Занятие с элементами тренинга для педагогов
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_pedagogami_tochka_opory.docx | 55.59 КБ |
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
занятия с элементами тренинга
на Региональном педагогическом марафоне
Попова Т.Н., педагог-психолог
МБОУ Наро-Фоминской сош №9
Занятие с элементами тренинга «Точка опоры»
Оборудование: мультимедийная презентация, листы бумаги, мячик, карандаши, краски, распечатки к упражнениям, таблички-направления
Технологии: коммуникативно-диалоговые технологии, игровые технологии, ИКТ.
Участники: педагоги-психологи, социальные педагоги.
— Упражнение «Смысл имени»
— Упражнение «Грецкий орех»
2. Актуализация темы.
— Просмотр ролика «Я счастливчик»
— Сообщение темы, целей занятия
3. Основная часть.
— Упражнение “Жизненная прямая”
— Групповое обсуждение темы «Жизненный успех»
— Упражнение «Стрела жизни»
— Притча «О предназначении»
— Упражнение «Мои ресурсы»
— Знакомство с алгоритмом решения проблемной ситуации
— Обсуждение стратегий копинга
— Рекомендации для педагогов
— Игра – упражнение «Мусорное ведро»
— Упражнение «Сломанная вещь»
— Упражнение «Даже если…» — «В любом случае…»
— Притча «Кругосветное путешествие»
— Упражнение «Мне сегодня …..»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прежде, чем начать наше занятие, предлагаю познакомиться.
Цель: формирование установок на выявление позитивных личностных качеств, индивидуальности, умения представить себя и войти в первичный контакт с окружающими .
(Упражнение выполняется по кругу)
Инструкция: Всем участникам группы необходимо представиться. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.
Кроме этого, вам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая).
Цель: создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Ведущий тренинга высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные чёрточки. Затем орехи складывают обратно в мешочек, перемешивают и снова высыпают в центр круга. Задача каждого участника — найти свой орех. Как правило, «свой» орешек узнают с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению: кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).
Вывод: На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, у каждого свои индивидуальные черты, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно только её почувствовать и понять. Такие же и наши ученики: каждый со своей историей, со своей жизненной позицией, со своими сильными и слабыми сторонами.
Цель: эмоциональный настрой на занятие
— Уважаемые коллеги, как вы смогли догадаться, речь сегодня пойдет о нас, о наших учениках. Задача педагогов — понять каждого ученика, помочь им найти выход в любой жизненной ситуации, научить ценить жизнь. А также сегодня мы попытаемся найти наши ресурсы на дальнейшую профессиональную деятельность.
Мы выбираем жизнь, они — боятся этого выбора. Мы пишем письма, они — непонятные послания, смс. Мы строим планы на будущее, они считают, что будущее бессмысленно, или его вообще нет. Кажется, что мы и они (подростки, особенно подростки в кризисной ситуации) —из разных миров. Но как велика пропасть между нами…
Поэтому именно сегодня важен, нужен и уместен серьезный разговор о жизненном пути, судьбе, успехах и неудачах, а также о том, как лучше противостоять стрессу.
Сегодня мы поговорим о мыслях, о настроении, о самочувствии. И не случайно я назвала друг за другом эти понятия, ведь мысли, настроение, самочувствие следуют друг за другом и зависят друг от друга.
3. Повторение правил.
— Давайте оговорим правила, по которым мы сегодня будем работать:
Цель: развитие умения четко осознать свои цели, расставить приоритеты и наметить последовательность.
Инструкция: Участникам предлагают нарисовать линию и представить, что это – символический рисунок их жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые уже произошли с ними, и точку «сегодняшнего дня». Далее следует обсудить, все ли события были радостными.
Итог. В жизни не всё гладко. Кроме праздников, удач и хороших дней бывают какие-то отрицательные события. Трудно представить себе долгую жизнь без кризисов, потерь, утрат и неудач. Иногда кажется, что «так тяжело будет всегда, и никогда не кончится этот кошмар, и нет никакой надежды», но… ( привести примеры, когда терпение побеждало ).
Цель: показать участникам, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Инструкция : Психолог каждому участнику кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши. Каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
Итог. Если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!
Цель: определение участниками путей достижения жизненных целей.
Инструкция : на доске прикреплены указатели направлений движения. Как обычно бывает в русских народных сказках – герои оказываются перед камнем, на котором изображен выбор пути. Вот и мы с вами постараемся сейчас сделать выбор:
1.Направо пойдешь — выберешь самый трудный путь, но только на нем человек через ошибки и трудности имеет возможность самосовершенствоваться.
2.Налево пойдешь — придется приложить некоторые усилия.
3.Прямо пойдешь – самый легкий и короткий путь, все случится само собой, особых усилий для движения не потребуется.
Участникам предлагается подойти к «камню» на перекрестке и выбрать, в какую сторону они пойдут.
Правильного и неправильного пути здесь нет, каждый решает, какая дорога для него наиболее привлекательна. В результате выбора образуются три группы.
Каждой группе дается задание обосновать свой выбор.
— почему они выбрали именно такой путь, что ими управляло: желание легко добиться успехов, приложить определенные усилия или пройти достаточно тяжелой дорогой, но при этом самосовершенствоваться?
( Замечания для ведущих : Вследствие некоторой инфантильности кто-то выбирает самый легкий путь для достижения личностных целей. Не нужно их поправлять, можно лишь отметить, что только сильный покоряет вершины, а удел слабых – любоваться заоблачными высотами. Возможно, некоторые изменят свой выбор).
Цель: актуализировать процесс проектирования участниками собственной жизни; создать предпосылки для развития способности видеть успешные перспективы своего будущего.
Иногда говорят: «везунчик», «счастливчик», «родился в рубашке».
Составление группового портрета «успешного» человека . Откуда берутся «успешные» люди? Природа? Судьба? Дано свыше? Или это результат усилий самого человека? Во время обсуждения необходимо внимательно слушать, руководить процессом разговора, приводить примеры «везунчиков», потерпевших жизненный крах, а также «успешных» людей, с которыми судьба обошлась достаточно жестоко. (Возможные примеры: слепоглухонемая Ольга Скороходова, Валентин Дикуль, Теодор Рузвельт, Милтон Эриксон и др.). Как они сумели добиться своего успеха наперекор судьбе?
Цель: развитие умения четко осознать свои цели, расставить приоритеты и наметить последовательность.
Продолжить фразу: Жизнь – это …
На листочке нарисованы разные стрелы, например:
Участники выбирают понравившуюся стрелу.
Обсуждение. Почему вы выбрали эту форму стрелы? Где вы сейчас находитесь на этой стреле? К чему стремится ваша «стрела жизни»?
Пять мудрецов заблудились в лесу.
— Я пойду влево – так подсказывает моя интуиция.
— Я пойду вправо – недаром считается, что «право» от слова прав.
— Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.
— Я пойду вперед – надо двигаться дальше, лес непременно кончится, и откроется что-то новое.
— Вы неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашел самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону.
Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очередности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал все правильно. А другие нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!
Все поступили правильно.
Тот, кто пошел влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог этому научить других.
Тот, кто пошел вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него все и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чем они забыли – человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошел назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.
Тот, кто пошел вперед, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто, и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.
Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведет к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили свое предназначение.
Что вам поможет достичь ваших целей? Чем вы уже обладаете, чтобы достичь этих целей? (черты характера, друзья и пр.)
Напишите свои 4 сильных качества, которые можете изобразить в виде каких-то символов. Это ресурсы, которые помогут вам в жизни.
Цель: обучение учащихся способам бесконфликтного общения.
Инструкция: В центре круга находится один из учащихся, остальные берут на себя роли его текущих обязанностей и обстоятельств жизни («домашнее задание», «проект по физике», «помощь родителям по хозяйству», «друзья»). Затем к «обыденным обстоятельствам» добавляется еще одно, нерядовое обстоятельство, требующее к себе особого внимания («экзамен», «болезнь», «любовь»). «Обстоятельства» берутся за руки и смыкаются вокруг водящего, громко повторяя свои требования («Реши задачу», «Просмотри теорию», «Вымой посуду», «Выслушай меня, мне грустно»). «Нерядовое обстоятельство» громче всех требует внимания, сообщая, что оно — самое важное.
Итог. Стоящий в кругу рассказывает о своих чувствах. Как правило, это напряжение и растерянность.
Итог. Активная позиция, принятие ответственности по отношению к проблеме способствуют ее решению. Важна оценка собственных ресурсов, принятие ответственности на себя, переформулирование причины случившегося в контексте ответа на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ситуация разрешилась?»
Копинг — стратегия совладания с трудностями и урегулирования взаимоотношений с окружающей средой.
Конфронтация, или противостояние ситуации:
— агрессивная установка человека по отношению к тяжелым жизненным обстоятельствам, которые воспринимаются им как враждебная сила, которую
надо победить и/или уничтожить.
Предлагаемая ситуация для обсуждения: ураган.
В данной ситуации стратегия конфронтации неприменима.
Дистанцирование как стратегия копинга.
Дистанцирование понимается как попытка преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Поведение: «Я за стеклянной стеной».
Ситуация для обсуждения: тяжелая болезнь.
Пренебрежительное отношение к болезни лучше, чем фиксация на ней.
Самоконтроль как копинг-стратегия — это стремление регулировать свои чувства и действия, преодолевать негативные переживания за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций.
Стратегия действенна при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и нападении террористов (в таких условиях наибольшие шансы на выживание имеет тот, у кого ясная голова), а также в ссорах при условии равенства сторон по силе. Менее эффективна в ситуации, когда противник блефует и его следует просто напугать демонстрацией силы.
Ситуация для обсуждения: истерика одноклассника на экзамене.
Помощь оказать достаточно тяжело, а вот самому «сбиться с мысли», эмоционально «заразиться», утратив самоконтроль, весьма вероятно.
Поиск социальной поддержки — еще одна стратегия копинга. Обращение за помощью к другим людям, попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия.
Ситуация для обсуждения: поиск работы.
Можно проанализировать сведения о том, как находили работу их близкие, что вариант «Я от Ивана Ивановича» (с привлечением социальных связей) — наиболее действенный в условиях провинциального города.
Стратегия принятия ответственности — признание собственных ошибок и их анализ с целью не допустить повторения, готовность анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках.
Ситуация для обсуждения — повышение цен в стране.
Принятие личной ответственности за эту ситуацию абсурдно.
Стратегия бегство/избегание — это попытки преодоления негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицание проблемы, неоправданные ожидания, отвлечение, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя и др. с целью снижения мучительного эмоционального напряжения.
Ситуации для обсуждения:
Бежать, может быть, не догонят
Оставить работу на самый последний день, выполнить ее в результате сверхнапряжения или вовсе не выполнить проект, найдя этому множество оправданий.
Позитивная переоценка происходящего (или стратегия Полианны, героини книги Э. Портер) — попытки преодоления негативных переживаний за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста.
Характерна ориентированность на философское осмысление проблемной ситуации.
Ситуация для обсуждения: пожар.
Бурная радость на время первых двух недель свободы, но потом осознание, что придется перейти в общеобразовательные школы, и ничего позитивного в этом для себя найти не смогли.
Планирование решения проблемы — стратегия копинга, которая предусматривает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.
Ситуация для обсуждения: подготовка к профильному экзамену.
Необходимость планировать подготовку.
Далее каждый из участников занятия назвал стратегию, которую он использует реже других или не использует совсем.
Итог. Знание и использование большого количества копинг-стратегий влияет на успешность совладания в ситуациях, которые оцениваются как напряженные и превышающие ресурсы человека.
Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии
– Постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.
– Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).
– Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.
– Учитывать, что нотации, уговаривания, менторский тон речи неэффективны и вредны (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает).
– Нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).
– Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Источник