Урок анисимова птица радость

Урок по литературному чтению, защита проекта по теме «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?»? 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Урок по литературному чтению, защита проекта по теме «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?»? 3 класс.

Скачать:

Вложение Размер
otkr_urok_po_literaturnomu_chteniyuzashchita_proekta_3klass.doc 121 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЩИТА ПРОЕКТА ПО

ПО ТЕМЕ : «Верно ли, что

в современной жизни

нет места сказке?».

Учитель 3 «В» класса

МОУ «Гимназия № 58»

Тема: «Защита проекта. Публичное выступление. Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?».

Учащиеся должны знать : характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, отличительные черты сказки, композицию, средства и приемы создания образов в народных сказках, отличие литературной сказки от фольклорной(народной) сказки, знать народные сказки, знать авторов литературных сказок.

Учащиеся должны уметь : анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой, аудиоматериалы, видеоматериалы, мультимедиа, (интерактивная доска, проектор, слайды), портреты писателей сказочников.

I. Организационный момент .

1.Распределение детей по группам.

Учитель организует несколько инициативных групп по направлениям исследований.

Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

2.Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности .

II. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Тема урока: «Защита проекта. Публичное выступление.

Верно ли, что в современной жизни нет места сказке?». Учитель рассказывает об отличиях проектной деятельности и распределяет задания для каждой группы. Оценивает работу каждой группы- жюри( стартовая презентация учителя, буклеты по проектной деятельности передаются в жюри и гостям). Группы: социологи, фольклорная группа, аналитики, исследователи, авторы.

Ш. Создание проблемной ситуации.

-Мы закончили несколько разделов, связанных со сказками, накопили большой материал, большое количество информации, провели исследование, социологический опрос.

-Какие формы систематизации и обработки материала вы можете предложить.

(Варианты защиты проекта: альбом , опорная таблица, памятка, игра, книга сказок , спектакль )

IV.Испытание всего проекта.

1.Публичное выступление — индивидуальные проекты.

2. Спектакль по мотивам русских народных сказок «Чудо- меленка»(фрагмент).

Оценивает защиту проекта каждой исследовательской группы-жюри (ответы участников оценивать по 5-бальной системе).

Задания для группы социологов :

1.Провести соцопрос родителей, родственников, знакомых о том, какие сказки читали?

2.Какие сказки нравились больше всего (каких народов, каких авторов)?

-Мы составили анкету и провели опрос среди учеников и родителей нашего класса. Защита проекта группы социологов в виде презентации «Сказочные дорожки»(анализ ответов учеников, родителей, диаграмма).

Стихотворение «Бабушкины сказки».

В зимний вечер по задворкам

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

И сидим мы, еле дышим

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышно,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постель…

Ну а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну а нам какое дело,-

Говори да говори.

Задания для фольклорной группы:

1.Что такое сказка? Что мы знаем о сказке?

2.Какие типы сказок вы знаете? Чем отличается народная (фольклорная) сказка от авторской(литературной) сказки?

3.Какую роль играли народные обряды?

Сказка- произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил, которых не было в действительности.

Сказка фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

У фольклорной сказки много авторов, ее сочинил народ.

Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

Учащиеся фольклорной группы(портреты сказочников) :

Автор у каждой сказки был. Но кто он, мы не знаем.Самые первые сказки были записаны в древней Индии, потом сказки стали записывать в Европе, известны бр.Гримм . Они издали сборник немецких сказок. В России начинателем собирания русских сказок явился русский этнограф Афанасьев А.Н., Авдеева Е.А., Даль В.И.

О народных обрядах. Во время праздников на Ивана Купалу, на Масленицу, Праздник Урожая девушки пели песни, частушки, водили хороводы, парни прыгали через костер. В сказках народ очень часто использует народные песни, частушки, прибаутки, рассказывается о народных гуляниях, да и в литературных сказках часто встречаются обрядовые танцы и песни.

Учащиеся фольклорной группы исполняют танец и поют русские народные песни : «Уточка», «Я с комариком плясала».

-В каких сказках встречаются песни. Танцы и т.д.? («Снегурочка». «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди» и др.)

Задания для группы аналитиков (анализируют свои ответы и ответы товарищей):

1.Какие виды сказок вы знаете (жанровые разновидности) ?

2.Каковы приметы сказочного жанра?

3.Какую роль играла древняя числовая магия?

Приметы сказочного жанра .(Отличие сказки от других жанров):

и ведут себя как люди.

Магия волшебных чисел.

Какую роль играла древняя числовая магия?

В сказках встречаются числа 3 и 7.

3(тройка)-совершенное число, символ божественного абсолютного совершенства, превосходства. Число, являющееся основой жизни и мышления(3 дочери, 3 желания,3 испытания, 3 щелчка, 33 богатыря).

7(семерка)-3+4-соединения числа3-божественного совершенства и 4-мирового порядка. Символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания. Число 7-спасение, счастливое число, «множество»,неделя в значении «много»(7 козлят,7Симеонов,7 богатырей,7 гномов, цветик-семицветик и т.д)

Задания для группы исследователей :

1.Какова традиционная композиция сказок (зачин, концовка)?

2.Исследуйте, каковы средства и приемы создания образов в народных сказках?

3.Какие герои часто встречаются в сказках и почему?

В русских народных сказках завязка называется зачин(Жил-был. В некотором царстве, в некотором государстве…, На море, на окияне…, В чистом поле, в широком раздолье…).

Концовка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».Сказка-это выдумка, фантазия, ложь, но в ней есть житейская народная мудрость-урок.

Какие герои часто встречаются в сказках и почему?

-На этот вопрос нам поможет ответить викторина «Ответь быстро»:

-У кого из зверей фамилия Топтыгин?

-Кого считают царем зверей?

-Кого величают по отчеству Патрикеевна?

-Кого в шутку называют Косым?

-Какой зверь помогает нам переходить дорогу?

-Выбери из ответов только тех животных, которые являются героями русских народных сказок?

-А почему не выбрали льва и зебру?(Они не живут в русских лесах)

Вывод: в сказках

о животных -герои животные,

в волшебных — сказочные существа(Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Леший, Водяной, Гуси-Лебеди),

в бытовых — мужик, солдат, старик со старухой, сестрица, братец и т.д.

Задания для группы авторов :

1.Узнайте о малоизвестных народных сказочниках и что они сочинили, какие сказки?

2.Расскажите свою сказку .

Малоизвестные народные сказочники:

Александра Петровна Анисимова .- пензенская сказочница.

Ее перу принадлежат многие простые и сердечные, глубоко народные песни, припевки и сказки. Родилась 2 сентября 1891 года в селе Бездна, Спасского уезда, Казанской губернии, где ее отец, Петр Максимович Еремеев, агроном – управляющий в одном имении в селе Новая Ерыкла Симбирской губернии.

Читать и писать она выучилась сама и начальное образование получила не в школе, а дома: помогала мать, которая до замужества была сельской учительницей. Иногда по вечерам с ней занимался отец.

В 1956 году в Пензе было издано «Избранное»-«Бабушкины янтари».

«Заколдованная липа», «Птица Радость» никого не губит и приносит радость всему живому. «Спасибо тебе, Птица Радость, научила ты меня не одной себе счастья желать, доброе не на стороне искать, не в людях просить, а в своем сердце носить, чтобы было чем и других порадовать-повеселить». (Выставка книг.)

Ковалев И.Ф., Сказкин М.А., Зонтаг А.П., Фабаржевич И., Рязанова Е.М., Новопольцев А. и т.д.

Расскажите свою сказку , группа авторов

Авторы:Жабская Е. сказка «Зайка Прыгун и Медвежонок Топтыжка, О ДРУЖБЕ.

Спектакль по мотивам русских народных сказок «Баба-яга »(фрагмент).

VI. Самоанализ проектной деятельности с помощью взрослых (жюри, учителя). Подведение итогов — сколько баллов заработала каждая группа за защиту проекта. Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.

VII.Итоги урока. Рефлексия.

Подведение итогов — сколько баллов заработала каждая группа по проектной деятельности, значимость проекта: «Верно ли, что в современной жизни нет места сказке? Читая сказки, мы заглядываем в прошлое или будущее?»

Источник

Творчество пензенской сказочницы и фольклористки Александры Петровны Анисимовой

МБОУ СОШ села Волчий Враг

Творчество пензенской сказочницы и фольклористки

Александры Петровны Анисимовой

на уроках литературного чтения в начальных классах.

В начальных классах по литературному краеведению мы впервые знакомимся с творчеством пензенской сказочницы и фольклористки Александры Петровны Анисимовой. О творчестве этой чудесной женщины – сказочницы, песенницы, человеке, связавшим свою творческую судьбу с устно-поэтическим творчеством, с фольклором мне и хотелось бы рассказать.

Родилась она в 1891 году в Казанской губернии. Здесь прошло её детство. Начальное образование получила дома. Ещё девчонкой сказала себе: «Буду сельской учительницей». Работать пришлось и учителем, и журналисткой, и библиотекарем, и секретарём редакции в Каменке и Башмакове. Здесь её талант песенницы и сказочницы обрёл голос. Она стала прислушиваться к каменским и башмаковским песням, припевкам и сравнивать их с тем, что слышала в детстве, что держалось в голове.

В 1938 году переехала в Поим и там стала записывать народные припевки, набрала в памяти старых около 2000. Тогда сложила много и своих. Она послала их в Москву исполнительнице народных песен . Певице очень понравилось и она исполнила их по радио. Это было для Анисимовой первым творческим торжеством. Радость, равная этой, если не большая, была у неё, когда поимские призывники, шагая на ученьях, пели её простую песню «Наш полковник». Особенно мне понравилось стихотворение «У окна». О чём оно? Вы сейчас услышите:

Ветер стонет, гудит в темноте за окном,

У ворот, у калитки стучит.

А в избе тишина. Дети спят крепким сном.

Только мать за работой сидит.

И мелькает игла при неярком огне,

Невесёлые думы томят –

Муж погиб на войне, на чужой стороне,

Не придёт, не обнимет ребят.

Время к полночи. Слышаться чьи-то шаги.

Кто-то тихо в окошко – стук – стук…

— Отопри мне, жена. Отопри. Это – я!

И в испуге она говорит:

— Я три года вдова, мужа нет у меня –

На германской войне он убит.

— Жив я! Жив! Я ведь был на гражданской войне

Я свободу ходил защищать.

— Он убит, и бумаги все выслали мне,

И на этих бумагах – печать.

— Не убит я. Не помер. Живой я, поверь!

Дай поближе к окошку огня. –

— Отойди от окна, не стучи в нашу дверь.

Не блазни, дух лукавый, меня.

— Не лукавый я. Нет! Муж я твой, посмотри.

Мертвецы не встают из могил.-

— Если ты не лукавый, молитву твори.-

И молитву солдат сотворил.

И она отперла и его обняла,

И к шинели припала лицом:

— Я три года, три года тебя не ждала –

Почитала тебя мертвецом…

Первый сборник произведений А. Анисимовой «Про войну» вышел в Пензе в 1943 году. Сюда вошли сказки, песни и частушки, посвящённые события, которые стояли тогда в центре нашей жизни.

В 1947 году в Москве вышел сборник «Песни и сказки». Здесь и стихотворения – песни: «Осень тороватая», «Дума о Чапаеве», «Цвела черёмуха» (исполнял русский народный хор Северной песни) и другие. Для этих песен характерен импровизационный склад. Все эти произведения связаны и с классической песней и с народным романсом. В них есть подлинное понимание специфики фольклора. В народном творчестве есть немало сказок о Счастье. В фольклоре сказки о Счастье близки к сказкам сатирическим. Её сказка «Птица Радость» полна возвышенных чувств, возвышенных мыслей. Девушка, отказывающаяся от богатства и наколдованной любви, для того, чтобы попросить любовь земную, настоящую – образ далёкий от образов фольклора, скорее – образ Птицы Радости, заставляющий вспомнить Счастье из народной сказки.

С фольклором связаны и другие сказки: « Заколдованная липа», « Светлый Месяц и его невеста». Эти произведения так же романтичны и возвышенны. В сказке «Заколдованная липа» Максим свое любовью расколдовывает девушку, которую заколдовал злой и богатый старик – волшебник; за отказ стать его женой он превратил её в дерево. Любовь Максима вернула её к жизни.

Сказка требует воображения, фантазии. Без них она мертва. Нет никаких оснований хоронить сказку. И есть все основания ратовать за неё, внимательно относиться к тому новому, что и в этой области рождается, по достоинству его оценивать. Анисимова успешно создавала и советские сказки: « Две горошины», «Про дух водяного», «Талисман», «Три Аннушки», «Дедова мечта», «Как нужда от старика отказалась». В них действуют не герои – аллегории, а реальные люди: колхозники, агрономы, гончары. Они приносят в сказку быль. И сказка от этого как можно убедиться, не блёкнет, не становится пресноватой, не утрачивает своих природных качеств.

«Тир Аннушки» — о судьбе старинного мастера – гончара, который вылепил куклу – молодую крестьянку Аннушку — домовницу, вложил в неё свою мечту о девичьей красоте и чистоте, о любви к труду, к жизни, и о том, как осуществляется его мечта в наши дни, как она воплотилась в образе колхозных Аннушек.

Прекрасны детские сказки : « Заяц белая шубка», «На шесте был дворец…», «Как котёнок лягушку ловил». Они написаны свободно, весело, озорно. Какое чуткое, озорное, молодое нужно иметь сердце, чтобы так любовно писать о зайчишке, о скворце со скворчихой и их птенцах, о шустрой мышке – норушке, смиреннице лягушке – квакушке, игруне котёночке…. Сказки эти с удовольствием прочтут и взрослые!

В 1954 году начала писать роман «Фрося». Пыталась писать его прозой, не сумела, и перешла на стихи. Она рассказала в нём о судьбе Ефросинии Ширшиковой. Рассказывает так, что человек сроду не читавший стихов, сможет разобраться в судьбе этой простой русской женщины. Роман этот написан лёгким, удивительно простым стихом.

Сборник «Народное красное слово» порадовал всех интересующихся народным творчеством. Прежде всего этот сборник был научный в полном смысле этого слова. И одновременно этот сборник был рассчитан, как впрочем и вся работа – фольклористки на широкого читателя. Порадовал 1 раздел сборника – народные загадки, куда вошли такие удивительные образы, как образ зари («Красная девица в зеркало глядится»), звёзд на небе («синие потолочины золотыми гвоздями золочёны»), снега («летели серые гуси, нароняли белого пуха»)

В раздел побасенок и сказок вошли и социально острые произведения, высмеивающие классовых врагов и многочисленные шутки, издевающихся над купцами, лентяями, болтунами.

Подлинная научность и хороший писательский вкус определили успех сборника «Народная красное слово». Следует отметить, что Анисимова немало сделала для пропаганды мордовского фольклора, в частности сказительности Фёклы Беззубовой. Анисимовой принадлежит перевод известной её песни:

« Ой, воля, воля, красная доля!

Ты как, воля-доля, к нам путь нашла,

Как, золотая, до нас дошла?»

Когда читаешь Александру Анисимову, доверяешься ей, ибо знаешь, что написано правдиво, от души. Именно в таком качестве предстаёт она в своих песнях, припевках, сказках и ещё в одном, новом для неё жанре – переводах (переводы с мордовского).

Ещё помогло лучше разглядеть писателя и сдружиться с ним стихотворение Василия Полякова, опубликованном давно, 59 лет назад, в пензенской газете. В этом стихотворении имеется та достоверность, которая помогает представить себе хозяйку поимского домика, его обстановку, атмосферу.

Деревья серебряный иней

Роняют, как лебеди пух.

Есть маленький домик в Поиме,

Окошками смотрят на юг.

На редкость стояла погода,

В тот домик меня привели.

— А ну-ка, Будилка, не лай-ка,

Дай гостю ступить на порог.

И пёс по приказу хозяйки

На место у печки прилёг.

— Не бойтесь, входите, входите.

— Ну, вот я и в ваших краях!

С дороги чайку не хотите ль?

— Нет. Сказок послушал бы я.

И я их услышал, и к месту

В ребячьем восторге прилип,

И будто вернулось детство

Под сень «заколдованных лип».

И будто зимой в колесницу

Запряг и Буран, и Мороз

И будто саму «Ледяницу»,

Холодного царства царицу,

И он золотыми лучами

Всё царство её растопил…

Мы долго сидели за чаем,

Будилка с нас глаз не сводил.

Деревья серебряный иней

Роняли, как лебеди пух.

Была уже полночь в Поиме,

И пел где-то первый петух.

Искренне хочется, чтобы в глазах нас, читателей, почитающих её творчество, встало лицо создательницы — пензенской сказочницы и песенницы и чтобы мы представили её такой, о какой говорится в стихотворении.

Источник

Читайте также:  Как себя чувствует человек с которого сняли приворот
Оцените статью