Упражнение волшебная страна чувств

Занятие-тренинг для детей 5–7 лет «Волшебная страна чувств»

Людмила Казакова
Занятие-тренинг для детей 5–7 лет «Волшебная страна чувств»

Цель: Обогащение эмоциональной сферы ребенка.

Материал: Набор картинок с изображением эмоций детей, набор цветных карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный, бланки «Волшебная страна чувств».

Ход занятия-тренинга

1. Приветствие «Я рада всех видеть»

Педагог-психолог: «Я рада видеть Дашу, Настю, Ваню… и т. д.». Приветствует всех детей по очереди, дотрагиваясь до ладошек каждого ребенка.

2. Упражнение «Эмоциональный словарь»

Перед детьми педагог-психолог раскладывает набор картинок с изображением лиц детей в различных эмоциональных состояниях.

– Ребята, какие эмоциональные состояния изображены на картинках?

– Вспомните, бываете ли вы в таком состоянии?

– Как вы чувствуете себя, находясь в данном состоянии?

– Хочется ли снова вернуться в это состояние?

3. Упражнение «Волшебная страна чувств»

Педагог-психолог зачитывает детям сказку: «Волшебная страна внутри нас» (цель этой методики – исследование психоэмоционального состояния ребенка. Бланк обработки результатов описана в Приложение 1).

Перед детьми педагог-психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).

«Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес.

Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом. Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер.

У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики».

Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой, где изображены домики.

«Спасибо вам ребята от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Настоящие волшебники! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрасьте или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».

Здесь педагог-психолог предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств.

В результате мы узнаем, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

«Спасибо! Вы не только восстановили страну, но и помогли жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите – вот карта страны чувств (педагог-психолог показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только вы, как люди, восстановившие страну, можете раскрасить карту. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли вам восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».

Если, рассматривая карту страны, дети скажут, что это – человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Когда карта будет раскрашена, педагог-психолог благодарит ребят и говорит, что у каждого человека у взрослого и ребенка есть чувства. Человек хозяин своих чувств и может управлять ими как хочет.

Страх – это чувство, которое живет внутри нас, соответственно он сам является хозяином его страха и может ему приказывать, руководить и управлять им.

4. Упражнение «Клубочек»

Педагог-психолог (передавая по кругу клубочек):

– Ребята, расскажите, что чувствуете сейчас?

– Есть ли у вас желание бороться и управлять своим страхом?

Педагог-психолог (все стоят в кругу):

– Ребята, наше занятие заканчивается, давайте дотронемся до ладошек соседа, и все вместе скажем «До-сви-да-ния!»

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:

1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.

2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее он является диагностичным.

3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека.Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:

– голова и шея (символизируют ментальную деятельность);

– туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);

– руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);

– тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);

– ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность, а также возможность «заземления» негативных переживаний).

Исследуя «карту», мы узнаем, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, то, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто.

Читайте также:  Депрессия когда не пьешь

В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими.

В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

Уголок психологической разгрузки «Волшебная страна чувств» От любопытных глаз скрываясь … «Важней всего, погода в доме, а все другое суета ….» Здоровье ребенка – вот о чем думают родители,.

«Волшебная страна Дюймовочки и эльфов». Конспект музыкального занятия для детей старшей группы «Волшебная страна Дюймовочки и Эльфов» Конспект музыкального занятия для детей старшей группы Цель: Развивать творческие способности детей,.

Занятие по закреплению знаний детей об эмоциях «Волшебная страна настроения» «Волшебная страна настроения» Цель занятия: — закрепить знания детей об эмоциях (радость, печаль, гнев, страх, удивление) научить детей.

Досуг «Волшебная страна игрушек» для детей ГКП ДОСУГ «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ИГРУШЕК» для детей ГКП (досуг проводится совместно с родителями) Атрибуты: Иллюстрации сказочных домиков, Игрушки.

Картотека дидактические игры в уголок «Волшебная страна чувств» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 40 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КАРТОТЕКА: ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Конспект НОД по математике для детей старшей группы «Волшебная страна-математика» Описание: Итоговое занятие по математике для детей 5-6 лет. Занятие проводится в игровой форме для обобщения знаний обучающихся. Цель:.

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста с использование информационных технологий «Волшебная страна Математика» Тема «Волшебная страна Математика» Разработали воспитатели МБДОУ № 8 г. Приморско-Ахтарска Пивненко О. А, Косенко С. Г. Задачи: образовательные:.

Открытое занятие педагога-психолога в старшей группе для детей с ОНР «Волшебная страна эмоций» Тема: «Волшебная страна эмоций», Цель: Познакомить детей с основными эмоциями: (радость, грусть, страх); Задачи: — развивать у детей умения.

Конспект занятия с педагогами «Волшебная страна чувств и эмоций» ЗАНЯТИЕ «Волшебная страна чувств» Задачи: 1. развить умение с помощью изобразительных средств выражать свои чувства 2. развитие интереса.

Занятие по здоровьесбережению «Страна волшебная — «Здоровье» Тема: «Страна волшебная – «Здоровье». Цель: дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится.

Источник

Упражнение волшебная страна чувств

Методика «Волшебная страна чувств»
(Авторская — Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов)

Цель: Выявление отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни. Исследование психоэмоционального состояния ребенка

Задачи:
• Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями.
• Развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения.
• Развивать у детей навыки самоконтроля.

Инвентарь: цветные карандаши, заготовки карты волшебной страны.
Время работы: 25 мин.
Возрастные рамки применения: клиенты от 5 лет до 13 лет.

Алгоритм работы.
Вступление. Каждому ребенку рассказывается сказка о жизни жителей волшебной страны чувств, и помочь им в решении их жизненных трудностей.

Основная часть.
Инструкция к действию:
Перед ребенком раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.
Шаг 1. Ребенку зачитывается следующий текст.
Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство: живет в доме определенного цвета. Кто-то: живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом .
Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами.
Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер.
Инструкция: У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Шаг 2. Ребенку говорят:
Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.
Инструкция: Покажи им, где их домики.

Шаг 3.Ребенку говорят:
Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.

Обработка результатов
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:
1) все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;
2) адекватно ли подобраны цвета при «заселении» в домики. Например,
неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако, несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, он, тем не менее, является диагностичным;
3) каким образом распределены обозначающие чувства цвета внутри силуэта человека.

Символически силуэт делится на 5 зон:
• голова и шея — символизируют ментальную деятельность;
• туловище до линии талии, исключая руки — символизируют эмоциональную деятельность;
• руки — символизируют коммуникативные функции;
• тазобедренная область — символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;
• ноги — символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность «Заземления» негативных переживаний.
Таким образом, данная методика показывает нам актуальное психоэмоциональное состояние ребенка.
6 – 8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.
3 – 5 (38%-62%) домиков раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.

Читайте также:  Идеи для списка радости

Выводы: Методика «Волшебная страна чувств» позволяет не только продиагностировать эмоциональную сферу ребенка, определить в каком актуальном эмоциональном состоянии ребенок пребывает, но и является хорошей коррекционной техникой направленной на выброс и отреагирование негативных эмоциональных состояний, раскрытие ресурса личности, развитие саморегуляции, формирование умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения.

Источник

Конспект психологического занятия с элементами сказкотерапии «Волшебная страна чувств»

Мария Макеева
Конспект психологического занятия с элементами сказкотерапии «Волшебная страна чувств»

Конспект психологического занятия с элементами сказкотерапии

«Волшебная страна чувств».

• Коррекция психоэмоционального состояния детей, профилактика страхов и тревожности.

• Изучение эмоционального состояния – «страх», закрепление знаний о ранее изученных эмоциях радости, злости и грусти.

• Нормализация эмоциональной сферы через погружение в сказку, релаксация с помощью дыхательных упражнений

• Развитие тактильное, цветового, слухового и зрительного восприятия, воображения, наглядно-образного и словесно-логического мышления, мелкой моторики рук.

• Свечка в безопасном подсвечнике.

• Музыкальное сопровождение “Звуки природы”.

• Коврики, набор фигурок для построения сюжета сказки

• Заготовки для раскрашивания страхов

Звучит музыка (звуки природы).

Дети входят в кабинет. Встают в круг.

Психолог: Я рада вас приветствовать! Ребята, поздоровайтесь с гостями!

Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие! Это путешествие в волшебную страну. Но для того чтобы попасть в эту страну нам нужно успокоиться и расслабиться. Давайте с вами подышим ровно и спокойно. (Дети выполняют дыхательное упражнение вместе с психологом). Молодцы.

II. Основная часть

(играет спокойная сказочная музыка)

Ребята, а теперь давайте поздороваемся друг с другом. Чтобы нам попасть в страну сказок мы должны подержать в руках волшебный огонь и пожелать друг другу добра.

Сначала давайте посмотрим на этот огонь (психолог показывает детям горящую свечу). Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, Почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Я начну первой. Итак, я передаю свечку Игорю и говорю ему «Здравствуй Игорёк, я рада тебя видеть» (психолог передает свечу первому ребенку, затем свеча передается по кругу и возвращается к психологу). Пока горит наш огонь, мы с вами будем находиться в сказке.

А теперь, давайте сядем на волшебную полянку (дети садятся на коврик на полу, образуя круг).

Вот мы и в сказке.

Ребята, а вы все любите сказки? А вы хорошо знаете сказки? А я сейчас проверю. Я буду загадывать вам загадки про сказки, а вы будете отгадывать о какой сказке идет речь. Итак, первая загадка. Вот послушайте.

1. В какой сказке жили дедушка, бабушка, зайка, волк, медведь, лиса и такой маленький кругленький румяненький путешественник (колобок). Молодцы, догадались. Ну, следущая загадка потрудней

2. Из какой мы узнали про бабушку, дедушку и курочку, которая снесла яичко, не простое, а золотое (Курочка Ряба).

3. Из какой сказки мы узнали о папе и его деревянном сынишке с длинным носом («Буратино»). Ну и последняя. Самая сложная загадка.

4. В какой сказке девочка пошла к своей бабушке и встретила в лесу серого волка? («Красная шапочка»). Ну всё знаете. Молодцы

Вы хорошо отгадывали все загадки, поэтому к нам пришёл волшебный коврик и расскажет нам про нашу сказочную страну. Поздороваемся с ковриком. Потрогайте его, какой он гладкий или шершавый, теплый или холодный? (дети отвечают).

Итак, в нашей волшебной стране есть: реки, горы, есть темные дремучие леса и залитые солнцем луга, в нашей стране есть волшебные жители, это эмоции и чувства. Они дружат между собой, иногда ссорятся, но потом мирятся, ходят друг к другу в гости, делают подарки. Живут они в маленьких цветных домиках вот посмотрите в этом домике (жёлтом) живёт вот эта эмоция (как она называется? – радость, правильно,

• в зеленом домике живет (что это за эмоция? – грусть правильно,

• в красном домике живёт (злость,

• и вот сегодня мы заметили новый домик, который мы раньше не видели – этот домик какого цвета? (оранжевого) в нем живет новая эмоция, мы ещё не знакомы с ней.Вот послушайте что эта эмоция говорит про себя:

(психолог выстраивает персонажей сказочной страны на коврике при помощи картинок на липучках).

«Порой, я врываюсь как змея, как тигр. А порой могу подкрасться внезапно, незаметно, застать врасплох, могу стремительно влететь как гроза…. От моего появления всем становиться не по себе. На лбу может выступить пот, по спине поползут мурашки, руки становятся липкими и скользкими, а ноги наливаются тяжестью…»

Как вы думаете, ребята, кто это? (дети отвечают). Правильно, это эмоция называется страх. Вот он (психолог показывает нового героя детям).

Ребята, а вы знаете что такое страх? Вы когда- нибудь испытывали страх? Когда, почему? Чего вы боитесь? (дети отвечают).

Ребята, давайте расскрасим свои страхи и подарим нашему новому герою на память.

Для этого сначала давайте встанем с вами и сделаем разминку для наших пальчиков. Для этого я каждому кину массажный мячик, а вы будете сжимать мячик в ладошках, массируя их и ещё раз впомним эмоции которые живут в нашей волшебной стране (психолог кидает мячик каждому ребенку. Дети выполняют пальчиковый мальчиковый массаж с мячом и повторяют вслух перечисленные ранее эмоции.)

Читайте также:  Бот для дискорда эмоции

Молодцы, а теперь сядем за стол и нарисуем наши страхи. (Дети вместе с психологом садятся за круглый стол). Рисуют каждый свой страх, раскрашивают.

Теперь подарим наши рисунки нашему новому герою.

Ему очень понравились ваши подарки, и он прислал вам в подарок сказку.

Ребята, а теперь давайте каждый на своем коврике построит сказку. Я вам буду рассказывать сказку, а вы сами выбираете её героев и как вам понравиться расставляете их в своей стране.

(Психолог рассказывает сказку)

Жил-был мальчик, его звали Ваня. Он очень боялся выходить на улицу, так как там была злая собака, а в лесу жила Баба-Яга. Поэтому он сидел дома один или прятался под диваном, чтобы его никто не поймал.

Он очень хотел не бояться, но у него не получалось. Тогда мальчик решил отправиться в путешествие искать смелость и силу.

И вот однажды, он оделся и вышел на улицу.

Мальчик,вдруг испугался: на улице бегал пес.

Он хотел заплакать, как вдруг увидел, что собака подошла к нему на задних лапках и стала плясать.

Ваня угостил Бобика конфетой, и они вместе пошли искать смелость.

Они подошли к лесу, им было очень страшно, потому что они слышали раньше от кого-то что в лесу живет Баба-Яга, поэтому он никогда не ходил в лес.

На углу леса стоял домик. Там жила старая бабушка. Она сидела на крылечке.

Ваня поздоровался и Бобик тоже.

Старушка попросила Ваню сходить в магазин за хлебом.

Когда Ваня принес ей хлеб, она поблагодарила его. И угостила вкусными ягодами.

С тех пор Ваня не стал бояться этой старушки, он подружился с ней.

Ваня вернулся домой вместе с Бобиком.

Так Ваня нашел и смелость, и друга.

VI. Заключительная часть.

Психолог: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по стране чувств.

Давайте вспомним, про кого была сегодня наша сказка? (дети отвечают)

Ну вот ребята, теперь мы должны попрощаться с волшебным огнём. Давайте посмотрим на него внимательно, внимательно, скажем огню пока и будем ждать следующей встречи с ним. На счет три мы подуем на огонь и он погаснет Итак, раз два, три (Дети дуют на горящую свечу, она затухает).

Вот и всё ребята, наше сегодняшнее занятие окончено.

Психологическое занятие с элементами сказкотерапии «Волшебная страна чувств»

• Коррекция психоэмоционального состояния детей, профилактика страхов и тревожности.

• Изучение эмоционального состояния – «страх», закрепление знаний о ранее изученных эмоциях радости, злости и грусти.

• Нормализация эмоциональной сферы через погружение в сказку, релаксация с помощью дыхательных упражнений

• Развитие тактильное, цветового, слухового и зрительного восприятия, воображения, наглядно-образного и словесно-логического мышления, мелкой моторики рук.

• Свечка в безопасном подсвечнике.

• Музыкальное сопровождение “Звуки природы”.

• Коврики, набор фигурок для построения сюжета сказки

• Заготовки для расскрашивания страхов

Ход ЗАНЯТИЯ:

I. Вводная часть

Ритуал приветствия с волшебным огнём

Цель: Ввеедение детей в атмосферу сказки с помощью горящей свечи, настрой детей на положительное сотрудничество.

II. Основная часть

— Отгадывание загадок про сказки («Красная шапочка», «Колобок», «Буратино», «Курочка Ряба»).

— Проигрывание сказки психологом (дети слушают и наглядно воспринимают)

— Изучение новой эмоции — «страха» и обсуждение своих собственных страхов

— Пальчиковая гимнастика с помощью массажного мяча

— Раскрашивание рисунков на тему «страхи»

— Проигрывание сказки детьми (дети слушают и воспроизводят сюжет сказки на коврике с помощью наглядного материала)

— Обсуждение и осмысление с детьми сюжета сказки,

III. Заключительная часть

Ритуал прощания с волшебным огнем.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Волшебная страна здоровья» Цель: Формировать представления детей о зависимости здоровья. Учить детей заботиться о своем здоровье, Объяснить им, какой вред приносят.

Конспект НОД по плаванию с элементами сказкотерапии для второй младшей группы «Колобок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по плаванию с элементами сказкотерапии для II младшей группы «Колобок» Выполнила.

Конспект ОД по физической культуре с элементами сказкотерапии «Сказка волшебного моря» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, восприятие сказкотерапии в психолого – физической.

Конспект занятия «Волшебная страна» Воспитатель приглашает детей занять свои места на ковре. (полукругом на стульчиках) Воспитатель: Ребята, сегодня у нас есть возможность.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Волшебная страна-математика» Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: «Волшебная страна-математика». Задачи. Образовательные: закрепить цифры, навыки.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебная страна Грамматика» Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» Учитель-логопед Назмутдинова Л. Б. Цели: Поддерживать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе №2 «Волшебная страна сказок» 1. Продолжать учить детей самостоятельно придумывать окончание сказки (продолжение сюжета, воображаемые действующие лица). Опираясь на тему,.

Конспект занятия «Театр-волшебная страна!» Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Театр — волшебная страна» Цель: Развитие речи и познавательной активности.

Конспект «Волшебная страна-подводное царство. Осьминог» Пояснительная записка Занятие «Волшебная страна – подводное царство. Осьминог» подготовлено для проведения в подготовительной группе по.

Конспект занятия «Волшебная Страна слов» Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе — Волшебная Страна слов Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать.

Источник

Оцените статью