Упражнения для развития эмоциональной сферы студентов

Содержание
  1. Психология. Тренинг развития эмоциональной сферы
  2. ЭКОЛОГИЯ ДУШИ (комплекс упражнений для развития эмоционально-волевой сферы)
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. Экология души
  6. Комплекс упражнений для развития эмоционально-волевой сферы
  7. Упражнение «Лесенка настроений»
  8. Упражнение «Две бабочки»
  9. Упражнение «Пальчики-мордашки»
  10. Упражнение «Добрая фея — злая фея»
  11. Упражнение «Небо и облако»
  12. Упражнение «Веселый принц — грустный принц»
  13. Упражнение «Цветик-семицветик»
  14. Упражнение «Мишкина семья»
  15. Упражнение «Дерево»
  16. 11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции
  17. Зачем нужен эмоциональный интеллект
  18. Как понять, что эмоциональный интеллект хромает
  19. Упражнения для распознавания эмоций
  20. «Зеркало»
  21. «Найти и запомнить»
  22. «Раздражители»
  23. Упражнения для эмоциональной устойчивости
  24. «Назойливая муха»
  25. «Дышать правильно»
  26. Просто читайте книги
  27. Упражнения для тренировки эмоций
  28. «Аверс и реверс»
  29. «Разобрать по косточкам»
  30. Упражнения на развитие эмпатии
  31. «Эмоции исторических персонажей»
  32. «Эмпатия и злость»
  33. «Дневник эмоций»

Психология. Тренинг развития эмоциональной сферы

УПРАЖНЕНИЯ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Упражнение I. “Ситуации с эмоциями”
В качестве задания предлагаются различные ситуации, действующими лицами в которых являются животные. Задача участников тренинга состоит в определении пропущенных в предложениях названий эмоций, которые могут испытывать животные.
1. Волк погнался за зайцем, но не догнал и остался голодным. Волк переживает _______________, а заяц ___________.
2. Две белочки решили добраться до соседнего леса, где никогда не были, но забыли позвать с собой третью подружку. Их тянет в лес _____________, а третья белочка испытывает __________.
3. Щенок убежал гулять без разрешения и __________ свободе, а его родители – взрослые собаки – за него ______________.
4. Кукушонок, подброшенный в чужое гнездо, очень ______________ на свою маму-кукушку, а та абсолютно _____________.
5. Два ежика шли по лесу и увидели потерянные кем-то часы. Сначала они испугались тиканья, а потом с опаской подошли поближе и стали их рассматривать, не понимая, что это такое. Эмоции – ________ и ________.
6. Медведь случайно наступил на ежа и уколол лапу. Медведь ___________ на ежика, а тот чувствует себя _______________.
7. Утки и гуси с _____________ относятся к гадкому утенку, а он не может понять за что и очень ________________.
8. Котенок попробовал новую еду, но она ему не понравилась и даже вызвала ______________. А попугай ___________, что его вообще не накормили.

Упражнение II. “Знатоки чувств”
Участникам тренинга предлагается описать ситуации, в которых они могли бы испытывать следующие чувства:
1. радость;
2. обида;
3. грусть;
4. удивление;
5. интерес;
6. гнев;
7. спокойствие;
8. страх;
9. стыд;
10. вина;
11. презрение;
12. ненависть;
13. отвращение;
14. горе;
15. тревога;
16. равнодушие.
Также предлагается дать соответствующую оценку вышеперечисленным чувствам.

Упражнение III. “Рисунок”
Участникам тренинга предлагается изобразить (нарисовать) на листе бумаги с помощью ручки и карандаша следующие чувства (эмоции):
1. радость;
2. грусть;
3. удивление;
4. гнев;
5. стыд;
6. горе;
7. тревога;
8. равнодушие.
В качестве объекта изображения можно использовать человека, животное, растение (цветок) и другие одушевленные и неодушевленные предметы.

Источник

ЭКОЛОГИЯ ДУШИ (комплекс упражнений для развития эмоционально-волевой сферы)

Комплекс упражнений для развития эмоционально-волевой сферы. Необходимые иллюстрации вы можете найти в материале «СЧАСТЛИВАЯ БАБОЧКА».

Скачать:

Вложение Размер
ekologiya_dushi.docx 147.03 КБ

Предварительный просмотр:

Экология души

Комплекс упражнений для развития
эмоционально-волевой сферы

Чистая экология души важна для человека так же, как чистая экология окружающего мира.
Почему?

Что такое чистота окружающего мира?
Это хрустальный воздух наших гор, это голубая вода рек, озер и морей, это деревья, не отравленные гарью заводских труб, это наивные непуганые животные, птицы и рыбы, которые не бегут от человека, считая его врагом, а доверчиво берут хлеб из его рук.
Вот что такое чистая планета, живая, не испорченная грубым вмешательством человека! Всем нам хотелось бы жить именно в таком мире.
Это мир вокруг нас, который мы видим, знаем и понимаем.
А что у нас в душе? Знаем ли мы, чем она занята в настоящее время? Знаем ли, как именно должна трудиться наша душа?
Ведь как удобно жить, когда не слышно голоса души, голоса совести. Но нужна ли нам такая жизнь, жизнь без души, без счастья, радости, а также без огорчений, без эмоциональных подъемов и спадов, ведь это тоже необходимо для того, чтобы душа жила полной жизнью и не ленилась.

Не позволяй душе

Чтоб воду в ступе

Душа обязана трудиться
И день, и ночь.

Комплекс упражнений для определения эмоционального состояния человека, представленный ниже, может помочь разобраться в многообразии чувств.
Психологу данная методика дает диагностический материал для построения дальнейшей работы с клиентом, прежде всего консультативной. Она также может использоваться в психокоррекционной работе с испытуемыми разных возрастных групп для коррекции эмоциональных состояний и девиантного поведения.
Упражнения носят также релаксационный характер, помогают расслабиться, успокоиться, подумать над принятием необходимого решения, их выполнение повышает настроение, приводит к позитивному восприятию мира и своего места в нем.
Комплекс может применяться для работы как с маленькими детьми (от четырех лет), так и со взрослыми. Для детей эти упражнения подходят еще и потому, что укрепляют руку, развивают моторику и речь. Взрослым людям с помощью этих упражнений легче выговориться, рассказать о своих проблемах или выразить их на бумаге.
Занятия можно проводить один раз в неделю, в индивидуальном или групповом порядке (группы детей по 3–5 человек, группы взрослых — до 10 человек). Отдельные упражнения можно повторять по несколько раз через определенный промежуток времени (примерно две недели).

Упражнение
«Лесенка настроений»

Цель . Упражнение проводится в начале курса, для того чтобы клиент провел параллель между своим эмоциональным состоянием и цветовым выражением этого состояния.

Материалы . Лист белой бумаги формата А4 с изображением лестницы, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги, на котором изображена лестница. Закрасьте, пожалуйста, проемы лестницы любыми цветами, но не забывайте, что верхний проем — самый веселый, а нижний — самый грустный.
Время выполнения задания не ограничено.

Примечания : цветовая гамма не должна ограничиваться основными цветами.
Для полноты диагностической информации после выполнения задания можно обговорить с клиентом выбор цветовой гаммы.
На основе цветового решения можно судить об эмоциональном состоянии

Упражнение «Две бабочки»

Рис. 2

Цель . Тренировка эмоционального состояния человека, переключения и устойчивости этого состояния.

Материалы . Лист бумаги с изображением двух одинаковых бабочек, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами две бабочки. Одна из них веселая, а другая грустная, но внешне они совершенно одинаковые. Раскрасьте, пожалуйста, этих бабочек так, чтобы по цвету было понятно, веселая бабочка или грустная. Также постарайтесь, пожалуйста, передать в цвете свое отношение к этим бабочкам.

Примечание : во время выполнения клиентом этого задания психолог может оценить эмоциональное состояние клиента. (Веселая бабочка раскрашена теплыми розовым и желтым цветами, а грустная – зеленым, фиолетовым, синим.)
Методику можно повторить через некоторое время.
Время выполнения задания не ограничено.
Методика не имеет возрастных границ и может проводиться с детьми от 4,5 лет и со взрослыми людьми. (Рис. 2.)

Упражнение «Пальчики-мордашки»

Рис. 3

Цель . Упражнение хорошо проводить два раза в неделю: в понедельник — для позитивного настроя на рабочую или учебную неделю и в пятницу — для коррекции негативного восприятия событий, которые могли произойти за неделю. Упражнение помогает наладить контакт с клиентом.

Материалы . Лист бумаги формата А4, цветные и простой карандаши, фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги. Положите на него кисть руки и обведите простым карандашом. Получилась ваша неделя, начиная с мизинца: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Подумайте, какой характер, какое настроение будет у каждого дня, и нарисуйте соответственные мордашки каждому пальчику. А теперь на ладошке нарисуйте «лицо недели» — ваш характер и эмоциональное состояние за всю неделю. Раскрасьте теми цветами, какими захотите.

Примечания . В конце недели все проводится по той же схеме.
После окончания работы обсудите рисунки с клиентом, обговорите сложные ситуации, которые произошли за неделю. Методика дает хороший психотерапевтический эффект, помогает клиенту раскрыться перед психологом. (Рис. 3.)

Упражнение
«Добрая фея — злая фея»

Рис. 4

Цель . Тренировка смены эмоционального фона настроения.

Материалы : лист белой бумаги формата А4 с изображением феи, вертикально разделенное пополам, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами картинка с изображением феи. Это не простая картинка, она разделена пополам. Ее левая часть — добрая, а правая — злая. Раскрасьте, пожалуйста, эту фею, но не забывайте о половинках.

Примечания . После завершения работы нужно обсудить с испытуемым выбор цветовой гаммы, чередование цветов и связь их с эмоциональным состоянием испытуемого. Методика разработана для детей, но может быть использована для взрослых людей с эмоциональными проблемами.
(Рис. 4.)

Упражнение «Небо и облако»

Рис. 5

Цель . Проводится для того, чтобы клиент мог отрефлексировать свои переживания, скрытые эмоции и перевести их во внешний уровень.

Материалы . Лист белой бумаги формата А4, акварельные краски, кисть.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит лист бумаги. Сегодня мы с вами будем рисовать небо, но это будет необычное небо. Оно необязательно должно быть голубого цвета. Ваше небо будет такого цвета, какое у вас сейчас настроение. Подумайте, какого цвета ваше настроение, и нарисуйте небо. Цвета можете смешивать.
А теперь нарисуйте облако. Оно тоже будет необычным. Подумайте, что можно было бы изменить в вашем настроении, и нарисуйте облако немного ниже неба.
Время выполнения не ограничено.

Примечания . Оценку эмоционального состояния человека по цвету неба и облака можно проводить по типу цветового теста Люшера (небо — первичный выбор, облако — вторичный выбор). (Рис. 5.)

Упражнение «Веселый принц — грустный принц»

Рис. 6

Цель . Тренировка смены эмоционального фона настроения.

Материалы . Лист белой бумаги формата А4 с изображением принца, вертикально разделенный пополам, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит картинка с изображением принца. Это не простая картинка, она разделена пополам. Ее левая часть — веселая, а правая — грустная. Раскрасьте, пожалуйста, этого принца, но не забывайте о половинках.

Примечания . После окончания работы можно обсудить с испытуемым выбор цветовой гаммы, чередование цветов и связь их с эмоциональным состоянием испытуемого.
Методика может быть использована для тренинга быстрого переключения эмоциональных состояний (от радости до грусти и обратно).
Упражнение было разработано для детей, но может быть использовано для взрослых с эмоциональными проблемами. (Рис. 6.)

Упражнение «Цветик-семицветик»

Рис. 7

Цель . Оценка и тренировка эмоционального состояния, а также выяснение уровня самооценки человека.

Материалы . Лист белой бумаги с изображением цветка с семью лепестками (один лепесток оторван), цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами лежит картинка с изображением цветика-семицветика. Раскрасьте, пожалуйста, этот цветок, но помните, что все лепестки должны быть разного цвета.
А теперь представьте, что этот цветок — весь мир вокруг вас. Отметьте свое место на этом цветке крестиком.
Время выполнения упражнения не ограничено.

Примечание . По тому, где клиент отметил себя, можно узнать его место в социуме, а также понять эмоциональное состояние и стрессоустойчивость.
Возраст испытуемых не ограничен. (Рис. 7.)

Упражнение «Мишкина семья»

Рис. 8

Цель . Понять характер взаимоотношений в семье, а также взгляды членов семьи на свои проблемы. Данное упражнение хорошо использовать в семейном консультировании, когда присутствуют проблемы с родителями и с детьми, но в индивидуальном порядке.

Материалы . Лист белой бумаги формата А4 с изображением Мишкиной семьи, цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому. Перед вами картинка с историей из жизни семьи медвежонка. Мишка и его папа куда-то идут. Как вы думаете, куда? Какое настроение у Мишки? А у его папы? О чем они думают? Раскрасьте их теми цветами, какими захотите. Но не забывайте о характере Мишки и его папы!

Примечания . Так как у Мишки и его папы не прорисованы мордочки, обратите внимание на то, нарисует ли клиент выражение мордочки медведей.
После выполнения работы необходимо обговорить с клиентом все мелочи, выбор цвета, прорисовку выражения мордочек.
Методика помогает клиенту раскрыться перед психологом, рассказать о своих проблемах. (Рис. 8.)

Упражнение «Дерево»

Рис. 9

Цель . Определение эмоционального состояния человека.

Материалы . Четыре изображения дерева: летом, осенью, зимой и весной; лист белой бумаги формата А4 с изображением дерева без листьев; цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция испытуемому . Перед вами лежит картинка, на которой изображено четыре дерева: летом, осенью, зимой и весной, — и бланк для выполнения задания, на котором изображено дерево без листьев. Внимательно посмотрите на картинку с разными деревьями и представьте себе, что вы — одно из них. Вспомните события последнего времени, свои мысли, чувства, эмоции. Подумайте, на какое дерево вы похожи. А теперь нарисуйте это дерево на бланке.

Примечания . После того как испытуемый нарисовал дерево, необходимо обсудить его выбор. В это время происходит обсуждение мыслей, чувств, эмоций человека, событий, которые слишком сильно его затронули. Это помогает клиенту выговориться, вступить в тесный контакт с психологом. (Рис. 9.)

Наталья ГОРЯЧЕВА,
педагог-психолог,
г. Москва

Источник

11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции

Об эмоциональном интеллекте в области образования говорят последние 30 лет. Эксперты школы предпринимательства и soft skills Startup Junior рассказывают, как определить свой уровень эмоционального интеллекта и прокачать его.

Зачем нужен эмоциональный интеллект

Представьте, что вам четыре года и перед вами поставлен нелегкий выбор: съесть зефирку немедленно или подождать 15 минут, не поддавшись искушению, и удвоить угощение. Серьёзное испытание, особенно для малыша. Этот «зефирный тест», который провели в Стэнфордском университете в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, показал, насколько важна способность контролировать эмоции и сдерживать порывы. Дети, устоявшие перед соблазном, повзрослев, стали более успешными, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными трудностями.

Исследования эмоционального интеллекта доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду.

Как понять, что эмоциональный интеллект хромает

Зачастую люди не знают о своих эмоциональных способностях или склонны переоценивать собственный эмоциональный интеллект. Разберёмся, какими навыками обладает человек с высоким эмоциональным интеллектом.

Он различает свои эмоции. Способность отслеживать чувства — ключ к пониманию себя. Люди, отличающие злость от тревоги, меньше сомневаются и быстрее действуют.

Он умеет контролировать эмоции. Способность успокоиться в нужный момент, унять тревогу и раздражение позволяют действовать эффективнее и быстрее приходить в норму после неудач.

Он мотивирует самого себя. Чтобы сосредоточиться на учёбе или рабочей задаче, нужно привести эмоции в порядок. Проще смотреть YouTube, чем делать уроки, и проще съесть зефир сразу, чем мучительно ждать. Но искусство контроля делает продуктивными.

Он распознаёт эмоции других людей. Это качество также называют эмпатией.

Он поддерживает взаимоотношения. Здесь дело по большей части заключается в правильном обращении с чужими эмоциями.

Вот признаки, которые указывают на низкий уровень эмоционального интеллекта:

  • поддаётесь стрессу,
  • не можете распознать свои эмоции,
  • легко обижаетесь,
  • долго переживаете из-за ошибок,
  • подавляете негативные эмоции,
  • склонны обвинять других людей,
  • испытываете трудности с установлением личных границ,
  • агрессивны в общении с людьми,
  • чувствуете себя непонятым.

Упражнения для распознавания эмоций

«Зеркало»

  1. Встаньте напротив зеркала, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции.
  2. Радость: расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем-нибудь приятном.
  3. Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза.
  4. Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!»
  5. Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке.

Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.

«Найти и запомнить»

  1. В течение дня найдите десять поводов для радости, порадуйтесь от души и проследите, как изменилось ваше состояние в этот момент. При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить ощущения в теле.
  2. На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется состояние.
  3. По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность человеческой деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение.

«Раздражители»

Попробуйте в течение нескольких дней специально фиксировать внимание на неожиданных раздражителях: громких звуках или ярком свете. Постарайтесь сформулировать, что происходит с вашей эмоциональной сферой при воздействии таких раздражителей.

Упражнения для эмоциональной устойчивости

Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции.

«Назойливая муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.

«Дышать правильно»

Сядьте на стул боком к спинке, выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи. Руки свободно положите на колени, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите через нос, губы слегка сомкните, но не сжимайте. Проследите, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Глубокий вдох и продолжительный выдох повторите несколько раз. Упражнение позволяет стабилизировать эмоциональное состояние.

Просто читайте книги

Идентифицируя себя с героями художественного произведения и их переживаниями, мы достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать эмоции, понять их причины.

Упражнения для тренировки эмоций

«Аверс и реверс»

Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались.

«Разобрать по косточкам»

Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:

  • Как я испытываю злость (другую эмоцию)?
  • Почему я испытываю злость?
  • Когда я уже испытывал злость?
  • Как часто я злюсь?
  • Чем злость мне помогает?
  • Чем и где злость мешает?

Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.

Упражнения на развитие эмпатии

«Эмоции исторических персонажей»

Вспомните пять исторических персонажей. Затем представьте эмоции, которые человек испытывал во время разных событий своей жизни. Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади, и чувствовал печаль оттого, что у него не было семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными, и беспомощность, потому что ничего не мог с этим поделать.

«Эмпатия и злость»

Упражнение поможет справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Вспомните ситуацию, когда вы очень злились на кого-то, а затем создайте эмпатическое утверждение. Например:

Раздражённый человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня».

«Дневник эмоций»

Записывайте каждую эмоцию, которую испытываете в течение дня, степень её проявления и причину. Например, эмоция — злость, степень — 7 из 10, причины — тройка по математике. На следующем этапе важно понять, как эмоция проявляется в теле. Возможно, рядом со злостью вы напишете «пересыхает во рту, чувствую ком в горле, звенит в голове». Опишите, какими были руки, ноги в этот момент, ощущались ли тяжесть или напряжение.

Источник

Читайте также:  После стресса появилась молочнице
Оцените статью