Упражнение «Где живут чувства?»
Эмоциональный интеллект – понятие, появившееся в нашей жизни относительно недавно, но уже считающееся более ценным и полезным для жизни, чем интеллект «обычный».
«Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами.»
Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Развивать эмоциональный интеллект полезно и взрослым, и детям. Т.к. это является очень полезным жизненным навыком, повышающим качество жизни любого человека.
И очень радует, что уже появляются программы для школьников, работающие со сферой чувств.
И сегодня я предлагаю одно из упражнений.
Оно учит различать чувства и понимать, где в теле они «живут». Кроме того (в групповой работе — 2 и более участников), оно наглядно показывает, что все чувствуют по-разному.
Предназначено оно для детей, но будет очень полезно и взрослым 😉 Можете выполнить это упражнение вместе со своим ребенком.
Если вы выполняете упражнение сами, можете попробовать не рисовать, а просто ощутить эти эмоции в теле и отвечать себе на те же вопросы.
Фигуры мальчика или девочки можно распечатать или нарисовать самому. Художественные навыки здесь не важны.
Упражнение «Где живут чувства?»
Ты видишь две фигуры – мальчика и девочки. Выбери фигуру, которая тебе подходит.
Представь, что это ты.
В каком месте твоего тела живет радость? Нарисуй ее прямо на фигуре. Как ты ее чувствуешь? Какого она цвета? Какой формы? Какая она была бы на ощупь, если бы ты мог ее потрогать? Какой температуры (холодная, хорячая)? Раскрась ее.
А что скажешь о грусти? Нарисуй грусть на фигуре там, где чувствуешь. Какого она цвета? Какой формы? Какая она была бы на ощупь, если бы ты мог ее потрогать? Раскрась ее.
То же самое проделай для гнева, страха, веселья, удовольствия, вины, обиды, благодарности, интереса и других чувств, которые знаешь.
Если это упражнение ты делаешь с кем-то (другом, одноклассником, взрослыми), сравни свой рисунок с их рисунками. Ты увидишь, что все рисунки различаются. Нет правильного ответа, каждый чувствует по-своему.
(автор С.В.Кривцова).
Для взрослых полезно проделывать подобное упражнение регулярно, каждый день в свободную минутку, отвечая себе на вопрос: «А какое чувство я сейчас испытываю? Где оно в теле? Какого цвета? Какой формы? Какого размера? На что похоже?»
«Высшим» достижением будет отвечать себе на те же вопросы в момент сильных эмоций. В этот момент можно описывать их для себя и рисовать.
— Если вы хотите больше понять себя, свои чувства и эмоции,
— разобраться, почему вы их испытываете по отношения к определенным людям или в определенных ситуациях,
— если чувствуете, что испытываете «не свои» чувства и хотите перестать их испытывать
— если иногда вас накрывают очень сильные эмоции, совладать с которыми вы не в силах.
приглашаю на консультации и расстановки. Контакты
Копылова Яна,
психолог, расстановщик, сексолог
Приглашаю на консультации
Источник
Занятие «Где живут эмоции?»
Анастасия Семкина
Занятие «Где живут эмоции?»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Задача: научить различать выразительность эмоций, легко прочитывать их на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Материал: распечатки домиков и контура человека на листе бумаги, слайды с эмоциями, цветные карандаши.
1. Ритуал приветствия.
Психолог.Сегодня к нам пришло очень много гостей давайте с ними поздороваемся следующими словами:
«Зазеленеет даже пень
Услышав – «Добрый день!»
2. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: снять напряжение, создать эмоциональный комфорт.
Давайте поздороваемся различными частями тела: ладошками, локтями, спинками, коленками.
3. Беседа психолога с детьми «Что такое эмоции?»
— Дети, как вы думаете, какое сегодня у меня настроение? Да, оно чудесное.
— А какое еще бывает настроение? (Веселое, радостное, грустное, злое)
— Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают? (По выражению лица). — Различные эмоции люди выражают мимикой. Это когда мы можем передать свое состояние, настроение, эмоцию выражением лица и даже тела.
— Да, наше лицо и тело меняется в зависимости от настроения! (показ слайда)
— Дети, а как еще можно назвать проявления разного настроения? (Эмоции).
— Да, эмоции! Мы выражаем разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? (Дети называют).
— Молодцы, ребята. А теперь посмотрим на картинку и угадаем, какое настроение испытывают человечки? (показ слайда). Как вы думаете, в каких ситуациях человек может испытывать такие эмоции? (показ слайда, ответы детей).
Психолог: «Ребята давайте сыграем в игру, которая называется «Закончи предложение». Но вы сами должны показать эти эмоции телом и на лице.
«А что чувствуешь ты, когда?» (показ слайда, ответы детей)
— «А как вы думаете, ребята, глядя на лицо человека, мы можем понять, что он сейчас чувствует?» (показ слайда, ответы детей)
— Молодцы, спасибо! Проходим за столы. (Дети проходят за столы).
Психолог: «Перед вами листочек с домиками. У каждой эмоции есть домик, так как эмоции разноцветные, то и дома у них разного цвета. Вам надо раскрасить каждый из этих домиков в цвет его эмоции» (дети раскрашивают).
«А теперь закроем глаза и найдем на своем теле место, где живет радость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами контур человека, найдите место, где живет радость, закрасьте это место цветом радости».
Психолог: «А теперь посмотрите на рисунок. Посмотрите сколько свободного места на человечке. Как вы думаете, остальная эмоция, какая может жить здесь и какого цвета она может быть? (ответы детей). Теперь закрасим эту эмоцию другим цветом. Посмотрите, какой человек у вас злой или добрый?» (и так со всеми эмоциями, которые написаны на листочке)
Психолог: «Мы с вами назвали разные эмоции, а они бывают и отрицательные и положительные. Но все эти эмоции нужны нам и мы не можем их не испытывать. А что же делать с отрицательными эмоциями, как вы думаете?» (ответы детей, показ слайда)
— «Физические упражнения, уборка, стирка, побить подушку, покричать, принять душ, послушать музыку и т. д.»
Психолог: Ребята, давайте встанем в круг и сыграем в игру «Эмоции». Посмотрите друг на друга. Как вам кажется, на какую эмоцию похож рядом стоящий человек? Скажите ему об этом. (после игры рассаживаемся в круг)
Психолог: Ну что, ребята, давайте вспомним, с какими же эмоциями мы сегодня познакомились, а какие знали и просто вспомнили? Какие игры вам понравились на нашем занятии? (ответы детей)
Психолог: Спасибо за работу, до свидания!
Источник
Где обитают эмоции и чувства
Где обитают эмоции и чувства
Различные психологические школы до сих пор не пришли к единой договоренности относительно того, откуда берутся эмоции и чувства и что является их причиной. Едины они в том, что чувства и эмоции живут в теле и их появление связано с энергией, напоминающей электрическую. Есть эмоции, при появлении которых организм энергетически заряжается, например восторг, раздражение, гнев. При генерировании других эмоций силы теряются. Это страх, стыд, печаль. Вытеснение чувств, борьба с ними, попытка их скрыть и держать под контролем временно успокаивает, но в конечном счете опустошает и утомляет.
Природа эмоций экспрессивна. В социуме мы научились вытеснять чувства, с которыми трудно справляться. Вытеснение – изощренный способ защищаться от эмоционального дискомфорта и выживать. Однако важно знать его цену: при вытеснении эмоций энергия фиксируется в определенных участках тела и органах, разрушая тело и психику. Наиболее «спрессованные», вытесненные эмоции, более других требующие своего выражения, способствуют развитию хронических заболеваний, а в перспективе имеют тенденцию затвердевать, рождая клетки-мутанты.
Цель нашей работы с чувствами заключается в том, чтобы высвободить прочно упрятанные внутрь чувства, а затем использовать высвободившуюся при этом колоссальную энергию для решения насущных жизненных задач.
Есть определенный набор эмоциональных состояний, который можно назвать базовым. В него входят: гнев, страх, печаль, радость, удовольствие, нежность, отвращение и стыд.
Чувства живут в теле годами и разговаривают с нами на языке симптомов. Мы же глушим симптомы, отдаляясь от себя.
Давайте определим, как эти эмоции ощущаются в теле, а также поймем, что происходит, если мы пытаемся зажать их.
Гнев. Мы чувствуем, как волна расширения поднимается из таза вверх, достигая груди. Отсюда и выражение «распирает от гнева». Гнев может проявляться в виде раздражения, формируя блок на уровне шеи, сдавленный, осипший голос, двигательное беспокойство, откашливание, «рычание». Часто компенсируется чувством обиды, блокируясь на уровне диафрагмы. Характерны ощущение сжатия в области груди, нежелание продолжать беседу, длительные паузы – иногда у человека выступают с трудом сдерживаемые слезы, либо он уходит от основной темы беседы, например переводит сказанное в шутку.
Страх. Сжатие внизу живота, холод в теле, ощущение отсутствия почвы под ногами – «подкашиваются ноги». Подавление страха часто компенсируется в форме ярости. Признаки: неприятное расширение, иногда блок в области диафрагмы и груди, сопровождающееся ощущением пустоты в брюшной области. В высказываниях проявляется направленность на безоговорочную ликвидацию объекта, вызвавшего эмоциональную реакцию. На поверхности более конструктивный подход – противостоять либо предупреждать конкретное действие того, на кого направлена ярость.
Печаль. Живет в виде сжатия в груди, особенно в левой половине. Отстраненный взгляд, ком в горле, пустота в груди.
Радость. Ощущение приятного расширения в груди. Иногда – дрожь в горле, сдавленный голос. Эта эмоция редко подавляется.
Удовольствие. Создает наполненность и тепло в области таза и нижней части живота. При растекании по всему телу может перейти в свое пиковое состояние – оргазм.
Нежность, сексуальное влечение. Сопровождается ощущениями приятного, теплого расширения в области таза и груди, плавно перетекающего в руки. Проявляется в желании прикоснуться к объекту, ее вызвавшему, погладить, обнять, прижать к себе.
Отвращение. Узнается по сжатию желудка и пищевода, ощущению тошноты, избеганию соприкосновения с объектом, отдалению от него. Першение в горле, громкий кашель. Ощущение, будто вымазался в нечистотах.
Стыд. Горячая волна, которая распространяется вдоль грудины вверх, достигая лица. Желание исчезнуть, скрыться, испариться.
Упражнение 3. Проверьте, о чем сигналит ваше тело через повторяющиеся болезни и недомогания. Составьте список и зафиксируйте частоту возникновения излюбленных болезненных симптомов. Выпишите спрессованные чувства, которые вы поселили в своем теле.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Чувства и эмоции заразительны
Чувства и эмоции заразительны Родительская семья дает ребенку первые уроки того, как чувствовать, и дает понять, каковы последствия эмоционального самовыражения. Выполняя определенную роль в семье, мы автоматически принимаем привычную эмоциональную позицию и варимся в
Опороченные чувства
Опороченные чувства Эго обволакивает наши чувства черным едким налетом, от чего они теряют всю свою первозданную чистоту и искренность.Для примера возьмем самое прекрасное из чувств – романтическую любовь. Одним из ее столь ценимых свойств является то, что она может
Шаг 4 Чувства и эмоции
Шаг 4 Чувства и эмоции Как работает наша лимбическая система мозга? Наша лимбическая система мозга функционирует таким образом, что ВСЕГДА уводит нас от ощущения боли к чувству удовольствия, от большой боли – к меньшей. Эта защитная функция, изначально заложенная
Глава 37 Чувства и эмоции
Глава 37 Чувства и эмоции Эмоции и чувства очень тесно связаны между собой. Эмоция – это сильная реакция на то, во что мы решили верить. Чувство – в большей мере ощущение, оно не такое яркое, как эмоция. Чувство возникает прежде. Лишь когда оно становится ровным, стабильным,
Чувства
Чувства Ничего не произойдет, пока вы не сможете вызвать в себе реальные чувства обладания и любви. Они начинаются с малого, у меня их сначала вообще не было. Пришлось потрудиться, чтобы найти в себе чувство обладания деньгами, оно было настолько незнакомым, настолько
Источник
Тренинг «Планета чувств»
Занятие «Планета чувств»
Цель: Развитие эмоциональной грамотности. Обучение способам эмоциональной разрядки.
Материалы: лист ватмана с изображением 4 «материков», цветные стики и маркер для ведущего, листы А4 по 3 для каждого участника, фломастеры, карандаши, цветной пластилин, краски, влажные салфетки, цветная бумага.
1 . Объявление темы тренинга. Стартовый шеринг.
2 . Разминка. Упражнение «Если бы ты был цветом»
Участникам предлагается по кругу рассказать свою фантазию относительно сидящего рядом участника на тему: «Если бы ты был цветом, то ты был бы…, потому что…». Свое мнение нужно обосновать. Например: «Если бы ты бал цветом, то ты был бы желтым, потому что ты всегда освещаешь, даришь тепло, но ты можешь обжечь, если тебе надо себя защитить.
Заметка для ведущего: Это упражнение-разминка, но для тренера оно дает хороший диагностический материал: если в группе есть скрытая агрессия, в подобных упражнениях она проявляется в виде язвительных сравнений. Если группа доброжелательная, сравнения будут нацелены на проявление ресурсных особенностей человека.
3 . Упражнение «Планета чувств».
Материалы: лист ватмана с изображением 4 «материков» (любой формы, приложение 1). Цветные стики и маркер для ведущего. Лист ватмана заранее прикрепляется к стене или доске.
«Когда мы хотим сказать о различных своих переживаниях, мы говорим: «Я чувствую». И мы редко задумываемся, что этим словом выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле, мы переживаем ощущения, драйвы, эмоции и чувства.
Ощущения – это то, что мы чувствуем телом. Например: горячо, холодно, колется, щекотно. Тренер прикрепляет стики одного цвета (с названиями ощущений) к материку «Ощущения» (3-4 шт.).
Драйвы – это такое неудовлетворение, напряжение, которое заставляет нас искать возможности удовлетворить потребность.
Например: голод, желание двигаться, сексуальное желание. Тренер прикрепляет стики другого цвета к материку «Драйвы» (3-4 шт.).
Эмоции – это то, что мы переживаем душой. Например: радость, страх, гнев. Прикрепляет стики с надписями к соответствующему материку.
Эмоции – это простейшие переживания, хотя они могут быть очень сильными. Эмоции недолговечны. Они приходят и уходят. Когда они становятся постоянными или длительными, это называется эмоциональным состоянием. Когда они сплетаются, соединяются, мы называем это чувствами.
Чувства – это тоже переживания души, но они более сложные, чем простые эмоции. Например, любовь. Когда мы чувствуем, что любим, на самом деле мы переживаем одновременно много эмоций и чувств – и радость, и тревогу, иногда страх. Ревность – тоже сложное чувство. Когда мы ревнуем, мы боимся потерять человека, обижаемся, сердимся. Или враждебность – когда мы чувствуем враждебность, мы часто одновременно переживаем и презрение, и гнев, и даже страх или отвращение. Чувства всегда переплетаются с нашими мыслями. Приклеиваются стики с надписями.
Какие еще чувства, эмоции, драйвы и ощущения вы можете назвать? Вы называете, а я буду писать на стиках и приклеивать к материкам.
Примеры заполнения «материков»:
стремление избегать опасность
Теперь давайте разберемся в некоторых тонкостях.
Вопросы задаются в круг, и после 2-3 ответов (правильных или ошибочных) ведущий сообщает правильный ответ.
— Чем отличается гнев от агрессии?
(Гнев – это эмоция, а агрессия – это действия, наносящие вред кому-либо или чему-либо).
— Чем отличается радость от удовольствия?
(Радость – это очень активная эмоция или чувство, оно тонизирует, сердце бьется, хочется двигаться, смеяться. А удовольствие – это переживание спокойное, расслабленное).
— Чем отличается грусть, печаль от тоски или горя?
(Грусть, печаль – это чувства или эмоции тихие, сопровождаются расслаблением. Хотя они и не считаются положительными эмоциями, иногда человек получает удовольствие от грусти. А тоска или горе всегда сопровождаются душевной болью, напряжением, страданием).
Заметка для ведущего : Это упражнение носит информативный характер, его нужно проводить быстро, динамично. Иначе участники заскучают.
4 . Упражнение «Радуга чувств».
Цель: Обучение сознаванию своего эмоционального состояния.
Материалы: листы А4 по 2 для каждого участника. Наборы фломастеров, карандашей.
Условие: проводится сразу после упражнения «Планета чувств»
«Мы с вами переживаем множество чувств и эмоций. Посмотрите на тот список, который мы составили во время предыдущего упражнения. Возьмите лист бумаги и перепишите их столбиком…
Теперь каждое чувство или эмоцию обозначьте каким-нибудь цветом, каким вам захочется – главное, чтобы они были разными. Поставьте кружок или квадрат рядом с названием чувства…
А теперь возьмите второй лист бумаги, фломастеры и нарисуйте две радуги. Это будут не обычные радуги. В них может быть больше семи цветов или меньше, и цвета могут быть совсем другие.
Одну радугу надо составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете последние несколько дней – позавчера, вчера, сегодня.
Вторую радугу нужно составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете обычно, чаще всего в жизни».
Обсуждение: «Удалось ли вам в радуге передать свое эмоциональное состояние? Отличается ли ваше сегодняшнее состояние от обычного? Если да, то чем?
Резюме ведущего: «Иногда бывает важно разобраться в своем состоянии, понять его. Вы можете использовать для этого радугу».
5 . Упражнение «Дерево чувств».
Цель: обучение дифференциации своего эмоционального состояния.
Материалы: наборы цветного пластилина, влажные салфетки, цветная бумага, листы А4, карандаши, фломастеры, краски.
«Вспомните какое-нибудь событие или ситуацию в вашей жизни, которые до сих пор вызывают в вас сильные негативные эмоции и чувства. Представьте эту «Картинку» и постарайтесь понять, какие именно чувства вы переживаете.
Возьмите пластилин или другие изобразительные средства (краски, карандаши, фломастеры и т.д.) и начните изображать дерево. Сделайте ствол – это вы сами. Потом ветви – это различные события в вашей жизни. Их, конечно, много. Потом обозначьте ту ветвь, которая вызвала у вас сильные негативные эмоции.
Начните делать плоды – это ваши эмоции в данной ситуации. Для каждого отдельного чувства и эмоции определите свой цвет и свою форму. Изобразите все сочетание чувств, которое вы испытываете. Поместите эти эмоции на ту ветвь, которую вы обозначили особо.
Внизу ствола изобразите корни, которые через вас питают именно ту ветвь, с которой вы работаете. Корни – это причины событий, которые вызвали ваши эмоции (их обозначьте одним цветом), и это – причины ваших чувств, ведь чувства возникают не только из-за событий, но и из-за вашего к ним отношения. Значит, корни другого цвета – это ваши мысли про эти события.
Сформулируйте их для каждой изобразите корень. Если при этом ваши чувства как-то изменятся, поместите новый плод на соответствующую ветку.
Теперь вспомните какое-то хорошее событие. И поступите с ним так же, как и с неприятным. Изобразите разноцветные плоды и корни».
Обсуждение: «Поделитесь своими переживаниями во время выполнения упражнения. Скажите, что полезного было именно для вас в этом упражнении».
Заметка для ведущего: Для достижения конкретной цели данного упражнения пластилин можно заменить цветной бумагой, ножницами и клеем. Но пластилин намного эффективнее, так как он позволяет мять, сжимать, ломать, переделывать плоды, можно даже смять все ветки и все начать сначала. Эта моторика важна для проработки эмоций, что можно сделать косвенной задачей упражнения.
При обсуждении данного упражнения важно отделить эмоциональное впечатление от рационального осмысления полезности полученного опыта.
6 . Упражнение «Золотистый поток».
«Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно.
Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выдох…
Теперь представьте, что над вашей головой нежно-голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золотистый, искрящийся поток света. Он как будто медленно льется…
Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мягко, бережно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь… Этот золотистый поток словно волшебный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего мозга и очищает ее… Он лечит там, где болит, и вымывает, все лишнее, что там накопилось…
Теперь золотистый поток спускается по лицу и затылку…
Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к плечам, оставляя после себя чистоту…
Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют… Вот золотистый поток спускается по вашим рукам… Они тяжелые… И вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное… Это лишнее, что накопилось в вас… Смотрите, как золотистый сверкающий поток выталкивает это… И вот, наконец, поток с кончиков ваших пальцев сливается такой же чистый, золотистый…
Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как светящийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким… И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачиваются плечи…
Поток льется по позвоночнику, и он будто освобождается от чего-то… Распрямляется… Затем поток устремляется вниз… он очищает таз…
Теперь он стекает по ногам… очень медленно он продвигается от бедер к коленям… Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги…
От коленей – к стопам… По стопам он втекает наружу… вы видите вытекающий мутный поток… И золотистый поток продолжает вымывать все лишнее… До тех пор пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света…
Медленно откройте глаза… Здравствуйте, очень чистые, золотисто-светящиеся люди!».
Обсуждение . Поделитесь впечатлениями.
Резюме ведущего . «Это простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены, или обижены, или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение, пока не снимете излишнее напряжение и не успокоитесь, можно использовать и это упражнение, и рисунок своего тела, и другие упражнения. Если немного потренироваться, вы сможете проделывать его с каждым разом все с большими приятными ощущениями. А если надо, вы сможете проделывать его очень быстро.
Заметка для ведущего : Голос должен звучать спокойно, приглушено и при этом совсем обычно. Не стоит произносить слова «загробным» голосом. Это смешит. На каждую следующую зону нужно переходить через 10 секунд.
Источник