неправильный ответ, говорите – нет, нет, нет!
Постоянно нужно есть для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши. (Да)
Не грызите лист капустный, он совсем, совсем не вкусный.
Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? (Нет)
Говорила маме Люба – Я не буду чистить зубы.
А теперь у нашей Любы дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ? (Нет)
Ох, неловкая Людмила на пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает, чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет? Молодчина Люда? (Нет)
Блеск зубам чтобы придать нужно крем сапожный взять.
Выдавить пол тюбика и почистить зубики.
Это правильный совет? (Нет)
Навсегда запомните милые друзья!
Не почистив зубы, спать идти нельзя!
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши! (Да)
Зубы вы почистили и идите спать
Захватите булочку сладкую в кровать.
Это правильный совет? (Нет)
Запомните совет полезный
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши. (Нет)
Чтобы зубы укреплять полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет? (Нет)
Вы ребята не устали, пока мы здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ, что полезно, а что нет.
Учитель: Мы славно путешествовали. Теперь вы знаете правила, которые помогают человеку расти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде и учёбе.
VIII. Рефлексия.
Слайд 17
– Кому на уроке было комфортно работать?
– Кому было трудно?
Сообщение классу итогов работы на уроке.
– Урок закончен. Всем хорошего настроения и здоровья.
Список литературы:
- А.А. Плешаков, Н.Ю. Новицкая «Окружающий мир», – Москва: «Просвещение», 2011.
- С.А. Авилова, Т.В. Калинина «Игровые и рифмованные формы физических упражнений», – Волгоград: «Учитель», 2008.
- Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», – Москва: «Вако», 2007.
- Серия «Всё обо всём», Адреас Пиль «Моё тело», – Москва: «Планета детства», «Издательство Астрель» АСТ, 2000.
Источник
Разработка урока биологии 8 класс по теме «Органы чувств».
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Разработка урока биологии 8 класс по теме «Органы чувств».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_konspekt_organy_chuvstv_2016.docx | 44.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Заволжский
Пугачевского района Саратовской области»
Конспект урока биологии в 8 классе.
Тема: Значение органов чувств и анализаторов.
Органы осязания, обоняния и вкуса.
Николаенко Татьяна Ивановна
учитель биологии и химии
П. Заволжский, 2016г.
Тема: Значение органов чувств и анализаторов.
Органы осязания, обоняния и вкуса.
- Образовательные : создать условия для знакомства учащихся со строением и значением органов вкуса, осязания и обоняния, их анализаторами.
- Воспитательные : способствовать формированию научного мировоззрения, формирование умения работать в группах, культуры учебного труда.
- Развивающие :
а) способствовать развитию общеучебных умений:
- учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)
- учебно-информационных (умение работать с текстом, источниками информации),
- учебно-организационных (осуществлять самоконтроль и самооценку),
- учебно-коммуникативных (уважать мнение собеседника)
б) способствовать превращению биологических знаний в личностно-значимые (умение соблюдать правила безопасности при обращении с различными веществами)
в) способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.
Тип урока: открытие нового знания.
Вид: урок-исследование на проблемной основе.
Цель урока: Деятельностная: создание памятки «Гигиена органов чувств».
Содержательная: знакомство с новыми понятиями: анализаторы, рецепторы, иллюзии, токсикомания и со строением и значением органов вкуса, осязания и обоняния .
Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную; определять и формировать цель деятельности, самостоятельно обнаруживать проблему, выдвигать версии, искать средства для достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные : развивать умение описывать процессы восприятия явления органами чувств, умение анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы; знать строение органов чувств; проводить наблюдения.
Коммуникативные : развивать умения учащихся работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Личностные : проявлять чувство ответственности и заботу о собственном здоровье.
Планируемый результат: знать правила гигиены органов чувств и уметь их применять, созданная памятка.
Основные понятия: анализаторы, рецепторы
Межпредметные связи: физика, химия
— основные : Биология 8. Человек. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш «Вентана – Граф»,2011 г.
-дополнительные : средства для проведения опытов, наглядный материал (таблицы, муляжи), раздаточный материал (индивидуальные листы с таблицами, инструкции для проведения наблюдений, листы с заданиями),видеоролики, презентация, QR — код.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Структура и содержание урока
Задания для учащихся
Планируемые результаты УУД
I, II.Проблемная ситуация и актуализация
Цель: -создание условий для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
— организация выполнения уч-ся пробного учебного действия и фиксирования уч-ся индивидуального затруднения
Выполняют проблемные эксперименты
Создает условия для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность
Устная инструкция учителя
Выявляют роль органов чувств
самостоятельно обнаруживать проблему
делать выводы, строить рассуждения
уметь выражать свои мысли в устной речи
учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций
III.Выявление места и причины затруднения
-выявить место (шаг,операция) затруднения:
-зафиксировать во внешней речи причину затруднения
Выявляют место затруднения
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения
В устной беседе связывают эксперимент со схемой о здоровом образе жизни
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
IV. Поиск решения из проблемной ситуации:
-организовать постановку целей урока;
Организовать составление совместного плана действий
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
Ставят цель урока
С помощью учителя составляют и проговаривают план действий
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности
Организует постановку целей урока
Организует составление совместного плана действий
Организует определение средства
1.Сами попробуем выполнить задание
2.Сопоставим свои предположения с учебником
3.Спросим у учителя
4. Устраним затруднения
Уметь определять и формулировать цель на уроке
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умение доказать свою точку зрения
V. Реализация построенного плана действий.
А) индивидуальные задания- опыты
Организует работу учащихся с заданиями-тестами «Рабочие листы»:
-выполнение письменной части;
-беседа по биологическим задачам;
Знать строение органов чувств, процессы, происходящие в органах чувств.
Перевод информации из одного вида в другой
самостоятельно обнаруживать проблему
делать выводы, строить рассуждения
уметь выражать свои мысли в письменной речи
учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Отчеты групп по выполненному эксперименту.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности
Организует реализацию совместного плана действий
Отчеты групп по выполненному эксперименту.
Перевод информации из одного вида в другой
Коммуникативные : умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные : мотивировать свои действия.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа всего класса: Сформулируйте определение терминов: иллюзия, послевкусие, тактильные рецепторы, токсикомания. Задания по вариантам
Предлагает ученикам сформулировать определение анализатора
Записывают определение в тетради.
Коммуникативные : умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные : мотивировать свои действия.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Выступление эксперта. Взаимодействие анализаторов .
Предлагает проанализировать записи в тетради, закончить заполнение таблицы «ЗХУ», графы «узнал».
Формулируют выводы, заполняют таблицу.
Коммуникативные : умения работать с ИКТ; находить информацию; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные : мотивировать свои действия.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
-зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Рассказывают о достигнутых результатах каждым учеником самостоятельно
Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня:
Сегодня я узнал(а)…
Расскажите по схеме, чему научились на уроке
Учиться использовать свои знания для объяснения
Стараться понять друг друга.
Анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы
X. Постановка домашнего задания
Выбор домашнего задания и запись его в дневнике
Предлагает сделать выбор домашнего задания
§ 51,55 объяснить значение крылатых выражений. По выбору: Составить кроссворд «Органы чувств». Составить памятку «Гигиена органов чувств».
Учиться навыкам гигиены
Приобретать новые умения работы с информацией
Создание настроя на урок.
— Утром вы шли по улице и испытывали различные ощущения. Холодно, свежий воздух. Как вы получили эту информацию?
II. Проблемная ситуация и актуализация
Учитель начинает урок с проблемного эксперимента. Не объясняя темы и цели сегодняшнего урока, предлагает учащимся проанализировать два эксперимента, затем предлагает заполнить таблицу на доске (сначала 2 столбика).
1) Учитель просит закрыть учащихся глаза и разбрызгивает по классу мандариновый сок.
Учитель: Что вы представили, ощутив запах?
Ассоциации учащихся: Новый год. Подарочный набор с конфетами и фруктами.
Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?
Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании запаха.
2) Учитель просит закрыть учащихся глаза и предлагает одному ученику определить на ощупь предмет (например, тетрадь).
Учитель: Что вы представили, ощутив предмет?
Ассоциации учащихся: ученическая тетрадь.
Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?
Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании осязания.
3) Учитель просит закрыть учащихся глаза и предлагает одному ученику определить вещество (дать ученику кусочек шоколада).
Учитель: Что вы представили, ощутив вещество?
Ассоциации учащихся: шоколадка.
Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?
Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании вкуса.
III. Выявление места и причины затруднения
Устная работа : утверждения «да», «нет», «не знаю»:
Здоровье не купишь
Во время насморка пища кажется невкусной
Приятные запахи доставляют радость: это запах цветов, леса
Для курящих людей пища кажется недосоленной и пресной
Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.
Здоровье дороже богатства
Руки всегда чистые, поэтому перед едой их мыть не надо
Слишком горячая пища обжигает язык и мы почти не чувствуем её вкуса.
Нос работает как сторож
Здоровье всего дороже
Неприятные запахи предупреждают об опасности
Здоров будешь – все добудешь
Предлагает учащимся предположить тему урока и ее цель. И заполнить первый и второй столбики таблицы.
Если вы в первом столбике заполнили так много, то, что же вам хотелось бы узнать сегодня на уроке.
( Предположение учащихся темы и цели урока).
IV. Поиск решения из проблемной ситуации: организовать постановку темы и целей урока.
Тема: Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния и вкуса.
— Что вы знаете об этих органах? (ответы детей: это нос, пальцы, язык)
— Что еще НЕ знаете? (ответы детей: как они действуют, почему мы можем чувствовать прикосновение, вкус, запах).
— Что нужно сделать, что бы узнать об этом? (выполнять задания учителя, искать информацию в различных источниках).
— Какие цели необходимо поставить на этом уроке?
- Изучить строение органов названных чувств.
- Выяснить значение данных анализаторов в жизни человека.
- Отметить меры по сохранению обоняния, осязания и вкуса.
— Что бы ответить на все вопросы, прозвучавшие ранее необходимо провести исследование.
Для начала необходимо узнать, из каких частей состоит анализатор? (рецептор, чувствительный нерв, отдел ЦНС, который обрабатывает поступившую информацию и создает образ).
— Что или кто будет являться объектом нашего исследования? (человек). Предметом – органы чувств.
Мы работали все вместе, а теперь предлагаю поработать в группах. Вы будете исследовать особенности органов чувств.
Каждая группа имеет инструктивную карту на столах. Вам предстоит выполнить исследование и сделать вывод.
После работы необходимо сообщить результат всему классу. Таким образом, мы создадим общую характеристику органов чувств.
— Приступим к работе? Уважаемые исследователи, помните, что от согласованной работы всех членов исследовательской группы зависит результат эксперимента. Один из членов вашей лаборатории лаборант – проводит опыты, второй- испытатель, выполняет задания с завязанными глазами, третий – лаборант-секретарь ведет дневник наблюдений и делает записи, четвертый — аналитик делает вывод по результатам, проведенных экспериментов.
В это же время в нашем небольшом филиале научно-исследовательского института работают 3 консультанта и эксперт, которые занимаются изучением теоретических основ биологии и уникальных возможностей человека. После результатов ваших экспериментов мы заслушаем их мнение.
А что бы работалось веселее, давайте снимем напряжение:
1. Упр.: коллективный массаж шеи и мышц верхней части спины
2. Упр.: поморгали глазами, похлопали ушами
3. Упр.: муха села на нос, посмотрели на неё, а теперь без помощи рук сгоните её
V. Реализация построенного плана.
Работа в группах.
Лабораторная работа №1
1)У испытуемого закрыты глаза. Двумя карандашами одновременно прикасаться на разном расстоянии сначала к ладони, а затем к спине. Сколько карандашей одновременно прикасалось к телу? Где больше рецепторов? На ладони или на руке?
2)Ученику с завязанными глазами дать в руки цветок. Он должен при помощи органов чувств определить, что это за предмет.
3) Ученику с завязанными глазами монету положить на запястье и затем в руки для исследования пальцами. Где больше рецепторов? На ладони или на руке?
Обсудите в группах результат и сделайте вывод.
Лабораторная работа №2
Поднесите пахучее вещество к носу. Вы ощущаете его запах. Задержите дыхание, затем произведите несколько коротких нюхательных движений. Что вы ощущаете? (кофе, растительное масло, духи, лавровый лист, мел).
Обсудите в группах результат и сделайте вывод.
Лабораторная работа №3
1) Обсушите чистой салфеткой кончик языка и положите на него конфету. Что вы ощутили в первое мгновение?
2) Испытуемому предлагается с закрытыми глазами определить по вкусу вещества из баночек (яблоки, лимон, шоколад, лук, конфета).
Обсудите в группах результат и сделайте вывод.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
— Итак, что же вы выяснили в ходе эксперимента?
Отчеты групп по выполненному эксперименту.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа всего класса: Сформулируйте определение терминов: иллюзия, послевкусие, тактильные рецепторы, токсикомания.
3 консультанта работая с учебником, дополнительным материалом и компьютером, находят факты, объясняющие и доказывающие выводы по результатам эксперимента и приводят примеры
Задание 1 : в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.
1 вариант: 2 вариант:
зона коры полушарий выделение
1. Какой орган чувств изображен на рисунке?
2. Назовите части этого анализатора.
3. С какими анализаторами он связан?
Задание 2. 1 вариант : 2 вариант:
Оценивание Задание 1.
- Правильно зачёркнуто лишнее понятие — 1балл.
выделено ключевое понятие — 1 балл.
дано определение — 1 балл. всего — 3 балла.
- Правильно назван орган чувств — 1 балл.
названы части анализатора -1 балл.
отражена взаимосвязь — 1 балл. всего -3 балла.
«5» – 6 баллов. «4» – 5 баллов. «3» – 4 балла.
Гимнастика для глаз. Выполняется стоя.
Комплекс упражнений «Рисуй глазами треугольник» (Дети представляют внешний вид геометрических фигур).
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем, наконец. Зарядка кончилась.
Ты молодец!
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Выступление эксперта. Взаимодействие анализаторов .
Окружающий нас мир мы воспринимаем как единое целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. И формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений — это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится сигнализация от всех анализаторов. Взаимодействие ощущений — непременное условие полноценной трудовой деятельности.
Анализаторы предупреждают нас об опасности. Они служат нам для выбора и получения удовольствия от еды, питья, произведений искусства…
В основе многих профессий лежат способности различать цвета, звуки, запахи, кожная и мышечная чувствительность. Художники, музыканты… Повар, дегустатор, парфюмер.
Сомелье – человек, ответственный за подачу напитков в ресторане, дающий советы по выбору вин и напитков; сервирует их и следит за их подачей клиенту.
Чайный сомелье ( титестер) – дегустатор чая. Он по цвету, запаху и вкусу определяет – откуда он родом, этот сорт, сезон сбора, способ хранения и переработки. Известные чайные фирмы страхуют органы обоняния своих титестеров на огромные суммы. От того на сколько ошибется специалист, зависит прибыль чайной компании.
Ни один уважающий себя дегустатор и близко не подходит к курящему, не говоря уже о том, чтобы самому закурить.
Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов .
Некоторые люди могут развить у себя многие способности. Как, например, маленький Моцарт играл на клавесине с полностью закрытой тканью клавиатурой и играл на этой ткани так, как если бы перед глазами была открытая клавиатура .
Это проприоцепция — способность чувствовать положение тела, или положение мышц, даже не используя зрение.
Но особенно важной в жизни людей становится эта способность, когда они имеют нарушения зрения или его полное отсутствие. Такие люди учатся читать и познавать мир с помощью алфавита Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт , предназначенный для письма и чтения.
Учитель: Но не только в обычной жизни люди с нарушениями восприятия и органов чувств добиваются результатов для самих себя, есть легендарные люди, которые своими достижениями прославляют нашу страну. Среди них слабовидящая лыжница и биатлонистка — Михалина Лысова, которая на олимпиаде в Сочи-2014 под руководством лидера Алексея Иванова стала четырёхкратной паралимпийской чемпионкой. Трудность биатлона для слабовидящих в том, что они ориентируются за бегущим впереди лидером по звуку маячка (сильному или слабому при удалении) и при стрельбе они совсем не видят мишени.
Итак. Давайте припомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
— Мы достигли этих целей? Что нового вы узнали на уроке?
— Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с иллюстрациями, просмотр видеофрагмента, выполнение эксперимента)
— Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента).
Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня:
Сегодня я узнал(а)…
У меня получилось…
А еще я хотела бы вас проверить. Ответьте на вопрос, что это за картинка? (показать QR- код). (Учащиеся высказывают предположения).
Конечно, определить, что означают эти символы человеческим органам чувств неподвластно, но новинки техники позволяют нам открыть путь ко многим источникам информации даже с помощью простой программ в мобильном телефоне. Один ученик с помощью телефона выполняет расшифровку QR- кода и читает текст.
( Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.)
Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но к концу подошел наш урок.
А я благодарность вам всем объявляю,
Отметки все ваши в журнал выставляю.
Что будут они «хорошо» и «отлично».
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю!
X . Домашнее задание. § 51,55 объяснить значение крылатых выражений. По выбору: Составить кроссворд «Органы чувств». Составить памятку «Гигиена органов чувств».
Крылатые выражения (объяснить)
- повесить нос, задрать нос, совать нос не в свое дело
- уши вянут, хлопать ушами, развесить уши
- проглотить язык, язык хорошо подвешен,
- толстокожий бегемот
- глаза на мокром месте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме «Терморегуляция организма. Закаливание». Второй урок по теме «Покровные органы. Теплорегуляция» в 8 классе.
Предсталена разработка урока биологии по теме «Значение органов чувств» в 9 классе коррекционной школы 8 вида.
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме «Почему организмы совершают движения? «.Методическая разработка урока с поэтап.
Презентация к уроку биологии по теме «Органы чувств».
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем «Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в.
Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност.
Источник