- Упражнение чувство или эмоция
- 11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции
- Зачем нужен эмоциональный интеллект
- Как понять, что эмоциональный интеллект хромает
- Упражнения для распознавания эмоций
- «Зеркало»
- «Найти и запомнить»
- «Раздражители»
- Упражнения для эмоциональной устойчивости
- «Назойливая муха»
- «Дышать правильно»
- Просто читайте книги
- Упражнения для тренировки эмоций
- «Аверс и реверс»
- «Разобрать по косточкам»
- Упражнения на развитие эмпатии
- «Эмоции исторических персонажей»
- «Эмпатия и злость»
- «Дневник эмоций»
Упражнение чувство или эмоция
Занятие №2 (2 часа). Роль эмоций в общении.
Цели: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы; проявление проблемы суженного опыта восприятия и трансляции чувств.
1. Каждый участник записывает столько „имен» чувств, сколько сможет.
2. Участник, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время фиксирует слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений слов у других участников.
3. Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница эмоции и эмоционального состояния.
4. Участники заполняют таблицу чувств, которые характерны для них обычно, и тех, которые они испытывают сегодня. В первой колонке выписываются „имена» чувств. Затем выбирается клетка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в клетках проставляются крестики.
В первой части таблицы записываются чувства, которые чаще всего испытывались последние полгода, во второй — чувства, которые испытывались участником сегодня.
Можно по 5—10-балльной системе оценить интенсивность чувства.
Места, где я обычно испытываю эти чувства
В новой компании
В других местах (где?)
II. Сегодня 1. Скука
3. Восторг и т. д.
5. Участникам предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.
Упражнение 1. „Зеркало».
Один человек показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь, „передразнивает» его как можно точнее и передает дальше — своему соседу. „Гримаса» передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику.
Так же „передаются» еще несколько эмоций.
Каков механизм узнавания чувства? Какие мышцы задействованы? Что вы чувствуете, когда видите мимическое изображение эмоции?
6. Участникам предлагается сделать анализ сегодняшнего дня по направлениям:
а) какие чувства испытывал;
б) что я могу ожидать от окружающих, которые видели отражение моих чувств на моем лице (на основе части II таблицы).
Предложить учащимся высказаться примерно в таких формах:
«Я понял…», «Меня удивило…», «Я почувствовал…», «Я думаю. », «Меня раздражало…», «Мне понравилось…», «Я был собой доволен…».
Информация для педагога-психолога.
Учитывая стеснительность и недостаточное развитие мимики у некоторых участников, следует проявлять выдержку. Вначале упражнение „передача эмоции по кругу» проводить в юмористическом ключе, а затем углублять ситуацию доверия, свободы.
Занятие № 3 (2 часа). Выражение своего эмоционального состояния невербальными средствами.
Цели: развитие чувствительности к невербальным средствам общения; тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.
Занятие посвящено попытке реализовать свои актерские способности. Непосредственнее всего это делают дети. Чтобы освободиться от условностей, необходимо поиграть в детские игры: „ледокол» — третий лишний или кошки-мышки.
При обсуждении игры педагогу-психологу следует обратить внимание ее участников на изменение собственного эмоционального состояния в ходе игры. Это становится, как правило, началом исследования основных вопросов: как мы чувствуем изменение эмоционального состояния в себе? Как выражаем это состояние? Как его замечаем?
Участники делятся на две группы: первая — актеры, вторая — зрители.
Руководитель предлагает актерам темы инсценировок:
а) идти против ветра;
туда, куда не хочется;
так, чтобы кого-нибудь не разбудить;
б) идти с тем, кто веселее всех;
с тем, кто напоминает кого-нибудь из жизни знакомых;
с самым симпатичным для тебя человеком в этой группе;
с тем, кто вызывает настороженность;
с тем, кого бы ты хотел изменить.
Группа зрителей должна понять, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются следующие темы:
мы куда-нибудь идем, и вдруг… (встреча с неожиданностью)
…понимаем, что что-нибудь забыли;
…не хватает денег (нет жетона для телефона);
…видим человека, который нам очень нравится;
…видим человека, которому хотим понравиться;
…узнаем, что на чулке (рукаве и т. д.) дырка.
Что помогает осознать, выразить чувство? Что помогает нам понять, что чувствует другой человек?
После обсуждения руководитель предлагает систематизировать невербальные реакции, которые помогают узнавать эмоцию, и классифицировать типичные жесты, пантомиму, мимику.
Занятие № 4 (2—4 часа). Анализ чувств.
Цели: тренировка осознания и вербализации чувств; выявление двойственности чувств. Порядок работы.
Упражнение 1. „Ледокол».
Можно использовать любое упражнение на доверие, например упражнение „Слепой и поводырь». Группа делится на пары. В паре договариваются, кто будет „слепым», а кто „поводырем».
Правила игры. „Слепой» закрывает глаза и доверяется „поводырю» во всем. „Поводырь» должен провести „слепого» по всему пространству, стараясь как можно меньше нарушать комфортное состояние своего партнера: всячески его оберегать, заботиться, комментировать происходящее.
Затем партнеры меняются ролями и упражнение повторяется. Все пары движутся по помещению хаотично. При анализе этого упражнения обратите внимание на то, как собственный опыт переживания „слепоты» повлиял на действия в последующей роли „поводыря».
Упражнение 2.
„Скульптору» надо „вылепить» любой предмет или игрушку. Он не имеет права давать команды „материалу», пользуется в работе только руками (наклоняет, поднимает, сгибает и т. д.).
Затем партнеры меняются ролями и упражнение повторяется.
Каким „материалом» себя ощущал? Из какого „материала» слепил? Соответствовало ли ощущение „материала» тому, как с ним обращался „скульптор» (например: „материал» ощущал себя пластилином, а с ним обращались, как с гранитом)? Какие чувства возникают, если „материал» и действия „скульптора» совпадают (не совпадают)? Как эти чувства влияют на дальнейшее взаимодействие?
Упражнение 3.
Одному из участников (по желанию) предлагается создать из любого другого участника „скульптуру» чувства, которое, по его мнению, является нежелательным в общении. „Скульптура» отсеивает все хорошее и плохое из того, что может дать это чувство. „Скульптор» благодарит за хорошее и высказывает пожелания.
Например: „Когда я смотрюсь в зеркало, у меня возникает чувство сожаления, что я не так совершенна, как хотелось бы». — „Скульптор» изменяет мимику и положение тела „скульптуры» (плечи опущены, голова склонена вниз и набок, руки в карманах или прижаты к груди и т. д.).
„Скульптор»: «Благодарю тебя за то, что ты помогаешь мне найти способ разносторонне развиваться (не зацикливаться только на внешности), активно проявлять себя. Но мне бы хотелось, чтобы ты, „Сожаление», не теснило свою соседку — „Гордость», она мне тоже необходима!»
Информация для педагога-психолога.
Поскольку знания и умения анализировать чувства у старшеклассников малы, в роли „скульптуры» в первый раз стоит выступить самому. Несмотря на сложности в самостоятельных повторах, упражнение надо проиграть не менее трех раз. Педагогу-психологу надо постоянно присоединяться то к одной, то к другой роли и помогать вербализировать мысли участникам.
Упражнение 4.
Упражнение проигрывается столько раз, сколько предложений поступает от участников. Обсуждение.
Какие мысли и чувства появлялись в процессе упражнений? Какие новые ощущения себя, знания вообще и знания о себе получены сегодня? Какие возникли пожелания для реализации на последующем занятии?
Информация для педагога-психолога.
На предыдущем занятии в ходе обсуждения наверняка прозвучал вопрос: „А что делать с чувствами, когда они не подчиняются разуму?» Предложите рассмотреть эту проблему на следующем уроке. Если такого вопроса нет (что маловероятно), стимулируйте его постановку.
Можно в качестве домашнего задания предложить анонимно описать ситуацию, когда чувства вышли из-под контроля. Попытаться описать свои невербальные реакции в тот момент.
Занятие № 5 (2—3 часа). Эмоции.
Цели: определение позиции: надо ли подавлять эмоции? Определение зависимости характера выражения эмоций от интеллигентности.
Информация для педагога-психолога.
Участники занятий должны высказаться по следующим вопросам:
Ведущий предлагает обсудить проблему. „Поскольку любое чувство рождает действие (отрицательное, чрезмерное, несвоевременное), как быть, чтобы эти действия не вредили?»
Участники занятий должны высказаться по следующим вопросам:
1. Что делать с отрицательными эмоциями?
2. Что нас ожидает, если мы сдерживаем эмоции, т. е. запрещаем себе их проявление?
Запрет на выражение эмоций можно проиллюстрировать в следующем упражнении:
Связать все каналы воспроизведения (можно завязывать платками, шарфами, лентами)
рот — чтобы не ругался и не кричал;
глаза — чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовлетворение и зло, чтобы не плакали;
уши — чтобы не слышали лишнего;
руки — чтобы не дрались;
ноги чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;
душу — чтобы не страдала.
После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний) обратиться к участникам с вопросами:
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? — снижена возможность реагировать!
Творить прекрасное, обнимать, выражая радость? — руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) — страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? — душа „молчит», скована.
После этого упражнения полезно расспросить связанного чело* века о его чувствах в ходе выполнения упражнения.
— Перекрывая одну из возможностей выражения чувств, перекрываем или невероятно суживаем другую.
— Зажатые эмоции рождают чувство страха и разрушают душу. Обсуждение.
Подавлять эмоции нельзя, а как быть?
При обсуждении деструктивных форм эмоциональной саморегуляции — запрета на выражение эмоций и их искажение — обращается внимание на выгоды и потери при деструктивном способе проявления эмоций; на необходимость спокойного предъявления эмоций невербальными и вербальными способами, на целесообразность переведения в другое чувство или состояние.
В заключение занятия ведущий предлагает участникам поделиться:
Источник
11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции
Об эмоциональном интеллекте в области образования говорят последние 30 лет. Эксперты школы предпринимательства и soft skills Startup Junior рассказывают, как определить свой уровень эмоционального интеллекта и прокачать его.
Зачем нужен эмоциональный интеллект
Представьте, что вам четыре года и перед вами поставлен нелегкий выбор: съесть зефирку немедленно или подождать 15 минут, не поддавшись искушению, и удвоить угощение. Серьёзное испытание, особенно для малыша. Этот «зефирный тест», который провели в Стэнфордском университете в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, показал, насколько важна способность контролировать эмоции и сдерживать порывы. Дети, устоявшие перед соблазном, повзрослев, стали более успешными, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными трудностями.
Исследования эмоционального интеллекта доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду.
Как понять, что эмоциональный интеллект хромает
Зачастую люди не знают о своих эмоциональных способностях или склонны переоценивать собственный эмоциональный интеллект. Разберёмся, какими навыками обладает человек с высоким эмоциональным интеллектом.
Он различает свои эмоции. Способность отслеживать чувства — ключ к пониманию себя. Люди, отличающие злость от тревоги, меньше сомневаются и быстрее действуют.
Он умеет контролировать эмоции. Способность успокоиться в нужный момент, унять тревогу и раздражение позволяют действовать эффективнее и быстрее приходить в норму после неудач.
Он мотивирует самого себя. Чтобы сосредоточиться на учёбе или рабочей задаче, нужно привести эмоции в порядок. Проще смотреть YouTube, чем делать уроки, и проще съесть зефир сразу, чем мучительно ждать. Но искусство контроля делает продуктивными.
Он распознаёт эмоции других людей. Это качество также называют эмпатией.
Он поддерживает взаимоотношения. Здесь дело по большей части заключается в правильном обращении с чужими эмоциями.
Вот признаки, которые указывают на низкий уровень эмоционального интеллекта:
- поддаётесь стрессу,
- не можете распознать свои эмоции,
- легко обижаетесь,
- долго переживаете из-за ошибок,
- подавляете негативные эмоции,
- склонны обвинять других людей,
- испытываете трудности с установлением личных границ,
- агрессивны в общении с людьми,
- чувствуете себя непонятым.
Упражнения для распознавания эмоций
«Зеркало»
- Встаньте напротив зеркала, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции.
- Радость: расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем-нибудь приятном.
- Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза.
- Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!»
- Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке.
Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.
«Найти и запомнить»
- В течение дня найдите десять поводов для радости, порадуйтесь от души и проследите, как изменилось ваше состояние в этот момент. При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить ощущения в теле.
- На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется состояние.
- По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность человеческой деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение.
«Раздражители»
Попробуйте в течение нескольких дней специально фиксировать внимание на неожиданных раздражителях: громких звуках или ярком свете. Постарайтесь сформулировать, что происходит с вашей эмоциональной сферой при воздействии таких раздражителей.
Упражнения для эмоциональной устойчивости
Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции.
«Назойливая муха»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.
«Дышать правильно»
Сядьте на стул боком к спинке, выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи. Руки свободно положите на колени, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите через нос, губы слегка сомкните, но не сжимайте. Проследите, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Глубокий вдох и продолжительный выдох повторите несколько раз. Упражнение позволяет стабилизировать эмоциональное состояние.
Просто читайте книги
Идентифицируя себя с героями художественного произведения и их переживаниями, мы достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать эмоции, понять их причины.
Упражнения для тренировки эмоций
«Аверс и реверс»
Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались.
«Разобрать по косточкам»
Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:
- Как я испытываю злость (другую эмоцию)?
- Почему я испытываю злость?
- Когда я уже испытывал злость?
- Как часто я злюсь?
- Чем злость мне помогает?
- Чем и где злость мешает?
Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.
Упражнения на развитие эмпатии
«Эмоции исторических персонажей»
Вспомните пять исторических персонажей. Затем представьте эмоции, которые человек испытывал во время разных событий своей жизни. Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади, и чувствовал печаль оттого, что у него не было семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными, и беспомощность, потому что ничего не мог с этим поделать.
«Эмпатия и злость»
Упражнение поможет справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Вспомните ситуацию, когда вы очень злились на кого-то, а затем создайте эмпатическое утверждение. Например:
Раздражённый человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»
Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня».
«Дневник эмоций»
Записывайте каждую эмоцию, которую испытываете в течение дня, степень её проявления и причину. Например, эмоция — злость, степень — 7 из 10, причины — тройка по математике. На следующем этапе важно понять, как эмоция проявляется в теле. Возможно, рядом со злостью вы напишете «пересыхает во рту, чувствую ком в горле, звенит в голове». Опишите, какими были руки, ноги в этот момент, ощущались ли тяжесть или напряжение.
Источник