Управляющая роль эмоций пример

Вопрос№12. Роль эмоций в регуляции поведения.

Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов. Они выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Человек может переживать целый комплекс эмоций, обусловленных и различными обстоятельствами, связанными с условиями его бытия. Например, такие эмоции, как гнев, отвращение и презрение образуют своеобразный эмоциональный комплекс враждебности, который может перерасти в чувство враждебности, лежащее в основе агрессивного противоправного поведения. Доминирование в мотивациооной сфере личности подобных эмоций по разному влияет на поведение людей, увеличивая либо, напротив, уменьшая, с учётом и других факторов, веротятность совершения насильственных действий.

Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции – это эволюционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях. Эмоции позволяют оценить потребность и быстро выработать приспособительную программу поведения.

Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она отразилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тормозят наши действия.

Особенностью эмоций является их интегрированность – возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт. Таким образом, эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека – высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.

Таким образом, эмоции играют чрезвычайно важную роль в поведении и деятельности человека.

1. Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Эмоции помогают оценивать не только происшедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (например, предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний, когда студент не успел к экзамену как следует подготовиться).

2. Управляющая роль эмоций. Эмоции важны для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

* защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели;

Читайте также:  У меня есть чувство юмора сочинение

* мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость;

* компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет);

* сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животных на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Об этой функции эмоций знает уже малыш, который использует ее для достижения своих целей: плач, крик, страдальческая мимика ребенка вызывают у родителей и взрослых сочувствие, а у других детей – понимание, что они сделали что-то плохое. Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

3. Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании, он может позабыть, что ему надо делать.

Отрицательные эмоции могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а положительные могут явиться поводом для самоуспокоения, благодушенствования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

Источник

Роль эмоций в жизни человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эмоции — это отдельный тип психических процессов (состояний) человека, проявляющихся через переживание каких-либо значимых ситуаций (например, радости, страха, удовольствия), явлений и жизненных событий.

Общие сведения об эмоциях

Эмоции являются своеобразным личностным отношением человека к окружающей действительности и к самому себе. Их невозможно представить без познания и деятельности, поскольку они способны отражать личную значимость внешних и внутренних стимулов.

Категорию «эмоции» используют в широком смысле, когда их представляют в виде целостной эмоциональной реакции личности, которая включает не только психические элементы (переживания), но и специфические физиологические изменения организма, которые сопутствуют данному переживанию. Эмоции присущи для животных, но у людей они начинают приобретать особенную глубину и обладают множеством оттенков и сочетаний.

Значение эмоций проявляется в том, что они возникают в качестве сигнала о биологическом состоянии организма после определенных воздействий на него. Сегодня это форма видового опыта, которая позволяет отдельному индивиду совершать необходимые действия, ориентируясь на них.

Целесообразность данных действий может быть не всегда ясна для человека, но они предназначены для обеспечения удовлетворения жизненно важных потребностей. Например, отрицательные эмоции, связанные с чувством голода, могут заставить людей начать поиск способов удовлетворения этой потребности. В свою очередь, это поможет сохранить нормальное функционирование организма.

В соответствии с личностными (вкусы, интересы, нравственные установки, опыт) и темпераментными особенностями человека, а также от ситуациями, в которой он находится, одна и та же причина вызывает разные эмоции. Они могут отличаться по интенсивности и длительности, по степени осознанности и др.

Читайте также:  Не могу жить без чувств

Классификация эмоций

Для того чтобы лучше понять роль эмоций в жизни человека, необходимо рассмотреть их виды. Для самой простой из существующих классификаций характерно разделение эмоций на два вида – отрицательные и положительные.

Готовые работы на аналогичную тему

Немецким философом И. Кантом эмоции были разделены на стенические (активизируют людей и повышают их готовность действовать) и астенические (расслабляют, утомляют человека, вызывают заторможенность).

В соответствии с классификацией, предложенной В. Вундтом, эмоции были разделены по 3 направлениям:

  • Удовольствие / неудовольствие;
  • Напряжение / разряжение;
  • Возбуждение / торможение.

Американским психологом К. Изардом было выделено несколько фундаментальных эмоций:

  • интерес (волнение),
  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • страдание (горе),
  • отвращение (презрение),
  • вина (стыд).

Прочие эмоциональные реакции он считал производными (комплексными) от вышеперечисленных фундаментальных.

Роль эмоций в жизни человека

Эмоции представляют собой особую форму отражения внешнего мира или внутреннего состояния индивида. Они связаны с удовлетворением (неудовлетворением) определенных органических или социальных потребностей, а также с осуществлением (утрачиванием) жизненных целей.

В жизни человека эмоции играют следующие роли:

  • Отражательно-оценочную,
  • Защитную,
  • Управляющую,
  • Мобилизующую,
  • Компенсаторную,
  • Сигнальную,
  • Дезорганизующую.

Отражательно-оценочная роль заключается в том, что эмоции могут давать субъективную окраску тому, что происходит вокруг человека и в нем самом. Это означает, что на одинаковое событие разные люди эмоционально реагируют абсолютно по-разному.

С помощью эмоций можно оценить события и действия, которые не только прошли или происходят сейчас, но и те, которые будут происходить в дальнейшем. Здесь необходимо включиться в процесс вероятностного прогнозирования (например, предвкушение удовольствия, когда человек едет в путешествие; ожидание неприятностей после экзамена, когда ученик не смог к нему как следует подготовиться).

Управляющая роль состоит в том, что кроме отражения действительности, окружающей человека, а также его отношения к определенному объекту или событию, эмоции имеют значение для управления поведением. Они являются в этом случае важным психофизиологическим механизмом управления.

Защитная функция эмоций относится к возникновению страха, который предупреждает индивида о реальной или предполагаемой опасности. Это способствует наилучшему продумыванию возникших ситуаций, более тщательному определению возможности достичь успеха или неудачи. Страх издавна защищал человека от неприятных для него последствий (часто даже от гибели).

Проявление мобилизующей функции эмоций характеризуется тем, что страх способствует мобилизации резервов человека с помощью выброса в кровоток дополнительного количества адреналина (например, в случае активно-оборонительной формы в виде спасения бегством). Эта функция способствует мобилизации сил организма.

Компенсаторная функция эмоций заключается в возмещении сведений, которых не хватает для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Эмоция, которая проявляется при столкновении с незнакомыми объектами, способна придавать ему соответствующую окраску (например, оценка человека как плохого или хорошего) на основе схожести с ранее встретившимися объектами. Через эмоции индивид может вынести лишь обобщенную, но не всегда обоснованную оценку. Тем не менее, они могут помочь ему выйти из тупика (например, когда человек не знает, что ему делать в сложившейся ситуации).

Сигнальную функцию можно связать с воздействием человека (животных) на другие живые объекты. Здесь, как правило, эмоция обладает внешним выражением (экспрессией). С ее помощью можно сообщить окружающим о своем состоянии, что поможет достичь взаимопонимания при общении, предупредить агрессию, распознать потребности и состояния, которые есть в этот момент у другого субъекта. Часто эта функция эмоций сочетается с защитной функцией (например, устрашающий вид в момент опасности помогает запугать другого человека или животное).

Источник

Читайте также:  Ведьмак 3 золотой жезл радости что это

Роль эмоций в управлении человеческим поведением

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой эмоций: К. Изард, Н. Я. Грот, Г. Мюнстерберг, Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.

Далее рассмотрим понятие эмоций, а также их роль в управлении человеческим поведением.

Понятие эмоций

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Эмоции как мотивационная система

Обратимся к концепции мотивации по К. Изарду. Здесь в мотивации выделяется два компонента:

  1. стимуляция;
  2. сенсорный процесс/двигательный акт.

Кроме того, К. Изард выделяет четыре типа мотивации:

  1. рефлекс (автоматическая реакция на стимул без участия сознательного компонента);
  2. инстинкт (детерминируется гормонами; представляет собой особую врожденную реакцию на тот или иной раздражитель);
  3. драйвы (определенные физиологические потребности: голод, жажда и прочее);
  4. эмоции (направляют деятельность человека).

Системы организации личности

По К. Изарду личность представляет собой результат взаимодействия шести систем:

  1. гомеостатической (в свою очередь, также представлена взаимодействием систем:
  • эндокринная;
  • сердечно-сосудистая.

Данные системы действуют без учета сознательного уровня. Также они обычно считаются вспомогательными в эмоциональной системе);

  • побудительной (основана на возникающем дефиците, который сообщает о соответствующей потребности);
  • эмоциональной;
  • перцептивной;
  • когнитивной;
  • моторной.

    Роль эмоций в управлении человеческим поведением

    Рассмотрим основные концепции в данной сфере.

    1. Н. Я. Грот. Гротом была разработана специфическая классификация психической деятельности, которая состояла из четырех звеньев:
    • ощущения,
    • представления,
    • чувствование,
    • эмоции.

    По мнению Н. Я. Грота, ощущения не могут регулировать деятельность организма, однако они могут служить показателем изменений внутренней деятельности человеческого организма. Так, ощущения способствуют началу регуляции организма.

    Грот утверждал, что только вся психика в целом может способствовать полноценной регуляции взаимодействия организма с окружающей действительностью.

    Рубинштейн писал, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации (потребностей): «Выступая в качестве проявления потребности, в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности… возникая… в деятельности индивида, эмоции или потребности, переживаемые в виде эмоций, является вместе с тем побуждениями к деятельности».

    Рисунок 1. «Уровни эмоций»

    На рисунке 1 кратко показаны уровни эмоций по Рубинштейну.

    Г. Мюнстерберг, отмечая побудительную и усиливающую (энергетическую) роль эмоций, писал:

    «…Эмоция должна направлять весь организм к действию какого-нибудь одного определенного рода. Подобно тому, как внимание дает концентрацию представлений против всех мешающих, соперничающих представлений, точно также эмоция дает концентрацию реальности и задерживает все остальные возможные деятельности. …Эмоция – это органическая волна, которая проходит через всю ЦНС, подавляя и устраняя все, что не имеет отношения к источнику эмоционального возбуждения».

    Кратко перечислим роль эмоций в регуляции поведения человека.

    1. Отражательно-оценочная роль эмоций.
    2. Управляющая роль эмоций
    • защитная функция (связана с чувством страха; предупреждает об опасности);
    • мобилизующая функция (связана с чувством страха; мобилизует резервы организма);
    • компенсаторная функция (возмещение недостаточной информации на основе сходства предметов);
    • сигнальная функция (воздействие на какой-либо предмет).
  • Дезорганизующая роль эмоций. Связана с чувством страха. Проявляется в ступоре или бессознательном повторении действий, которые не приводят к решению возникшей проблемы.

    Источник

  • Оцените статью