Упражнения для эмоционально-волевой разгрузки младших школьников
методическая разработка по психологии
Упражнения для учащихся 2-3 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upr.dlya_e-v_razgruzki_ml.shk_.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение для учащихся младшего школьного возраста
Упражнение 1. «Коврик злости»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Описание упражнения: в группе в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если ребенок пришел в группу агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.
Шутка-минутка 2. «Дождик»
Учитель: «Ребята! Давайте на минутку отвлечёмся от урока. И послушаем дождик». Положите пальцы на край стола, за которым сидите. Побарабаньте тихонечко по столу, словно идет дождик.
Учитель: «Сейчас я буду для всех задавать вопросы. Каждый из вас будет отвечать на них. Если ответ на вопрос «да» или «это Я», то дробь по столу усиливает тот, к кому это относится. Получится, что дождь в одни моменты нарастает и превращается в весёлый ливень, в другие – утихает, становится еле слышным. Итак, послушаем наш дождь!»
— Кто родился летом?
— Кто из вас, ребятки
— Кто в косички ленты заплетает?
— Кто по полю мяч гоняет?
— Кто умеет шевелить ушами?
— Кто по дому помогает маме?
— У кого в квартире кот?
— …или пёс (наоборот)?
— Кто поёт неплохо?
— У кого есть брат?
— Кто всех рассмешить умеет?
— Кто читает вслух стихи?
— Кто у нас – ученики?
Упражнение 3. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
Упражнение 4. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.
Упражнение 5 . Слегка помассируйте кончик мизинца.
Упражнение 6 . Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.
Упражнение 7. «Улыбка» — Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы (помогает снять мышечное напряжение).
Упражнение 8. Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга).
Упражнение 9. «Точечный массаж» — Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами.
Упражнение 10 . Левостороннее дыхание — Пальцем зажимаем правую ноздрю. Дышим левой ноздрей спокойно, неглубоко.
Упражнение 11. «Улыбка фараона»
В случае наступления стресса, встаньте прямо, поднимите подбородок немного вверх, разведите плечи и улыбнитесь. Включите свое воображение на полную катушку и представьте себя египетским фараоном, гордым, как сфинкс, и веселым, как Евгений Петросян. Сохраните свою улыбку и эту позу в течение двух минут, а потом расслабьтесь и сделайте несколько энергичных движений руками и наклонов туловища в разные стороны.
Результаты этого упражнения:
Физиологический: улучшение кровообращения в мимических мышцах и позвоночнике.
Психологический : возможность посмотреть с юмором на ситуацию, а в результате — повышение устойчивости к источнику стресса.
Упражнение 12. «Колба»
Представьте себе, что Вы находитесь в стеклянной колбе и все негативные слова не пробивают ее, они бьются о колбу и рассыпаются.
Упражнение 13. «Лимон»
Цель : управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение 14. «Сосулька» («Мороженое»)
Цель : управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1—2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.
Упражнение 15. «Воздушный шар»
Цель : управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1—2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Учитель показывает движения, дети повторяют:
***
Чтобы нам не уставать
И иметь в делах успех,
Нужно, дети, отдыхать,
Поднимаем глазки вверх.
А теперь, как часики,
Глазками тик-так,
В сторону, к окошку,
Так-так-так.
Смотрим вверх, на потолок,
А теперь на мой листок,
А сейчас на пальчик мой,
А теперь на круг большой.
И по кругу глазками –
Так-так-так.
Отдохнули глазки?
Как дела?
Дети: Вот так! (дети сжимают кулак, большой палец вверх)
***
«Ленивые восьмерки для письма». Выполняется аналогично «Ленивым восьмеркам для глаз». Восьмерка рисуется перед собой на столе. Сначала правой рукой минимум четыре раза, затем левой минимум четыре раза, затем указательными пальцами, образовывающими перекрестие («Х»), минимум четыре раза. Выполняется для активизации связи «рука – глаз» перед письменной работой или чтением. Помогает прояснить мысли.
«Слон». Одно из наиболее интегрирующих упражнений, так как оно активизирует все каналы восприятия аудиальный, визуальный и кинестетический. Особенно рекомендуется людям с нарушением внимания, так как способствует полноценной активизации ретикулярной формации и настройке внимания. Также улучшаются память, навыки чтения и понимания прочитанного, услышанного. Стимулирует внутреннюю речь, способствует творческому мышлению.
1. Поставьте ноги на ширине плеч, чуточку скосолапьте, расслабьте колени. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку, как хобот. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.
2. Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке. Глаза следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без звука.Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой.
Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).
Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.
Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу:
- а) на правой руке;
б) на левой руке;
в) на обеих одновременно. - Меняем темп выполнения упражнения, то убыстряя его, то замедляя. В усложненном варианте добавляем игру
- а) просим: «Делаем то, что слышат наши ушки, а не то, что я показываю», – при этом мы сидим рядом с ребенком и работаем вместе с ним;
- б) даем установку: «Делаем то, что видят глазки, а не то, что слышат ушки». В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное внимание ребенка, работаем над формированием самоконтроля в деятельности.
- «Веселые карандаши»
На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.
Затем по одному выкладываем карандаши на стол:
а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.
Источник
Занятие по развитию эмоционально-волевой сферы младших школьников «Мир эмоций»
Тема: Мир эмоций
Цели:
- Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников.
- Классификация эмоций.
- Формирование саморегуляции поведения.
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
- Закрепить умение узнавать эмоции других людей по фото и пиктограмме.
- Научить понимать своё эмоциональное состояние и других.
- Обучить управлению своим эмоциональным состоянием и поведением.
- Научить анализировать художественное произведение с точки зрения эмоционального
- восприятия.
- Способствовать обогащению эмоциональной речи ребёнка через синонимы.
- Моделирование эмоций.
Оснащение:
Набор пиктограмм эмоций, техническое оснащение, музыка спокойная для релаксации, коврик, текст сказки «Три медведя» на диске и карточках для каждого участника, карандаши, фломастеры, бумага, «Цветок» настроения, экран настроения, природный материал для моделирования (камушки среднего размера, веточки, макаронные изделия, крупа…) и ёмкость для них, набор фото-эмоций детей, ёмкость с водой, мягкая игрушка, зеркало каждому ребёнку, «волшебный» мешочек, цветные шнурки, досочки с отверстиями, скотч, кусочек краски или глины.
Продолжительность занятия: 40 минут
I. Ритуал приветствия «Цветок»
Психолог: Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.
Дети: Здравствуйте.
Психолог: Хорошо, а теперь начнём наше занятие по традиции с определения нашего настроения.
У меня в руке цветок,
Он красивый такой.
Выбирайте лепесток
Всё равно, какой.
(Дети выбирают лепесток, прикрепляют его на экран настроения, садятся на место)
Психолог: Возьмите в руку мягкую игрушку, передавайте ее по кругу, расскажите о своём настроении и какому цвету оно соответствует.
– Спасибо!
II. Закрепление пройденного материала
Психолог: Давайте посмотрим на фото и попробуем определить настроение и эмоцию людей.
III. Разминка «Угадай по лицу» (игра малой подвижности)
Цель: учимся контролировать свои эмоции, развитие произвольности.
Ход: Дети встают в один рядок, плотно друг к другу. За спиной дети передают мягкую игрушку под ритмичную музыку. Их задача заключается в том, чтобы скрыть эмоцию, если игрушка оказалась в руке. После остановки музыки водящий должен угадать у кого в руке игрушка.
IV. Дидактическая игра «Весёлая шнуровка» (Приложение 2)
Психолог: Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас я вам раздам вот такие дощечки с дырочками, где каждая дырочка обозначена словом. Вам нужно взять шнурки разного цвета и с помощью их соединить слова-синонимы, объединённые общим смыслом.
Например:
- радость – счастье
- грусть – печаль
- удивление – восхищение
- страх – тревога
- горе – печаль
- злоба – недовольство
- ярость – гнев
- радость – веселье
- испуг – страх и т.п.
(Ведущий раздаёт дидактический материал и показывает, как с ним работать. Желательно раздать наборы различающиеся по содержанию.)
V. Анализ сказки «Три медведя» (раздать детям карточки с текстом сказки)
Психолог: Ребята, я принесла вам этот волшебный мешочек. В нём лежат карточки, на которых изображены эмоции. Будем по очереди доставать и определять эмоцию. Кому, какая достанется, тот и будет работать с этой эмоцией при анализе сказки, подчёркивая цветным карандашом.
Звучит сказка, дети работают на листочках: радость, гнев, страх, грусть, удивление.
Психолог: Кто в этой сказке был самый сердитый, кто удивился больше всего, кто испугался больше всего.
VI. Исследовательская игра «Вода»
Психолог: Ребята, у меня в мешочке осталась ещё одна карточка. Внимательно рассмотрите её и скажите, какая эмоция или чувство на неё изображено. Это – спокойствие.
– Найдите в сказке отрывок, где герои чувствуют спокойствие или находятся в состоянии покоя. (Когда Маша спит…)
– Покажите с помощью зеркала спокойствие. (Работа с зеркалом)
– Сегодня я для вас принесла ёмкость с водой. Посмотрите на неё, как вы думаете в каком она сейчас состоянии. Она спокойна. А сейчас мы будем воздействовать на неё, общаться с ней. (Постукиваем по краям ёмкости). Видите, как вода волнуется, колышется. Так же и с людьми, если мы общаемся, то испытываем различные эмоциональные чувства. Если в воду опустить кусочек глины, то вода помутнеет. Настроение испортилось.
VII. Комплекс «Волшебный сон» (релаксационное упражнение)
Психолог: Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнём. (Звучит спокойная музыка)
– Ложитесь на коврик, так что бы вам было удобно и постарайтесь выполнять мои просьбы.
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело.
И расслаблено все тело (2 раза),
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас.
Руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас.
Ноги теплые у нас.
Дышится легко. ровно. глубоко. (Длительная пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Дружно глазки открываем. (Дети открывают глаза.) [2]
VIII. Рефлексия в рисунке. Моделирование
Дети усаживаются на свои стульчики.
Психолог:
У меня в руке ведро,
Вот: волшебное оно.
В нём каменья непростые.
В нём каменья озорные.
Опусти в него ладошку
И возьми себе немножко. (Авторское)
– С какой эмоцией вам понравилось работать больше всего. Выложи из камушек и веточек личико. (Дети могут работать в паре)
– Расскажи, что у тебя получилось.
– Какое настроение у вас бывает чаще всего.
– Какое задание тебе понравилось больше всего.
– Какое задание вызвало затруднение.
IX. Ритуал прощания «Цветок»
Психолог: В завершении занятия хотелось бы узнать какое у вас настроение сейчас, изменилось ли оно. Передаём мягкую игрушку по кругу. Выберите подходящий цвет и прикрепите его на экран настроения. (Приложение 3)
– Молодцы! До свиданья!
Литература:
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996.
Источник