Урок по литературному чтению, защита проекта по теме «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?»? 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок по литературному чтению, защита проекта по теме «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?»? 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_po_literaturnomu_chteniyuzashchita_proekta_3klass.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЩИТА ПРОЕКТА ПО
ПО ТЕМЕ : «Верно ли, что
в современной жизни
нет места сказке?».
Учитель 3 «В» класса
МОУ «Гимназия № 58»
Тема: «Защита проекта. Публичное выступление. Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?».
Учащиеся должны знать : характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, отличительные черты сказки, композицию, средства и приемы создания образов в народных сказках, отличие литературной сказки от фольклорной(народной) сказки, знать народные сказки, знать авторов литературных сказок.
Учащиеся должны уметь : анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.
Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой, аудиоматериалы, видеоматериалы, мультимедиа, (интерактивная доска, проектор, слайды), портреты писателей сказочников.
I. Организационный момент .
1.Распределение детей по группам.
Учитель организует несколько инициативных групп по направлениям исследований.
Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.
2.Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности .
II. Формулирование целей и задач проектной деятельности.
Тема урока: «Защита проекта. Публичное выступление.
Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?». Учитель рассказывает об отличиях проектной деятельности и распределяет задания для каждой группы. Оценивает работу каждой группы- жюри( стартовая презентация учителя, буклеты по проектной деятельности передаются в жюри и гостям). Группы: социологи, фольклорная группа, аналитики, исследователи, авторы.
Ш. Создание проблемной ситуации.
-Мы закончили несколько разделов, связанных со сказками, накопили большой материал, большое количество информации, провели исследование, социологический опрос.
-Какие формы систематизации и обработки материала вы можете предложить.
(Варианты защиты проекта: альбом , опорная таблица, памятка, игра, книга сказок , спектакль )
IV.Испытание всего проекта.
1.Публичное выступление — индивидуальные проекты.
2. Спектакль по мотивам русских народных сказок «Чудо- меленка»(фрагмент).
Оценивает защиту проекта каждой исследовательской группы-жюри (ответы участников оценивать по 5-бальной системе).
Задания для группы социологов :
1.Провести соцопрос родителей, родственников, знакомых о том, какие сказки читали?
2.Какие сказки нравились больше всего (каких народов, каких авторов)?
-Мы составили анкету и провели опрос среди учеников и родителей нашего класса. Защита проекта группы социологов в виде презентации «Сказочные дорожки»(анализ ответов учеников, родителей, диаграмма).
Стихотворение «Бабушкины сказки».
В зимний вечер по задворкам
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
И сидим мы, еле дышим
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышно,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постель…
Ну а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну а нам какое дело,-
Говори да говори.
Задания для фольклорной группы:
1.Что такое сказка? Что мы знаем о сказке?
2.Какие типы сказок вы знаете? Чем отличается народная (фольклорная) сказка от авторской(литературной) сказки?
3.Какую роль играли народные обряды?
Сказка- произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил, которых не было в действительности.
Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
У фольклорной сказки много авторов, ее сочинил народ.
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Учащиеся фольклорной группы(портреты сказочников) :
Автор у каждой сказки был. Но кто он, мы не знаем.Самые первые сказки были записаны в древней Индии, потом сказки стали записывать в Европе, известны бр.Гримм . Они издали сборник немецких сказок. В России начинателем собирания русских сказок явился русский этнограф Афанасьев А.Н., Авдеева Е.А., Даль В.И.
О народных обрядах. Во время праздников на Ивана Купалу, на Масленицу, Праздник Урожая девушки пели песни, частушки, водили хороводы, парни прыгали через костер. В сказках народ очень часто использует народные песни, частушки, прибаутки, рассказывается о народных гуляниях, да и в литературных сказках часто встречаются обрядовые танцы и песни.
Учащиеся фольклорной группы исполняют танец и поют русские народные песни : «Уточка», «Я с комариком плясала».
-В каких сказках встречаются песни. Танцы и т.д.? («Снегурочка». «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди» и др.)
Задания для группы аналитиков (анализируют свои ответы и ответы товарищей):
1.Какие виды сказок вы знаете (жанровые разновидности) ?
2.Каковы приметы сказочного жанра?
3.Какую роль играла древняя числовая магия?
Приметы сказочного жанра .(Отличие сказки от других жанров):
и ведут себя как люди.
Магия волшебных чисел.
Какую роль играла древняя числовая магия?
В сказках встречаются числа 3 и 7.
3(тройка)-совершенное число, символ божественного абсолютного совершенства, превосходства. Число, являющееся основой жизни и мышления(3 дочери, 3 желания,3 испытания, 3 щелчка, 33 богатыря).
7(семерка)-3+4-соединения числа3-божественного совершенства и 4-мирового порядка. Символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания. Число 7-спасение, счастливое число, «множество»,неделя в значении «много»(7 козлят,7Симеонов,7 богатырей,7 гномов, цветик-семицветик и т.д)
Задания для группы исследователей :
1.Какова традиционная композиция сказок (зачин, концовка)?
2.Исследуйте, каковы средства и приемы создания образов в народных сказках?
3.Какие герои часто встречаются в сказках и почему?
В русских народных сказках завязка называется зачин(Жил-был. В некотором царстве, в некотором государстве…, На море, на окияне…, В чистом поле, в широком раздолье…).
Концовка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Сказка-это выдумка, фантазия, ложь, но в ней есть житейская народная мудрость-урок.
Какие герои часто встречаются в сказках и почему?
-На этот вопрос нам поможет ответить викторина «Ответь быстро»:
-У кого из зверей фамилия Топтыгин?
-Кого считают царем зверей?
-Кого величают по отчеству Патрикеевна?
-Кого в шутку называют Косым?
-Какой зверь помогает нам переходить дорогу?
-Выбери из ответов только тех животных, которые являются героями русских народных сказок?
-А почему не выбрали льва и зебру?(Они не живут в русских лесах)
Вывод: в сказках
о животных -герои животные,
в волшебных — сказочные существа(Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной, Гуси-Лебеди),
в бытовых — мужик, солдат, старик со старухой, сестрица, братец и т.д.
Задания для группы авторов :
1.Узнайте о малоизвестных народных сказочниках и что они сочинили, какие сказки?
2.Расскажите свою сказку .
Малоизвестные народные сказочники:
Александра Петровна Анисимова .- пензенская сказочница.
Ее перу принадлежат многие простые и сердечные, глубоко народные песни, припевки и сказки. Родилась 2 сентября 1891 года в селе Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, где ее отец, Петр Максимович Еремеев, агроном – управляющий в одном имении в селе Новая Ерыкла Симбирской губернии.
Читать и писать она выучилась сама и начальное образование получила не в школе, а дома: помогала мать, которая до замужества была сельской учительницей. Иногда по вечерам с ней занимался отец.
В 1956 году в Пензе было издано «Избранное»-«Бабушкины янтари».
«Заколдованная липа», «Птица Радость» никого не губит и приносит радость всему живому. «Спасибо тебе, Птица Радость, научила ты меня не одной себе счастья желать, доброе не на стороне искать, не в людях просить, а в своем сердце носить, чтобы было чем и других порадовать-повеселить». (Выставка книг.)
Ковалев И.Ф., Сказкин М.А., Зонтаг А.П., Фабаржевич И., Рязанова Е.М., Новопольцев А. и т.д.
Расскажите свою сказку , группа авторов
Авторы:Жабская Е. сказка «Зайка Прыгун и Медвежонок Топтыжка, О ДРУЖБЕ.
Спектакль по мотивам русских народных сказок «Баба-яга »(фрагмент).
VI. Самоанализ проектной деятельности с помощью взрослых (жюри, учителя). Подведение итогов — сколько баллов заработала каждая группа за защиту проекта. Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.
VII.Итоги урока. Рефлексия.
Подведение итогов — сколько баллов заработала каждая группа по проектной деятельности, значимость проекта: «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке? Читая сказки, мы заглядываем в прошлое или будущее?»
Источник
Творчество пензенской сказочницы и фольклористки Александры Петровны Анисимовой
МБОУ СОШ села Волчий Враг
Творчество пензенской сказочницы и фольклористки
Александры Петровны Анисимовой
на уроках литературного чтения в начальных классах.
В начальных классах по литературному краеведению мы впервые знакомимся с творчеством пензенской сказочницы и фольклористки Александры Петровны Анисимовой. О творчестве этой чудесной женщины – сказочницы, песенницы, человеке, связавшим свою творческую судьбу с устно-поэтическим творчеством, с фольклором мне и хотелось бы рассказать.
Родилась она в 1891 году в Казанской губернии. Здесь прошло её детство. Начальное образование получила дома. Ещё девчонкой сказала себе: «Буду сельской учительницей». Работать пришлось и учителем, и журналисткой, и библиотекарем, и секретарём редакции в Каменке и Башмакове. Здесь её талант песенницы и сказочницы обрёл голос. Она стала прислушиваться к каменским и башмаковским песням, припевкам и сравнивать их с тем, что слышала в детстве, что держалось в голове.
В 1938 году переехала в Поим и там стала записывать народные припевки, набрала в памяти старых около 2000. Тогда сложила много и своих. Она послала их в Москву исполнительнице народных песен . Певице очень понравилось и она исполнила их по радио. Это было для Анисимовой первым творческим торжеством. Радость, равная этой, если не большая, была у неё, когда поимские призывники, шагая на ученьях, пели её простую песню «Наш полковник». Особенно мне понравилось стихотворение «У окна». О чём оно? Вы сейчас услышите:
Ветер стонет, гудит в темноте за окном,
У ворот, у калитки стучит.
А в избе тишина. Дети спят крепким сном.
Только мать за работой сидит.
И мелькает игла при неярком огне,
Невесёлые думы томят –
Муж погиб на войне, на чужой стороне,
Не придёт, не обнимет ребят.
Время к полночи. Слышаться чьи-то шаги.
Кто-то тихо в окошко – стук – стук…
— Отопри мне, жена. Отопри. Это – я!
И в испуге она говорит:
— Я три года вдова, мужа нет у меня –
На германской войне он убит.
— Жив я! Жив! Я ведь был на гражданской войне
Я свободу ходил защищать.
— Он убит, и бумаги все выслали мне,
И на этих бумагах – печать.
— Не убит я. Не помер. Живой я, поверь!
Дай поближе к окошку огня. –
— Отойди от окна, не стучи в нашу дверь.
Не блазни, дух лукавый, меня.
— Не лукавый я. Нет! Муж я твой, посмотри.
Мертвецы не встают из могил.-
— Если ты не лукавый, молитву твори.-
И молитву солдат сотворил.
И она отперла и его обняла,
И к шинели припала лицом:
— Я три года, три года тебя не ждала –
Почитала тебя мертвецом…
Первый сборник произведений А. Анисимовой «Про войну» вышел в Пензе в 1943 году. Сюда вошли сказки, песни и частушки, посвящённые события, которые стояли тогда в центре нашей жизни.
В 1947 году в Москве вышел сборник «Песни и сказки». Здесь и стихотворения – песни: «Осень тороватая», «Дума о Чапаеве», «Цвела черёмуха» (исполнял русский народный хор Северной песни) и другие. Для этих песен характерен импровизационный склад. Все эти произведения связаны и с классической песней и с народным романсом. В них есть подлинное понимание специфики фольклора. В народном творчестве есть немало сказок о Счастье. В фольклоре сказки о Счастье близки к сказкам сатирическим. Её сказка «Птица Радость» полна возвышенных чувств, возвышенных мыслей. Девушка, отказывающаяся от богатства и наколдованной любви, для того, чтобы попросить любовь земную, настоящую – образ далёкий от образов фольклора, скорее – образ Птицы Радости, заставляющий вспомнить Счастье из народной сказки.
С фольклором связаны и другие сказки: « Заколдованная липа», « Светлый Месяц и его невеста». Эти произведения так же романтичны и возвышенны. В сказке «Заколдованная липа» Максим свое любовью расколдовывает девушку, которую заколдовал злой и богатый старик – волшебник; за отказ стать его женой он превратил её в дерево. Любовь Максима вернула её к жизни.
Сказка требует воображения, фантазии. Без них она мертва. Нет никаких оснований хоронить сказку. И есть все основания ратовать за неё, внимательно относиться к тому новому, что и в этой области рождается, по достоинству его оценивать. Анисимова успешно создавала и советские сказки: « Две горошины», «Про дух водяного», «Талисман», «Три Аннушки», «Дедова мечта», «Как нужда от старика отказалась». В них действуют не герои – аллегории, а реальные люди: колхозники, агрономы, гончары. Они приносят в сказку быль. И сказка от этого как можно убедиться, не блёкнет, не становится пресноватой, не утрачивает своих природных качеств.
«Тир Аннушки» — о судьбе старинного мастера – гончара, который вылепил куклу – молодую крестьянку Аннушку — домовницу, вложил в неё свою мечту о девичьей красоте и чистоте, о любви к труду, к жизни, и о том, как осуществляется его мечта в наши дни, как она воплотилась в образе колхозных Аннушек.
Прекрасны детские сказки : « Заяц белая шубка», «На шесте был дворец…», «Как котёнок лягушку ловил». Они написаны свободно, весело, озорно. Какое чуткое, озорное, молодое нужно иметь сердце, чтобы так любовно писать о зайчишке, о скворце со скворчихой и их птенцах, о шустрой мышке – норушке, смиреннице лягушке – квакушке, игруне котёночке…. Сказки эти с удовольствием прочтут и взрослые!
В 1954 году начала писать роман «Фрося». Пыталась писать его прозой, не сумела, и перешла на стихи. Она рассказала в нём о судьбе Ефросинии Ширшиковой. Рассказывает так, что человек сроду не читавший стихов, сможет разобраться в судьбе этой простой русской женщины. Роман этот написан лёгким, удивительно простым стихом.
Сборник «Народное красное слово» порадовал всех интересующихся народным творчеством. Прежде всего этот сборник был научный в полном смысле этого слова. И одновременно этот сборник был рассчитан, как впрочем и вся работа – фольклористки на широкого читателя. Порадовал 1 раздел сборника – народные загадки, куда вошли такие удивительные образы, как образ зари («Красная девица в зеркало глядится»), звёзд на небе («синие потолочины золотыми гвоздями золочёны»), снега («летели серые гуси, нароняли белого пуха»)
В раздел побасенок и сказок вошли и социально острые произведения, высмеивающие классовых врагов и многочисленные шутки, издевающихся над купцами, лентяями, болтунами.
Подлинная научность и хороший писательский вкус определили успех сборника «Народная красное слово». Следует отметить, что Анисимова немало сделала для пропаганды мордовского фольклора, в частности сказительности Фёклы Беззубовой. Анисимовой принадлежит перевод известной её песни:
« Ой, воля, воля, красная доля!
Ты как, воля-доля, к нам путь нашла,
Как, золотая, до нас дошла?»
Когда читаешь Александру Анисимову, доверяешься ей, ибо знаешь, что написано правдиво, от души. Именно в таком качестве предстаёт она в своих песнях, припевках, сказках и ещё в одном, новом для неё жанре – переводах (переводы с мордовского).
Ещё помогло лучше разглядеть писателя и сдружиться с ним стихотворение Василия Полякова, опубликованном давно, 59 лет назад, в пензенской газете. В этом стихотворении имеется та достоверность, которая помогает представить себе хозяйку поимского домика, его обстановку, атмосферу.
Деревья серебряный иней
Роняют, как лебеди пух.
Есть маленький домик в Поиме,
Окошками смотрят на юг.
На редкость стояла погода,
В тот домик меня привели.
— А ну-ка, Будилка, не лай-ка,
Дай гостю ступить на порог.
И пёс по приказу хозяйки
На место у печки прилёг.
— Не бойтесь, входите, входите.
— Ну, вот я и в ваших краях!
С дороги чайку не хотите ль?
— Нет. Сказок послушал бы я.
И я их услышал, и к месту
В ребячьем восторге прилип,
И будто вернулось детство
Под сень «заколдованных лип».
И будто зимой в колесницу
Запряг и Буран, и Мороз
И будто саму «Ледяницу»,
Холодного царства царицу,
И он золотыми лучами
Всё царство её растопил…
Мы долго сидели за чаем,
Будилка с нас глаз не сводил.
Деревья серебряный иней
Роняли, как лебеди пух.
Была уже полночь в Поиме,
И пел где-то первый петух.
Искренне хочется, чтобы в глазах нас, читателей, почитающих её творчество, встало лицо создательницы — пензенской сказочницы и песенницы и чтобы мы представили её такой, о какой говорится в стихотворении.
Источник