Упражнения по эмоциональному развитию учащихся

Упражнения и игры на развитие эмоций
материал на тему

Игра «четыре стихии» Играющие сидя в кругу. Ведущий объясняет условия: «на слово «земля», все должны опустить руки вниз, на слово «вода» — вытянуть руки вперед, на слово «воздух» — поднять руки вверх, на слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим».

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_i_igry_na_razvitie_emotsiy.docx 18 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и игры на развитие эмоций

Занятие 1. Наши чувства

Цель: создать в группе эмоционально благоприятный фон; познакомить детей с разными чувствами и состояниями; развивать умение соотносить цветную гамму с образом.

Дети сидят в кругу, взявшись за руки. Ведущий посылает сигнал – сжимает руку рядом сидящему, тот в свою очередь передает сигнал следующему. Таким образом сигнал начинает бегать по кругу.

Работа с пиктограммами (радость, огорчение, страх, гнев, удивление, стыд).

Ведущий задает детям вопросы.

Какие взрослые больше всего тебя нравятся?

Каким чаще всего бываешь ты?

Каким чаще всего бывает твой друг (подруга)?

Какая чаще всего воспитательница?

Далее каждый ребенок дорисовывает к каждой пиктограмме туловище, раскрашивает одежду человека тем цветом, который, по его мнению, подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.

Детям показывают гномов – грустного, радостного, спокойного, сердитого, испуганного, удивленного, злого – и предлагает состнести цвет с данными образами. При обсуждении ведущей обращает внимание на то, почему ребенок выбрал именно этот цвет.

Дети синхронно повторяют за ведущим его движения. Акцент переносится с физического действия на мимику лица и пантомимику тела.

Подведение итогов проходит по вопросам.

— какие состояния вы испытали на нашем занятии?

— какие «маски» вы раскрасили в яркие цвета и почему?

— какие «маски» вы раскрасили в темные цвета и почему?

— что сегодня вам на занятии понравилось, а что нет?

Занятие 2. Радость

Цель: снять психомышечное напряжение; развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного аппарата; учить изображать и определять эмоцию «радость».

Игра «четыре стихии»

Играющие сидя в кругу. Ведущий объясняет условия: «на слово «земля», все должны опустить руки вниз, на слово «вода» — вытянуть руки вперед, на слово «воздух» — поднять руки вверх, на слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим».

Дети получают по листу белой бумаги, из которой они в течение трех минут делают «снег». Затем играющие по очереди подбрасывают вверх свои «снежки», стараясь «засыпать» ими как можно больше окружающих. По окончании ведущей подводит итог: дети испытывали радость и подтверждение тому их улыбки и веселые лица.

Ведущий предлагает детям, в соответствии с его рассказом, сыграть несколько этюдов. Обращает внимание на выразительные движения, мимику. Этюды выполняются под тихую, спокойную музыку.

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

Этюд «После дождя»

Жаркое лето, только прошел дождь.

Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

— какое состояние вы испытывали на занятии?

— как узнать что другой человек радостный?

Задание 3. Удивление

Цель: снять психомышечное напряжение; изобразить и определять эмоцию «удивление»; способность принятию детьми друг друга.

Упражнение «Повтори позу»

Ведущий по очереди изображает три позы, отражающие те эмоции, которые дети определяли на прошлых занятиях. Дети должны назвать их.

Упражнение «Головы дракона»

Каждый ребенок — голова дракона. Ему необходимо загадать и изобразить одно из настроений, причем нельзя повторить предыдущую «голову».

Ведущий предлагает детям изобразить сцены по отрывкам.

Фокусник посадил в чемодан кошку, закрыл его, но сразу же открыл. Там вместо кошки сидел петух! Вот это да! Мальчик очень удивился тому, что произошло.

Ваня неважно учился, в основном на тройки. Однажды он пришел домой какой – то загадочный. Папа забеспокоился: уж не случилось ли чего? «Дай – ка твой дневник», — строго сказал он. И вдруг глаза его округлились, в дневнике у Вани было две пятерки!

После выполнения задания дети по просьбе ведущего вспоминают случаи, когда они больше всего удивлялись.

Каждый раз, когда водящий ошибается при названии игрока, остальные удивляются.

— какое одинаковое для всех героев и нас состояние мы изображали?

— у кого удивляться получалось лучше всех?

— нарисуй на листе ватмана «маску» удивления.

Resource id #5630

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр на развитие, речевого дыхания, голоса, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, слухового внимания и восприятия, предназначенных для работы с.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики пальцев рук.

На семинаре-практикуме рассматривались теоритические и практические аспекты, способствующие развитию речи детей: артикуляционная гимнастика,дыхательный упражнения и фонетическая ритмика.

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования подвижных игр и упражнений для развития координационных способностей у младших школьников. В подобранных подвижных играх и упражнениях для уча.

Чем заняться с ребенком дома? Чтобы это способствовало его развитию, расширению представлений об окружающем мире, способствовало его актуальному развитию. В этом Вам помогут следующие упражненияя и иг.

В своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы часто используем игры, сделанные своими руками. Наши дидактические игры созданы и адаптированы для детей, и.

Источник

Тренинговые занятия по развитию эмоциональной сферы учащихся младших классов

Цель — снятие эмоционального напряжения.

а) снятие утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов;

б) укрепление эмоциональной устойчивости, повышение настроения;

в) повышение готовности к деятельности.

1. Упражнение «Шалтай-Болтай» (цель — снятие напряжения)

— Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем их еще раз: покажем их еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.

Свалился во сне.

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «сва­лился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.

— Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы!

2. Упражнение «Релаксация» (цель — снять утомление, расслабление)

— Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза.

Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.

Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

(Упражнение повторить 2—3 раза).

«Игра с муравьем»

— Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох).Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.

(Упражнение повторить 2—3 раза).

3. Упражнение «Гимнастика» (цель — мобилизация готовности к деятельности)

— Посмотрели (головой) направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза).

— Подняли плечи — сбросили (4 раза).

Кулачок. Потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо.

Два кулачка. Потереть по часовой стрелке поясницу. Как следует. Хорошо.

— Похлопали в ладошки. Отлично. Молодцы!

4. Упражнение «Хорошее настроение» (цель — мобилизация после релаксации, снятие речевых зажимов)

— Построим 10-ти этажный дом!

(Дети берут воображаемые кирпичи поочередно и строят «голосом» дом.)

— 1-й этаж! — хор: низкая тональность голоса, «кладут кирпич».

— 2-й этаж! — хор: тональность голоса повышается, «кладут кирпич еще»,

— 10-й этаж! — хор: высокая тональность голоса, крик,

Здесь дети сильно оживляются и могут с криком вскочить: настроение завершенного дела!

5. Упражнение «Споем»

Мелодичное соединение АЕОУЫИЕ, АЕОУЫИ поется, как песня, но по задачам-действиям:

1) укорить, пристыдить другого,

2) удивиться другому,

3) попросить прощения.

— В заключение занятия давайте похлопаем в ладоши. Громче! Громче! Молодцы!

Цель — развитие произвольной активности детей. Формирование их эмоциональной и волевой сфер.

а) развитие раскованности, произвольности;

б) снятие напряженности, страхов; снижение возбужденности детей.

в) развитие выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей.

1. Упражнение «Поссорились два петушка» (цель — развитие раскованности, самоконтроля.)

Процедура. Звучит веселая музыка (желательно А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами.

Замечание: не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры («понарошку»).

2. Упражнение «Иголка и нитка» (цель — развитие произвольности)

Процедура. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней.

Замечание: если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.

3. Упражнение «Дракон кусает свой хвост» (цель — снятие напряженности, невротических состояний, страхов)

Процедура. Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать, «хвост», а тот уворачивается — от нее.

Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполнили все желающие.

4. Упражнение «Лисонька, где ты?» (цель — развитие произвольности.)

Процедура. Дети становятся полукругом, ведущий — в центра. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы.По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто — лиса? Ведущий зовет: «Лисонька, где ты?». Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.

5. Упражнение «Слушай команду» (цель — развитие способности к сосредоточению)

Процедура. Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду'(сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. д.).

Замечание: — Команда дается только на выполнение спокойных движений.

Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.

6. Упражнение «Я не знал!» (цель — развитие эмоциональной сферы, развитие выразительных движений ребенка).

Процедура. Ведущий выбирает мальчика-незнайку. О чем его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «не знаю», «ничего не видел».

Выразительные движения: поднятие бровей, опущение уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.

7. Упражнение «Возьми и передай» (цель — развитие воображения.)

Процедура. Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. На­пример, Саша передает Свете «тяжелый чемодан», она еле-еле его поднимает, демонстрируя, какой он тяжелый.

8. Упражнение «Раздумье» (цель — укрепление способности к концентрации, успокоении.)

Процедура игры. Звучит спокойная музыка. Один из детей — «грибник» (пошел в лес по грибы), а другие — лесные деревья. Грибник ходит по лесу между деревьями и плутает, он заблудился. Затем, когда музыка кончается, он останавливается и задумывается: «Куда идти?»

Выразительные движения: ребенок стоит, руки скрещены на груди, смотрит перед собой (роль грибника дол­жен сыграть каждый ребенок).

Вариант игр, направленных на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей начальных классов, предложен в книге «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под ред. М.Р. Битяновой.

Игра «Строим город»

Игра предназначена для учащихся первых классов. Цель игры — улучшение настроения, развитие сплоченности, сосредоточенности. Данная игра улучшает настроение участников, способствует развитию их эмоциональной сферы.

Для проведения этой игры понадобятся следующие материалы:

· набор красок для рисования на коже;

· пластилин ярких цветов (по коробке на ребенка);

· большой стол для размещения листа ватмана;

2. Обсуждение чувств и итогов совместной работы.

3. Размещение созданного города в кабинете.

Игра начинается с того, что первоклассников приглашают в тренинговый кабинет, где в разных местах на стенах зала приклеены листы бумаги основных «люшеровских» цветов.

1. Ведущий предлагает детям провести игру-разминку «Цвет и настроение». Ребятам надо выбрать цвет, соответствующий их настроению. После выбора каждый ребенок получает метку: на щеке ему рисуют кружок выбранного цвета (используется краска или грим, подходящий для детской кожи). Так, участники делятся на группы, по выбранным цветам.

После этого каждой группе дается задание: придумать название своей группе и групповое движение, которое отражало бы настроение всей группы.

Примечание: время обсуждения 5 минут. Взрослые (учителя, психолог) должны помочь детям в принятии решения.

Затем группы по очереди показывают свои движения. По просьбе ведущего предлагаемое движение повторяют все участники игры.

После завершения упражнения детям предлагается поменять группу, если они хотят этого, но обязательно надо было пояснить причину. У тех детей, которые сменили группу, на щеке рисуют второе цветное пятно. Группы придумывают, как они включают в себя новый цвет, название, общее движение.

2. Ведущий приглашает участников встать вокруг стола, на котором лежит ватман. Детям и педагогам предлагается создать пластилиновый город. На листе ватмана должны быть обведены контуры будущего города.

Каждый ребенок получает по коробке пластилина. На первом этапе создается «почва»: разогретый в руках материал размазывается по бумаге в несколько слоев, местами могут возникать «холмы и впадины».

Далее, ведущий просит каждого ребенка выбрать на территории города понравившееся ему место и положить на него ладошку. После этого ребята и педагоги на своих кусочках начинают «строительство»: каждый обустраивает свой кусочек города так, как нравится. В этот момент звучит стимулирующая музыка. После завершения этапа «индивидуального строительства» ведущий просит участников рассказать о том, что они построили.

3. Затем ведущий просит участников соединить отдельные кусочки в общий город. Детям нужно подумать, как это можно сделать. Можно «прокладывать дороги», «строить мосты», и т. д. После окончания «строительства» городу дается название. Построенный город можно отнести в класс для последующих игр с ним.

Игра «Рисуем настроение»

Игра предназначена для учащихся 2-4 классов.

· отрывки музыкальных произведений;

· листы бумаги A3 для каждого ребенка;

· восковые мелки или наборы цветных карандашей;

· стенды для размещения коллажа рисунков;

· фотоаппарат и фотопленка;

· свеча (для проведения обсуждения).

1. Разминка «Цвет, музыка, движение».

2. «Рисуем настроение».

3. Создание общего портрета.

4. Обсуждение игры.

Эта игра проводится в актовом зале. Дети и педагоги становятся в общий круг.

Разминка «Цвет, музыка, движение»

— Сейчас кто-то из участников (пусть в первый раз это будет взрослый) встанет в круг. Как только зазвучит музыка, участник в центре круга начнет совершать соответствующее музыке движение, а весь круг должен повторять за ним. После того как музыкальный фрагмент закончится, все должны подумать и сказать, какого цвета звучала музыка.

Звучит музыка, и учитель выполняет движения, дети повторяют за ним. После этого дети высказывают мнение о том, какого цвета звучала музыка. Затем выбирают следующего ведущего, и звучит второй музыкальный фрагмент. Все повторяется снова. Это упражнение (желательно закончить бодрой, живой музыкой) создает хороший настрой на дальнейшую работу.

Упражнение «Рисуем настроение»

Ведущие раздают детям наборы восковых мелков или цветных карандашей, большие листы бумаги (A3). Ребя­там предлагается нарисовать свое настроение. Для выполнения этого задания ведущий предлагает каждому ребенку найти в зале удобное место и занять удобное положение: лежа, сидя. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать, ведущий предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети считают нужным повесить свои рисунки. Так могут появиться «желтые», «синие» и другие рисунки. Получившийся коллаж, будет отражать настроение детей.

Далее ведущий просит сесть в круг, он зажигает свечу, и дети должны рассказать, что они хотели сказать своими рисунками и почему выбрали именно тот или иной цвет. (Особое внимание уделяется тем детям, которые оказываются в своей цветовой группе одинокими).

Источник

Читайте также:  Осенняя хандра или сезонная депрессия как еще называют
Оцените статью