Упражнения для развития чувства темпа

Игры на развитие чувства темпа
картотека по логопедии

Темп — это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включа­ются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатывают­ся два темпа движений — медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.

У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражне­ниях на построения и перестроения: движения змейкой, цепоч­кой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
igry_na_razvitie_chuvstva_tempa_ritma_metra.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие чувства темпа

Темп — это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатываются два темпа движений — медленный и быстрый, затем вводятся понятия «ускорение» и «замедление» темпа.

У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражнениях на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный темп каждого ребенка.

Игра 1. «Шаги и хлопки». Стоя в кругу, дети на каждую четверть такта делают шаг на месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба движения.

Игра 2. «Лягушки и цапли». Под медленную музыку дети передвигаются по кругу присядом, под быструю — двигаются легким бегом с движением рук вверх-вниз.

Игры с элементами танцев. Упражнения способствуют развитию общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Строятся на элементах классического танца (используются принятые в ней позиции рук и ног) и русского народного танца (каблучный шаг, тройной притоп, «веревочка», «ковырялочка»).

Игра 3. «Балет». Все стоят по кругу в парах. Движения выполняют на 4 музыкальные фразы. 1-я музыкальная фраза: стоя на месте, поднимают руку над головой и опускают плавно, следя за ее движением глазами (2 раза).

2-я фраза: одна рука на поясе, ногу отставляют в сторону (2 раза).

3-я фраза: делают 4 шага вперед, одна рука за спиной.

4-я фраза: кружатся на месте в паре с правой ноги, держась за руки.

Игра 4 . «Русский танец». Все стоят по кругу в парах.

Первая: делают 4 шага вперед каблучным шагом, 4 шага назад простым шагом.

Вторая: выполняют 2 раза «ковырялочку».

Третья: делают 4 шага с притопом в сторону, 4 шага с притопом, возвращаясь на место.

Четвертая: выполняют 3 «молоточка», 1 тройной притоп.

Игра 5 . (Муз.сопровождение Г.Гладков, «Песенка про зарядку».)

Дети стоят в шахматном порядке. И. п. — ноги на ширине плеч» руки на поясе. Поднимайтесь поскорей, (Подняться на носки, руки вверх.)

Рассчитайтесь по порядку. (Опуститься, руки на пояс.)

Приглашаем всех зверей (Руки в стороны и на пояс.)

На веселую зарядку! (2 приседания.)

Упражненье началось: (Наклоны головой вправо-влево.)

Ноги вместе, руки врозь. (Ноги вместе прыжком, руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре — (Поочередное поднимание колен.)

Ноги выше, руки шире! (Поднимание колен, руки в стороны.)

Кто придумать бы помог,

(Наклон вниз, руки вниз.)

Если нет ни рук, ни ног!

Что поставить шире?

(Прыжком ноги в стороны.)

Как к вопросу подойти? (Наклоны в стороны.)

Ноги выше! Это три

(Поочередные махи ногами вперед.)

(Поочередные махи ногами.)

Всем занять свои места!

(Повороты головой вправо-влево.)

Рассчитайтесь по порядку.

Есть зарядка для хвоста. (Покачивание бедрами.)

И для хобота — зарядка. (Покачивание правой рукой, имитирующее движение хобота.)

Пусть удавий длинный хвост (Плавные движения правой рукой за спиной.)

Выгибается, как мост.

(Плавные движения правой рукой, перед собой.)

Раз, два, три, четыре —

Хобот выше, уши — шире. (Взмах правой рукой вверх, руки в стороны.)

Далее повторяются движения, сопровождающие припев.

Игры на развитие чувства ритма

Музыкально-ритмические игры. Использование таких игр позволяет тренировать у детей различные группы мышц и развивать координацию движений. Музыкальное сопровождение способствует выразительности исполнения, большей пластичности, мягкости! движений. Задание создать определенный образ развивает фантазию и слуховое внимание детей.

1. Игра «Пильщики». (Муз. О. С. Боромыковой 1 .)

Запилила пила, зажужжала, как пчела.

Отпилила кусок, наскочила на сучок,

Лопнула и стала. Начинай сначала. Дети стоят парами, лицом друг к другу. Правые руки соединены. Одна нога выставлена вперед.

I — 8 такты — двигают руками вперед-назад, имитируя пилку дров.
9—10 такты — опускают броском руки вниз.

11 — 12 такты — (меняются местами друг с другом на бегу.)

2.Игра «Угостим зверей».

Мы делили апельсин.

(Имитируется движение ножом.)

Много нас, а он один.

(Разводятся руки в стороны; затем показывается один палец.)

Эта долька — для ежа,

(Ладони вместе, «замок».)

Эта долька — для чижа,

(Ладони вместе, «птичка».)

Эта долька — для утят,

(Ладони в кулачки, большие пальцы подняты.)

Эта долька — для котят. (Ладони раскрыты, пальчики округлены.)

Эта долька — для бобра, (Кисть правой руки накрывает кулак левой руки.)

А для волка — кожура. (Руки прячутся за спину.)

3.Игра с листочками. (Муз. сопровождение — И.Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)

И. п. — основная стойка.

1-я музыкальная фраза: руки в стороны, вверх, вперед, вниз, 4 раза.

2-я фраза: руки в стороны, за спину, 2 раза.

3-я фраза: приседание, руки перед грудью; подъем, поднимание рук вверх, 2 раза.

4-я фраза: кружение на месте вправо, затем влево.

4. Игра с лентами. (Муз. сопровождение — И. Штраус, вальс «Сказки Венского леса».)

1-я музыкальная фраза: и. п. — основная стойка. Поднимание и опускание рук через стороны, на счет 1,2 — вверх, на счет 3, 4 — вниз.

2-я фраза: и. п. — стоя, руки в стороны. На счет 1,2 — приседание, отведение рук за спину; на счет 3, 4 — и. п.

3-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1, 2 — поворот в сторону, закручивание рук вокруг туловища; на счет 3, 4 — и. п.

4-я фраза: и. п. — основная стойка. На счет 1,2 — наклон вперед, отведение прямой ноги назад, руки в стороны; на счет 3, 4 — и. п.

5.Игра «Лети лепесток». Проводится под музыкальное, а затем под речевое сопровождение. (Муз. сопровождение в размере 2/4 ритмичного, бодрого характера.)

Лети, лети, лепесток, (Поочередное сгибание и разгибание пальчиков.)

Через запад на восток, (Те же движения.)

Через север, через юг, (Чередование положений кулак — ладонь.)

Возвращайся, сделав круг. (Вращение кистями.)

Лишь коснешься ты земли, (Поочередное поглаживание кистей.)

Быть по-моему вели! (4 хлопка.)

Игры на развитие чувства метра

Игра «Послушай и повтори звук « у».
Надо произнести сердито и громко один раз («воет волк»), тихо и медленно 2 раза («воет вьюга»), сериями по два раза низким голосом («филин ухает»), медленно, долго, низким голосом («поезд едет»).

Игра «Эхо». Сначала дети отгадывают загадку:

Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо.) Затем логопед произносит звук а то громко, то тихо, то длительно, то кратко, то усиливая, то ослабляя звучание. Детям следует точно так же его повторить.

Игра «Бадминтон» . Дети стоят, образуя круг, ноги на ширине плеч, одна рука на поясе, другая — на уровне лица, ладонью вперед. Имитируя удар по волану, дети произносят ряд обратных слогов с усилением на конце: ап-ап-ап-ап, оп-оп-оп-оп и т.п..

Игра «Настольный теннис» . И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, левая рука на поясе. Отбивая правой рукой воображаемый мячик, летящий через сетку, дети произносят слоги со стечением согласных: пта-пто-пту-пты, пто-пту-пты-пта и т.д.

Игра «Повтори, как я» (одно из междометий — оно выделено — произносится громче других): эх , ох, ух, ах; эх, ох , ух, ах, эх, ох, ух , ах; эх, ох , ух, ах.

Игра «Три волны» — вдох, на выдохе произносится звук э тихо, громче, громко с движениями рук, имитирующими плавательный жест.

Игра «В лес пойдем». Дети делятся на две команды. Одна говорит:

Мы в лес пойдем, грибов найдем. Ребят мы громко позовем: ау-ау-ау! Никто не отзывается, лишь эхо откликается. Другая группа повторяет: «ау-ау-ау!»

Упражнение повторяется 3 — 4 раза: «ау» произносится громко, тише, тихо, шепотом.

Источник

игры и упражнения на развитие чувства музыкального темпа
методическая разработка на тему

методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей

Скачать:

Вложение Размер
igry_i_upr._dlya_razv._muz.tempa_.doc 47.5 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для формирования и развития чувства

Темп — скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.

Развитие чувства музыкального темпа у детей следует начинать с наиболее простых двигательных заданий, которые ребенок должен выполнять в соответствии с темпом прослушиваемой им музыки. Поначалу это будут взмахи руками и хлопки, затем к ним следует подключить движения ног, ходьбу и бег. Когда дети освоят два контрастных темпа: «быстрый» и «медленный», задания усложняются. Теперь темп проигрываемой музыки будет постоянно ускоряться или замедляться, а в соответствии с ним изменяется и темп выполняемых движений.

Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки и движений куклы.

Оборудование: кукла игрушка – бибабо.

Дети сидят на стульчиках перед педагогом. Под музыку, звучащую в медленном темпе, кукла, ведомая взрослым, не спеша танцует, а дети медленно, в такт музыке, хлопают ей в ладоши. С окончанием музыки и танца дети кладут руки на коленях.

Кукла вновь танцует, но уже под быструю музыку – дети сопровождают танец хлопками соответствующего темпа.

Музыкальное сопровождение: по выбору педагога.

Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.

Оборудование: кольца от игры «серсо» по количеству детей.

Дети сидят на стульчиках и держат в руках «рули» (кольца). Под песню, исполняемую педагогом в медленном темпе, дети неспешно крутят у себя перед грудью «рули» — едут на машинах. С окончанием музыки движение прекращается.

В следующий раз педагог исполняет песню в быстром темпе, соответственно и дети крутят «руль» быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как они ехали: быстро или медленно.

Музыкальное сопровождение: песня «Машина», сл.Н.Найденовой, муз.Т.Попатенко.

Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения ног с темпом музыки.

Дети стоят в кругу друг за другом. Под песенку дети начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.

Музыкальное сопровождение: песня «Ноги и ножки»,слова народные, музыка В.Агафонников.

Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения руки с темпом музыки.

Оборудование: показать детям мельницу на картинке или принести игрушку-мельницу.

Перед началом упражнения педагог читает детям стихотворение:

Крутит мельница крыло,

Мелет мельница зерно.

А из молотой муки

Испекут нам пироги.

Под музыку, исполняемой в замедленном темпе, дети, стоящие перед педагогом, начинают не спеша вращать перед собой по кругу по кругу левую руку, изображая мельничное крыло.

С окончанием музыки вращение рук прекращается.

В следующий раз педагог исполняет музыку в быстром темпе, а дети вращают перед собой правую руку. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как вращалось их мельничное крыло: быстро или медленно.

Музыкальное сопровождение: «Благодарность ручью» ,муз.Ф.Шуберта

Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.

Дети стоят лицом к педагогу. Под музыку, исполняемую в медленном темпе, дети изображают, как идут часы: не спеша совершают легкие наклоны то влево, то вправо, при этом руки скользят вдоль туловища. С окончанием музыки наклоны прекращаются. В следующий раз педагог проигрывает музыку в быстром темпе, соответственно и дети выполняют наклоны быстрее. Каждый раз взрослый обсуждает с детьми, как шли их часы: быстро или медленно.

Музыкальное сопровождение: песенка «Часы», сл. С.Маршака, муз. Е.Тиличеевой.

Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения рук с темпом музыки.

Под музыку, исполняемую педагогом, дети изображают, как падают капли дождя. Для этого обе кисти сжимаются в кулаки, из которых высвобождаются только указательные пальцы.. поочередно дети то поднимают, то опускают кисти рук. В начале музыка звучит в замедленном темпе, затем постепенно ускоряется, а перед окончанием вновь начинает замедляться- в соответствии с темпом музыки меняется и темп движения кистей рук детей.

Музыкальное сопровождение: «Дождик», муз. И.Кореневской.

Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения в колонне в соответствии с изменением темпа музыки.

Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок:

В нем мотор гудит – У-у-у…

Дети под быструю музыку бегут друг за другом по залу, изображая самолеты, — руки подняты в стороны, как крылья самолетов. С замедлением дети опускают руки и переходят на ходьбу. С окончанием музыки дети останавливаются.

Музыкальное сопровождение: «Самолет», муз.К.Дискина.

Цель: развитие чувства музыкального темпа, постепенное изменение темпа движения рук и ног в соответствии с изменением темпа музыки.

Описание: перед началом упражнения педагог читает детям стишок:

Он вагоны повез

Дети стоят в колонне друг за другом и держат руки, сжарые в кулаки, перед грудью. С началом музыки (в медленном темпе) дети начинают не спеша идти паровозиком, вращая перед собой руками, как колесами. Тема музыки постепенно нарастает, в соответствии с ним движения убыстряются – дети переходят на легкий бег с быстрым вращением рук. Затем темп музыки начинает постепенно замедляться-дети замедляют бег, переходят на шаг (руки тоже замедляют вращение) и с окончанием музыки весь поезд останавливается.

Музыкальное сопровождение: «Едет, едет паровоз», муз.Г.Эрнесакса.

Цель: развитие чувства музыкального ритма, координация темпа движения с темпом музыки.

Оборудование: детские стульчики по количеству детей, бубен.

Описание: на отдельные неторопливые ритмичные удары в бубен дети идут змейкой (друг за другом, держась за руки) между стульями, поставленными по прямой линии на расстоянии одного метра друг от друга. На быстрый перезвон бубна (тремоло) дети начинают бежать по внешнему кругу – вокруг стульев. Когда бубен замолкает, дети садятся на стульчики. Когда снова зазвучат отдельные удары в бубен, дети возобновляют движение змейкой.

В первый раз играть на бубне должен взрослый, а при повторении упражнения бубен можно дать одному из детей, предварительно выбранного считалкой.

Цель: развитие чувства ритма, передача его в движении.

Дети свободно стоят по всему залу.

Такты 1-8. Дети заводят моторы своих самолетов – вращают перед грудью руками, согнутыми в локтях. Движения постепенно ускоряются. В конце 8 такта дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета.

Такты 9-24. самолеты полетели – дети легко бегают по залу в любом направлении.

Такты 25-29. самолеты летят на аэродромы – мальчики к одной стороне зала, а девочки – к другой.

Такты 30-32. самолеты приземляются – дети опускаются на одно колено.

Музыкальное сопровождение: «Полетаем на самолете» , муз. В.Золотарева.

Цель: развитие чувства музыкального темпа, координация темпа движения с темпом музыки.

Оборудование: большой обруч.

На полу лежит большой обруч. Педагог приглашает несколько детей ( от 3 до 5 ) покататься на карусели. Выбранным детям надо взяться за обруч левой рукой, приподнять его над полом, а правую отставить в сторону. Начинается «катанье» — дети медленно идут друг за другом на полной ступне. В это время остальные дети вместе с педагогом поют песенку:

И помчались с ветерком.

А потом бегом, бегом!

Дети легко и быстро бегут, держась за обруч (на весь проигрыш поют : «Ля-ля-ля»). С окончанием музыки «карусели» останавливаются. Дети берутся за обруч правой рукой и «катаются» в другую сторону.

Музыкальное сопровождение: «Бульба» белорусская народная мелодия.

Цель: развитие чувства музыкального темпа, выполнение движений под музыку различного темпа.

Оборудование: большие мячи по количеству детей.

Дети стоят в шеренге с мячами в руках. Под музыку, звучащую в медленном темпе, дети несколько раз не спеша поднимают мячи над головой и, нагибаясь, опускают их к ногам (не выпуская мячи из рук). На быстрый темп дети катят мячи по полу и бегут за ними до противоположной стороны зала.

Музыкальное сопровождение: «Мячи», муз.К.Дискина.

Цель: формирование у детей представлений о темпе, понятиях «быстро» и «медленно».

Детям, сидящим на стульчиках или на ковре, предлагается выполнить импровизированные движения руками при прослушивании музыкального отрывка в быстром темпе и сидеть спокойно при прослушивании отрывка в медленном темпе..

Усложнение: предложить детям дополнить движения рук движениями головы, корпуса и ног.

Музыкальное сопровождение: «Тема из вариации», муз. К.Вебера.

Цель: обучение детей дифференциации однотипных движений в соответствии с темповым диапазоном музыкального отрывка.

Дети сидят на стульчиках. Прослушивая музыкальный отрывок в медленном темпе, дети кистью одной руки, собранной в горсть, дотрагиваются до ладони другой руки – курочка клюет зернышки. При прослушивании музыкального отрывка в быстром темпе дети совершают те же движения, но уже в быстром темпе – цыплята клюют зернышки.

Музыкальное сопровождение: «Русская народная мелодия» в обр.Г.Фрида.

Цель: побуждение детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом игрой на барабане.

Оборудование: барабан, коврики, на которых помещаются обе руки ребенка.

Педагог играет на барабане в соответствующем темпе (быстро или медленно), дети на своих импровизированных барабанчиках ( ковриках) отстукивают ладошками заданный темп.

1.Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях». Практическое пособие для педагогов и родителей.

2. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувства музыкального темпа.

Музыкальные игры и упражнения для развития чувства лада у детей дошкольного возраста. Весёлые упражнения: 1. Постучать разными деревянными брусочками. 2. Потрясти разные коробочки. 3. Поиграть на бубн.

Музыкальные игры и упражнения для развития чувства ладау детей дошкольного возраста.

Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство.

В помощь музыкальному руководителю.

Игры на развитие чувства музыкального темпа.

Источник

Читайте также:  Как избавиться от депрессии мужчине самостоятельно
Оцените статью