Упражнения по эмоциональной выразительности

Упражнения для развития выразительности речи старших дошкольников

Тамара Грузинова
Упражнения для развития выразительности речи старших дошкольников

1. Игры и упражнения на речевое дыхание.

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

Описание. Педагог предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии.

Правило: не задуть свечу, а лишь заставить пламя плавно «танцевать». Выдох необходимо делать тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

Надуем мыльные пузыри.

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

Описание. Каждый ребенок с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает воображаемые «мыльные пузыри».

Правило: выдох должен быть плавным и направленным, чтобы пузырь сразу не лопнул.

Цель: Развивать умение выдувать сильную воздушную струю

Вариант 1. К столу — «стадиону» приглашаются два ребенка. На центр поля воспитатель кладет мячик от пинг-понга.Задача каждого ребенка: постараться перегнать мячик на половину соперника.

Вариант 2. Задача игроков загнать мячик в ворота соперника.

Правило: выдох должны быть сильными, но короткими. Также в работе над речевым дыханием мы использовали такой инвентарь как ветерок и бабочки на лесках.

2. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

Цель: совершенствовать умение произносить звук «С»

Описание: При произнесении звука язык должен находиться за нижними зубами, струя воздуха должна быть холодная. Губы в улыбке. Воспитатель предлагает ребенку длительно произнести звук «С», представляя, что так выходит воздух из насоса.

Цель: упражнять мышцы языка, отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить. Чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубиков, когда продвигается вперёд, и не высовывался изо рта. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёба, делая движения языком вперёд – назад.

Цель: упражнять в умении быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука «Л» с гласными «А», «Ы», «О», «У».

Описание. Работать необходимо только языком, не задействуя нижнюю челюсть и губы. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Так, поочерёдно менять положение языка 4 — 6 раз.

Цель: развивать мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Когда открывается рот, губы должны оставаться неподвижными. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти. Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» к нёбу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Немой диалог.Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

3. Риторические игры на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов.

Ма-ма-ма – дома я сижу сама.

Оль-оль-оль – мы с тобой купили соль.

Лу-лу-лу – все столы стоят в углу.

Ул-ул-ул – у меня сломался стул.

Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

Ло-ло-ло – на дворе стоит тепло.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу.

За-за-за – уходи домой, коза.

Же-же-же – дождь прошёл уже.

Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

Читайте также:  Как называются эмоциональные обращения

Жу-жу-жу – я на ветке сижу

Букву — Ж – всё твержу.

Я жук, я жук, я тут живу,

Жужжу, жужжу, лежу, гляжу,

Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж-ж.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Ба-ба-ба – из окна видна труба.

Бы-бы-бы – на дворе стоят столбы.

Га-га-га – как гудят провода. Ж

Жу-жу-жу – молоко дадим ежу

4. Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности.

Скажи с настроением.

Цель: развивать умение передавать голосом различные эмоции интонацией (радость, безразличие, огорчение, удивление, страх).

Педагог предлагает детям сказать с определенной интонацией предложения: «Дождь пошел», «Снег идет», «Он победил», «Цветок цветет», «Паук ползет». Но предложения должны быть сказаны так, чтобы другие дети смогли угадать эмоцию, с которой ведущий произнес слова.

Цель. Формировать умение детей произносить с разной интонацией придуманные предложения (с радостью, со страхом, с удивлением, с обидой, с безразличием)

Описание. Детям предлагается придумать предложение и сказать его так, чтобы всем стало понятно с каким настроением оно сказано.

Например, «Светит ярко солнышко!» (это радостное событие, произносится с радостью, «Но скоро пойдет дождь» (эти слова произносятся с грустью).

Педагог: «Что может вас удивить?» – дети придумывают предложения с интонацией удивления.

Педагог: «А что может вас огорчить/испугать/обидеть?» – дети придумывают предложения с заданной эмоциональной окраской.

Чтение по ролям.

Цель: формировать умение передавать различный интонационный окрас в речи.

Описание. Воспитатель предлагает детям почитать по ролям хорошо знакомые сказки («Теремок», «Зайкина избушка» и др., а также короткие стишки.

Веселый Старичок-Лесовичок.

Цель: совершенствовать умение пользоваться разными интонациями. Педагог читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Жил в лесу старичок маленького роста.

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока,громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Бо-бо-бо да буль-буль-буль.

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Бо-бо-бо да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

5. Игры и упражнения на развитие силы голоса, темпа, речевое дыхание.

Цель: развивать силу голоса, темп, речевое дыхание.

Описание. Воспитатель показывает детям картинки, а дети должны изобразить звук, которые может произносить изображенный предмет или животное.

Правило: один ребенок произносит звук громко, второй тихо. Например, паровоз – один ребенок громко произносит «У-У-У», второй – тихо «у-у-у». Также эта игра проводится командами. Одна команда громко произносила определенный звук, вторая – тихо.

Цель: формировать умение пользоваться вопросительной интонацией. Описание. Первый участник задает вопрос «Кто в домике живет?» (при этом он должен произнести эту фразу голосом какого-нибудь животного, второй участник должен ему ответить «Я хозяин домика» чьим-то голосом. «Хозяин домика» должен угадать, кто к нему в гости пришел, а «гость» должен угадать, чей домик.

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. Описание. Воспитатель читает текст и показывает детям движения, дети повторяют.

1.«Пригрело солнце» – дети поют высокий звук «у-у-у»

«С пригорка побежал весёлый ручеёк» – дети болтают языком,

«С пригорка побежал весёлый ручеёк» – дети болтают языком, подражая весёлому «бульканью».

Читайте также:  Психология не эмоционального мужчины

«До краёв наполнил большую глубокую лужу» – дети «булькают» низкими звуками.

«Перелился через край» – дети «булькают»волной: вверх-вниз.

«И дальше побежал» – дети продолжают весело «булькать».

2.«Выбрались из-под коры жучки» – дети произносят звук «ж-ж-ж».

«Расправили крылышки»«крш-крш» с повышением

«И полетели куда-то»«тр-тр-тр» шёпотом.

3. «Лес наполнился птичьими голосами» – дети имитирую голоса птиц.

«Вот и пришла весна!»

Цель: Совершенствовать чистоту произношения.

Описание. С детьми заучивались и разыгрывались скороговорки и числоговорки.

«Горячи кирпичи! Соскачи-ка с печи, Испеки-ка в печи, Из муки калачи!»

«Тары- бары, растабары, У Варвары куры стары

«Сеня вёз воз сена»

«Палкой Саша шишки сшиб».

«Орёл на горе, перо на орле».

«Жужжит над жимолостью жук, Зелёный на жуке кожух»

Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.

Поверчу волшебный круг

– И меня услышит друг. Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд. 1. Уговорить человека пойти с тобой в кино.

2. Попросить у друга его любимую игрушку.

3. Один участник жалуется на то, что получил плохую оценку, второй его успокаивает.

4. Один просит прощения у друга за сломанную игрушку, другой – долго не прощает, объясняя почему.

5. У вас день рождения. Вы обзваниваете друзей, приглашая их на праздник.

6.Разыгрывание ситуации: «Не хочу я кушать кашу!»

Цель: учить интонационно выразительно, проговаривать фразы.

Педагог делит детей на пары. Один из участников – мама или папа, другой – ребенок. Задача родителя накормить ребенка кашей, используя для уговоров различные доводы. В одной из них «ребенок» капризничает, мама нервничает. Во второй – «ребенок» настойчиво, но вежливо просит уступить ему. И «взрослый» ему уступает.Подобную ситуацию разыграть с другими персонажами: воробьиха и воробышек (дети общаются чириканьем, курочка и цыпленок, кошка и котенок – мяуканьем; лягушка и лягушонок – кваканьем, корова и теленок, тигрица и тигренок.

Цель: формировать умение выразительно произносить слова.

Педагог: «Жил был Шум! Ел Шум»Дети: «Хрум, хрум, хрум!»

Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников «Кто кем был или что чем было» (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Читайте также:  Почему нет чувства насыщения едой

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольников «Ручеёк» Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Источник

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Упражнение «Крокодил»

Участники разбиваются на две команды. Каждая загадывает слово или какое-либо понятие. Слово сообщается на ухо члену другой команды. Он может только изобразить это слово свои­ми жестами и мимикой. Его группа задает наводящие вопро­сы. Причем вопросы задаются таким образом, чтобы на них можно было ответить «да», «нет», «не знаю».

Словами ничего говорить нельзя. Выигрывает та команда, которая сумеет разгадать большее количество слов.

упражнение «Внешнее выражение эмоций»

Каждый участник получает репродукцию портрета, худож­ника. Он должен «оживить» портрет, то есть принять позу, выражение лица и сказать несколько реплик, соответствую­щих мимике и позе изображенного.

Упражнение «Отражение эмоционального состояния» («зеркало»)

Все участники разбиваются на пары. Один выполняет роль зеркала, которое должно отразить показанное партнером эмо­циональное состояние. Упражнение выполняется с помощью мимики и пантомимы. Каждый выполняет упражнение по три раза (различные эмоциональные состояния).

Упражнение «Изображение»

Изобразите с помощью жестов и мимики психологические особенности человека (себя, другого), содержание пословицы, поговорки.

Упражнение «Чувство»

Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый уча­стник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть ми­мическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых в Ь1сказанных догадок. Должны высказаться все участники, каждый изображает несколько чувств.

Вопросы для обсуждения:

Воспринимали ли вас адекватно?

Почему возникали затруднения в определении чувства?

Расскажите о своих впечатлениях.

Упражнение «Список эмоций»

Группе предлагается назвать как можно больше слов, обо­значающих эмоции. Затем кто-то выходит и изображает эмо­цию мимикой и жестами. Все отгадывают. Первый отгадавший показывает свою эмоцию.

Усложнение: Упражнение проводится в кругу. Один человек называет эмоцию — все ее показывают.

Вопросы для обсуждения:

• Какое слово было труднее всего показать?

• У всех ли было одинаковое выражение лица при изображе­нии эмоции? Почему?

• Могут ли люди испытывать одни и те же эмоции и иметь совершенно разное выражение лица? Когда? (Привести пример.)

Аникеева Н.П. Воспитание игрой.М., 1987.

Григорьев Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного об­щения: Метод, пособие для преподавателей. — Новосибирск.— М., 1997.

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. — Екатеринбург, 1998.

Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Б.Д. Па-рыгина. — СПб., 1994.

Источник

Оцените статью