- Игровые логоритмические упражнения как средство развития чувства ритма дошкольников
- Как развить чувство ритма
- Единица измерения и эталон
- Если у вас есть проблема с ритмом, вот что можно сделать:
- 1. Слушайте больше музыки!
- 2. Вслушивайтесь в ритм-секцию музыки
- 3. Хлопайте, барабаньте по столу и коленям в ритм музыке
- Компоненты чувства ритма
- В синтезе-исполнении это:
- Абсолютные и относительные временные интервалы.
- Ритм в образных картинках
- Чтение слов в ритме
- Ритмические слоги
Игровые логоритмические упражнения как средство развития чувства ритма дошкольников
Валерия Лихачева
Игровые логоритмические упражнения как средство развития чувства ритма дошкольников
С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. Дети с такими нарушениями отстают по показателям ловкости и быстроты. У них плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает точность, ритмичность и техника их выполнения. Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
(2 слайд)Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того,чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально — ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Эти дети малоэмоциональны и неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.
Изучение возможностей игровых логоритмических упражнений является актуальным, так как игровая логоритмика увлекает маленького ребёнка, вызывает у него положительные эмоции, и тем самым поддерживает интерес к занятиям, стимулирует его ритмическое развитие.
Логоритмика это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания (движение, музыка и речь, позволяющая решать проблему развития чувства ритма эффективно. (5 слайд)Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания (движение, музыка и речь).
Цель работы: изучить возможности игровой логоритмики, как средства развития чувства ритма дошкольников».
Развитие речи в процессе игровых логоритмических упражнений происходит с помощью синтеза слова, движения и музыки. Центр речи в головном мозге человека находится рядом с двигательными центрами, что обуславливает их физиологическую взаимосвязь. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм, не случайно понятие ритма вошло в название данного вида упражнений.
Логоритмика часто проводится в рамках музыкального занятия, которое направлено на качество исполнения движений, их четкости, координации, выразительности. При этом движения под музыку положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти. Каждое движение совершается в определенном ритме и темпе. Ритм широко применяется в музыке, для детей он сравнивается с биением сердца, звуками природы, дети вместе с руководителем находят ритм в прозе, поэзии, художественном творчестве.
Логоритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, ног, рук сочетаются с произнесением специального речевого материала. Точное, динамичное выполнение упражненийподготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. (3).
На занятиях логоритмикойрешаются следующие задачи:
(6 слайд)-снижение психоэмоционального и телесного напряжения;
-интонационно-мелодическое развитие речи;
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие и укрепление мимической мускулатуры;
-развитие силы, высоты, тембра голоса;
-совершенствование тонкой моторики пальцев рук;
-развитие слухового и зрительного внимания (например, умение произвольно реагировать на музыкальный сигнал);
-развитие чувства ритма и координации движений;
-формирование пространственных представлений и схемы тела (например, усвоение устойчивых координат право-лево, верх-низ).
-развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;
-развитие эмоционального мира ребенка и воображения (дети учатся создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики);
Виды логоритмических упражнений представлены на слайде,перечислю некоторые из них:
1) Артикуляционная гимнастика с детьми дошкольного возраста включает несложные статические и динамические упражнения для языка и губ.
2) Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Главной задачей является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражненияразучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе.
(7 слайд)3) Игровой массаж включает в себя игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов, которые способствуют развитию координации речи и движений, ориентировке в пространстве, регулированию мышечного тонуса.
4)Танцевально — ритмические упражнения, которые направлены на развитие чувства ритма и двигательных способностей, позволяющие свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры.
5) Упражнения на развитие дыхания. Такие упражнения помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их сочетают с движениями рук, поворотами туловища, приседаниями.
6) Упражнения на развитие силы голоса. Работа над голосом позволяет сделать его выразительным, воспитывать основные качества голоса силу и высоту. Сила голоса воспитывается при произнесении гласных звуков более громким или более тихим.
7) Упражнения на развитие чувства ритма. Пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
Логоритмические приемы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
В работе над развитием ритма нами используется развивающее пособие-игрушка «Волшебные Гонзики». Забавные «глазки», которые надеваются на пальцы, превращаются то в червяков, то в зверюшек, то в забавных жителей незнакомой планеты. Пластмассовые разноцветные глазки воспитанниками Майи Ивановны Родиной стали повсеместно известны как Гонзики.
В чем секрет «глазок — Гонзиков»?
Во-первых, в том, что они буквально приковывают внимание детей. И это не случайно. Известно, что уже на первом году жизни малыш фиксирует свое внимание именно на глазах (остальные черты лица он еще не замечает).
Во-вторых, Гонзики – абстрактная игрушка, и благодаря своей неопределенности может быть «заместителем» для любого персонажа. Фантазия и творчество воображение детей и взрослых может превратить Гонзика и в Лягушонка, и в Птичку, и в Змею, и в кого угодго.
В-третьих, пластмассовые Гонзики надеваются на пальцы, тем самым способствуют легкому массажу и далее в игре – самой настоящей пальчиковой гимнастике. Многие упражнения требуют развитой мелкой моторики и ловкости. Без тренировки может не получиться не только у детей, но и у взрослых.
В-четвертых, «глазки» — Гонзики побуждают ребенка к диалогу, стимулируют развитие речи, помогают побороть излишнюю робость и застенчивость.
Игры с «Гонзиками»: На руку надевается яркая разноцветная перчатка, которая является «телом» «Гонзика». Смешные «глазки» надеваются на пальцы и они «оживают» в руках у детей и взрослых. Играть можно как одному, так и со сверстником или взрослым. «Гонзики» могут разговаривать, петь, читать стихи и даже участвовать в театрализованных сценах. Малышам помогают освоить название всех пальцев. При этом развивается актерское мастерство, память, внимание, мелкая моторика пальцев рук и чувство ритма.
Источник
Как развить чувство ритма
Чувство ритма – то, что крайне необходимо для любого музыканта, танцора, артиста. Зачастую педагоги и все те, у кого оно превосходное, считают, что это чувство либо «дано», либо «не дано». Иной раз этот навык слабо развит даже у состоявшихся музыкантов, закончивших колледж или даже консерваторию. Считается, что более четверти танцоров (речь, конечно, о любителях) не слышат ритм музыки, и, соответственно, не могут танцевать в такт ему. Вы спросите: как такое возможно? Отвечу – за счет совершенствования своей техники исполнения.
Так что же такое ритм и можно ли это чувство развивать? Для того чтобы его почувствовать, так сказать, «потрогать руками», а точнее ощутить всем телом, надо для начала понять, что подразумевается под музыкальным ритмом. Что, собственно, должен чувствовать музыкант или танцор?
Энциклопедии описывают ритм, как определенное соотношение длительности звуков и их последовательности. Тому, кто далек от теории музыки, такое объяснение почти ни о чем не скажет. Тут требуется простое и доступное сравнение. И, пожалуй, легче всего ритм сравнить с пульсом человека.
Прислушавшись к себе не сложно услышать или почувствовать биение сердца. Пульс представляет собой простейшую ритмическую фигуру из одинаково громких нот (импульсов) и равных промежутков между ними. Таков ровный пульс здорового человека. Можно сказать, что наш внутренний ритм отстукивает сердце. А в музыке эту роль выполняют ударные инструменты и бас-гитара. Они формируют основу музыкальной композиции, её ритмический рисунок, воспроизводя удары в определенной последовательности с разными промежутками времени и делая разные акценты. Этот ритмический рисунок нам и предстоит научиться различать и воспроизводить.
Главной ошибкой начинающих музыкантов становится именно то, что они стараются сконцентрироваться на отработке техники движений и стремятся освоить их как можно больше. Выучить сложный пассаж реально даже для начинающих, а вот верно исполнить его в конкретном музыкальном произведении удается с первого раза далеко не всем. Подобные проблемы касаются и вокалистов. Со стороны это хорошо заметно, и, как правило, вскоре такое «непопадание» становится явным и для самого музыканта, особенно если он играет или поет в паре. Так проявляется отсутствие чувства ритма. Но значит ли это, что надо поставить крест на занятиях? Отнюдь. Научиться слышать музыку и развить у себя чувство ритма может каждый.
Что такое чувство ритма? Определение ему дать не так-то просто! Чуть позже я попробую это сделать, но сначала немного теории. (Я полагаю, что основные термины, такие, как темп, такт, размер, доли, читателю в общих чертах знакомы).
И так, здесь, как и во многих подобных случаях, работают два процесса:
- анализ – слышать и «расшифровывать»
- синтез – играть, воспроизводить
Один процесс-навык без другого имеет не так много смысла. Смотрите, если человек способен лишь воспринимать звуковой поток и различать ритмическую структуру (анализ), но не способен сыграть ритмично (синтез), или, наоборот, прекрасно воспроизводит ритмические фигуры и держит темп, но не способен к слуховому анализу, то музыкант из него неважный. В ансамбле нужны оба навыка сразу! И, скорее всего, у человека эти оба навыка развиваются параллельно.
Единица измерения и эталон
Когда нам, например, в строительстве, нужно измерить размеры предмета (анализ), мы берем рулетку. В обычной рулетке минимальная единица/эталон – 1 мм. Она и определяет максимально возможную точность измерения. Если нам нужно создать предмет определенной длины (синтез), скажем, отпилить доску, то мы берем ту же рулетку … и опять достижимая точность – 1 мм.
Т.е. для измерения всегда используется ЭТАЛОН! Если нам нужно понять, «снять» структуру какого-то явления или временного процесса, то мы используем СЕТКУ с шагом, соответствующим минимальной единице измерения. Так, например, для снятия плана комнаты можно расчертить пол сеткой с шагом в 1 см., а для фиксации событий в течении часа – делать отметки прямо на циферблате механических часов… Нужна точность больше – делай мельче сетку!
Чтобы анализировать и генерировать ритмические события, человеку также нужна СЕТКА из маленьких и одинаковых временных интервалов (т.е. «внутренние часы» – пульсация). И что же является временным эталоном у человека? Биения сердца, частота дыхания … ? Это грубые единицы измерения, да и не постоянные, однако, это не страшно – выход есть!
Не существует людей, которые рождаются без чувства ритма. Причина, почему у некоторых оно есть, а у других – нет, заключается в том, что некоторые его развивают с молодых лет, а другие – не развивают. Вот и все. Некоторые дети играют в футбол, а другие – штудируют музыкальную коллекцию родителей, внимательно прислушиваются к инструментам, вокалу и различным ритмам, тем самым создавая для себя неоспоримое преимущество перед футболистами в том, что касается восприятия музыки.
Если у вас есть проблема с ритмом, вот что можно сделать:
1. Слушайте больше музыки!
Довольно часто люди, посещающие вечеринки с танцами, делают это, чтобы отдохнуть. Они могут приходить потанцевать раз в неделю и еще двадцать-сорок минут максимум послушать музыку в машине. Все. Этого недостаточно! Слушайте музыку постоянно. Дома и в машине. На работе. Слушайте музыку постоянно, и ваше чувство ритма начнет развиваться.
2. Вслушивайтесь в ритм-секцию музыки
Наверное, вы согласитесь, что большинство людей, когда слушают музыку, слушают одно – того, кто поет. Если вы мне не верите, попробуйте-ка назвать нескольких известных бас-гитаристов и барабанщиков. Что, не получается? Внимание сосредотачивается на вокале потому, что вокал воспринимается человеческим ухом лучше, чем бас-гитара или барабан. Люди обычно хотят понять, о чем поется в песне, и это привлекает внимание. Если вы действительно хотите развить чувство ритма, старайтесь сосредотачиваться на ритм-секции: бас-гитаре, барабанах и прочих ударных инструментах. Ваше внимание к ритм-секции немедленно скажется на чувстве ритма, и скоро вы автоматически начнете воспринимать то, что слышите в басах и ударных, и соответствовать этому в своих движениях.
3. Хлопайте, барабаньте по столу и коленям в ритм музыке
Звучит по-идиотски? Возможно, но очень важно, что внутреннее восприятие ритмического рисунка, подкрепленное движениями в такт, как нельзя лучше позволяет контролировать самого себя. Для развития чувства метра (равного биения) можно использовать всякое равномерное движение: хождение под песню, под инструментальную музыку, подражательные движения, которые вы или ваш ребенок делаете во время игры. И, напротив, обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей. Одной из важнейших задач музыкального воспитания является развитие у детей внутреннего слуха. Эта работа начинается не только тогда, когда ученики уже знают ритмические величины, их названия, нотные знаки, а гораздо раньше.
Педагог показывает начало движения и помогает сохранению правильного шага, т.е. равномерного ритма. В процессе исполнения инструментальных произведений учитель подводит детей к пониманию темпа, к ощущению ударений. Ученики обычно хорошо ощущают акценты и отмечают их более сильным движением. Дети с большой радостью выполняют ритмические задания, связанные с несложными инструментальными произведениями. Например, одна группа выполняет ритмический рисунок верхнего, другая – нижнего. В качестве такого музыкального репертуара могут быть использованы многие детские песни.
Естественно, что ритмическая игра может занимать не более 5 – 10 минут, но на следующих уроках песни и пьесы, связанные с ритмическими заданиями, повторяются. При помощи таких простых игровых приемов постепенно подводим детей к более сложным явлениям ритма.
Ну, если вы хотите найти в клубе людей, у которых хорошее чувство ритма, сделать это легко. Они обычно не могут усидеть на месте, когда играет музыка. Они притоптывают ногой, щелкают пальцами и барабанят по краю стола. Если же таких людей вы не находите, это значит, что они в данный момент зажигают на танцполе с каким-нибудь сексапильным парнем или с какой-нибудь сногсшибательной красоткой!
Компоненты чувства ритма
В анализе-восприятия это:
- воспринимать темп и его изменения
- распознавать размер
- различать 1-ю долю (удары)
- различать 2-ю и прочие доли (удары)
- различать мелкие доли (т.е. в 2,3,4,6 чаще основных ударов)
Фактически ВСЕ ЭТО СВЯЗАНО с навыком, способностью «набросить» на воспринимаемый звуковой музыкальный поток измерительную СЕТКУ из крупных и мелких долей, с «пометками», где первая доля, т.е. начало такта.
В синтезе-исполнении это:
- держать темп, уметь ускорять и замедлять исполнение согласно требованиям музыкальной выразительности
- мысленное представлять, «генерировать» про себя СЕТКУ из крупных и мелких долей
- заполнять СЕТКУ фактической музыкальной фактурой – т.е. «ставить», (исполнять) ноты-звуки точно в нужное место
И здесь, как вы видите, без сетки обойтись НЕЛЬЗЯ!
Абсолютные и относительные временные интервалы.
В танцевальных кружках нередко возникает ситуация, когда разучив движения в медленном темпе, ученик не может ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ускорить исполнение (увеличить темп) и наоборот, исполняя быстро, не может воспроизвести медленно.
В хореографических кружках встречается еще одна беда: педагог нередко дает счет (1,2,3,4 …) не по равным долям такта, как это делают музыканты, а по номерам движений -1,2, потом заметная пауза, потом 3,4 и т.п. Получается, что равномерный счет прерывается и сам педагог препятствует четкому формированию мысленной равномерной СЕТКИ, пульсации, на которую и «нанизываются» движения.
В обоих этих примерах ученик «снял, скопировал» АБСОЛЮТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ временных интервалов между событиями. И, точно так же, как педагог, может их воспроизвести. Т.е. он исполняет движения без внутреннего «пульса, метронома» (СЕТКИ!), а на мышечной и слуховой памяти. Но без сетки он не может изменить темп произвольно!
Представьте себе хорошо растягивающуюся резиновую полоску, скажем, в 1 метр длиной. Давайте растянем ее до 1,5 метров, закрепим, затем разлинуем для размера 4/4 по 16-м нотам. Всего выйдет 16 временных интервалов. Теперь заполним «этот такт» каким-нибудь ритмическим рисунком. Вот, а теперь
- а) освобождая полоску, позволяя ей вернуться к первоначальной длине в 1 метр, мы увидим, как ВСЕ интервалы стали пропорционально меньше. Но музыкальный «смысл» не изменился – этот ТОТ ЖЕ самый рисунок, только темп больше!
- б) напротив, растягивая полоску еще более, мы также не нарушим рисунок, а лишь замедлим темп.
И что нам позволяет это делать? – «Строгая привязка нот (музыкальных событий) к сетке». Да, в музыке ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ намного важнее абсолютных значений. От музыканта не требуется точно воспроизводить интервал в 10, 20 или 50 мс, а вот точно сохранять пропорции крайне НЕОБХОДИМО.
А в обоих приведенных ранее примерах ученики достаточно хорошо запоминали и воспроизводили абсолютные значения временных интервалов. Но, не имея навыка представления внутренней пульсации – СЕТКИ при слушании и исполнении, они не могли изменить темп. Их можно было бы смело отнести к тем, у кого не развито чувство ритма. Да, и в ансамбле они бы постоянно ошибались
Ритм в образных картинках
Знакомство с элементами музыкальной речи основанное на прототипах окружающей действительности — прием известный и получающий все большее распространение в методике. В частности, основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Это естественно для ребенка, так как до определенного возраста понятия, например, такие как хорошо-плохо, сладко-горько, весело-грустно, большое-малое осознаются им одновременно в сопоставлении. Позднее с опытом приходит понимание детьми того, что находится между «хорошо» и «плохо», между «весело» и «грустно» и т. д.
Категория длинны и тем более деления длительности – для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе. «Образ» же ритмической группы и понятен, и многовариантен, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики звериных мам и пап, их детей. Предметы также могут быть «большими и маленькими». Это очень ценный и «живой» методический материал, который убирает на начальном этапе работы над развитием чувства ритма нейтральность записанных штилями длительностей. К тому же, работая над ритмом в картинках, можно использовать звукоподражательные слоги, а не только ритмические. При звукоподражании непременно оживут персонажи рисунка со своими характеристиками настроения. Подобное исполнение будет содействовать и развитию эмоциональности интонирования, и пониманию, что даже «черточки, прикрепленные к нотам» могут быть «красноречивыми».
Чтение слов в ритме
Работа над воспитанием ощущения основных длительностей включает разные формы, в том числе и чтение слов. Следует отметить один важный момент: ритм слова дети должны воспринимать из естественного проговаривания, а не специального растягивания слогов. Достаточно часто занимаясь освоением четвертей и восьмых, педагоги осваивают эти длительности, проговаривая слова размеренно и по слогам — де-ре-во, те-ле-фон – нивелируя ритм. Это противоречит самому важному в развитии чувства ритма – привитию навыка слышать ударение в слове, выделять этот слог как более долгий (ДЕ-ре-во, те-ле-ФОН). Несомненно, что для работы над четвертями подходят только двухслоговые слова с ударением в первом (кош-ка, за-яц и т.д.), в том числе и потому, что основным в работе будет размер две четверти. Для работы над восьмыми удобными являются слова из четырех слогов с ударением на третий (обезьяна, погремушка).
Слова из трех слогов с ударением на первый (БА-боч-ка, ДЕ-воч-ка) и третий (кро-ко-ДИЛ, о-гу-РЕЦ) представляют собой простые комбинации четвертей и восьмых.
На данном этапе не включаются в работу слова с затактом (ар-БУЗ, пе-ТУХ, ро-МАШ-ка, ма-ШИ-на, куз-НЕ-чик и т.д.)
Очень полезно составлять коллекции картинок (слов) на ту или иную изучаемую группу. И если в начале дети будут подбирать самые разнообразные картинки, то в последствии можно предлагать игру, в которой картинки будут выбираться и компоноваться по определенным заданиям.
Например, детям предлагается выбрать и назвать картинки с животными только в ритме двух четвертей, а картинки с растениями в ритме четверть и две восьмых и т.д. Подобная форма очень увлекательна, и мы включили ее в данную тетрадь.
Кроме слов в тетради для разучивания и закрепления длительностей предлагаются интересные стихотворные тексты, читать которые следует, ориентируясь на величину записи букв — слоги, записанные большими буквами следует читать четвертными длительностями, маленькими буквами записаны слоги в ритме восьмых. Предлагаемая техника работы над стихотворными текстами, когда они записаны по слогам большими и маленькими буквами (или простым и выделенным (жирным) шрифтом) давно известна в мировой практике. Это помогает детям не столько читать, сколько запоминая на слух стихотворение, ориентироваться в его ритмическом строении. Исполнение текстов с распределением их зрительно наглядно по ритмическим формулам, методически соединяется с «большими и малыми» изображениями ритма в картинках.
Текст разучивается с исполнения педагога, чтение обычно сопровождается ритмичными хлопками или комбинациями звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы). После разучивания желательно обратить внимание детей на запись текста буквами разной величины, для того чтобы они смогли сориентироваться в ритмической структуре модели.
Ритмические слоги
Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий!) возраст пока еще не носит достаточного понимания.
«Эме Пари — известный французский учитель музыки и пения середины XIX века, теоретик относительной системы воспитания слуха — привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».
Часто ритмические слоги подменяют счетом — «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым». Сравните — «раз-и-два-и, раз-и-два-и» и «ти-ти-ТА, ТА-ТА». Разница очевидна!
«Мать не понимала, что Ася за роялем, по малолетству, просто невыносимо скучает и только от собственного засыпания берет мимо (нот!), как слепой щенок – мимо блюдца. А может быть, сразу брала по две ноты, думая, что так скорее возьмет – все положенные. Так или иначе, игра была не только плачевная, но и слезная, с ручьями мелких грязных слез и нудным комариным: и—и, и—и, и—и, от которого все в доме, даже дворник, хватались за голову с безнадежным возгласом: «Ну, завела!».
«Ученик считает: «раз-и-два-и-три-и-раз-и» и т.д., и видит свою задачу в том, чтобы извлекать звуки одновременно с названием соответствующей счетной единицы… При этом предполагается, сто ритм получится сам собой, сам «сложится», если звуки будут правильно укладываться в эту отсчитываемую схему. Такой счет можно назвать арифметическим счетом. Он, безусловно, вреден, так как приучает ученика строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического расчета. Для учеников со слабым чувством ритма применение этого приема (особенно в первый период музыкального обучения) может иметь губительные последствия для всего дальнейшего ритмического развития».
Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «та» и «ти-ти» есть варианты — «дон – ди-ли», «так – ти-ки», «шаг – бе-гать». Однако, не смотря на вариантность закрепления за четвертями и восьмыми тех или других слогов, у них есть одно бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и, е» в своем значении несут малое, меньшее. Даже простой пример собственного произнесения «а» и «и» докажет вам эту разницу.
«А не попытаться ли как-то оценивать отдельные звуки? Попробовали. Маленьким детям показывают две матрешки – во всем одинаковые, только одна совсем маленькая, другая большая. Говорят: «Вот две сестрички. Одну зовут А, другую — И. Отгадай, которую зовут И? И представьте себе — большинство детей показывает на маленькую матрешку.
Одну девочку спросили:
— А почему ты думаешь, что эту матрешку зовут «И» ?
Та отвечает:
— А потому что она маленькая.
Вот как прочно связан у нее звук с определенным представлением».
Мы используем основные слоги (та, ти-ти), хотя в образных картинках даются и все остальные. Здесь выбор за педагогом и его предпочтением.
Ценность ритмических слогов состоит в том, что:
- любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро;
- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее;
- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм;
- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и сочинять;
- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции — это всегда радость и удовольствие для детей.
Источник