Упражнения предложения по эмоциональной окраске

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Каждое предложение передает какую-то мысль. При этом предложения также выражают эмоции говорящего или могут произноситься нейтрально.

По эмоциональной окраске предложения бывают:

  • восклицательные
  • невосклицательные

Восклицательные предложения передают сильные эмоции говорящего, его чувства и отношения к происходящему: радость, взволнованность, огорчение, отчаяние, страх и т.д. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Например: Подожди! Откуда ты это достал?!

Восклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. При этом они произносятся с подъёмом голоса, а слово, выражающее чувство, выделяется особо.

Какой теплый сегодня день! (повествовательное восклицательное предложение)

Как ты мог этого не заметить?! (вопросительное восклицательное предложение)

Посмотри внимательнее! (побудительное восклицательное предложение)

Невосклицательные предложения — это предложения с нейтральной эмоциональной окраской. В конце невосклицательных предложений стоит точка, вопросительный знак или многоточие.

Например: Сегодня теплый день. Ты чувствуешь дуновение ветерка? Уже вечереет.

Невосклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Я люблю чернику. (повествовательное невосклицательное предложение)

Ты любишь чернику? (вопросительное невосклицательное предложение)

Собери мне, пожалуйста, чернику. (побудительное невосклицательное предложение)

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Упражнения по теме «Предложение»

Упражнение 1.

Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:

1) лес тёмный; 2) лес потемнел; 3) тёмный лес; 4) пошли в лес; 5) сразу пошли; 6) решили и пошли; 7) в лес; 8) ребята пошли в лес; 9) тёмный и тихий лес.

Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений.

Упражнение 2.

1. Из данных предложений выпишите: а) грамматическую основу; б) словосочетания.

1. Я хотел бы пройти сто дорог, а прошёл пятьдесят; я хотел переплыть пять морей – переплыл лишь одно… (А. Макаревич.) 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. (М. Лермонтов.) 3. Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев.) 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже! (К. Левашов.)

Упражнение 3.

Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.

1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.) 2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.) 3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.) 4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.) 5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.) 6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.) 7. Нужно было помнить всё рассказанное Дениской, чтобы понять его логику. (Е. Носов.)

Упражнение 4.

Запишите предложения и выделите в них грамматические основы.

1. У меня сегодня радость: подарили мне щенка. (А. Барто.) 2. Возможно, папа и подарил бы мне щенка, но мама всегда была против. (А.Линдгрен.) 3. Это тебе не просто цветок, а малахитовый. (П. Бажов.) 4. Они запретили говорить о Карлсоне, но забыли запретить о нём думать, мечтать и ждать его возвращения. (А.Линдгрен.) 5. Я думаю, всё дело в отношении к нему Бетти. (А.Линдгрен.)

Упражнение 5.

Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препинания, графически их объясните. Выделите в предложениях грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены предложения.

Кто бы мог подумать что Григорий и этого задания не выполнит. С самого утра он ходил туда-сюда придумывал разные отговорки со скучным лицом принимался за дело. Сейчас бы улететь за тридевять земель подальше отсюда! – размышлял ленивец. – Пускай вон Сашка трудится! К полудню дело так и не двинулось с места и нам пришлось помогать Гришке чтобы не отстать от остальных бригад. (Н. Носов.)

В каких предложениях, по вашему мнению, чётко выражена оценка говорящим высказывания с точки зрения реальности и возможности совершения действия.

Упражнение 6.

Укажите в тексте простые и сложные предложения. Аргументируйте.

Мелехов Григорий в январе 1917 года был произведен за боевые отличия в хорунжие, назначен во 2-й запасной полк взводным офицером.
В сентябре он, после того как перенес воспаление легких, получил отпуск; прожил дома полтора месяца, оправился после болезни, прошел окружную врачебную комиссию и вновь был послан в полк. После октябрьского переворота получил назначение на должность командира сотни. К этому времени можно приурочить и тот перелом в его настроениях, который произошел с ним вследствие происходивших вокруг событий и отчасти под влиянием знакомства с одним из офицеров полка – сотником Ефимом Извариным.
С Извариным Григорий познакомился в первый день приезда из отпуска, после постоянно сталкивался с ним на службе и вне службы и незаметно для себя подпадал под его влияние. (М. Шолохов. Тихий Дон.)

Упражнение 7.

Читайте также:  Почему чувствую запахи которые другие не чувствуют

Запишите предложения и определите их вид по структуре, наличию и количеству грамматических основ, по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1) Ты с басом, Мишенька, садись против альта… (И. Крылов.) 2) Мы с вами попутчики, кажется? (М. Лермонтов.) 3) Уж за чем ты, заря алая, просыпалася? (М. Лермонтов.) 4) Пусть бежит в полях поземка белою змеею. (С. Маршак.) 5) В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами. (А. Пушкин.) 6) Как Днепр широк! Как даль ясна! (А. Сурков.) 7) Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу. (В. Астафьев.)

Тест по теме «Предложение»

1. Какой ответ является неправильным?

По цели высказывания предложения бывают:
1) повествовательные
2) вопросительные
3) восклицательные
4) побудительные

2. Какое из предложений является побудительным?

1) Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном.
2) Приезжайте к нам в Москву!
3) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна!
4) Сможем ли мы попасть на выставку?

3. Какое из предложений является повествовательным?

1) He отрекайтесь от мечты!
2) Что день грядущий нам готовит?
3) Пушку осмотреть да хорошенько вычистить!
4) Однако как зыбка в наш поразительный век грань между возможным и невозможным!

4. Какое из предложений является риторическим вопросом?

1) — Печорин! Давно ли здесь?
2) Какой упоительный аромат!
3) — Есть ли у тебя возле дома деревья?
4) Какой русский не любит быстрой езды?!


5. Какой вариант отражает правильную характеристику предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске?

Пусть сбудутся все ваши мечты!

1) повествовательное, восклицательное
2) побудительное, восклицательное
3) повествовательное, невосклицательное
4) побудительное, невосклицательное

6. Какое предложение является простым?

1) Десять лет прошло, и все изменилось.
2) Лицо его застыло, и это меня испугало.
3) Хороша воля с умом да с деньгами.
4) Старик молчит, и от этого мне еще тяжелее.

7. Какое предложение является простым?

1) Ярко светит весеннее солнышко, даря первое тепло людям.
2) Будет новый день, будут новые дела.
3) Сможем ли мы попасть на выставку, чтобы увидеть работу известного художника?
4) Ведь вам удалось убедить его, что мы ничего плохого не сделали.

Источник

Открытый урок по русскому языку «Типы простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске»

Колледж университета «Туран», город Алматы

Мейер Ирина Александровна

преподаватель русского языка и литературы

Сабақтың технологиялық картасы

Технологическая карта урока

Пәні / дисциплина : Русский язык и литература

Мерзімі /дата : __ 15.02.2019 г._____ Топ /группа: __ СПр-18-5 __

Сабақтың № урока _ 43 __

Сабақтың тақырыбы/Тема занятия :

Типы простых предложений по цели высказывания.

Типы простых предложений по эмоциональной окраске.

Сабақтың мақсаты / Цель занятия : дать понятие о видах предложений по цели высказывания; показать особенности интонации для каждого вида предложений; развивать культуру речи.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся определять цель высказывания, строить предложения с разными целями высказывания; соблюдать правильную интонацию.

расширить понятие обучающихся о простых предложениях, типах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

формировать навык распознавания предложений по цели высказывания, понимать цель высказывания как основу различения видов предложения, использовать предложение с учетом речевой ситуации.

развитие познавательной компетентности через актуализацию материала, изученного ранее ; развитие навыка монологической речи, умения анализировать, систематизировать материал.

воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у обучающихся морально-ценностных чувств.

Сабақтың типі / тип урока

изучения и первичного закрепления нового материала;

Сабақтың өткізілу әдістері/методы проведения урока :

словесные (беседа, лекция, прочие);

практические (упражнения, решение задач, работа с книгой, прочие).

Модули, используемые на уроке: критическое мышление, критериальное оценивание

Формы работы: индивидуальная, парная.

Сабақтың жабдықталуы / обеспечение урока :

үлестірмелі материалдар /раздаточные материалы: лист оценивания, лист с заданиями

ТОҚ / ТСО : проектор, компьютер

Пән аралық байланыс/межпредметная связь: казахский язык, литература, экология

Әдебиеттер/литература : учебник русского языка

Сабақтың өту барысы / Ход урока :

— Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. И давайте начнем работу на нашем не совсем обычном уроке с чтения эпиграфа. (Эпиграф на доске): «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал Алексей Николаевич Толстой.

— Как вы понимаете слова известного русского писателя?

— Как вы считаете, какие виды культуры нужно формировать, чтобы о нас сложилось приятное впечатление, а имидж был позитивным? (Культуру поведения, речи, одежды и.п.).

Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний

1) Проверка знаний теоретического материала по теме «Синтаксис»

Цифровой диктант. Верны ли мои утверждения? Да — 1, Нет — 0

Я утверждаю, что

1. Синтаксис изучает правила построения словосочетаний и предложений.

2. Точка, восклицательный и вопросительный знаки — знаки завершения.

3. Пунктуация изучает правила постановки знаков препинания.

4. В конце предложения можно поставить только точку.

5. В словосочетании снежная зима главное слово — существительное зима.

Читайте также:  Стресс что это обозначает

6. У доски — словосочетание.

7. В словосочетании лесные обитатели главное слово — прилагательное.

8. Отвечать на уроке – предложение.

9. Смысловая вязь в словосочетании выражается с помощью вопроса.

10. Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложений.

2) На прошлом уроке мы с вами начали работу над простым предложением. Сегодня мы познакомимся с видами предложений. С этими видами предложений вы знакомились на уроках казахского языка, посмотрите на доску:

Сегодня у нас урок русского языка. Бұл қандай сөйлем: хабарлы,бұйрықты немесе сұраулы? \ответ обучающихся\ Значит какое это у нас предложение?

Во сколько начнется урок? — А это какое предложение? \ответ\.

Следующее предложение: Выучите стихотворение наизусть.\ответ\.

В первом предложении, повествовательном, содержится сообщение, в вопросительном – вопрос, а в побудительном – приказ, просьба. Все эти предложения могут быть восклицательными \лепті\, если произносятся с особым чувством, интонацией.

Например: На улице так тепло! Почему ты не учишь уроки?! Хорошо прослушайте эту песню!

Источник

Конспект урока «Виды предложений по эмоциональной окраске»

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Е.А. Быстровой

Автор: учитель русского языка и литературы Чикиш Юлии Витальевны

Образовательное учреждение: Красноярский край, город Ачинск, МБОУ «Средняя школа № 4»

Предмет: русский язык

Программа: Рабочая программа для общеобразовательных учреждений, 5-9 классы. К учебно-методическому комплексу «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией Е.А. Быстровой

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./ под ред. Е.А Быстровой.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Раздел программы: Синтаксис и пунктуация.

Тема урока: «Виды предложений по эмоциональной окраске»

Тип урока: урок повторения изученного.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Время реализации занятия: 45 минут

1) углубить понятия об основных признаках предложения;

2) вспомнить и закрепить знания о восклицательных и невосклицательных предложениях;

3) сформировать умение определять предложения по эмоциональной окраске и целям высказывания;

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль текста и его микротемы;

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) развивать мыслительную деятельность.

1) показать богатство родного языка;

2) прививать уважение к языку и его истории;

3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

Приемы работы: сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная.

«Невосклицательные и восклицательные предложения»

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Учитель начинает урок:

-Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради число,

Слушают, настраиваются на урок

Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации

Чтение текста для записи под диктовку. Один ученик у доски, остальные работают в тетради.

Мир в детстве удивителен и неожидан. Разве вы не замечали, как ласково шепчутся травы в летнем лесу, как весело переговариваются птицы, как точно понимают человеческие слова кошки и собаки? Распахните свою душу навстречу огромному миру!

Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Какова тема данного текста?

Назовите основную мысль данного текста.

Объясните знаки препинания во втором предложении.

Назовите вид записанных предложений по цели высказывания.

Прочитайте данные предложения с разной интонацией (выражая радость, сильное удивление, гнев, досаду).

Что вы сейчас выражали?

На ваш взгляд как называются предложения, которые помогают нам выражать свои эмоции?

Отвечают на вопросы:

-Это предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств

В этом тексте говорится об удивительном и неожиданном мире .

Основная мысль заключается в том, что нам нужно обращать внимание на все, что нас окружает, потому что мир наполнен удивительными вещами.

Это предложение сложное.

Повествовательное, вопросительное, побудительное.

В лесу родилась елочка.

В лесу родилась елочка!

Познавательные УУД: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку)

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение

Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

Задание (вопросы) , ориентирующее школьника, на выяснение имеющихся знаний

III. Формулирование темы и цели урока

Цель: самостоятельное определение цели урока.

На ваш взгляд, о чем мы сегодня будем говорить?

Тема урока: «Невосклицательные и восклицательные предложения».

Сформулируйте цель урока.

О восклицательных и невосклицательных предложениях.

Вспомнить, что такое невосклицательные и восклицательные предложения.

Закрепить навык их определения.

Пополнение словарного запаса.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые факты с выделением их отличительных признаков

Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»

IV. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Цель: После прочтения текста проанализировать, сделать вывод, сформулировать правило правописания знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.92.

Сформулируйте вопросы по материалу учебника и задайте своим одноклассникам.

Читайте также:  Темперамент во многом зависит от характера человека

Как передаем чувства в устной речи?

Как называются предложения, которые выражают сильные чувства и произносятся с восклицательной интонацией?

Какими могут быть восклицательные предложения по цели высказывания?

Как называются предложения, которые мы произносим спокойным тоном?

Познавательные УУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Предметные УДД: актуализировать знания о восклицательных и невосклицательных предложениях.

Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности.

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

Коллективно выполняют упражнения

Личностные УУД: формирование внутренней позиции школьника на здоровый образ жизни

V I . Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление. Работа в паре

Цель: Применяя правило, выполнить упражнение учебника

Выполните упражнение 114. Проговорите предложения в парах.

Прочитайте предложения выразительно, передавая чувства мимикой, жестами, интонацией. Повышайте голос на самом важном по смыслу слове.

Одинаково ли вы прочитаете эти предложения?

Какие эти предложения по цели высказывания?

Выпишите их по группам: повествовательные, побудительные, вопросительные.

Чтение предложений в паре.

Повествовательные, побудительные, вопросительные.

Предметные УДД: научиться определять восклицательные предложения по целям высказывания.

Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;

Цель: Систематизировать знания, полученные на уроке.

Какие предложения по эмоциональной окраске вам известны?

Чем они отличаются?

Какие предложения по цели высказывания могут быть восклицательными?

Восклицательные и невосклицательные предложения.

Восклицательные предложения произносим с восклицательной интонацией, а невосклицательные предложения — спокойным тоном.

И побудительные, и повествовательные, и вопросительные

Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности;

IX. Домашнее задание

Стр. 94 словарный диктант и «Проверяем себя».

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

В конце урока учитель выводит на экран интерактивной доски анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ

Обучаемые заполняют анкету:

1.Каких успехов вы достигли на уроке?

2. Какие затруднения возникли у вас?

3. С какими заданиями было легко справиться?

4. Какие вопросы у вас возникли в ходе урока? Получили ли вы на них ответы?

5.Что вам необходимо повторить дома?

Познавательные УУД: обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);

проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию;

строить устные высказывания

Регулятивные УУД: оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

Личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Цели урока:

1) углубить понятия об основных признаках предложения;

2) вспомнить и закрепить знания о восклицательных и невосклицательных предложениях;

3) сформировать умение определять предложения по эмоциональной окраске и целям высказывания;

Задачи:

  • Образовательные

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль текстаи его микротемы;

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) развивать мыслительную деятельность.

  • Воспитательные

1) показать богатство родного языка;

2) прививать уважение к языку и его истории;

3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

Номер материала: ДБ-482771

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки РФ планирует рассказывать о молодых ученых в формате Science Slam

Время чтения: 1 минута

Демоэкзамены включат в образовательные стандарты всех направлений подготовки СПО

Время чтения: 2 минуты

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

СПЧ направил в правительство предложения по предотвращению стрельбы в учебных заведениях

Время чтения: 2 минуты

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью