Тренинг хорошего настроения » Цветное настроение»
материал на тему
Материал тренинга будет полезен воспитателям и педагогам — психолагам ДОУ. Тренинг направлен на коррекцию и стабилизацию эмоционального состояния детей. Игру » Цветок настоения » мохно использовать в группах для определения настроения и состояния детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_khoroshngo_nastroeniya.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг хорошего настроения: «Цветное настроение»
Автор: педагог-психолог Авакян З.Е..
Описание материала : использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, с последующей стабилизацией эмоционального состояния доступными для дошкольников средствами.
Материал рассчитан на детей дошкольного возраста, будет полезен для воспитателей и педагогов-психологов детских садов. Предварительная работа включала в себя игру «Путешествие в мир эмоций» и детские рисунки « Мне весело, я радуюсь»
Цель – коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.
— учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;
— закрепить понятие «настроение»;
— знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;
— обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.
— развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;
— развивать интерес детей в изучении самих себя;
— развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;
— развивать навыки релаксации,
— развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.
— воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
— повышать социальную компетентность;
— создавать положительный эмоциональный настрой;
— способствовать сплочению детского коллектива.
Материал: карточки 7 цветных лепестков (красный, синий, жёлтый, зелёный, фиолетовый, серый. чёрный), клубок, полотно для коллажа, карандаши, восковые мелки, набор необходимых предметов( облака, обезьянка, кошка,, змея,) рисунки детей, картинки эмоций, властелин песка — фигурка, ; магнитофон, аудиозаписи.
Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.
Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Иногда мы веселимся,
Иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться,
Но бываем и грустны.
Очень странное явление –
Всем ребятам важно знать,
Что не стоит унывать.
В круг скорее собираемся –
В чудесную волшебную, песочную страну отправляемся!
Сегодня мы побываем в стране хорошего настроения.
2. Игра «Цветок настроения» (Динамическая песочная терапия)
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
— В одной волшебной стране властелин песка вырастил необычный цветок, все его лепестки были разного цвета .
Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Получился цветик — семицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –
хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
фиолетовый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное , сердитое настроение –
не знаю чем заняться;
черный _ я злюсь, я обижен;
мне грустно, я расстроен.
— Внутри у цветка живут кристаллы, помогающие понять нам какое у нас настроение. Возьмите каждый по кристаллу, прислушайтесь к себе и скажите, какого цвета сейчас у вас настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
— Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
3. Игра «Радостная песенка»
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства (использование разных вариантов: « Солнечная песенка» — дети слушают , подпевают и радостно двигаются под музыку ). Можно предложить и другой вариант:
— У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Кате и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Катя в группе есть…».
Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!
— Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.
4. Парные диалоги. ( Встреча героев) игра: « У оленя рожки..»
— Приятное общение, совместная игра всегда помогают хорошему настроению . Пусть каждый из вас выберет себе понравившегося героя и пообщается от его имени с тем, с кем захочет. ( по сигналу пары меняются ).
5. Танцевальная терапия.( Зверобика)
Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.
— Музыкальные движения повышают настроенье.
Некогда нам унывать – будем дружно танцевать вместе со зверятами.
-Возможно использование различных вариантов, которые меняются от занятия к занятию.Например:( Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).
Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.
6. Упражнение на релаксацию. ( Волшебный сон)
Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
Все умеют рисовать, бегать прыгать и скакать,
Но не все пока умеют расслабляться , отдыхать.
— Радостному настроению помогает расслабление.
Лягте поудобнее. вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Мы глаза все закрываем, сном волшебным засыпаем. Дышим мы легко, ровно, глубоко.
А теперь представьте себе, чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце , а в воде озера плещутся разноцветные, веселые рыбки.. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен, а по небу покачиваясь плывут белые, пушистые облака, похожие на барашков. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать:. потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
7. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край» (Коллаж настроения)
Цель: выражение чувств и эмоций через совместную деятельность, сплочение детского коллектива.
— А сейчас давайте вместе
Создадим наш край чудесный.
Детям предлагается выполнить совместный коллаж на большом полотне ткани, которая расстилается прямо на полу. Тема «Чудесный край хорошего настроения». Предварительно на столе выкладываются все необходимые предметы для составления коллажа.( все то, с чем дети взаимодействовали в процессе тренинга) Дети выбирают и располагают на полотне предметы которые им помогали поддерживать хорошее настроение в процессе тренинга, а затем и добавляют туда частичку своего радостного настроения , свои рисунки. . Совместная деятельность детей сопровождается звуками музыки. Посмотрите ребята, какой чудесный край у нас свами получился, здесь есть все , что нужно для хорошего настроения, но чего –то не достает? Волшебного цветка настроения. Пусть каждый из вас выберет лепесток такого цвета, с каким настроением он хотел – бы покинуть эту волшебную страну. Дети выкладывают на полотне цветок настроения. Для мотивации на следующую встречу предлагаю детям создать свой рецепт хорошего настроения.
8. Заключительное упражнение «Приятные слова»
Цель: создание и сохранение позитивной установки.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Мы не будем унывать,
Скоро встретимся опять(Передают по кругу игрушку- говорят слова прощания).
Источник
Конспект НОД педагога-психолога с детьми «Цвет настроения»
Алина Хейгетян
Конспект НОД педагога-психолога с детьми «Цвет настроения»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)
1.Закреплять знания детей об основных эмоциях: радости, грусти, злости, удивлении,
2. Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций.
1. Продолжать развивать способность узнавать эмоции по пиктограммам, музыкальным произведениям.
2. Продолжать развивать способность понимать собственное эмоциональное состояние, передавать его через мимику. Пластические движения.
3. Учить воспринимать состояние природы через призму настроения, передавать эмоциональное состояние через рисунок и цвет.
4. Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа, произвольное внимание.
5. Развивать речь и коммуникативные навыки.
1. Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям окружающих людей.
Интеграция образовательных областей согласно ФГОС:
— развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
— развитие эмоционального интеллекта.
— развитие любознательности и психически-познавательных процессов.
— обогащение активного словаря;
— развитие связной речи.
— восприятие произведений художников, фрагментов музыкальных произведений.
1.Пиктограммы следующих эмоций : радость, грусть, страх, злость, удивление.
2.Репродукции картин русских художников: И. Шишкин «Осень», И. Айвазовский «Бурное море», И Прищепа «Край березовый», И Левитан «Осень», И. Шишкин «Темное дерево».
3.Музыкальные произведения: П. И. Чайковский — «Октябрь», В. И. Ребиков — Вальс из оперы «Ёлка», Э. Григ — «Утро», «В пещере горного короля», Д. Д. Шостакович — «Вальс-шутка», С. В. Рахманинов — «Итальянская полька», «Танец утят»
Релаксационная музыка — звуки природы
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Педагог-психолог: А теперь поприветствуем друг друга. По кругу желаем своему соседу «Доброе утро» и делимся своим настроением. Не забывайте называть имя того, к кому обращаетесь. Я начинаю. Доброе утро, Олечка!
Педагог – психолог: Ребята, а с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?
Давайте каждый из вас определить свое настроение с помощью смайликов. Подойдите к столу и выберете смайлик, который соответствует вашему настроению. Дети выбирают смайлики.
Педагог – психолог: Ребята, а кто из вас знает, что такое настроение?
Когда у вас бывает хорошее настроение?
Когда мы испытываем чувства радости, в каких случаях?
А когда мы злимся, в каких ситуациях испытываем гнев?
Педагог – психолог: Подойдите к зеркалу.Давайте изобразим:
Педагог – психолог: А кто знает, как избавиться от плохого настроения? Правильно, можно включить весёлую музыку, посмотреть весёлую передачу, пойти или поехать на прогулку.
Ребята, а ещё можно избавиться от плохого настроения нарисовав его. Предлагаю сесть за стол и нарисовать своё плохое настроение. А после рисования мы с вами порвём рисунки и выкинем его в мусорное ведро.
Рисование плохого настроения (дети рисуют плохое настроение, затем рвут «его» и выкидывают)
Педагог-психолог: А можно передать настроение через рисунок? Посмотрите на картины художников. Как вы думаете, какое настроение хотел передать нам художник? Вы видите картину И. Шишкина «Осень». Какая здесь погода? С каким настроением можно сравнить солнечную погоду? (ответы детей)
Следующая картина – «Бурное море» И. Айвазовский. Какие эмоции вы ощущаете, когда смотрите на картину?
Далее дети рассматривают репродукции картин и обсуждают настроение, которое несут пейзажи.
Да, действительно наше настроение может иногда зависеть от погоды.
Педагог-психолог: Ребята, а музыка влияет на настроение? Музыка может передать любое настроение: и весёлое, радостное, и грустное, печальное, и сердитое, злое, и спокойное, умиротворённое. Музыка, лучше всех умеет передавать чувства, настроения, переживания. Послушайте отрывки музыкальных произведений и скажите, какое настроение звучит, что она выражает?
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский — «Октябрь»,
В. И. Ребиков — Вальс из оперы «Ёлка», Э. Григ — «Утро», «В пещере горного короля», Д. Д. Шостакович — «Вальс-шутка», С. В. Рахманинов — «Итальянская полька».
Педагог-психолог: Человек должен слушать такую музыку, чтобы она его радовала, пробуждала свет и красоту в душе!
Физминутка под «Танец утят». А сейчас я предлагаю вам превратиться в веселых утят и потанцевать под музыку.
Педагог-психолог: А ещё музыка помогает расслабиться, отдохнуть.
Дети вместе с педагогом выполняют релаксационное упражнение «Чудесная поляна».
Педагог-психолог: Сядьте поудобнее. Расслабьтесь.Теперь закройте глаза и слушайте меня: Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте, на красивой лесной полянке, где много цветов, птиц, бабочек.
Солнце светит так ярко, и это заставляет чувствовать себя лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучики, согревают вас. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы отдыхаете.
Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно свободны.
Мимо пролетела бабочка и слегка коснулась вас своим крылышком. Она легкая и пушистая. Движения её крыльев медленные и плавные.
Но вот подул свежий ветерок. Появляются ощущения обдувающего всё тело легкого и спокойного ветерка. Воздух чист и прозрачен.
А сколько на этой поляне ярких, замечательных цветов? Можно насладиться приятным запахом и ароматом. Вдохните этот аромат.
Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии.
Открывайте глаза и расскажите, что вы чувствуете?
Педагог-психолог:
А еще наше настроение можно сравнить с цветом. Я предлагаю вам собрать цветок настроения нашей группы. Каждое настроение имеет свой цвет, например, радость — это желтый, оранжевый, красный цвета, спокойствие — это зеленый, печаль — коричневый, черный, темно-синий.
Аппликация коллективная «Цветок настроения группы» — каждому ребенку предлагается выбрать лепесток того цвета, который соответствует его настроению. После этого дети с педагогом приклеивают лепестки цветка и образуется «цветок настроения группы» детей.
Обращается внимание на «лепестки», имеющие темные цвета, спросить у детей, почему у них такое настроение.
Педагог-психолог: Ребята, а когда вас любят, у вас хорошее настроение?
Каждый из нас что- то или кого-то любит. Я люблю свою семью, свою дочку, своих родителей, свою работу, всех вас. А сейчас предлагаю вам построить «Пирамиду любви» из наших рук и поделиться своею любовью со всеми вокруг. Я назову что-то любимое и положу руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть руку поверх моей по очереди.Психолог вытягивает руку и говорит: “Я люблю всех ребят в этой комнате”. Дети, по очереди, кладут свою ладошку на ладонь психолога, объясняя, что они любят. Затем все вместе резко кидают руки вверх, расцепляя и отдавая свою любовь окружающим.
Педагог-психолог: Ребята, наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам занятие? А чему мы с вами учились на этом занятии?
Ритуал прощания «Мыльные пузыри»
Инструкция. У меня есть волшебные мыльные пузыри, которые заряжают всех на кого попадают добром, любовью и хорошим настроением на весь день. Подходите ближе, я буду выдувать пузыри, а вы дотрагивайтесь до них, чтоб они лопнули у вас в руках.
Педагог-психолог: Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
А теперь возьмёмся за руки, закроем глаза, мы будем посылать искорки добра, хорошее настроение, радость и приятные воспоминания друг другу, гостям. Похлопаем друг друга! На память о нашем занятии я приготовила для вас значки-смайлики с хорошим настроением. До свидания ребята, до новых встреч.
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы «Не будем грустить» Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей группы на тему: «Не будем грустить». Цель: — продолжать знакомство детей с эмоциями.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5–6 лет педагога-психолога «Изобретатели антивируса» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет педагога-психолога Климовой Елены Алексеевны Тема: «Изобретатели.
Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми средней группы «Разноцветное путешествие» Цель занятия: гармонизация эмоционального состояния детей, развитие познавательных процессов. Образовательные задачи: • знакомство с художественным.
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Ты да я, да мы с тобой» Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Ты да я, да мы с тобой».Цель: сплочение группы Задачи:.
Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья Цель: знакомство детей с понятием «душевное здоровье». Задачи: • Познакомить детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющими;.
Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Разноцветное путешествие» Цель занятия: развитие эмоциональной и социально-коммуникативной сферы детей подготовительной группы ДОУ. Коррекционно-развивающие задачи:.
Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы по сказке «12 месяцев» Цели: 1. Сохранение психологического здоровья детей через развитие навыка свободного общения с окружающими. 2. Создание условий для накопления.
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшей и подготовительной групп «Веселые фигуры» Методическая разработка занятия педагога – психолога с детьми старшей и подготовительной группы. Тема занятия: «Веселые фигуры» Цели:.
Сценарий Новогоднего праздника «Цвет настроения синий!» Сценарий новогоднего утренника. Персонажи: Снежная Королева (СнежКа, Снежинка, Снегурочка (Снег, Избушка на курьих ножках (ростовая, Олень,.
Консультация педагога-психолога «Цвет в детском рисунке» Совет от психолога Цвет в детском рисунке Примерно до 5-6 лет цвет является для ребёнка в большей степени средством выразительным, чем.
Источник