Урок биологии органы чувств

Урок по теме «Органы чувств»

Презентация к уроку

Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств.

Задачи:

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека. Формировать ЗОЖ. Воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Формируемые УУД:

  1. Личностные УУД: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки, личностного действия в учебной деятельности.
  2. Коммуникативные УУД: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации осуществления сотрудничества.
  3. Познавательные УУД: формировать умение видеть проблемную ситуацию, находить пути решения.
  4. Регулятивные УУД: формировать умение работать в паре, планировать свою деятельность и выполнять намеченное по плану.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование:

  • Ноутбук;
  • Проектор
  • Колонки;
  • Запись ритмичной и спокойной музыки.
  • карточки к заданию по группам «Запрещается – Разрешается» ;

Здоровьесберегающие технологии:

  • Проветривание кабинета перед уроком;
  • Комплекс физических упражнений;
  • Физминутка. Игра “Наши глаза”;
  • Смена деятельности: работа фронтальная – групповая.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, начинаем выполнять комплекс упражнений.

1) Комплекс физических упражнений. Слайд 2

Учитель показывает упражнения.

Упражнение для мобилизации внимания

И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо. 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс. 13-14 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 – медленный.

2) Вводная беседа.

При помощи какого органа мы различаем цвета? (С помощью глаз)

– Слышим звуки? (Нам помогают уши)

– При помощи чего различаем запахи? (При помощи носа)

– Вкус пищи? (Наш помощник – язык)

– Чем чувствуем тепло, холод? (С помощью кожи)

II. Сообщение темы урока.

Правильно. Все эти органы называются органами чувств. А теперь помогите мне сформулировать тему урока. (Органы чувств)

– У человека пять органов чувств. С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.

III. Работа над новым материалом.

1) Глаза – орган зрения. Слайд 3

– Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, что это за орган чувств.

Видят целый свет,
А друг друга нет.

– Что это? (Глаза) Слайд 4

Или орган зрения – это наше новое понятие, прочитайте его.

– Скажите, что мы можем определить с помощью органа зрения?

Рассказ. Глаза – орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа – глазницах, защищены подвижными веками – верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

Итог. Слайд 5

– Что мы различаем зрением?

– Какое значение имеют веки и ресницы?

– Какое значение имеют слезы?

– Какое строение имеет глаз?

– Как нужно охранять зрение?

2) Сценка. Береги зрение.

К окулисту пришел Крокодил, плакал горько, совета просил:
Я весь день телевизор смотрел, до полуночи над книгой сидел.
Свет обычно включать не любил и в темноте вечера проводил.
Видел все! А теперь не могу! Врач ответил: – Я вам помогу.
Но при этом с досадой сказал: – Вам беречь надо было глаза!
Непростительное поведение – так испортить хорошее зрение!
В темноте никогда не читайте! Телевизор пореже включайте!
И придется очки заказать, чтобы снова газеты читать!

Учитель: Я вот тоже к вам сегодня пришла в очках, потому что вчера долго работала на компьютере, а потом еще и лежа почитала книгу. Утром почувствовала, что глаза заболели, потекли слезы. И пришлось одевать очки. Как же быть? Как правильно беречь свои глаза?

IV. Физминутка. Игра “Наши глаза”.

Посмотреть друг другу внимательно в глаза.

Учитель говорит задание, ребята выполняют, например:

  • похлопали в ладоши у кого карие глаза;
  • присели 3 раза у кого зеленые глаза;
  • подпрыгнули 5 раз у кого голубые глаза;
  • погладили себя по голове у кого серые глаза и т.д.

Игра «Цепочка слов» – «Какими бывают глаза» ребята стоят по кругу. Учитель берет в руки маленький мячик и, передавая его соседу, говорит, например, «глаза могут быть добрыми», другой, передавая мяч соседу, говорит – «глаза могут быть злыми» и т.д. Желательно, чтобы ребята не повторяли прилагательные, характеризующие глаза.

3) Продолжим изучать нашу тему.

Уши – орган слуха.

Следующий орган чувств вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка. Слайд 6

– Что это? (Уши) Слайд 7

– Правильно. Сейчас мы поговорим об органе слуха – это второе новое понятие, прочитаем его.

– Что было бы, если у нас не было органа слуха?

– Что мы различаем с помощью ушей?

– Сейчас я поставлю пластинку, а вы определите что это? (Голоса птиц)

Рассказ. Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом – это часть уха – ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.

Итог. Слайд 8

– Какое значение имеет орган слуха? (Ответы детей)

– Правильно ли одну ушную раковину назвать ухом?

– Куда идет возбуждение?

– Скажите, а как надо беречь уши?

– Почему в городах борются с шумом?

4) Нос – орган обоняния.

– Следующий орган чувств.

Загадка. Слайд 9

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.

– Нос называют органом обоняния. Это следующее новое понятие, прочитаем.

– Закройте глаза. Я пройду и пронесу вещь, а вы должны определить что это?

– Что это? (Это апельсин)

Рассказ. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.

Итог. Слайд 10

– Чем мы различаем запахи? (Ответы детей)

– Как по-другому называется нос?

– Куда попадают пахучие вещества?

– Куда передается возбуждение (сигналы)?

– Как нужно оберегать органы обоняния?

5) Язык – орган вкуса.

Следующий орган чувств.

Загадка. Слайд 11

– Как по-другому можно называть язык?

– Что ощущает человек языком?

Рассказ. Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.

Читайте также:  Утром проснусь с настроением веселым

Итог. Слайд 12

– Что мы можем различать органом вкуса?

– Чем покрыт язык?

– Почему мы ощущаем вкус пищи?

– Что помогает языку определить качество пищи?

6) Кожа – орган осязания. Слайд 13

– И последний орган чувств.

– Кожа – орган осязания. Это последнее наше понятие, прочитаем его.

– Что мы ощущаем при помощи кожи?

  1. Закройте глаза. Я вам дам предметы и вы должны определить, что у вас в руках. (Шишка)
  2. Закройте глаза и опустите руку в стакан с водой. Что мы ощущаем? (Холод)

– Скажите, как нужно заботиться о коже?

V. Закрепление.

А сейчас мы будем играть в «Запрещается – разрешается». Мы разделились по группам до начала урока. Теперь каждая группа получает своё задание. Приложение 1, Приложение 2

VI. Домашнее задание.

Памятки вы составили почти без моей помощи – осталось выучить их и соблюдать не только на уроке по окружающему миру, а всегда.

В учебнике с. 49-52, рабочая тетрадь с. 40-42 (заполнить таблицу)

VII. Подведение итогов урока.

– Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

– Что нового вы узнали на уроке?

И завершая путешествие по органам чувств предлагаю поиграть.

– Вам девчонки и мальчишки, приготовила я частушки.

Если мой совет хороший – вы похлопайте в ладоши.
На неправильный ответ, говорите – нет, нет, нет!

Постоянно нужно есть для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши. (Да)

Не грызите лист капустный, он совсем, совсем не вкусный.
Ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? (Нет)

Говорила маме Люба – Я не буду чистить зубы.
А теперь у нашей Любы дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ? (Нет)

Ох, неловкая Людмила на пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает, чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет? Молодчина Люда? (Нет)

Блеск зубам чтобы придать нужно крем сапожный взять.
Выдавить пол тюбика и почистить зубики.
Это правильный совет? (Нет)

Навсегда запомните милые друзья!
Не почистив зубы, спать идти нельзя!
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши! (Да)

Зубы вы почистили и идите спать
Захватите булочку сладкую в кровать.
Это правильный совет? (Нет)

Запомните совет полезный
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши. (Нет)

Чтобы зубы укреплять полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет? (Нет)

Вы ребята не устали, пока мы здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ, что полезно, а что нет.

Учитель: Мы славно путешествовали. Теперь вы знаете правила, которые помогают человеку расти здоровым, крепким, жизнерадостным, готовым к преодолению трудностей в труде и учёбе.

VIII. Рефлексия.

Слайд 17

Кому на уроке было комфортно работать?

– Кому было трудно?

Сообщение классу итогов работы на уроке.

– Урок закончен. Всем хорошего настроения и здоровья.

Список литературы:

  1. А.А. Плешаков, Н.Ю. Новицкая «Окружающий мир», – Москва: «Просвещение», 2011.
  2. С.А. Авилова, Т.В. Калинина «Игровые и рифмованные формы физических упражнений», – Волгоград: «Учитель», 2008.
  3. Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья», – Москва: «Вако», 2007.
  4. Серия «Всё обо всём», Адреас Пиль «Моё тело», – Москва: «Планета детства», «Издательство Астрель» АСТ, 2000.

Источник

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Органы чувств».
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Органы чувств».

Скачать:

Вложение Размер
gotovyy_konspekt_organy_chuvstv_2016.docx 44.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Заволжский

Пугачевского района Саратовской области»

Конспект урока биологии в 8 классе.

Тема: Значение органов чувств и анализаторов.

Органы осязания, обоняния и вкуса.

Николаенко Татьяна Ивановна

учитель биологии и химии

П. Заволжский, 2016г.

Тема: Значение органов чувств и анализаторов.

Органы осязания, обоняния и вкуса.

  1. Образовательные : создать условия для знакомства учащихся со строением и значением органов вкуса, осязания и обоняния, их анализаторами.
  2. Воспитательные : способствовать формированию научного мировоззрения, формирование умения работать в группах, культуры учебного труда.
  3. Развивающие :

а) способствовать развитию общеучебных умений:

  • учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)
  • учебно-информационных (умение работать с текстом, источниками информации),
  • учебно-организационных (осуществлять самоконтроль и самооценку),
  • учебно-коммуникативных (уважать мнение собеседника)

б) способствовать превращению биологических знаний в личностно-значимые (умение соблюдать правила безопасности при обращении с различными веществами)

в) способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид: урок-исследование на проблемной основе.

Цель урока: Деятельностная: создание памятки «Гигиена органов чувств».

Содержательная: знакомство с новыми понятиями: анализаторы, рецепторы, иллюзии, токсикомания и со строением и значением органов вкуса, осязания и обоняния .

Регулятивные : преобразовывать практическую задачу в познавательную; определять и формировать цель деятельности, самостоятельно обнаруживать проблему, выдвигать версии, искать средства для достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные : развивать умение описывать процессы восприятия явления органами чувств, умение анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы; знать строение органов чувств; проводить наблюдения.

Коммуникативные : развивать умения учащихся работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные : проявлять чувство ответственности и заботу о собственном здоровье.

Планируемый результат: знать правила гигиены органов чувств и уметь их применять, созданная памятка.

Основные понятия: анализаторы, рецепторы

Межпредметные связи: физика, химия

— основные : Биология 8. Человек. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш «Вентана – Граф»,2011 г.

-дополнительные : средства для проведения опытов, наглядный материал (таблицы, муляжи), раздаточный материал (индивидуальные листы с таблицами, инструкции для проведения наблюдений, листы с заданиями),видеоролики, презентация, QR — код.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Структура и содержание урока

Задания для учащихся

Планируемые результаты УУД

I, II.Проблемная ситуация и актуализация

Цель: -создание условий для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— организация выполнения уч-ся пробного учебного действия и фиксирования уч-ся индивидуального затруднения

Выполняют проблемные эксперименты

Создает условия для возникновения у уч-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Устная инструкция учителя

Выявляют роль органов чувств

самостоятельно обнаруживать проблему

делать выводы, строить рассуждения

уметь выражать свои мысли в устной речи

учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций

III.Выявление места и причины затруднения

-выявить место (шаг,операция) затруднения:

-зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Выявляют место затруднения

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения

В устной беседе связывают эксперимент со схемой о здоровом образе жизни

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

IV. Поиск решения из проблемной ситуации:

-организовать постановку целей урока;

Организовать составление совместного плана действий

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Ставят цель урока

С помощью учителя составляют и проговаривают план действий

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности

Организует постановку целей урока

Организует составление совместного плана действий

Организует определение средства

1.Сами попробуем выполнить задание

2.Сопоставим свои предположения с учебником

3.Спросим у учителя

4. Устраним затруднения

Уметь определять и формулировать цель на уроке

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умение доказать свою точку зрения

V. Реализация построенного плана действий.

А) индивидуальные задания- опыты

Организует работу учащихся с заданиями-тестами «Рабочие листы»:

-выполнение письменной части;

-беседа по биологическим задачам;

Знать строение органов чувств, процессы, происходящие в органах чувств.

Перевод информации из одного вида в другой

самостоятельно обнаруживать проблему

делать выводы, строить рассуждения

уметь выражать свои мысли в письменной речи

учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Отчеты групп по выполненному эксперименту.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности

Организует реализацию совместного плана действий

Отчеты групп по выполненному эксперименту.

Перевод информации из одного вида в другой

Коммуникативные : умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные : мотивировать свои действия.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа всего класса: Сформулируйте определение терминов: иллюзия, послевкусие, тактильные рецепторы, токсикомания. Задания по вариантам

Предлагает ученикам сформулировать определение анализатора

Записывают определение в тетради.

Коммуникативные : умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные : мотивировать свои действия.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Выступление эксперта. Взаимодействие анализаторов .

Предлагает проанализировать записи в тетради, закончить заполнение таблицы «ЗХУ», графы «узнал».

Формулируют выводы, заполняют таблицу.

Коммуникативные : умения работать с ИКТ; находить информацию; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные : мотивировать свои действия.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Рассказывают о достигнутых результатах каждым учеником самостоятельно

Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня:

Сегодня я узнал(а)…

Расскажите по схеме, чему научились на уроке

Учиться использовать свои знания для объяснения

Стараться понять друг друга.

Анализировать и оценивать информацию, делать обобщающие выводы

X. Постановка домашнего задания

Выбор домашнего задания и запись его в дневнике

Предлагает сделать выбор домашнего задания

§ 51,55 объяснить значение крылатых выражений. По выбору: Составить кроссворд «Органы чувств». Составить памятку «Гигиена органов чувств».

Учиться навыкам гигиены

Приобретать новые умения работы с информацией

Создание настроя на урок.

— Утром вы шли по улице и испытывали различные ощущения. Холодно, свежий воздух. Как вы получили эту информацию?

II. Проблемная ситуация и актуализация

Учитель начинает урок с проблемного эксперимента. Не объясняя темы и цели сегодняшнего урока, предлагает учащимся проанализировать два эксперимента, затем предлагает заполнить таблицу на доске (сначала 2 столбика).

1) Учитель просит закрыть учащихся глаза и разбрызгивает по классу мандариновый сок.

Учитель: Что вы представили, ощутив запах?

Ассоциации учащихся: Новый год. Подарочный набор с конфетами и фруктами.

Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?

Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании запаха.

2) Учитель просит закрыть учащихся глаза и предлагает одному ученику определить на ощупь предмет (например, тетрадь).

Учитель: Что вы представили, ощутив предмет?

Ассоциации учащихся: ученическая тетрадь.

Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?

Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании осязания.

3) Учитель просит закрыть учащихся глаза и предлагает одному ученику определить вещество (дать ученику кусочек шоколада).

Учитель: Что вы представили, ощутив вещество?

Ассоциации учащихся: шоколадка.

Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации?

Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании вкуса.

III. Выявление места и причины затруднения

Устная работа : утверждения «да», «нет», «не знаю»:

Здоровье не купишь

Во время насморка пища кажется невкусной

Приятные запахи доставляют радость: это запах цветов, леса

Для курящих людей пища кажется недосоленной и пресной

Не трогай незнакомые растения, они могут быть ядовитыми и вызвать раздражение кожи.

Здоровье дороже богатства

Руки всегда чистые, поэтому перед едой их мыть не надо

Слишком горячая пища обжигает язык и мы почти не чувствуем её вкуса.

Нос работает как сторож

Здоровье всего дороже

Неприятные запахи предупреждают об опасности

Здоров будешь – все добудешь

Предлагает учащимся предположить тему урока и ее цель. И заполнить первый и второй столбики таблицы.

Если вы в первом столбике заполнили так много, то, что же вам хотелось бы узнать сегодня на уроке.

( Предположение учащихся темы и цели урока).

IV. Поиск решения из проблемной ситуации: организовать постановку темы и целей урока.

Тема: Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния и вкуса.

— Что вы знаете об этих органах? (ответы детей: это нос, пальцы, язык)

— Что еще НЕ знаете? (ответы детей: как они действуют, почему мы можем чувствовать прикосновение, вкус, запах).

— Что нужно сделать, что бы узнать об этом? (выполнять задания учителя, искать информацию в различных источниках).

— Какие цели необходимо поставить на этом уроке?

  • Изучить строение органов названных чувств.
  • Выяснить значение данных анализаторов в жизни человека.
  • Отметить меры по сохранению обоняния, осязания и вкуса.

— Что бы ответить на все вопросы, прозвучавшие ранее необходимо провести исследование.

Для начала необходимо узнать, из каких частей состоит анализатор? (рецептор, чувствительный нерв, отдел ЦНС, который обрабатывает поступившую информацию и создает образ).

— Что или кто будет являться объектом нашего исследования? (человек). Предметом – органы чувств.

Мы работали все вместе, а теперь предлагаю поработать в группах. Вы будете исследовать особенности органов чувств.

Каждая группа имеет инструктивную карту на столах. Вам предстоит выполнить исследование и сделать вывод.

После работы необходимо сообщить результат всему классу. Таким образом, мы создадим общую характеристику органов чувств.

— Приступим к работе? Уважаемые исследователи, помните, что от согласованной работы всех членов исследовательской группы зависит результат эксперимента. Один из членов вашей лаборатории лаборант – проводит опыты, второй- испытатель, выполняет задания с завязанными глазами, третий – лаборант-секретарь ведет дневник наблюдений и делает записи, четвертый — аналитик делает вывод по результатам, проведенных экспериментов.

В это же время в нашем небольшом филиале научно-исследовательского института работают 3 консультанта и эксперт, которые занимаются изучением теоретических основ биологии и уникальных возможностей человека. После результатов ваших экспериментов мы заслушаем их мнение.

А что бы работалось веселее, давайте снимем напряжение:

1. Упр.: коллективный массаж шеи и мышц верхней части спины

2. Упр.: поморгали глазами, похлопали ушами

3. Упр.: муха села на нос, посмотрели на неё, а теперь без помощи рук сгоните её

V. Реализация построенного плана.

Работа в группах.

Лабораторная работа №1

1)У испытуемого закрыты глаза. Двумя карандашами одновременно прикасаться на разном расстоянии сначала к ладони, а затем к спине. Сколько карандашей одновременно прикасалось к телу? Где больше рецепторов? На ладони или на руке?

2)Ученику с завязанными глазами дать в руки цветок. Он должен при помощи органов чувств определить, что это за предмет.

3) Ученику с завязанными глазами монету положить на запястье и затем в руки для исследования пальцами. Где больше рецепторов? На ладони или на руке?

Обсудите в группах результат и сделайте вывод.

Лабораторная работа №2

Поднесите пахучее вещество к носу. Вы ощущаете его запах. Задержите дыхание, затем произведите несколько коротких нюхательных движений. Что вы ощущаете? (кофе, растительное масло, духи, лавровый лист, мел).

Обсудите в группах результат и сделайте вывод.

Лабораторная работа №3

1) Обсушите чистой салфеткой кончик языка и положите на него конфету. Что вы ощутили в первое мгновение?

2) Испытуемому предлагается с закрытыми глазами определить по вкусу вещества из баночек (яблоки, лимон, шоколад, лук, конфета).

Обсудите в группах результат и сделайте вывод.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

— Итак, что же вы выяснили в ходе эксперимента?

Отчеты групп по выполненному эксперименту.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа всего класса: Сформулируйте определение терминов: иллюзия, послевкусие, тактильные рецепторы, токсикомания.

3 консультанта работая с учебником, дополнительным материалом и компьютером, находят факты, объясняющие и доказывающие выводы по результатам эксперимента и приводят примеры

Задание 1 : в группе терминов зачеркните лишнее понятие, выделите ключевое и дайте ему определение.

1 вариант: 2 вариант:

зона коры полушарий выделение

1. Какой орган чувств изображен на рисунке?

2. Назовите части этого анализатора.

3. С какими анализаторами он связан?

Задание 2. 1 вариант : 2 вариант:

Оценивание Задание 1.

  • Правильно зачёркнуто лишнее понятие — 1балл.

выделено ключевое понятие — 1 балл.

дано определение — 1 балл. всего — 3 балла.

  • Правильно назван орган чувств — 1 балл.

названы части анализатора -1 балл.

отражена взаимосвязь — 1 балл. всего -3 балла.

«5» – 6 баллов. «4» – 5 баллов. «3» – 4 балла.

Гимнастика для глаз. Выполняется стоя.

Комплекс упражнений «Рисуй глазами треугольник» (Дети представляют внешний вид геометрических фигур).

Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем, наконец. Зарядка кончилась.
Ты молодец!

VIII. Включение в систему знаний и повторение

Выступление эксперта. Взаимодействие анализаторов .

Окружающий нас мир мы воспринимаем как единое целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. И формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений — это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится сигнализация от всех анализаторов. Взаимодействие ощущений — непременное условие полноценной трудовой деятельности.

Анализаторы предупреждают нас об опасности. Они служат нам для выбора и получения удовольствия от еды, питья, произведений искусства…

В основе многих профессий лежат способности различать цвета, звуки, запахи, кожная и мышечная чувствительность. Художники, музыканты… Повар, дегустатор, парфюмер.

Сомелье – человек, ответственный за подачу напитков в ресторане, дающий советы по выбору вин и напитков; сервирует их и следит за их подачей клиенту.

Чайный сомелье ( титестер) – дегустатор чая. Он по цвету, запаху и вкусу определяет – откуда он родом, этот сорт, сезон сбора, способ хранения и переработки. Известные чайные фирмы страхуют органы обоняния своих титестеров на огромные суммы. От того на сколько ошибется специалист, зависит прибыль чайной компании.

Ни один уважающий себя дегустатор и близко не подходит к курящему, не говоря уже о том, чтобы самому закурить.

Парфюме́р — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов .

Некоторые люди могут развить у себя многие способности. Как, например, маленький Моцарт играл на клавесине с полностью закрытой тканью клавиатурой и играл на этой ткани так, как если бы перед глазами была открытая клавиатура .

Это проприоцепция — способность чувствовать положение тела, или положение мышц, даже не используя зрение.

Но особенно важной в жизни людей становится эта способность, когда они имеют нарушения зрения или его полное отсутствие. Такие люди учатся читать и познавать мир с помощью алфавита Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт , предназначенный для письма и чтения.

Учитель: Но не только в обычной жизни люди с нарушениями восприятия и органов чувств добиваются результатов для самих себя, есть легендарные люди, которые своими достижениями прославляют нашу страну. Среди них слабовидящая лыжница и биатлонистка — Михалина Лысова, которая на олимпиаде в Сочи-2014 под руководством лидера Алексея Иванова стала четырёхкратной паралимпийской чемпионкой. Трудность биатлона для слабовидящих в том, что они ориентируются за бегущим впереди лидером по звуку маячка (сильному или слабому при удалении) и при стрельбе они совсем не видят мишени.

Итак. Давайте припомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

— Мы достигли этих целей? Что нового вы узнали на уроке?

— Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с иллюстрациями, просмотр видеофрагмента, выполнение эксперимента)

— Ребята, вы знаете, что в ходе урока мы использовали общенаучный метод? Какой? (постановка и проведение эксперимента).

Закончите фразу, выбрав 1-2 из перечня:

Сегодня я узнал(а)…

У меня получилось…

А еще я хотела бы вас проверить. Ответьте на вопрос, что это за картинка? (показать QR- код). (Учащиеся высказывают предположения).

Конечно, определить, что означают эти символы человеческим органам чувств неподвластно, но новинки техники позволяют нам открыть путь ко многим источникам информации даже с помощью простой программ в мобильном телефоне. Один ученик с помощью телефона выполняет расшифровку QR- кода и читает текст.

( Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик – запах различать,

Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.)

Сейчас прозвенит долгожданный звонок,

Увы, но к концу подошел наш урок.

А я благодарность вам всем объявляю,

Отметки все ваши в журнал выставляю.

Что будут они «хорошо» и «отлично».

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю!

X . Домашнее задание. § 51,55 объяснить значение крылатых выражений. По выбору: Составить кроссворд «Органы чувств». Составить памятку «Гигиена органов чувств».

Крылатые выражения (объяснить)

  1. повесить нос, задрать нос, совать нос не в свое дело
  2. уши вянут, хлопать ушами, развесить уши
  3. проглотить язык, язык хорошо подвешен,
  4. толстокожий бегемот
  5. глаза на мокром месте

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме «Терморегуляция организма. Закаливание». Второй урок по теме «Покровные органы. Теплорегуляция» в 8 классе.

Предсталена разработка урока биологии по теме «Значение органов чувств» в 9 классе коррекционной школы 8 вида.

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме «Почему организмы совершают движения? «.Методическая разработка урока с поэтап.

Презентация к уроку биологии по теме «Органы чувств».

Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем «Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в.

Цель: изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.ЗадачиОбразовательные:-систематизировать знания об условиях прорастания семян;- установить зависимость жизнедеятельност.

Источник

Читайте также:  Что такое сиюминутные эмоции
Оцените статью