Упражнения для развития чувства языка

Упражнения для развития мышц языка

Публикации из раздела «Работа с голосом»

Бесплатные уроки.
Как подготовить и провести
успешную презентацию

Упражнения для развития мышц языка

Продолжаем работу по укреплению ораторских мышц. Сегодня предлагаю вам наиболее полезные и оптимальные упражнения для развития мышц языка. Язык – один из самых активных органов речевого аппарата и от его работы во многом зависит четкое произношение слов. Порой нам даже сложно представить, какие мгновенные переключения от одной позы к другой совершает наш язык. Как раз в этот момент и наступают трудности произношения.

Особенно часто это происходит тогда, когда мы произносим слова с «пучками согласных» типа: боДРСТвовать, траНСПЛантация, ВСТРевоженный и т.д.

В ситуации публичного выступления, когда волнение неизбежно, наши артикуляционные органы напряжены. Только четкая и слаженная работа речевого аппарата, в том числе и языка, поможет устранить это напряжение и обезопасить нашу речь от проблем с дикцией.

Упражнения для развития мышц языка несомненно будут способствовать развитию его подвижности и переключаемости, что в конечном итоге благоприятно скажется на общении с любой аудиторией.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЯЗЫКА

УПРАЖНЕНИЕ 1. «ЛОПАТКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Открыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И. П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 2. «ТРУБОЧКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот приоткрыть, губы слегка вытянуть вперед, боковые края языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» – «ТРУБОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Трубочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 4. «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 5. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) – язык «Иголочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 6. «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, передний и боковые края языка поднять. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 7. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Чашечкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 8. «ГОРКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончик языка упереть за нижние резцы, спинку языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 9. «ГРИБОК»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, широкий язык поднять вверх и присосать к небу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 10. «МАЯТНИК»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Под счет до 8 попеременно тянуться кончиком узкого языка к уголкам рта. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

У ПРАЖНЕНИЕ 11. РИСУЕМ КРУГ «ИГОЛОЧКОЙ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончиком узкого языка под счет до 4 «рисуем круг» в правую сторону. Вернуться в И.П. Затем также под счет до 4 в левую сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 12. «ЗМЕЙКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед, произвести легкие движения из стороны в сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 13. «КАЧЕЛИ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 6 узким напряженным языком попеременно тянуться к носу – к подбородку. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 14. «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ СНИЗУ-ВВЕРХ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны снизу вверх. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 15. «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ СВЕРХУ-ВНИЗ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» верхние зубы с внутренней стороны сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 16. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Вернуться в И.П.

Читайте также:  Чем можно повысить настроение

Выполнить 5 раз.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Источник

Как развить чувство английской речи

Учимся чувствовать язык

Существует такое понятие, как чувство языка или чувство речи, нередко данное явление еще называют «врожденной грамотностью». Это когда человек, не зная определенных правил, все равно пишет и говорит грамотно и красиво. Он не может точно сказать, почему, например, написал какое-то слово слитно, а не через дефис, но при этом уверен, что написал его правильно.

Но действительно ли это умение ощущать язык является врожденным? Мы думаем, что его можно и даже нужно развивать. У большинства людей чувство речи развито до определенного уровня. Далеко не каждый человек, который правильно говорит и пишет, знает наизусть все правила. Многие чисто на интуитивном уровне подбирают правильные слова, нужное ударение, интонацию, расставляют знаки препинания и грамотно пишут. Можно усовершенствовать чутье не только родного языка, но и изучаемого.

Давай сегодня рассмотрим несколько методов, которые помогут тебе лучше ощущать английский язык.

Совершенствуй все навыки одновременно

У человека, который знает всего три сотни слов, и совершенно не разбирается в грамматике языка, не может появится «языковая интуиция» (не путать с методом «тыка» во время прохождения тестов). Для ее зарождения и развития очень важно регулярно практиковать разные навыки изучаемого языка: письмо, разговорную речь, восприятие на слух. Пополняй словарный запас, учись не только произносить слова, но и правильно писать их. Изучай новые грамматические конструкции, смотри, где какой предлог использовать.

Делай упражнения из учебников

Согласны, выполнение упражнений из учебных пособий может быть настоящей тоской зеленой. Особенно, когда делаешь уже сотое задание на разницу между Past Simple и Present Perfect. Но, делать их очень полезно, поскольку очень часто они помогают довести использование грамматических конструкций и новых выражений до автоматизма. Так, возможно, через года два ты уже и не вспомнишь, по каким правилам использовать ту или иную конструкцию, но при этом будешь употреблять ее в своей речи правильно.

Читай литературу на английском

Зачастую чувство языка хорошо развито у людей, которые много читают. Во время чтения, они непреднамеренно запоминают написание и употребление разных слов и речевых конструкций, а также, где нужно в предложении ставить знаки пунктуации. Чем больше ты будешь читать — тем быстрее разовьешь «языковую интуицию». Если тебе пока еще сложно читать художественную литературу — читай адаптированные новости или статьи на разные темы.

Работай над развитием зрительной памяти

Специалисты полагают, что развитие интуитивной грамотности происходит благодаря хорошей зрительной памяти. То есть, во время чтения человек встречает разные слова и запоминает, как они пишутся и используются, после чего начинает употреблять их в собственной речи. Развивать зрительную память помогают разные игры по типу «найди 5 отличий», «найди совпадения», складывание пазлов. Также можно просто закрывать глаза и перечислять, какие предметы тебя окружают, и где они точно расположены.

Переписывай текстовые фрагменты

Такое занятие может показаться скучным, но на самом деле это не так. Ты можешь переписывать цитаты из уже прочитанной книги на английском. Можешь читать новую книгу и выписывать самые интересные высказывания героев или события. Можешь понравившийся фрагмент из прочитанной на русском книги найти на английском языке и переписать его. При этом, рекомендуется во время написания надиктовывать себе вслух, чтобы запомнить не только написание слов, но и произношение. Это упражнение поможет запомнить не только правописание слов, но и научиться грамотно строить предложения на английском, запомнить конструкции, которые, если перевести их на русский буквально, кажутся странными, выучить интересные речевые обороты и пополнить словарный запас.

Слушай английскую речь

Просмотр видео и слушание различных аудиоматериалов также, как и чтение, помогают непреднамеренно запомнить речевые конструкции. Кроме того, ты будешь сразу слышать разные фразы и запоминать, как правильно их произносить и использовать в контексте. Особенно хорош такой способ для тех, у кого хорошо развита слуховая память. Также отличное упражнение — повторение предложений за диктором. Включи передачу на английском и попробуй повторять за ведущим каждое предложение. Также ты можешь копировать героев фильмов, которые тебе нравятся, перенимая их манеру общения. При этом не забывай подражать и их интонации.

Общайся с людьми, которые грамотно говорят по-английски

Общение — также отличный способ развития чувства языка. Нередко мы перенимаем некоторые фразы, а иногда и манеру общения у тех, с кем общаемся. Найди человека, с которым ты смог бы поговорить на английском и учись у него. Общайся как в живую, так и по переписке.

Пополняй словарный запас

Это очень важный момент в развитии чувства речи. Изучая новые слова, проверяй, как правильно их произносить, обрати внимание на формы слова и родственные слова. Также посмотри, какие существуют устойчивые словосочетания с ним, выпиши себе самые интересные.

Научись не переводить все дословно

Это последний и самый важный совет. Переводя все дословно, вряд ли тебе удастся хорошо развить интуитивное восприятие английского языка. Попробуй слушать аудио и не переводить его мысленно, а просто вникать именно в английскую речь. Поначалу тебе может быть это сложно, скорее всего, из-за банальной привычки. Но со временем, ты привыкнешь. Также само и при прочтении книг. Если в тексте есть несколько незнакомых слов, не спеши переводить их, просто попробуй понять из контекста. Привычка все переводить, а тем более дословно, — ужасно тормозит изучение язык.

Читайте также:  Что такое чувство родного языка

Просто слушай/смотри/читай и вникай в суть. Избавиться от привычки все переводить дословно также могут помочь упражнения на перевод, которые научат искать языковые соответствия. Перестав переводить все в уме, ты удивишься нескольким вещам. Во-первых тому, что не обязательно нужно переводить на родной язык, чтобы все понимать. Смотреть фильмы и слушать аудио станет намного проще. Во-вторых, тебя удивит то, что ты сможешь думать на английском, пускай даже если изначально твои мысли будут выглядеть как каша с примесью русских слов. В-третьих, предлоги и непривычные для нас языковые конструкции, будут запоминаться намного быстрее, и перестанут казаться такими «странными». В-четвертых, тебя приятно порадует повышение твоего уровня владения языком.

Надеемся, использование этих советов на практике помогут тебе развить чувство английской речи и значительно продвинуться в интересном, но сложном, путешествии изучения английского.

Источник

Упражнения для развития мышц языка

Ольга Мацнева
Упражнения для развития мышц языка

Язык – один из самых активных органов речевого аппарата. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости необходимо выполнять следующие упражнения:

1. Высовывание языка наружу лопатой: языку придаётся плоская широкая форма так, чтобы он своими боковыми краями касался углов рта. Вначале язык укладывать ненапряжённым между губами, затем он кладётся на нижнюю губу, потом удерживается между оскаленными зубами. Если язык долго не получается широким,то:

а) произносится вялым языком между губами бя-бя или мя-мя, или же

б) не распластанный между губами язык сильно надувают,

в) на распев тянут И, или улыбаются – язык расплывается.

2. Высовывание языка наружу жалом, языку придается, возможно, более заострённая форма. Если это движение долго не удаётся, то язык протискивают между губами, сжимая ими с боков, или тянутся им к отодвигаемому от него пальцу, карандашу или сильно вытягивают его наружу, вправо, влево, и когда он в углу рта суживается, осторожно отводят в таком виде к средней линии рта и фиксируют его.

3. Поочерёдное высовывание языка лопатой и жалом.

4. Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко распластанный, тонкий язык, жало (округлый, с заострённым кончиком).

5. Такое же движение, но в ротовой полости, причём кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы.

6. Высовывание языка возможно более изо рта, а затем втягивание возможно глубже в рот, чтобы там образовался лишь мышечный комок.

7. Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо – влево.

8. Поднимание и опускание задней части языка, кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого и отчасти твёрдого нёба, то опускается вниз (к, г). Если это движение не удаётся, то на первых порах корень языка подталкивается вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте.

9. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при раскрытых. Если присасывание не удаётся, то следует применить следующий вспомогательный приём:

а) на спинку языка кладётся клейкая конфета, а ребёнок старается сосать конфету, прижимая спинку языка к нёбу;

б) полусогнутый указательный палец накладывается сверху на подбородочную кость, а большим пальцем производится надавливание снаружи, снизу, вверх, но дно ротовой полости, чем подталкивается спинка языка к нёбу.

10. Присасывание всего языка лопатой к нёбу и отрывание от последнего со щелканьем сначала при сомкнутых, а затем при раскрытых челюстях. Чтобы избежать наблюдаемого иногда поднимания языка при помощи нижней челюсти пользуются пробкой. В правый или левый угол челюстей вставляется пробка толщиной с мизинец ребёнка; она может быть резиновой или деревянной с проволочной рукояткой между зубами.

11. Высунутый лопатой язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь при этом спинкой верхних зубов к неба, как бы смазывая их, и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба.

12. Присасывание языка без отрыва от нёба с раскрыванием рта (кончик языка касается верхней десны).

13. Присасывание к нёбу и отрывание от него спинки языка: кончик языка упирается в нижнюю десну; проделывается сначала при закрытом рте, а затем при открытом.

14. Раскрывание и закрывание рта при таком же положении языка.

15. Язык силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

16. Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну.

Читайте также:  Добрый день желаю радости здоровья

17. При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, твёрдую конфету, горох, фасоль.

18. Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увеличением раскрытия их.

19. Такое же облизывание зубов под губой, постепенно всё больше загибая кончик языка.

20. Поднимание и опускание лопатообразно высунутого языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте, затем к верхним и нижним зубам, наконец, к носу и подбородку.

21. Такое же движение языка внутри рта за зубами, касаясь кончиком языка верхней десны. Если при загибаниях кончика языка рот плохо открывается, следует воспользоваться пробкой. Указанное упражнение проводиться при расширенных таким образом челюстях. Иногда необ-ходимо вначале проделать это движение, загибая язык шпателем, постепенно раскрывать рот всё шире и шире. При всех движениях языка вне рта зубы обеих рядов должны быть оскалены.

22. Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щёлканьем открывается, втягиваясь вниз – назад.

23. Загибание языка жалом вверх и вниз снаружи и внутри рта.

24. Поочерёдное загибание кончика языка жалом: к носу и подбородку, губе верхней и нижней, к твёрдому нёбу и дну рта.

25. Кончик языка, жалом загибаясь вверх и вниз, точно касается верхних и нижних резцов, десны при широко раскрытом рте (д).

26. Язык снаружи рта желобком или лодочкой (боковые края лопатообразного языка поднимаются, а по средней продольной линии языка образуется впадина). Если это упражнение долго не удаётся, то полезно помогать подниманию краёв языка губами, осторожно надавливая им на боковые края языка. Иногда помогает этому движению надавливание зондом по средней линии языка.

27. Язык снаружи рта желобком, неподвижен, а губы то широко раскрываются (оскал, то касаются желобка.

28. Язык внутри рта желобком с оскалом – задувание (о, в).

29. Язык желобком с осторожным загибанием кончика вверх.

30. Язык снаружи рта чашечкой (ковшиком) вне ротовой полости (боковые и передние края языка поднимаются вверх, спинка опускается).

31. Чашечка внутри рта. При выработке чашечки, когда спинка не опускается нужно надавит на неё (сверху шпателем, зондом задувать в чашечку ш, ж).

32. Закусывание зубами боковых краёв языка оставляя свободным только кончик языка.

33. При положении языка (упр. 32) оскалить зубы и загибать кончик к верхней и нижней десне.

34. Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти до клыков при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны.

35. При положении языка (упр. 34) многократно барабанить напряжённым его кончиком по верхней десне — т-т-т… с сильным затем задуванием на приподнятый кончик языка (р).

36. Когда описанные движения языка усвоены, то по заданию логопеда ребёнок проделывает ряд движений непрерывно одно за другим: язык жалом, чашечкой, лопатой, вверх и т. д.

При всех изложенных упражнениях необходимо:

1. Каждое движение производить неторопливо и чётко.

2. При каждом движении отдельного органа (языка, губ) в течение определённого времени оставлять их не подвижными и затормаживать все лишние движения.

3. Все движения производить под команду с соблюдением определённого ритма, каждое движение выдерживать на счёт 3/8/4 музыкального текста, с такой же паузой после него.

Если общий мышечный тонус языка, губ слабый, то следует включать в эти упражнения силовой момент, т. е. движения мышц с сильным напряжением.

Дидактические игры и упражнения для развития речи ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются.

Дыхательные упражнения для речевого развития Отчетливо произносить все звуки — невероятно сложная задача. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Физиологическое дыхание.

Игры и упражнения для развития внимания у дошкольников [b]Упражнения и игры для развития внимания[/h4:[/b] «Кто наблюдательнее?» Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и.

Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения для развития nмелкой моторики руки» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста. 2. Систематизировать знания педагогов.

Разминка для мышц шеи «Гномики» Сегодня я предлагаю вашему вниманию авторскую гимнастику для мышц шеи. Упражнения проводятся в игровой форме, не занимают много времени.

Упражнения для развития мышц языка. Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают.

Упражнения для развития общей моторики Важной составной частью развития предметно-манипулятивной деятельности является обучение владению телом. Виды нарушения: -слабость мышечной.

Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. У детей при ряде речевых нарушений.

Упражнения для развития чувства ритма у слепых детей дошкольного возраста Подготовил музыкальный руководитель Акмалова Екатерина Николаевна МБ ДОУ №3 «Лебедушка» Г. Батайск Актуальность Слуховое восприятие играет.

Упражнения для развития двигательных качеств Развитие гибкости. Гибкость- способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Необходимо для развития гибкости упражняться в.

Источник

Оцените статью