Управляющая роль эмоций
Управляющая роль эмоций . Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются с другом.
Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.
Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме – (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость .
Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.
Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет)
Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Об этой функции эмоций знает уже малыш, который использует ее для достижения своих целей: ведь плач, крик, страдальческая мимика ребенка вызывают у родителей и взрослых сочувствие, а у других детей — понимание, что они сделали что-то плохое. Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.
Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.
Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология.
Общие сведения о психологии и психики. «Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо потому.
Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности.
Психология поведения людей является ключом к пониманию происходящего на финансовых рынках.
16.2. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию и правовую психологию.
В каждом случае формирования работоспособной группы целесообразно Привлечение специалистов в области психологии, социологии, социальной психологии.
Это очень помогает созданию благоприятного психологического климата в группе. Под малой группой в социальной психологии понимается немногочисленная по составу группа.
Больше всего знаний о психологии работника, особенностях его профессиональных и личностных качеств может нам дать психология труда.
Учение о душе.— Психология. — Антропология и физиология.— Этика.— Политика.— О воспитании и музыке,— О власти и. рабстве.— Теория поэзии.
Источник
Виды и функции эмоций и их примеры
Эмоция – процесс, который позволяет оценить отношение человека к различным ситуациям. Безусловно, внешние и внутренние факторы оказывают значительное влияние на его поведение. Поэтому все, что человек совершает, неизбежно порождает различные эмоции. Виды и функции эмоций очень различны.
Сначала философы относились к эмоциям очень отрицательно. Они думали, что эмоциональные всплески создают препятствия для людей. Они предполагали развитие разрушительных последствий для их разумной деятельности. Причем такое отношение не исчезло и в наши дни. С ним можно столкнуться в юридической практике. Это касается случаев, когда человек совершает какие-либо действия в состоянии аффекта. В результате, происходит потеря контроля над поступками в момент его совершения. Этот факт смягчает тяжесть преступления. Эмоции в процессе эволюционном развития человека сыграли положительную роль.
Многие исследователи отметили то, что человек обладает очень богатым эмоциональным миром. Например, у животных эмоциональный мир достаточно примитивен. Поэтому человек так сильно отличается от животных. С этой точки зрения эмоции играют роль в его выживании, а также развитии и совершенствовании. Существуют различные виды и функции эмоций.
Функции эмоций
Функция побуждения играет ключевую роль в жизни человека. Она регулирует эмоциональную активность людей на уровне физиологии. В зависимости от происходящих событий, эмоции могут контролировать их деятельность. Для привлечения сил и внимания к определенному виду деятельности используются организующие функции.
Такая особенность может быть полезна для людей, которые находятся в состоянии аффекта. При этом происходит отключение разума, мобилизация скрытых физических ресурсов. Этим объясняется резкое увеличение возможностей человека в ситуации, которая представляет серьезную опасность для его жизни. Поэтому основные функции эмоций влияют на поведение людей.
Оценочные функции эмоций и чувств служат для правильного определения значимости происходящей ситуации. При этом изменяется внутреннее состояние организма. Происходит сознательная переработка важной информации.
Регуляторные функции эмоций – система, которая предназначена для регулирования внутренней деятельности. С ее помощью осуществляется удовлетворение определенных потребностей. Известно, что любая потребность приводит к образованию сильных эмоциональных переживаний. Они способны оказывать на нее достаточно серьезное влияние.
Примеры функций
В качестве примера можно привести страх. Эта эмоция мешает людям реализовывать свои потребности. Радость и воодушевление оказывает обратное действие. Благодаря этим положительным эмоциям люди более легко преодолевают трудности. Таким образом, они быстрее достигают намеченных целей.
Предвосхищающая функция побуждает людей для совершения определенных действий. По сути, данная функция опережает дальнейшее развитие событий. Такие эмоции позволяют оценить возможность положительного или отрицательного исхода.
Способность людей к взаимопониманию зависит от коммуникативных функций эмоций. При этом происходит определенное «вхождение» в эмоциональный мир собеседника. Причем такое эмоциональное состояние часто передается и другим участникам. Данная функция наиболее важна в детском возрасте. Младенцы еще не умеют говорить. Поэтому они начинают общаться с другими людьми с помощью эмоций. Дети учатся взаимодействовать с окружающими их людьми.
Эмоциональное восприятие помогает правильно оценивать различные ситуации .Таким образом, эмоции служат в качестве регуляторов в познавании мира.
Источник
Классификация функций эмоций
Отражение и оценка окружающей действительности.
Различное эмоциональное реагирование людей на одно и то же событие говорит о разнообразии оценки людьми окружающей действительности, а также субъективном переживании событий и явлений.
С помощью эмоций оцениваются прошлые события и прогнозируются будущие. Предвкушение получения удовольствия, радости от предстоящих дел, является мотивацией на эффективную работу в будущем, вызывает желание стремиться к получению желаемого.
Управляющая роль эмоций.
Эмоциями формируется отношение к тому или иному явлению, событию. Подкрепление деятельности положительными эмоциями, формирует позитивное отношение к ней.
Защитная функция эмоций.
Например, страх предупреждает человека об опасности, реальной или мнимой. Позволяет лучше продумать и прогнозировать сложившуюся ситуацию. Часто, опасения являются проявлением бессознательного контроля безопасности действий. Если человек идёт по краю дороги и не замечает приближающийся автомобиль, то подсознание сигнализирует о возможной опасности, вызывая ощущения, которые субъективно воспринимаются, как опасения или более сильная эмоция – страх.
Мобилизующая функция эмоций.
Очень способствует поднятию общего тонуса эмоции воодушевления, радости, счастья. В кровь выбрасываются определённые гормоны, которые воздействуют на физиологию человека, вызывая прилив сил. С другой стороны, испытывая страх, вроде не очень позитивную эмоцию, человек может мобилизовать себя на активные действия. Данная эмоция способствует выбросу в кровь адреналина, который моментально подготавливает организм к активной работе.
Компенсаторная функция эмоций.
Часто, эмоции компенсируют недостаток информации, необходимой для принятия решения. В сложной и непонятной ситуации, например, трудном конфликте, с помощью эмоций создаётся оценка ситуации, может быть не самая правильная, но самая простая, это хорошо или плохо. В любом случае, можно предположить, что относительная ясность лучше, чем полное непонимание.
Сигнальная функция эмоций.
Внешнее выражение эмоций передаёт другому человеку информацию о состоянии, намерениях, проявлении симпатии или наоборот. Также с помощью эмоциональных сигналов люди управляют друг другом. Создавая эмоцию разочарования можно вызывать у других, например, чувство вины, сожаление. Радость на лице, вызывает в ответ улыбку. Агрессия может обернуться ненавистью, злобой. Более того, эмоциональные сигналы не всегда воспринимаются и оцениваются сознательно. Так, люди склонны в первые секунды составлять впечатление о ком-либо, исходя из его выражения лица, проявляемых эмоций, причём делается это быстро, автоматически. Иногда можно слышать: «ты почему такой грустный?» « — Я не грустный, а задумчивый». Но определённые черты лица, выражающие эмоциональное состояние грусти, сигнализируют другому человеку — это грусть, что конечно является субъективной интерпретацией проявления эмоций другим человеком.
Социальный психоанализ эмоций
Очень интересное практичное понимание развития и функций эмоций предлагает известный психолог Козлов Н.И.
Этапы освоения арсенала эмоций:
1. Управление родителями: Использование врожденного арсенала.
Новорождённый не может говорить, а так хочется сообщить родителям о своих нуждах, потребовать внимания, поблагодарить за тёплое общение. Это можно сделать только одним способом – проявляя эмоции для привлечения внимания и управления родителями, а также другими окружающими людьми. Есть предположение, что с первых дней ребёнок использует эмоции из своего врождённого арсенала, они совсем простые, но от этого не менее эффективные. Главное получается хорошо – родители подходят и озадачиваются проблемами малыша – поесть, укачать, поменять бельё, развлечь.
2. Управление родителями: Обучение новым эмоциям.
Но ребёнок растёт, у него появляются новые интересы, потребности. И всё нужно брать от окружающего мира. Понятно, что окружающим миром для малыша являются родители или те люди, кто рядом. Для такой сложной задачи нужно обучиться новым эмоциям, например, не просто плакать, а использовать разные тона плача или громкость, чтобы мама знала – сейчас ей плачу, потому что хочу есть, а сейчас болит живот и это другой плач, а теперь нужно внимание, соответственно хныкать надо по другому и т.д. Кстати, дети умеют разным людям плакать по-разному, например, бабушке, которая редко приезжает, достаточно пискнуть, она тут же будет рядом, а папе надо орать от души, чтобы оторвать от компьютера. То есть у ребёнка появляется много разных эмоциональных состояний, которые нужны для управления родителями и другими людьми в различных ситуациях.
3. Перекладывание ответственности: мои эмоции вызываете вы.
По мере взросления и освоения богатого эмоционального арсенала, ребёнок начинает получать не только блага от окружающего мира, то есть от родителей, но ещё и мелкие неприятности. Например, оказывается, что кубики за собой нужно убирать, а бить бабушку пистолетом по голове, почему-то – нельзя. Появляется много новых требований: мыть руки, не писать в штаны, есть что дают, а не что хочется, запрещается кусать сверстников, драться, отбирать игрушки, нужно с кем то считаться… И тогда, ребёнок понимает сколь неприятны эти требования и запреты, что очень расстраивает, и выполнять все эти «заморочки» других людей совсем не хочется. Что делать? Как объяснить взрослым простую мысль: требования окружающего мира, начинают расходиться с собственными желаниями малыша. Да, это можно сделать единственно доступным способом, через эмоции. Ребёнок быстренько учится правильно обижаться. Обида родителям – всегда требование, вести себя так, как нужно ребёнку, а если взрослые посмеют отказать, предъявляется обида в виде красочных эмоций: криков, плача, истерики. Причём главное, чтобы взрослые поняли, что своими неправильными действиями они вызывают все эти негативные эмоции ребёнка, и сразу же начали вести себя правильно, то есть уступать всем капризам очень обиженного человека. Закатывая очередную истерику, ребёнок начинает верить сам и показывает это родителям, что они ответственны за эмоции малыша. Вот обидели, и теперь я вам рыдаю, не могу успокоиться, а виноваты вы – родители.
4. От родителей — к сверстникам: Выкидываем ключи эмоций, делаем эмоции непроизвольными.
Сверстники такие же маленькие управленцы, с ними нельзя общаться как с родителями, они, как правило, конкуренты. То есть хотят того же, например, играть такой же игрушкой, требуют к себе внимания, с этим надо считаться – появляется новая вводная. Эмоциональная демонстрация обиды уже работает плохо. Нужны настоящие сильные эмоции, достоверные, правдивые. Чтобы работало всё тело, орать, так до посинения, требовать, так чтобы не было сомнений – игрушка моя! Для полной достоверности включается всё тело: топанье ногами, падения на пол, царапание, кусание, короче истерика до посинения. Это настоящая телесная правда, когда эмоцию действительно уже так просто не остановить. Раньше ребёнка можно было как-то переключить, телесные ключи к эмоциям не были потеряны, например, взять на руки, потормошить, обнять и т.п. Теперь эмоции становятся как бы произвольными, включаются незаметно – ключи от них выброшены за ненадобностью.
5. Выход во взрослую жизнь, где на наши эмоции не реагирует никто…или реагируют, но не так как хотелось бы.
И вот взрослая жизнь. Чаще всего она начинается, когда человек становится кормильцем, хотя бы самого себя, то есть идёт на работу. Кому нужны его эмоции? Какие? Ты обиделся начальнику, поздравляю, желаю, чтобы первый урок неконструктивного проявления эмоций прошёл с небольшими потерями, просто второго может не быть. Зачем руководству сотрудник, болезненно реагирующий на разные эмоциональные особенности начальства. Тебе не вежливо дали распоряжение, порыдать можешь в углу, но чтобы никто не видел, иди и выполняй, работать лучше с позитивными эмоциями. Потому что в бизнесе твои внутренние переживания – это твои проблемы. Более того, если ты их захочешь навязать окружающим в виде излишней неуместной эмоциональности, то для, начала, получишь ответ – спасибо, нам это не надо.
6. Друзья и любимые — те, с кем можно продолжать эмоциональные игры.
Но кому-то обижаться надо, не выбрасывать же накопленный богатый арсенал эмоционального воздействия на близких людей. С ними можно продолжать «эмоциональные игры». Хорошо, когда есть понимание, что работа, деловые отношения, бизнес – это другой контекст, в котором общаются люди, он отличается от личного общения с родными и близкими. Соответственно, способы эмоционального воздействия и реагирования должны быть различными. Когда такого понимания нет, начинаются серьёзные проблемы в деловой коммуникации. Поэтому:
- Любая эмоция должна быть адресна и целесообразна, определена контекстом общения.
Автор: Пичугин Виталий
Размещено на сайте http://nlplife.ru/ . При публикации статьи ссылка обязательна.
Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.
Источник