- Музыкальные игры и упражнения на развитие чувства лада материал (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Музыкальное воспитание. Ладовое чувство и его развитие у детей дошкольного возраста
- Игры для развития ладового чувства у детей старшего дошкольного возраста методическая разработка (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные игры и упражнения на развитие чувства лада
материал (подготовительная группа) на тему
В помощь музыкальному руководителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upr_na_razv._chuvstva_lada.doc | 27 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные игры и упражнения на развитие
у детей дошкольного возраста.
1. Постучать разными деревянными брусочками.
2. Потрясти разные коробочки.
3. Поиграть на бубне: как идет медведь, как прыгает заяц.
4. Сыграть и спеть свое имя на металлофоне.
5. На металлофоне сыграть, как поёт птица и маленькие птенчики.
6. Сыграть плясовую для куклы на одной пластине.
7. Звенеть погремушкой то звонко, то тихо.
8. Похлопать в ладоши 2 раза, пальцами — 2 раза, по коленям — 2 раза.
9. «Эхо». Один ребенок поет, все повторяют.
Игра с куклой : кукла любит танцевать. Один ребенок поет веселую песню — кукла танцует.
Игра: «Железная дорога» — дети изображают гудки паровоза при помощи дудочек, стук колес — ногами, чередуя удары то носком, то пяткой.
Определенные понятия (грусть, радость, веселье) «озвучиваются» музыкой. Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует тому, или иному понятию.
Игра: «Поем по фразам». Используемые песни чередуясь: группа — группа, педагог — группа, ребенок — ребенок.
«Кошка Мурка и музыкальные игрушки»
Игровой материал: музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка ( мягкая игрушка); коробка.
Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые отдаст детям, если они узнают их по звучанию.
Взрослый незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком, постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке.
Солнышко, солнышко, Твои детки плачут,
Выгляни в окошко: По камушкам скачут.
Исходное положение. Дети стоят врассыпную.
На 1 — ую и 2 — ую строчки текста взрослый вместе с ребенком выполняет частые полуприседания — «пружинки» — и одновременно хлопает в ладоши. Под текст 3 — ей и 4 — ей строчек выполняются легкие прыжки с одновременными хлопками в ладошки.
Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений. Нисходящая интонация голоса приходится на каждую сильную долю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные игры и упражнения для развития чувства лада у детей дошкольного возраста. Весёлые упражнения: 1. Постучать разными деревянными брусочками. 2. Потрясти разные коробочки. 3. Поиграть на бубн.
методическая разработка для педагогов ДОУ и родителей.
Музыкальные игры и упражнения для развития чувства ладау детей дошкольного возраста.
Методическая разработка включает в себя комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений,которые способствуют развитию музыкально-слуховых представлений, внимания, памяти, воображения, чувство.
Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры, разработанные автором, способствуют развитию творческих способностей у детей посредством использования игрового набора «Дары Фребеля». Игры могут использоваться для сам.
Источник
Музыкальное воспитание. Ладовое чувство и его развитие у детей дошкольного возраста
Елена Кучерова
Музыкальное воспитание. Ладовое чувство и его развитие у детей дошкольного возраста
Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений — веселым, радостным настроением, а минор — грустным. В некоторых случаях это бывает именно так, но далеко не всегда. Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту).
Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.
Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.
Последовательность развития звуковысотного слуха и чувства лада.
— Восприятие выразительной сущности регистров в процессе слушания произведений (например, «Три чуда» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»).
— Восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознание выразительной сущности направления движения мелодии (например, при пении прибауток, музыкальных загадок).
— Последовательное знакомство со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации (V и III, I и III и т. д.) на музыкальном материале несложных песен и пьес для простейших звуковых инструментов.
— Формирование представлений о ладовой интонации как носителе образной характеристики (на основе песен, попевок, простых по своим интонационным оборотам, например русские народные песни «Кукушка», «Лиса»).
— Осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средств отражения света и тени, радости и горя (при многих, однако, отклонениях от этих сравнений). Примером может служить пьеса Д. Кабалевского «Клоуны».
Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий.
Наглядные пособия и настольные игры на узнавание произведения. В них картинка или игрушка может выполнять подсказывающую роль, привносить игровые моменты. Часто используются настольные игры типа лото, в которых дети, слушая музыку, должны закрыть соответствующий рисунок маленькой карточкой на большой (например, с изображением разного состояния природы, созвучного настроению музыки). Эти игры предполагают различение характера музыки, частей произведения, определение жанра. Могут использоваться и подвижные игры (сюжетные и несюжетные, в которых дети должны согласовывать движения (действия персонажей) с характером музыки, сменой жанров, частей произведения. Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности. Дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.Нельзя забывать и об игровых моментах: они поддерживают интерес к деятельности, содействуют эмоциональной отзывчивости на музыку.
Для развития у детей ладового чувства необходимо:
— отбирать такой музыкальный материал, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
— использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;
— устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов музыкальной деятельности на каждом занятии.
Воспитание и подготовка ребенка к жизни через развитие его внутреннего потенциала и выявление его способностей В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений образовательных учреждений нашего города, в том.
Социально-коммуникативное развитие через патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях.
Формирование фонематического восприятия и пути его развития у детей дошкольного возраста Значительное количество речевых нарушений оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие.
Консультация для педагогов «Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов. «Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила воспитатель:.
Музыкальное развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Музыкальное развлечение для детей младшего возраста «Весенняя капель» Задачи: закрепление знаний о сезонных изменениях в природе на основе.
Развлечение «Игрушки». Влияние мелкой моторики на музыкальное развитие детей дошкольного возраста Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Игрушки». Цель: приобщить детей к музыкальному искусству через знакомство с циклом.
Воспитание и развитие детей раннего возраста Воспитание и развитие детей раннего возраста Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических.
Воспитание и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.
Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста Воспитание речевого общения, развитие речи детей дошкольного возраста А. С. Бокова, воспитатель /МДОУ д. с. №19 комбинированного вида/, г.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства» Воздух и его свойства Занятие для детей старшего дошкольного возраста Шилова И. В. Воспитатель МБДОУ «Ильинский детский сад» комбинированного.
Источник
Игры для развития ладового чувства у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему
Музыкально дидактические гры для развития ладового чувства у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_m-_d_igry_starshiy_vozrast.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игры для развития ладового чувства
Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения.
Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрыватель .
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.
Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.
Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.
Игровой материал: На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.
Ход игры: Вариант 1. В записи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.
Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии
Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.
Игра может быть использована и в группах младшего дошкольного возраста.
Что делают в домике?
Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, их жанры.
Игровой материал : На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Проигрыватель и поощрительные значки.
Ход игры: Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или звучит мелодия в записи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
Назови композитора музыки
Цель: Совершенствовать навык узнавания знакомых произведений.
Игровой материал : Проигрыватель, записи программных произведений М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.
Ход игры: Педагог показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит запись). Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка. Выигрывает тот, кто получит большее число очков.
Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения.
Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений, разновидности танцев.
Игровой материал : Магнитофон, аудиозаписи полек, вальсов, народных плясовых мелодий; карточки с изображением деревянного башмака, туфельки, сапога.
Ход игры: Предварительно дети ознакомлены с разновидностями танцев, их характерными особенностями. Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, какой звучит танец. Дети поднимают условно обозначенные карточки (сапог – плясовая, башмак – полька, туфелька – вальс). Правильно ответившие дети, исполняют импровизированный танец под ранее звучавшую музыку.
Песня – танец – марш
Цель: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Игровой материал: 1-й вариант: Длинные белые карточки, разделённые на три квадрата. На маленьких карточках изображены флейта, бубен, барабан (песня, танец, марш).
2-й вариант: На квадратах большой карточки изображены: поющая девочка, пляшущая девочка, марширующий мальчик с барабаном.
Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком (соответствующий жанру) и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают фишкой соответствующий рисунок.
Музыкальный материал: «Труба» Тиличеевой или «Две тетери» р.н.п., «Под яблоней зелёной» р.н.м., «Марш» по выбору.
Подбери музыку
Цель: Учить детей различать характер музыки (лирический, героический, комический).
Игровой материал: Три карточки, на них изображены шапочка клоуна, корона, пилотка, фишки.
Ход игры: Дети прослушивают музыкальные пьесы: «Кавалерийская», «Вальс», «Клоуны» узнают их, называют. За правильные ответы получают фишки.
Цвет-настроение
Цель: Различать контрастный характер музыки, выражать его через цвет.
Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке:
Синий – спокойное, уверенное;
Зелёный – гордое, торжественное, сила;
Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное;
Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;
Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное;
Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное;
Белый – надежда, вера.
Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.
Какую линию выбрать?
Цель: Отобразить впечатление от музыки с помощью графических линий.
Игровой материал: Фломастеры, бумага.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку под звучание музыкального произведения начертить линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную; прямые, изогнутые — под решительную; прерывистые – под лёгкую, отрывистую музыку. Линии могут быть такого цвета, который по мнению ребёнка, больше всего подходит к настроению исполняемого фрагмента.
Цель: Развивать умение детей различать характер музыкальных произведений .
Игровой материал: Три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; запись.
Ход игры: Муз. руководитель предлагает послушать детям пьесу Римского-Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил картины моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той последовательности, в которой они звучали.
Весело-грустно
Цель: Развивать у детей представление о характере музыки: весёлая, спокойная, грустная.
Игровой материал: Карточка из плотного картона или дерева разделена на три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем – грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Ход игры: Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать две или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали.
Музыкальный материал: «Три настроения» Левкодимова.
Игры для развития музыкально-слуховых представлений
Цель: Развивать у детей звуковысотный слух.
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты ( металлофон, триола).
Ход игры: Педагог-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Игра проводится в ходе непосредственно образовательной деятельности и в свободное от занятий время.
Цель: Учить детей различать движение звуков вверх и вниз.
Игровой материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры: Сначала педагог, а затем и ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
В игре участвует несколько детей.
Цель: Учить детей различать звучание трех звуков по высоте.
Игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон.
Ход игры: Педагог-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет «до» первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет «ми» первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динъ», и звучит он так (поет «соль» первой октавы): динь — динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.
Музыкальный руководитель показывает маленькую карточку, например, с желтым «бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» («соль» первой октавы). Педагог дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.
Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).
В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.
Цель: Развивать у детей звуковысотный слух.
Игровой материал: Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
Ход игры: Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз.
Примечание: Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».
Цель: Совершенствовать умение детей различать высоту звуков.
Игровой материал: На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой «фа» первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке -Нуф-Нуфа, под пластинкой «ля» первой октавы — поросенок в красной шапочке -Наф-Наф, под пластинкой «до» второй октавы — поросенок в желтой шапочке -Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. 8-12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, — говорит педагог. — Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы споете так, как поют они. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я Ниф-Ниф» (поет и играет на пластинке «до» второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поет и играет на пластинке «фа» первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше» (поет и играет на пластинке «ля» первой октавы). Затем музыкальный руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в следующем. Дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросенок например, в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я Ниф-Нифа» — на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. Если ребенок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.
Игра проводится в свободное от занятий время и на музыкальном занятии (без раздачи карточек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей с некоторыми историческими моментами города Ленинграда, с героизмом жителей блокадного Ленинграда, с тем, как увековечена память тех, кто погиб, защищая наш город.
Дополнительная образовательная программа по кружковой работе опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абс.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой. Для современного общества характерна потеря ценностных ориентиров, оторванность от культуры. Это постепенно м.
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» на период до 2025 года, подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственност.
Пусть будет в человеке всё прекрасно:И мысли, и поступки, и душа,В гармонии с природой и с собоюНа свете, чтобы жили малыши,Воспитывайте в детях, берегите,Храните экологию души.
К основным компонентам музыкальных способностей детей относится ладовое чувство, формирующее слуховые представления и эмоциональные сопереживания, что является главной задачей музыкального воспитания .
Актуальность темы:Изучить историю русского народного костюма, развивать интерес к национальной культуре, творческое развитие дошкольников.
Источник