Упражнение наши эмоции наши поступки вам необходимо продолжить предложения
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Программа тренингов по профилактики асоциального поведения подростков с основами правовых знаний — Занятие 2-4
Профилактическая работа психолога в школе — Аддиктивное поведение
Индекс материала
Программа тренингов по профилактики асоциального поведения подростков с основами правовых знаний
Занятие 2-4
Занятие 5-10
Все страницы
ЗАНЯТИЕ 2
Цель: формирование навыков саморегуляции, знакомство с правовой ответственностью несовершеннолетних. Необходимые материалы: бумага, ручки
ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППЕ «ЧТО ХОРОШЕГО И ЧТО ПЛОХОГО ПРОИСХОДИЛО В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ» Цель: Анализ изменений в поведении подростков Содержание: Подростки рассказывают о том, что происходило с ними в последние дни, что было хорошего, а что плохого и почему. Заметки для ведущего Это упражнение развивает у ребят способность к анализу и собственного поведения, и поведения своих друзей. Поэтому на вопрос «почему» следует требовать обязательного ответа, отказы от объяснений не должны приниматься.
УПРАЖНЕНИЕ «НАШИ ЭМОЦИИ — НАШИ ПОСТУПКИ»
Затем следует обсуждение: о чем вы думаете, когда совершаете тот или иной поступок? Всегда ли люди думают, когда что-то делают? Ведущий предлагает группе подтвердить или опровергнуть правильность утверждения: «Прежде, чем что-либо сделать, подумай!» В каких ситуациях этот постулат приемлем? Необходимо подвести подростков к формированию у них следующей установки: «Впереди любого действия должна идти мысль!» Вместе с ребятами ведущий рассуждает о том, что нужно сделать, чтобы вовремя остановиться перед совершением необдуманного действия.
Заметки для ведущего Подростки могут задавать провокационные вопросы, например: «Когда на меня из-за угла вылетает машина, то я должен стоять и раздумывать?» Важно объяснить ребятам что когда возникает ситуация опасности для жизни и здоровья включается инстинкт самосохранения и человеческий организм «спасается» автоматически.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАМОРОЖЕННЫЙ» Цель: Развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием. Содержание: Ведущий говорит следующее: «Ребята, когда мы задумываемся перед совершением какого-либо действия, то мы управляем своим состоянием, мы его контролируем. Давайте потренируемся управлять собой». Выбираются 2-3 подростка, которые будут играть роль «замороженных». Они могут составить какую-либо скульптурную группу. Задача остальных участников — «разморозить» «замороженных», не прикасаясь к ним и не говоря ничего, можно лишь пользоваться языком телодвижений. После окончания упражнения подросткам предлагается ответить на вопрос: «Сложно ли было удержаться от смеха или от желания оттолкнуть от себя тех, кто «размораживал?» Заметки для ведущего Необходимо предупредить ребят, что их жесты и мимика не должны быть оскорбительными.
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «МОЖЕТ ЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕНИЙ ПРИВЛЕКАТЬСЯ К ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
Цель: Актуализация имеющихся у подростков представлений об ответственности за правонарушения.
Содержание: Участникам предлагается ответить на вопрос, с какого возраста и за какие правонарушения несовершеннолетний привлекается к ответственности.
Заметки для ведущего Ведущий не поправляет ребят и не хвалить ведущего за правильные ответы, а лишь выслушивает предположения.
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО»
Цель: Знакомство с основными статьями законодательства РФ, по которым несовершеннолетние несут ответственность.
Содержание: Ведущий рассказывает подросткам о действующем законодательстве РФ, определяющем ответственность несовершеннолетних. «Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения. В каждой школе существует устав, в котором оговариваются правила поведения в школе, правила посещения занятий. Если ученик, достигший возраста 14 лет, неоднократно нарушал устав, его исключают из школы. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Если у него нет доходов, то ущерб возмещают его родители или опекуны. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а также те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью. Но несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. Преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации. Здесь и далее приводится правовая информация для ведущего, подросткам она дается в виде, доступном их возрасту и пониманию. Уголовная ответственность несовершеннолетних Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним 1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) арест; е) лишение свободы на определенный срок. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности: за убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; кражу; грабеж; разбой; вымогательство; неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения; умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах; терроризм; захват заложника; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; хулиганство при отягчающих обстоятельствах; вандализм; хищение либо вымогательство оружия; боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Убийство — лишение человека жизни. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — нанесение травмы, опасной для жизни человека или повлекшей за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившейся в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшей значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью -нанесение травмы, не опасной для жизни человека и не повлекшей тяжелых последствий, н*о вызвавшей длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть. Изнасилование- половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего. Вымогательство — требование передачи чужого имущества или права на имущество под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. Грабеж — открытое хищение имущества. Кража — тайное овладение чужим имуществом. Терроризм — совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Захват или удержание лица в качестве заложника — деяния, совершенные в целях принуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий — сообщение в милицию или иные правоохранительные организации информации, зная о том, что она ложная. Хулиганство — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Вандализм — осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, рассматриваются в Уголовном кодексе как преступление. Так что то, что вы, ребята, несовершеннолетние, не освобождает вас от ответственности перед законом, и поэтому вы обязаны выполнять законы и подчиняться им».
Цель: Получение обратной связи.
Содержание: Участники делятся впечатлениями о занятии.
ЗАНЯТИЕ 3
Цель: формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с правовыми нормами в отношении ответственности за нанесение морального и физического ущерба.
Необходимые материалы: бумага, ручки.
ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППЕ «ЧТО ПРОИСХОДИЛО В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ»
Цель: Анализ изменений в поведении подростка.
Содержание: В группе обсуждается, что происходило с каждым в последние дни и какие чувства он при этом испытывал
УПРАЖНЕНИЕ «АВТОБУС»
Цель: Моделирование ситуации возникновения конфликта.
Содержание: Стулья расставляются, имитируя сиденья в автобусе. Часть подростков занимают сиденья, а часть «едут» стоя. «Автобус» делает повороты, подпрыгивает на неровностях, а «пассажиры» толкают друг друга, падают на сидящих, высказывают свое недовольство. Расталкивая пассажиров, по салону автобуса пробирается кондуктор и требует плату за проезд. Участникам группы необходимо воссоздать реальную поездку и конфликты, возникающие среди пассажиров. По окончании следует обсудить с подростками: как они себя чувствовали, когда их вовлекали в ссору? Хотелось ли им участвовать в ней или нет?
Заметки для ведущего Необходимо предупредить ребят, что это игра и потому обижаться по-настоящему не стоит. Подчеркивается, что нельзя делать больно специально.
КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Цель: Знакомство со способами разрешения конфликтов.
Содержание: Ведущий объясняет подросткам, что в предыдущей игре они участвовали в конфликтах. Конфликт — это состояние противоборства двух или нескольких сторон. В противоборство могут вступать два человека группы государства. В конфликтных ситуациях присутствуют оппоненты (участники) и предмет конфликта (то, из-за чего стороны пришли к разногласию). Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. В конструктивных конфликтах возникают новые связи, взаимодействия, в деструктивных — разрушаются отношения. Конфликтные ситуации вызывают у людей определенные негативные чувства. Подросткам предлагается вспомнить конфликты, участниками которых они были, и возникающие при этом у них чувства. Какие поступки последовали за чувствами? Какими оказались последствия этих поступков? Важно прийти в результате обсуждения к такому выводу: для того чтобы конфликты не приносили негативных последствий, их нужно уметь разрешать. Далее объясняются методы разрешения конфликта, а подростки приводят примеры из своей жизни. Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия; обидчика игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших отношений. Приспособление: изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за свою раздражительность, вынашивает план мести. Конкуренция (силовое решение, борьба): соперничество, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить, призвать на помощь союзников, шантаж разрывом отношений. Обычно человек проявляет агрессию, озлобленность, недовольство собой и оппонентом, чувство мести и другие негативные эмоции. Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки, поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делится поровну. Люди при таком разрешении ситуации могут чувствовать некоторое разочарование, ведь они достигли того, чего хотели, не в полной мере. Сотрудничество (поиск нового решения): в выходе из конфликта все стороны удовлетворяются полностью через нахождение замены предмета спора на равнозначные или на более ценные. Когда люди обсуждают конфликт, его уже нет, о нем только говорят.
Заметки для ведущего Следует объяснить ребятам, что, когда люди выясняют причины возникшего конфликта, ищут пути его разрешения, они готовы на то, чтобы осознать и понять то, что они хотят получить из создавшейся ситуации, и принять сторону «соперника». А когда они отворачиваются друг от друга, таят обиду, конфликт не только не разрешается, а еще и усугубляется, что может привести к полному разрыву отношений.
РОЛЕВАЯ ИГРА «КОНФЛИКТ»
Цель: Обучение способам разрешения конфликтов, возникающих в подростковой среде.
Содержание: Подросткам предлагается разыграть конфликтную ситуацию в среде сверстников: сначала с негативным исходом, а затем — выбрав другой, более эффективный путь разрешения конфликта. Заметки для ведущего Необходимо, чтобы в поиски путей разрешения ситуации была вовлечена вся группа. Можно спросить каждого участника, как бы он разрешил конфликт.
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСХОД КОФЛИКТА»
Цель: Актуализация знаний о характере правовой ответственности за конфликты, разрешенные силовыми методами
Содержание: Подросткам предлагается вспомнить ситуации из своего опыта, когда конфликты разрешались насильственными методами. Каков был исход? Привлекались ли участники к ответственности? Заметки для ведущего Подростки не всегда могут говорить о том, что им пришлось пережить. В этом случае можно предложить им вспомнить то, что они наблюдали со стороны. Очень хорошо в этом случае поговорить о чувствах, которые они испытывали, наблюдая сцены насилия. Ведущему нужно очень осторожно подходить к раскрытию этих чувств, ребята могут рассказывать о том, что происходило с ними самими, говоря о том, что они это видели или слышали. Очень важно это понимать и рефлексировать чувства подростка, т. е. объяснять, что каждый человек имеет право на любые чувства, только поступки, связанные с этими чувствами, не должны нарушать права других людей. А чтобы не нарушить права других людей, очень важно уметь управлять собой, своими реакциями на действия окружающих. Нужно подчеркнуть, что в некоторых случаях лучше отойти в сторону и не принимать на себя агрессивные выпады, чтобы не иметь проблем, понимая, что это личная сила воли и уход — сильная сторона личности, а не слабость, как многие ошибочно думают.
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «СТАТЬИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ»
Цель: Получение знаний по правовой ответственности за причинение вреда здоровью.
Содержание: Ведущий знакомит подростков с основными законами, определяющими ответственность за нанесенный моральный и физический ущерб. «Когда между подростками происходят конфликты с применением физической силы, могут возникнуть тяжелые последствия для виновных. В Уголовном кодексе есть «особенная часть», в которую входят разделы «Преступления против личности» и «Преступления против жизни и здоровья»». Статья 105. Убийство 1. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, — наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет. Убийство, совершенное с отягчающими обстоятельствами: а) двух или более лиц; б) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; в) лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением чело века или захватом заложника; г) женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; д) совершенное с особой жестокостью; е) совершенное общеопасным способом; ж) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; з) из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом; и) из хулиганских побуждений; к) с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера; л) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести; — наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы. Статья 110. Доведение до самоубийства Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет. Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, — наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет. Те же деяния, совершенные: а) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; б) с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, а равно в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии; в) общеопасным способом; г) по найму; д) из хулиганских побуждений; е) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет. Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего тяжелых последствий, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, — наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет. То же деяние, совершенное: а) в отношении двух или более лиц; б) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; в) с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, а равно в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии; г) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; д) из хулиганских побуждений; е) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Статья 175. Умышленное причинение легкого вреда здоровью Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, — наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. То же деяние, совершенное из хулиганских побуждений, -наказывается обязательными работами, либо исправительными работами, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Статья 116. Побои Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших тяжелых последствий, наказываются штрафом, либо исправительными работами, либо арестом на срок до трех месяцев. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, -наказываются обязательными, либо исправительными работами, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Статья 117. Истязание Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если.это не повлекло за собой смерть или длительное расстройство здоровья потерпевшего, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет. То же деяние, совершенное: а) в отношении двух или более лиц; б) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; в) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; г) в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, за ведомо для виновного находящегося в беспомощном со стоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, а равно лица, похищенного либо захваченного в качестве заложника; д) с применением пытки; е) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; ж) по найму;- з) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет. Примечание. Под пыткой в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях. Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, -наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Статья 130. Оскорбление 1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами на срок до шести месяцев. Очень часто подростки задают вопрос: «Почему какого-то молодого человека или девушку привлекли к уголовной ответственности за то, что они защищали себя?» Существуют статьи, определяющие наказания в таких случаях. Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок. Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, — наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на срок до одного года. Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, — наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок. Закончить информационно-правовую часть можно следующим образом: «Как мы увидели, безобидная, на ваш взгляд, драка при конфликтной ситуации может привести к печальным последствиям и отравить жизнь вам и вашим близким надолго, даже в том случае, если вы защищали себя. Наверное, лучше разрешать конфликты без применения физической силы».
Заметки для ведущего Часто ребята задают провокационный вопрос: «Если меня будут бить, я не должен защищать себя, опасаясь нанести вред здоровью нападающего?» В этом случае можно обратиться к законам. Статья 37. Необходимая оборона Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т. е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено пределов необходимой обороны, т. е. умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося характера обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения. Право на необходимую оборону имеют в равной степени все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. В конце ведущий может сказать: «Если возникла опасность, что ваша жизнь и здоровье в опасности, вы можете защищать себя, ведь ваши действия в этом случае не являются умышленными. Если случится, что в своей защите вы причинили вред другому человеку, то «предел необходимой обороны» устанавливается следственными органами и судом. Но лучше избегать ситуаций, когда вы сами подвергаете себя опасности или провоцируете нападение на себя.
РЕФЛЕКСИЯ
Цель: Получение обратной связи. Содержание: Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии.
ЗАНЯТИЕ 4
Цель: Выработка доверительного отношения к родителям осознание возможности избегания конфликтов с родителями знакомство с правовой ответственностью родителей за своего ребенка.
Необходимые материалы: бумага ручки.
ПРИВЕТСТВИЕ «ПОЗДОРОВАЕМСЯ»
Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки
Содержание: Участники ходят по комнате и здороваются друг с другом по команде тренера правыми локтями, левыми коленками, правой пяткой, левой щекой и т. д.
Заметки для ведущего Следует напомнить ребятам, что не нужно делать больно партнерам специально; если кто-то не рассчитал свои силы, пусть извинится.
ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППЕ «ЧТО ПРОИСХОДИЛО В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ»
Цель: Анализ изменений в поведении участников.
Содержание: Подростки рассказывают, в каких конфликтах они участвовали или выступали наблюдателями в последние дни. Помогли ли им знания, полученные на предыдущем занятии, разрешить конфликтную ситуацию. Заметки для ведущего Обязательно нужно попросить ребят рассказать о своих чувствах, когда они участвовали в конфликтных ситуациях или наблюдали их. Если были участниками, то вспомнили ли они о том, что им говорилось на занятии. Если были наблюдателями, хотелось ли им объяснить участникам возможности разрешения их конфликта.
УПРАЖНЕНИЕ «САМЫЕ ДОБРЫЕ РУКИ»
Цель: Получение опыта заботливого и ласкового отношения родителей, обращение к собственным переживаниям.
Содержание: Выбирается желающий, он закрывает глаза, выставляет полусогнутые руки с открытыми ладонями. Остальные подростки по очереди подходят к нему и прикасаются к его рукам. Водящий определяет самые добрые руки и их обладателя. Если угадал, водящий встает в круг, а его место занимает владелец самых добрых рук. По окончании упражнения подросткам предлагается вспомнить самые добрые руки, которые они встречали в своей жизни. Очень важно, чтобы они осознали, что самые добрые и заботливые руки — у их родителей или взрослых, с которыми они живут. Заметки для ведущего Некоторые подростки, подвергавшиеся насилию или жестокому обращению в семье, отвергают утверждение, что самые добрые руки — это руки родителей. Они могут говорить об этом прямо и могут скрывать. Таких ребят сразу видно в группе: они обычно особо агрессивны, циничны, не принимают позиции взрослых или замкнуты, трудно идут на контакт. В этом упражнении эти ребята выделяются из всей группы. К ним необходим особый подход, главное — растопить лед неприятия взрослых. В таких случаях необходима индивидуальная работа психолога с ребенком и работа социального педагога с его семьей.
УПРАЖНЕНИЕ «СПИСОК ПРЕТЕНЗИЙ»
Цель: Предоставление возможности осознать правомочность претензий родителей к своему ребенку.
Содержание: Ведущий предлагает каждому вспомнить и назвать по предложению с критикой или претензиями в свой адрес, которые когда-либо поступали от взрослых. Каждый участник после озвученной претензии выражает свой ответ на нее в одной из трех форм:
согласен, и меня это устраивает,
согласен, и я хотел бы это изменить,
не согласен.
Составляется список наиболее часто высказываемых претензий.
Заметки для ведущего Составляется список наиболее часто высказываемых претензий. Ребята могут стесняться озвучивать родительские претензии. Нужно сказать, что все родители всем детям высказывают свое недовольство не нужно бояться осуждение товарищей по группе они слышат тоже самое от своих родителей.
РОЛЕВАЯ ИГРА «КОНФЛИКТ С РОДИТЕЛЯМИ» Цель: Получение опыта наблюдения конфликтных ситуациях с родителями со стороны.
Содержание: Из группы вызываются добровольцы, остальные участники будут наблюдателями. Двое подростков играют роли родителей, один участник — ребенка; если необходимо, можно включить дополнительных участников — они выбираются из наблюдателей. Затем разыгрывается ситуация, выбранная из группы «не согласен» списка претензий (см. предыдущее упражнение), так, как она происходила в действительности. Наблюдатели высказывают свое мнение о том, как по-другому могла бы разрешиться ссора с родителями, после чего действующие лица разыгрывают ситуацию в другом варианте. Затем участниками обсуждается: какой исход предпочтительней? Что необходимо предпринять, чтобы конфликт не приводил к потерям с обеих сторон? Почему «родители» пытались отстоять свою точку зрения? Можно проиграть и обсудить несколько ситуаций из списка претензий. Заметки для ведущего Можно проиграть и обсудить несколько ситуаций из списка претензий. Желательно расспросить ребят, которые играли роли родителей, что они чувствовали по отношению к «своим детям». Обязательно сказать ребятам, что их родители чувствуют то же самое по отношению к ним, — стоит ли тогда на них обижаться?
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «ЗА ЧТО НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЬ»
Цель: Предоставление возможности осознать ответственность родителей
Содержание: Предметом обсуждения становится разделение ответственности за проступки подростков их родителями. Необходимо совместно с ребятами выделить те случаи, когда поступок несет не приятности только для самого подростка, а когда это затрагивает и его родителей. Заметки для ведущего Очень важно показать ребятам, что родители переживают за любые неудачи своего ребенка, даже говоря ему: «Так тебе и надо, сам хотел сам и разбирайся!» Если бы родителям была безразлична жизнь ребенка, они просто не заметили бы его неудачу.
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЗА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ»
Цель: Информирование относительно правовой ответственности родителей.
Содержание: Ведущий: «Ребята, ваши родители беспокоятся о вас, заботятся, кормят, одевают, лечат, учат. Это их святая обязанность, которая прописана в Семейном кодексе. В соответствии со статьей 63 Семейного кодекса, родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Но они и без Кодекса все делают для вас потому, что они вас любят. И даже ругая вас, споря с вами, они вас любят. Они не хотят, чтобы вы, совершив преступление, испортили себе жизнь и несли ответственность перед законом, да и роди тели привлекаются к ответственности за правонарушения своих детей. Если ребенок еще не достиг возраста ответственности, то наказание несут родители. Например: подросток, не достигший возраста 16 лет, совершил кражу. Кто будет возмещать ущерб? Родители. А если 14-летний ребенок нанес увечья своему однокласснику в драке или по неосторожности? Снова отвечают родители. Конечно, в тюрьму их не посадят, но перед законом они несут полную административную ответственность. В законах существуют статьи, по которым на родителей накладываются определенные обязанности при совершении преступления их несовершеннолетним ребенком». Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. В случае, если у несовершеннолетнего нет личных средств, материальный ущерб возмещают родители. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Контроль выполнения условий возлагается на родителей и контролирующие органы. «На каждой территории существуют Подразделения по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел и Комиссии по делам несовершеннолетних при администрации. Инспекторы постоянно посещают семью а в случаях невыполнения условия несовершеннолетний и его родители привлекаются к ответственности. Вот такие неприятности могут иметь родители, если их ребенок совершает правонарушения. Поэтому, когда вам родители запрещают гулять до поздней ночи, они вправе это делать, так как они несут ответственность за вашу жизнь, здоровье и поведение. И когда они предъявляют вам свои требования, вспоминайте о законах, прежде чем отстаивать свое «право»». Заметки для ведущего Нужно спросить ребят, как теперь они понимают претензии родителей. Можно обратиться к списку претензий и обратить внимание ребят, что родители, даже интуитивно соблюдают законы.
РЕФЛЕКСИЯ
Цель: Получение обратной связи.
Содержание: В группе обсуждается прошедшее занятие.